Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Дети с ОВЗ, или школа, открытая для всех

Дата публикации: 2020-02-21 18:51:06
Статью разместил(а):
Светлана Михайловна Ризаева

Дети с ОВЗ, или школа, открытая для всех

Автор: Ризаева Светлана Михайловна

ГКОУ "Центр инклюзивного образования "Южный", г. Москва

 

Аннотация: В статье представляются результаты аналитической деятельности учителя по проблеме охвата ребёнка с ограниченными возможностями здоровья, определяются трудности и возможные меры их преодоления.

Ключевые слова: ребёнок с умственной отсталостью, инклюзивное образование, образовательная среда, корректирующее воздействие.

Тематическая рубрика: Коррекционная школа.

 

Чужой, непохожий на нас человек вызывает беспокойство.

Аня – воспитанница Центра содействия семейному воспитанию. Девочке 16 лет. У неё глубокая умственная отсталость. Речь как средство коммуникации не использует. Периодически громко кричит. Обследует предметы окружающего мира ртом. Не может самостоятельно удовлетворять свои потребности. Вся её жизнь организована так, что рядом находится взрослый.

У меня была возможность познакомиться с этой удивительной девочкой. Аня – моя ученица! Ей 16 лет. Её зачислили в Центр инклюзивного образования.

И вот мы остались с Аней вдвоём. Аня стереотипно хватает меня за руки и начинает громко кричать. В этот момент девочке не хватает собственного равновесия, чтобы установить со мной контакт. Но я должна добиться доверия ребёнка. Нам ни в коем случае нельзя отрывать взгляд от цели.

Я избегаю, насколько это возможно, смотреть на девочку прямо или садиться к ней слишком близко. Иначе ей это может показаться угрозой или прикосновением. Некоторое время спустя я замечаю, что напряжение мышц у Ани спадает, а глазами она уже выбирается из своего «гнёздышка». Она не находится в центре событий и чувствует себя защищённой. Словно между делом я перекатываю из руки в руку шарик с водой и плавающими в ней уточками. Я слежу взглядом за шариком, делая вид, что сейчас меня интересует только он. Как будто невзначай шарик выскальзывает из моих рук и катится от ребёнка. Не надо сразу катить шарик к ребёнку! Вновь намеренно отвлекаю внимание моей ученицы. Я «играю» с куклой. Рано или поздно, как будто случайно, шарик подкатится и к Ане. Мы уже ведём диалог. Со временем девочка поворачивается лицом ко мне и к происходящему. Мне удалось установить контакт с Аней!   

Аня доверилась мне. Позже наши занятия с Аней выглядели следующим образом. Я брала Аню и вводила в комнату для занятий, напевая специальную песенку. По комнате были расставлены игрушки различного типа, которые уже знакомы Ане и, конечно, которые ей нравятся. Задачей Ани было показать на желаемую игрушку, дотронувшись до неё рукой. Вдруг Аня на этом занятии пробует ползти по-пластунски, чтобы взять игрушку. Появилась жажда к движению. Значит, и сегодняшний день прошёл не зря.

Шло время. У Ани закрепился мимико-соматический «комплекс оживления»: она начала воспринимать обращение к себе и «отвечать» на него сочетанием улыбки. Наблюдая себя в зеркале, выражает эйфорическую радость. Её улыбка придаёт мне силы, вдохновляет, мотивирует.

С гордостью поворачивается к окружающим. Вместе с Аней я и себя настраиваю на успех, шепчу про себя: «Только не ленись, только не переживай, ты можешь всё, я верю в тебя!»

И, действительно, может... Может дотянуться до ящика. Встать везде, где только возможно, а затем пройти вдоль предмета, главное, чтоб была опора. Ощупывает, постукивает, рассматривает предмет. Смотрит на знакомые предметы, когда их называют. Ищет глазами предмет, находившийся сначала непосредственно перед глазами, а затем сдвинутый в сторону. Если яркую игрушку спрятать под одним из двух одинаковых платков, то Аня в состоянии вспомнить через 1 секунду, где она лежит. Подражая, кладёт предмет в коробку или ящик. Ловко перекладывает мячики из одной коробки в другую. Прячет каштаны в ящик, протискивая их в мелкие отверстия. Обожает пирамиду.

Мимикой, собственными жестами, вокализациями приглашает взрослого к практическому сотрудничеству, требует от него показа способов действия с предметами и игрушками, радуется открытию новых способов и свойств предметов, пытается воссоздать элементарные предметные действия, ориентируется на взрослого как на образец для подражания. Обнимает и качает куклу или мягкую игрушку. Принимает участие в игре с взрослым, катая мяч в течение 5 – 7 минут. Во время игры смеётся. Продолжительность времени, в течение которого Аня может спокойно заниматься самостоятельно, возросла до 20 минут.

Очевидные плюсы определились. Работа определённо вывела ребёнка на абсолютно новый уровень обучения: достаточно высокая мотивация учащейся, достижение цели урока, снятие психологического напряжения.

Следит за беседой, наблюдая за говорящими. Повторяет один и тот же слог 3-4 раза (ма-ма-ма, аня-аня-аня-аня). Понимает обращённую речь в контексте знакомой ситуации.

У нас есть специальная коробка с игрушками – символами наших песенок и музыкальных игр. Аня всегда с радостью принимает в них участие. Особенно любит игры под музыку и манипуляции красками. Кричит крайне редко. К тому же мы обнаружили, что она понимает обращённую речь, правда в контексте знакомой ситуации и знает жест  «молодец»; уж очень нравится ей гладить свою ладошку.

Перед нами девочка, которая вся светится от счастья. С гордостью поворачивается к окружающим. Ходит с поддержкой, поднимается и спускается по лестнице, держась за опору. А ещё танцует, держась за руки.

Уходя с урока, я каждый раз думаю: «Что-то очень важное я сегодня ещё не сделала».

 

Литература:

Каждый человек – священная история / Жан Ванье; пер. с англ. М. Завалова. – М.: Дорога в мир, 2014. – 240 с. – (Наш ковчег. От первого лица)

 

. . . . .