Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Применение нетрадиционной техники рисования для творческого развития детей с ОВЗ

Дата публикации: 2021-08-27 17:55:49
Статью разместил(а):
Носова Елена Геннадьевна

Применение нетрадиционной техники рисования для творческого развития детей с ограниченными возможностями здоровья

Автор: Носова Елена Геннадьевна

МАОУДО ЦДТ «Луч», г. Томск

 

Аннотация: Статья освещает актуальные вопросы развития личности детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) на занятиях дополнительного образования с помощью нетрадиционных техник рисования. Изучение с детьми нетрадиционных техник рисования повышает интерес к занятию, способствует поднятию самооценки, развивает коммуникативные навыки, снижает уровень тревожности, улучшает способности отражать чувства и эмоции.

Ключевые слова: дети с ограниченными возможностями здоровья, нетрадиционные техники рисования. 

Тематическая рубрика: Коррекционная школа.

 

Дополнительное образование детей – воспитывающий и обучающий процесс работы с детьми с ОВЗ посредством реализации дополнительных образовательных программ, реализующих потребность участников процесса в познании и творчестве. Дополнительное образование дает возможность детям с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) попробовать свои силы, развивать свои способности и возможности, занимаясь совместно со здоровыми детьми разными видами деятельности: художественно-эстетической, физкультурно-спортивной, культурно-досуговой и др. 

Внутренний мир детей с ограниченными возможностями здоровья и богат и сложен. Как помочь, с одной стороны, таким детям почувствовать все многообразие окружающего мира, а с другой стороны, раскрыть их внутренний потенциал? Трудности в освоении внешнего пространства и общения в нем приводят к возникновению чувства дискомфорта у детей (страхи, тревожность и т.д.). Это становится серьезным препятствием в развитии детей. Недостаточно развитая мелкая моторика при рисовании у таких детей приводит к однообразности изобразительных приемов при рисовании, отсюда однообразность тематики рисунков. Проблемы в построении сюжета рисунка и умения дополнять изображение деталями работы выглядят примитивно. Детям сложно придумать название к своему рисунку, вследствие низкой эмоциональной окраски при рассказе о своем рисунке на бумаге. Сложности в равномерность закрашивания деталей рисунка, снижает интерес или вообще вызывает потерю интереса к процессу и результату творческой деятельности. Дети, имея слабо развитое пространственное мышление, не всегда могут представить, что у них должно получиться, несмотря на объяснения педагога при работе акварелью, гуашью и другими материалами, поэтому рисунки часто выглядят неаккуратно. 

Педагог может помочь детям с ОВЗ лучше понять их окружение, социализироваться  в окружающем обществе, найти возможность выразить свои чувства, эмоции и получить новые знания. Применение нетрадиционных техник рисования раскрывает  детям с ОВЗ новые горизонты для проявления себя в творчестве, что несет большое коррекционное значение, создает атмосферу доброжелательности, открытости, повышает развитие инициативы, ответственности и заинтересованности к занятиям. Термин «нетрадиционный» предполагает применение разнообразных материалов, инструментов, способов рисования, которые не являются традиционными, всем известными.

Применение нетрадиционных техник рисования способствует приобретению новых компетенций у детей о предметах и способе их использовании, материалах, их свойствах, способах действия с ними. Дети рисуют различные изображения с помощью рук (ладонью, пальцами, кулаком, ребром ладони), получать необычные изображения различными подручными средствами (нитки, веревки, полые трубочки и т.д.), природного материала (листьев и веточек деревьев). При непосредственном контакте пальцев рук с краской дети познают ее свойства, развивая тем самым тактильные ощущения: густоту, вязкость, процесс несет положительные эмоции вследствие нарушения традиционных правил. Знакомятся с новыми цветами и возможными оттенками при смешивании красок. Для рисования можно использовать листы бумаги различные по фактуре, цвету, форме, например, квадратные или круглые. Все не привычное вызывает интерес, повышение внимание, заставляет удивляться, дает эмоциональный подъем, на фоне которого происходит толчок к развитию воображения, творчества, самостоятельности, индивидуальности.  

Нетрадиционные техники рисования требуют неукоснительного соблюдения порядка действий. Следовательно, дети учатся планировать ход выполнения работы. Работа с нетрадиционными техниками рисования стимулирует положительную мотивацию к созидательной, творческой деятельности, вызывает радостное настроение у детей, снижает неуверенность перед работой с красками, уменьшает страх не справиться с рисованием и получения неодобрения окружающими полученного результата, существенно повышает самооценку ребенка.

