Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 29.02.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ 5
         
         
kn publ E   kn publ 3   kn publ 4
         

Преподавание геометрии на уроках математики

Дата публикации: 2021-12-17 12:22:43
Статью разместил(а):
Максимова Светлана Родионовна

Преподавание геометрии на уроках математики

Автор: Максимова Светлана Родионовна

«Цивильская ОШИ для обучающихся с ОВЗ №1» Минобразования Чувашии

 

Аннотация: В статье рассматривается проблема привития навыков математического мышления у обучающихся с ОВЗ на уроках математики. Даются формы и методы обучения для подготовки каждого ребенка с ограниченными возможностями здоровья к самостоятельной, независимой от помощи окружающих жизни.  

Ключевые слова: обучающиеся с ОВЗ, геометрия, математика.

Тематическая рубрика: Коррекционное образование. 

 

Каждый ребенок должен ходить в школу, изучать русский язык, математику, музыку, общаться со сверстниками. ОВЗ – не приговор, а лишь необходимость создания определенных условий, которые и были разработаны Федеральным Государственным Стандартом нового поколения. Я ставлю перед собой такие цели обучения математике для детей с нарушением интеллекта:

· Овладение комплексом минимальных математических знаний и умений;

· Развитие логического мышления, пространственного воображения;

· Формирование предметных основных общеучебных умений;

· Создание условий для социальной адаптации учащихся.

На практике при обучении детей с ОВЗ необходимо использовать активные приемы и методы обучения, тем самым повышая познавательную активность детей, развивая их творческие способности, повышая мотивацию к обучению, стимулируя самостоятельную деятельность. 

Для меня главная трудность на уроке состоит в том, чтобы соотнести индивидуальные возможности детей с ОВЗ с необходимостью выполнения образовательного стандарта. Поэтому на уроке я стараюсь чередовать разные виды деятельности:

а) урок начинается с заданий, которые тренируют внимание и память;

б) в середине урока решаем сложные интеллектуальные задания;

в) чередую задания, связанные с обучением, и задания, имеющие только коррекционную направленность (зрительная гимнастика, использование заданий на развитие мелкой моторики, развитие восприятия и мышления);

г) применяю игровые моменты, моменты соревнования, т.е. всю ту деятельность, которая затрагивает эмоции детей и связывает знания с жизнью.

Я также применяю на уроках методические приемы для обучения детей с ОВЗ: строго слежу за дозировкой содержания учебного материала, делю большие задания, поэтапно разъясняю задания, ученик последовательно выполняет этапы задания с обязательным контролем каждого этапа.

Закрепление и отработка полученных знаний, умений и навыков строятся на разном дидактическом материале, индивидуально подобранном для учеников (дифференцированные индивидуальные карточки, упражнения из учебника, тексты на доске, на слайдах презентации).

Методы и приёмы, которые я использую: 

·  словесный метод;

·  наглядный метод;

·  методы самостоятельной учебной работы и работы под руководством учителя;

·  методы контроля (как устный, так письменный);

·  методы самоконтроля и взаимоконтроля;

·  дифференцированная работа.

·  работа в группах.

Одной из основных задач изучения геометрического материала в коррекционной школе является развитие и формирование геометрических представлений, понятий о плоскостной и объемной фигурах, классификации фигур, их свойствах, длине, площади, объеме и единицах их измерения. В связи с этим знакомлю учащихся с измерительными и чертежными инструментами (линейкой, циркулем, чертежным треугольником, рулеткой, транспортиром) и вырабатываю прочные навыки работы с ними. Следует также развивать умение решать практические задачи, применяя геометрические знания и умения. 

В процессе изучения геометрического материала у учащихся развиваются наблюдательность, внимание, способность абстрагироваться от конкретных свойств предметов (кроме формы). Они учатся сравнивать, дифференцировать, классифицировать геометрические фигуры. У детей развивается способность к логическому мышлению, к анализу и синтезу, к обобщениям, формируется умственная деятельность. Речь школьников обогащается специфическими геометрическими терминами, выражениями, расширяется и активизируется словарь. 

