Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Использование дидактических игр на формирование словообразовательных процессов у детей с общим недоразвитием речи

Дата публикации: 2021-09-26 16:12:59
Статью разместил(а):
Веребьёва Наталья Владимировна

Использование дидактических игр на формирование словообразовательных процессов у детей с общим недоразвитием речи

Автор: Веребьёва Наталья Владимировна

ГУО «Ясли-сад № 28 г. Минска»

 

Аннотация: В статье рассмотрены особенности формирования процессов словообразования у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, приведены примеры использования дидактических игр.

Ключевые слова: словообразование, общее недоразвитие речи, дидактические игры.

Тематическая рубрика: Коррекционное образование.

 

Полноценная речь ребёнка является непременным условием успешного обучения в учреждении общего среднего образования. Поэтому речевому развитию ребенка в учреждении дошкольного образования уделяется большое внимание.

Развитие речи детей дошкольного возраста подчиняется единым законам, как при норме речевого развития, так и при общем недоразвитии речи (ОНР). Однако дошкольники с ОНР не могут овладеть речью без специального обучения.

На протяжении двух веков ученые-лингвисты, психологи, педагоги, психолингвисты продолжают изучение закономерностей, последовательности и этапов развития словообразовательных возможностей при онтогенетическом развитии речи (А.Н. Гвоздев, А.А. Леонтьев, Д Б Эльконин, и др.) [2, c. 3].

Практически все исследователи, изучавшие проблему общего недоразвития речи, так или иначе отмечали недостаточные возможности этих детей в образовании новых слов (Н.С. Жукова, Р.И. Лалаева, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, А.В. Ястребова, и др.) [2, c. 3]. 

В современной науке словообразование принято рассматривать как особый вид речемыслительной деятельности, выделяя в нем ряд базовых операций: операцию вычленения и опознания морфемы на слух из звучащего слова и операцию интеграции словообразовательной частицы в состав нового (производного) слова (А.А. Леонтьев, С.Н. Цейтлин, А.М. Шахнарович и др.). Низкие возможности вычленения морфемных словообразовательных элементов в составе слов во многом обусловлены недоразвитием когнитивных процессов у детей с ОНР [2, c. 22].

Недостаточно анализируемый морфологический состав слов приводит к множественным ошибкам не только устной речи, но и письма. Их регулярными проявлениями считаются частотные лексические замены, ошибки использования самостоятельно созданных слов [2, c. 14]. 

Педагогу достаточно трудно удерживать внимание детей с ОНР на протяжении всего занятия, так как для этих детей характерны пониженная работоспособность и быстрая утомляемость, поэтому занятие необходимо строить с учетом основного вида деятельности дошкольников, которым является игра. Использование специальных игр, является эффективным методом формирования словообразовательных процессов данной категории детей.

По мнению Л.С. Выготского, игра является ведущей линией развития в дошкольном возрасте. Дидактические игры дают возможность много раз упражнять ребёнка в повторении нужных словоформ, способствуя тем самым развитию словообразовательных навыков.   

Использование на занятиях дидактических игр может способствовать появлению у детей игрового, а затем и познавательного интереса, привлечению внимания детей к структуре слова, развитию у них словообразовательных умений и навыков. Особое место в нашей работе мы (педагоги) уделяем именно дидактическим играм. Главная особенность которых состоит в том, что задание предлагается детям в игровой форме. Использование дидактических игр может способствовать появлению у детей интереса, привлечению внимания. 

Изучив и проанализировав последовательность работы по формированию словообразовательных процессов у старших дошкольников с ОНР и, опираясь на свой опыт работы в данном направлении, мной было разработано учебно-игровое пособие, в основу которого заложены направления и этапы, по которым ведется коррекционная работа по формированию словообразования у детей старшего дошкольного возраста с ОНР, изложенные Лалаевой Р.И., и Серебряковой Н.В., и предусматривают постепенное усложнение их составляющих [1, с.90].

В пособии объединены наглядный и речевой материал. Картинный материал, необходимый для использования на занятии группируется и по частям речи, и по словообразовательным моделям. При этом формирование словообразования различных частей речи происходит последовательно-параллельно [1, c. 90].

Рассмотрим некоторые примеры использования данного пособия.

При словообразовании существительных с суффиксом -чик- детям предлагается по очереди изменять слова с помощью суффиксов (шкаф(чик), забор(чик), тюльпан(чик) и т.д.). Для поддержания внимания на протяжении занятия необходимо проводить игры: использовать картинки как игровое поле, по которому участники движутся при помощи кубика и фишек. На какой картинке остановилась фишка, ту картинку необходимо назвать ласково. Выигрывает тот, кто ответил правильно.  

Дифференцируя глаголы с приставками (за-, вы- от-, при-, пере- и т.д.), предлагаются следующие задания: называется слово, обозначающее действие, которое необходимо изменить, а дети должны изменять слово с помощью приставок (мальчик в дом … (входит), из дома … (выходит), дорогу… (переходит)). Стимулируя детей к образованию нужных глаголов, педагог называет существительное с предлогом, дети при этом должны досказать глагол. Названные детьми слова сравниваются, выделяется общая часть (приставка). Отвечают дети по очереди, за каждый правильный ответ получают «сокровища». Во время выполнения задания дети вместе с педагогом пытаются определить значение общей части ряда слов (глагольной приставки). Так, например, приставка в- означает вход куда-либо.  

Работу над притяжательными прилагательными провожу аналогично, с учетом последовательности их появления в онтогенезе. Использую как можно больше однотипных примеров на каждый из часто встречающихся суффиксов. Например, образование относительных прилагательных с суффиксом -н-. Дети рассматривают картинки, затем отвечают на вопросы «Какой?». Сок из моркови — морковный, суп из грибов — грибной.

В пособие также включены примеры игр и упражнений на формирование и закрепление словообразования существительных, глаголов, прилагательных, родственных слов, примеры конспектов занятий.

Помимо основных заданий можно проводить работу над закреплением лексики, связной речью, слоговой структурой слова, фонематическими процессами, развитием зрительной памяти. 

Такая работа позволяет эффективно устранять имеющиеся у детей нарушения, что помогает ребенку в дальнейшем легче адаптироваться к школьной среде, успешно развиваться и обучаться.

 

Список литературы:

1. Лалаева Р.И. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи (формирование лексики и грамматического строя) / Р. И. Лалаева, Н. В. Серебрякова. –  СПб. : СОЮЗ, 1999. – 160 с.  

2. Туманова Т.В. Формирование словообразовательной компетенции детей дошкольного и младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи : автореф. дис. …д-ра пед. наук : 13.00.03 / Туманова Татьяна Володаровна; [Место защиты: Московский государственный открытый педагогический университет им. М.А. Шолохова]. – М., 2005. – 45 с.

 

. . . . .