Занятия не утомляют детей, у них сохраняется высокая работоспособность на протяжении всего занятия. Использование различных техник изображения позволяют учесть индивидуальные особенности детей, заниматься индивидуально или группами. Дети видят значимость получившегося результата труда, Это позволяет принимать детям с ОВЗ участие в конкурсах и выставках наравне с обычными детьми.

Изобразительная деятельность имеет неоценимое значение для всестороннего развития детей. 

Существуют различные техник нетрадиционного рисования, они позволяют с интересом и в игровой форме достичь желаемого результата. Успешность обучения  зависит от разнообразия методов и приемов применяемых  педагогом, для подачи детям определенной информации, что помогает сформировать у них знания, умения, навыки.

Все техники доступны и просты в исполнении. Рассмотрим некоторые из них:

1. Монотипия.

Монотипия (от греческого «monos»-один, единый и «tupos»-отпечаток) - это графическая техника создания только одного, уникального отпечатка. Максимально пробуждает фантазию и интуитивное образное мышление.

Лист бумаги для рисования разделится на две равные части, путем сложения его пополам. На одной части нарисовать воображаемую половину симметричного предмета. Пока краска не высохла, наложить чистую половину листа на изображение и прогладить ладонью. Раскрыть лист, и при дорисовать элементы предмета.

2. Рисование пальчиками.

Способ получения изображения: опускается в гуашь пальчик, и наносятся точки, (пятнышки) на бумагу, создавая изображение. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.

3. Тычок жесткой полусухой кистью.

Дети опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом, заполняется весь, контур рисунка. Получается имитация пушистой фактурности  или колючей поверхности.

4. Кляксография.

Акварельную краску развести водой и капнуть большую каплю на лист бумаги. Взять трубочку и подуть через нее в центр кляксы, раздувая ее в разные стороны. Детям предлагается придумать, что напоминают им получившееся клякса. При желании ребенок дорисовывает дополнительные детали.

5. Рисование нитками.

Сделать отрезки из ниток (2-5 шт.) длиной примерно 7-10 см. Отрезок нитки обмакнуть в краску потом, положить нить внутрь сложенного пополам листа бумаги и вытянуть наружу предварительно прижав лист ладонью. Тянуть можно в разных направлениях, и закладывать одновременно нитки с разным цветом краски.

6. Рисование с помощью соли.

Способ основан на свойстве соли оставлять белые следы на рисунке. Нарисовать акварелью рисунок. На влажный рисунок в нужном месте насыпать крупную соль. После высыхания краски соль стряхивается.

7. Рисование «Набрызг».

На зубную щетку или на жесткую кисть набирается краска, и с помощью палочки разбрызгивается на рисунок.

8. Рисование сухими листьями.

Рельефную сторону листа дерева раскрашиваем гуашью и делаем отпечаток на лист бумаги. Повторяем до получения задуманного рисунка.

Каждая из перечисленных выше техник рисования может быть использована как отдельно, так и вместе с другими. Возможно, добиться хороших результатов объединяя их с традиционными техниками рисования. Позволяют эффективно использовать новые художественно-выразительные приёмы для изображения художественного образа. К тому же не традиционные техники рисования наиболее интересны и увлекательны для детей. Использование нетрадиционных приемов работы для детей с ОВЗ помогает справиться им с проблемами в поведении, повышает работоспособность, оказывает помощь при профилактической и коррекционной деятельности. Использование в работе различных нетрадиционных способов рисования, вызывает у детей не поддельный интерес и желание творить. 

 

Литература:

1. Водинская М.В., Шапиро М.С. Развитие творческих способностей ребенка на занятиях изобразительной деятельностью. М. Теревинф. 2012.

2. Ильина Н.М. Нетрадиционные техники рисования как средство развития художественно-творческих способностей детей в условиях внедрения ФГОС ДО / Н.М. Ильина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 51 (289). — С. 339-341.

3. Ильина Н.М. Нетрадиционные техники рисования как средство развития художественно-творческих способностей детей в условиях внедрения ФГОС ДО / Н.М. Ильина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 51 (289). — С. 339-341.

 

. . . . .