Овладение навыками измерения, черчения, работы с измерительными и чертежными инструментами совершенствует моторику, развивает самостоятельность, уверенность учащихся. 

Решению задач обучения наглядной геометрии и преодолению трудностей в изучении геометрического материала у учащихся во многом способствует правильная организация и методика преподавания. 

Изучение геометрического материала в коррекционной школе должно быть наглядным и действенным. Формирование пространственных и геометрических представлений у учащихся возможно только через непосредственное восприятие ими конкретных предметов окружающей действительности, материальных моделей геометрических образов. Только от них можно переходить к использованию чертежей, графиков и т.д. 

Поэтому широко использую наглядный материал. В качестве наглядных средств использую модели геометрических фигур, тел, изготовленные из цветного картона или плотной бумаги, дерева, пластмассы и других материалов (многоугольники, углы, круги и окружности, параллепипеды, пирамиды, конусы, цилиндры, шары и т.д.), плакаты с изображением фигур, реальные конкретные предметы, которые по форме тождественны или имеют сходство с изучаемыми геометрическими фигурами, чертежи всех геометрических фигур, тел, единицы измерения длины, площади, объема (там, где возможно, в натуральную величину), таблицы соотношения этих мер, единицы измерения площадей и объемов геометрических фигур, наборы игр (геометрические мозаики, лото, домино, строительные конструкторы), слайдовые презентации. 

Преподавание элементов геометрии невозможно сделать действительным, если учащиеся только наблюдают работу учителя или одного из товарищей с наглядными пособиями. Каждый ученик на уроке работает с раздаточным геометрическим материалом. Поэтому наборы раздаточного дидактического материала есть и у учащихся, и у учителя. Наряду с геометрическими фигурами в качестве раздаточного материала используются полоски бумаги, палочки разной длины, пластилин. 

При изучении геометрического материала широко применяю также измерительные и чертежные инструменты (как классные, так и индивидуальные): линейка, рулетка, циркуль, чертежный треугольник. При изучении отдельных тем использую модель треугольников, квадратов. 

Выбор методов и приемов, применяемых при изучении геометрического материала, определяю характером изучаемого материала, индивидуальными возможностями умственно отсталых детей и задачами учебно-воспитательного процесса в коррекционной школе. 

При формировании геометрических представлений, выработке измерительных и чертежных умений широко применяю предметно-практическую деятельность школьников, комментирование этой деятельности, методы наблюдений, демонстрации, практические работы в сочетании с беседой и объяснением. 

На I этапе формирую у учащихся образы геометрических фигур. Достигаю этого путем организации многократных наблюдений с учениками моделей геометрических фигур и тел (круга, квадрата, треугольника, любого прямоугольника, шара, куба, бруса), изготовленных из разных материалов, разного цвета и массы, различного положения в пространстве. Учащиеся не только наблюдают эти фигуры, но выполняют с ними разнообразные практические работы: обводят, раскрашивают, заштриховывают, лепят, производят аппликационные работы, моделируют их из палочек, полосок бумаги, вырезают из картона, плотной бумаги. Они знакомятся с названиями геометрических фигур и тел, рассматривают окружающие вещи, узнавая в них геометрические фигуры. Например, тетрадь имеет форму прямоугольника, флажок – треугольника, дно стакана – круга, мяч – шара и т.д. Дети сами приводят примеры предметов, имеющих форму тех или иных геометрических фигур. Постепенно они учатся вычленять знакомые геометрические фигуры на рисунках из знакомых геометрических форм, они конструируют игрушки. 

