Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Предметно-практическая деятельность в работе с учащимися классов "Особый ребёнок"

Дата публикации: 2020-01-10 22:50:15
Статью разместил(а):
Аранович Виктория Вадимовна

Предметно-практическая деятельность в работе с учащимися классов "Особый ребёнок"

Автор: Аранович Виктория Вадимовна

ГБОУ "Школа-интернат № 10 Колпинского района", Санкт-Петербург

 

Одной из основных целей при обучении и воспитании учащихся с отклонениями в развитии является интеграция их в обществе,  следовательно, коррекционная работа должна быть направлена на повышение социально-адаптационных возможностей учащихся.

В свете новых представлений данная работа рассматривается в двух взаимодополняющих аспектах. Это, в первую очередь, приспособление общества к индивиду, что предполагает новый, более гуманный и прогрессивный подход к проблеме, а во-вторых, адаптация индивида к обществу путем максимально возможной компенсации и коррекции отклонений в развитии.

К сожалению, первый аспект является в данный момент в большей степени теоретическим, но постепенно обретает в общественном сознании всё большее значение.

Основное внимание в настоящее время уделяется второму аспекту – адаптации индивида в обществе: развитию собственной активности, элементарной предметной деятельности, познавательного интереса, формированию навыков общения, формированию навыков самообслуживания.

Хочется подробнее рассмотреть раздел «Предметно-практической деятельности» как  Коррекционно-адаптационного занятия. Дети с отклонениями в развитии с раннего возраста нуждаются в особых условиях воспитания и обучения, обеспечивающих коррекцию нарушенных функций. Эти условия отличаются своеобразием, которое заключается в тесной связи коррекционных мероприятий с формированием практических умений и навыков.

Основной целью работы в данном направлении является формирование конкретных умений и навыков учащихся, обеспечивающих их бытовую независимость от окружающих. Чтобы правильно вести коррекционную работу по предметно-практической деятельности учащихся, необходимо исходить из индивидуальных особенностей познавательной деятельности каждого.

Учителю-дефектологу в повседневной деятельности можно  выделить следующие задачи:

1. Исправление неверных, формирование адекватных знаний о предметах окружающей действительности.

2. Развитие навыков и умений, которые, необходимы для социальной адаптации.

3. Обучение детей  умению  точно, полно и дифференцированно воспринимать предметы, их разнообразные свойства и отношения (цвет, форму, величину, расположение в пространстве, различение звуков).

Как показывает опыт работы по предметно-практической деятельности,  восприятие цвета труднее  усваивается учащимися, чем восприятие формы и величины. Это можно объяснить тем, что в восприятии цвета участвует лишь один анализатор – зрительный, тогда как в восприятие формы и величины включаются тактильно-мышечные анализаторы.

Необходимо работу по этому направлению строить с соблюдением дидактического  принципа «от простого -  к сложному» и с опорой на зону ближайшего развития ребенка (по Л.С. Выготскому). Чтобы развитие учащихся в предметно-практической деятельности проходило полноценно, необходимо их учить рассматриванию, ощупыванию, выслушиванию. В процессе восприятия они постепенно накапливают зрительные, слуховые, двигательные, осязательные образы. Чтобы свойства и отношения предметов, которые воспринимают учащиеся, были оценены – обозначены словом, они должны быть четкими, определенными.

Учащиеся с нарушением интеллекта  плохо пользуются способом зрительного соотношения. Столкнувшись с новым заданием,  они сразу же переходят к хаотичным движениям,  не умеют пользоваться поисковыми способами ориентировки – пробами и примериванием. Выработку навыков правильных действий с предметами в их взаимоотношениях и взаимном расположении призван обеспечить Коррекционно-развивающий курс «Предметно-практическая деятельность».

Основной формой воздействия на учащихся в коррекционных  учреждениях являются специально организованные занятия.

Необходимы такие приемы, которые могли бы привлечь внимание, заинтересованность каждого учащегося. Этой цели служат различные дидактические игры.

Дидактическая игра – одна из форм обучающего воздействия педагога на учащегося, которая имеет две цели:

1. Обучающую –  ту, которую преследует педагог.

2. Игровую – ту, в которой заинтересованно действует учащийся.

Важно чтобы эти цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение материала.

В дидактической игре создаются такие условия, в которых каждый учащийся получает возможность самостоятельно действовать в определенной ситуации или с определенными предметами, приобретая собственный опыт (действенный и чувственный).

Дидактическая игра позволяет обеспечить нужное количество повторений на разном материале при сохранении эмоционально положительного отношения к заданию.

При отборе дидактических игр необходимо учитывать индивидуальные особенности учащихся.

Проведение дидактических игр на занятиях предметно-практической деятельностью  можно условно разделить на два этапа:

1. Узнавание  целых образов предметов (что вызывает у учащихся наибольшие трудности).

2. Создание полноценного образа, учитывающего все свойства предметов (форму, цвет, величину, наличие и соотношений частей).

Предлагаем следующие дидактические игры в работе с учащимися по предметно-практической деятельности:

1. «Выбери предметы из двух контрастных цветов». Цель: группировка предметов по цвету в коробки или другие емкости.

2. «Выбери предметы из двух контрастных форм». Цель: группировка предметов по форме в разные коробки.

3. «Выбери одинаковые по величине предметы (большие и маленькие)». Цель: группировка различных предметов по величине.

4. «Подбери к фону». Цель: раскладывание мелких предметов (картинок) на цветные круги, квадраты, тарелочки соответствующие цвету.

5. «Грибки». Цель: подбор втулок (грибков) определенного цвета к соответствующему цветовому полю.

6. «Чудесный мешочек». Цель: узнавать на ощупь один из предметов.

7. «Куда подходит» (Доска Сегена).  Цель: поиск фигур и вкладывание в нужную прорезь.

8. «Поищи в окружающем». Цель: находить различные предметы, похожие по форме, цвету, иным характеристикам, в классе.

Развитие пространственной ориентировки:

9. «Что лишнее?». Цель: исключение «лишнего» предмета (по цвету, форме, величине).

10. «Светофор». Цель: перемена вида движения по цветовому сигналу. 

После проведенной целенаправленной, систематической работы по предметно-практической деятельности у учащихся появляется и развивается:

1. Интерес к занятиям.

2. Речь.

3. Понимание инструкций более сложного характера.

4. Самостоятельность.

5. Осмысленное выполнение заданий с применением приемов сравнения, самостоятельного исправления ошибок.

6. Более эффективное восприятие помощи.

Работа по формированию адекватной предметно-практической деятельности может быть как индивидуальной, так и подгрупповой. 

 

Предметно практическая деятельность

(пример календарно-тематического планирования - 6-й класс III четверть)

Январь (6 часов)

№ п/п

Тема урока

Количество часов

Работа с водой по методике М. Монтессори

1

Перекладывание пробок или шариков

2 часа

2

Перетекание по трубочкам

2 часа

3

Взбивание пены

2 часа

 

Февраль (8 часов)

№ п/п

Тема урока

Количество часов

Работа с водой по методике М. Монтессори

1

Выжимание губки

2 часа

2

Переливание воды с помощью пипетки

2 часа

3

Цветные капли

2 часа

4

Мытье стола

2 часа

 

Март (6 часов)

№ п/п

Тема урока

Количество часов

Работа с водой по методике М. Монтессори

1

Стирка мелких вещей

2 часа

2

Звенящая вода

2 часа

3

Вода принимает форму

2 часа

. . . . .