Знакомя учащихся с образом угла, показываю модель угла и выделяю угол не только на геометрических фигурах (прямоугольнике, его частном виде – квадрате, треугольнике), но и на окружающих вещах (угол стола, угол доски, угол книги, угол тетради и т.д.). Демонстрируя прямую, кривую, отрезок учу школьников выделять, находить эти геометрические фигуры на предметах, т.е. не только начертить кривую линию на доске и в тетрадях, но одновременно продемонстрировать кривую на веревке (если веревку держать за концы и не натягивать). Примером кривой линии могут быть обруч, кольцо, бублик, край тарелки т.д. После этого сами учащиеся приводят примеры кривых линий на окружающих вещах. Постепенно школьники с нарушением интеллекта приобретают способность отвлекаться от конкретных свойств материальных предметов, у них формируются геометрические представления. 

В этот период большое внимание стоит уделить дидактическим играм, с помощью которых учащиеся лучше запоминают образы геометрических фигур и тел, их названия, соотносят названия с соответствующим образом геометрической фигуры. Рекомендую широко использовать игры «Геометрическое лото», «Геометрическое домино», «Подбери такую же фигуру», «Покажи фигуру, на которую похожа эта игрушка», «Угадай, что спрятано в мешочке» и др. Полезны также слуховые и зрительные диктанты. С их помощью учащиеся учатся различать геометрические фигуры, запоминают их названия. Игры развивают и их пространственные представления (закрепляются отношения взаимного положения предметов, фигур, выраженные словами вверху, внизу, слева, справа, впереди, сзади, посередине, между, около, над, под, первый, последний и т.д.).           

Огромное значение  в работе с геометрическим материалом играют игры, особенно, «Танграм». Можно сделать долговечные детали для этой головоломки из пластика, который есть, наверняка в каждом доме. Эти коробки достаточно легко режутся ножницами. Если вас будут смущать острые углы деталей, то их можно немного закруглить.

В результате упражнений и заданий к этой игре ребенок научится анализировать простые изображения, выделять в них геометрические фигуры, научится визуально разбивать целый объект на части и наоборот составлять из элементов заданную модель.

“Танграм” часто называют “головоломкой из картона” или “геометрическим конструктором”. Это одна из несложных головоломок, которая под силу детям с умственной отсталостью. Игра очень проста в изготовлении. Квадрат 8х8 см из картона, пластика, одинаково раскрашенный с двух сторон разрезают на 7 частей. В результате получается 2 больших, 1 средний и 2 маленьких треугольника, квадрат и параллелограмм. Используя все 7 частей, плотно присоединяя их друг к другу, можно составить очень много различных изображений по образцам и по собственному замыслу.

Заключение. 

Работая с детьми с ОВЗ, считаю надо прежде всего учитывать индивидуальные особенности каждого обучающегося, мотивировать ребенка к учебному процессу. Конспект урока составлять с учетом чередования умственной и практической деятельности, преподносит материал небольшими дозами, использовать интересный и красочный дидактический материал и средства наглядности. Не забывать про педагогический такт. Каждого ученика, а особенно ребенка с ОВЗ необходимо поощрять за успехи, своевременно и тактически помогать ребенку, развивать в нём веру в собственные силы и возможности. И только единство совместной деятельности учитель – ученик способствует успешной адаптации, реабилитации и личностный рост детей в социуме.

 

Список литературы: 

1. Логинова Е.Т. Социально-педагогическое обеспечение социализации детей с выраженной интеллектуальной и сенсомоторной недостаточностью. – СПб: Издат., РГПУ им. А. И. Герцена , 2006г.

2. Петрова В.Г. Психология умственно отсталых школьников: учеб. пособие / В. Г. Петрова, И.В. Белякова. – 2-е изд.. – М.: «Академия», 2004. – 160 с.

3. Руководство по работе с детьми с умственной отсталостью. Под ред. М. Пишчек. – СПб., 2006 г. 

4. Математика. Методические рекомендации 5-9 классы. М.: Просвещение, 20020 г.

 

. . . . .