Формирование пространственных представлений как одно из требований при овладении графикой письма
Формирование пространственных представлений как одно из требований при овладении графикой письма
Атор: Ким Лилия Петровна
КОУ «Нефтеюганская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
Пространственные представления являют собой сложную структуру психики. Они появляются в онтогенезе одними из первых. Своевременное их формирование – одно из важнейших условий правильного развития ребенка. Если пространственные представления сформированы у ребенка недостаточно или неточно, это напрямую влияет на уровень его интеллектуального развития: при конструировании малышу бывает трудно составить целое из частей, воспроизвести заданную форму, у него нарушается графическая деятельность. Из-за того, что ребенку трудно различить, как располагаются в пространстве отдельные элементы букв, запомнить их конфигурацию, он может писать некоторые из них в зеркальном отображении: «З» вместо «Е», «R» вместо «Я». При письме нарушаются высота, ширина, и наклон буквы, что, конечно же, сказывается на качестве и скорости письма. Поэтому пространственные представления нужно формировать за долго до того, как ребёнок сядет за парту.
Какие же основные направления в работе нужно использовать? В работе нужно использовать такие направления как: ориентирование в схеме собственного тела; в окружающем пространстве; на плоскости; восприятие пространственных отношений между предметами.
В коррекционно-педагогической работе учитываются следующие принципы:
1) Построение обучения с учетом ведущей деятельности. Общепризнано, что наиболее благоприятные условия создаются в специально организованных играх-занятиях, в дидактических играх и в упражнениях. Дидактическая игра – одна из наиболее значимых форм обучающего воздействия взрослого на ребенка. В то же время, игра – основной вид деятельности детей. А дидактические игры позволяют повысить восприимчивость детей, разнообразить учебную деятельность, внести занимательность.
2) Осуществление индивидуального и дифференцированного подхода к детям с учетом уровня сформированности пространственных представлений и практических ориентировок, особенностей их познавательного и речевого развития.
3) Учет закономерностей развития пространственных представлений у детей дошкольного возраста.
4) Системность, последовательность в усложнения материала.
5) Создание ситуации успеха каждого ребенка, эмоциональная включенность ребенка в игровой процесс.
Некоторые примеры дидактических игр и упражнений.
1. Ориентировка “на себе”; освоение “схемы собственного тела”.
Как правило, дети плохо ориентируются в схеме собственного тела, поэтому особенное внимание следует уделить формированию понятий правая сторона и левая сторона.
Здесь чаще используются задания на поднятие правой или левой руки, показа правого уха правой рукой - левой левого уха и т.д. постепенно задания усложняются.
Игра «Обезьянки» детям надо, повторяя все действия за педагогом, показать и назвать части лица, головы.
Игра «Путаница» детям предлагают правой рукой закрыть левый глаз; левой рукой показать правое ухо и правую ногу.
2. Ориентирование в окружающем пространстве.
В игре “Что где находится?” ребенок показывает правую руку и называет, что находится справа, а затем ему предлагают закрыть глаза, повернуться на одном месте несколько раз, предлагают открыть глаза, и опять просят показать правую руку, назвать то, что находится справа от него. Таким образом, проводится работа и с левой рукой.
Игра: “Что стоит внизу, наверху, (Кто стоит)”. Цель: знакомство с пространственными отношениями, выраженными с помощью предлогов “на”, “под”, “рядом”.
Игра “Колокольчик”. Все дети сидят на ковре, один из них – водящий, он закрывает глаза. Ведущий (педагог)отходит в какую-нибудь сторону и звонит в колокольчик. Тот, кто водит, должен назвать, – откуда слышен звон. Если называет верно, то становится ведущим.
3) Игры на формирование умений ориентироваться на плоскости (ориентировка на листе бумаги, т.е. в двухмерном пространстве).
Игра “Назови соседей”. Для этого используется лист бумаги, на котором хаотично расположены изображения различных предметов.
Педагог просит найти изображение какого-то предмета и определить:
- что изображено справа от него,
- что нарисовано под ним,
- что находится вверху справа от заданного предмета, и т.п.
Игра “Укрась ёлку”. Цель – найти местоположение игрушки по инструкции педагога.
4) Игры на восприятие пространственных отношений между предметами.
Игра “Что где стоит?” Цель – установление пространственных отношений между предметами. (“Справа от матрешки стоит пирамидка, а слева сидит мишка, сзади матрешки стоит неваляшка”).
Игра “Да-нет”. Цель – формирование умения определять пространственное положение предмета. Например: “Я загадала предмет, а вы с помощью вопросов должны определить его местонахождение”. Дети задают вопросы: “Этот предмет находится справа? Справа у окна? Справа у розы? На подставке? В шкафу? На верхней полке?” и т.д.
Игра “Новоселье”. Каждый из детей по очереди должен “заселить” дом по заданной инструкции. Например, внизу квартиры получили: мышка, козлёнок и обезьянка, причём козлёнок – слева, а обезьянка – между мышкой и козлёнком, и т.д.
Важно учитывать индивидуальный уровень развития детей и в соответствии с возможностями ребёнка подбирать дидактические игры разной сложности. Так же формированию графических умений и навыков способствует упражнения- обводка, штриховка, раскрашивание, дорисовка, работа в клетке.
При поступлении ребенка в школу начинается новый этап приобретения знаний, умений и навыков, в том числе и в области освоения пространства. Изучение письменных законов связано с развитием пространственного различения их формы, положения, величины. Кроме того, графика письма предполагает не только одинаковую высоту букв, но и постоянное расстояние между буквами и их отдельными элементами, а также определенное расстояние между словами. Каждое буквосочетание имеет свои пропорции в зависимости от формы букв, числа элементов, соединений букв между собой. Именно поэтому одним из требований при овладении графикой письма выступает развитие у ребенка пространственных представлений.
Список литературы:
1. Семаго Н.Я. Формирование пространственных представлений у детей. Дошкольный и младший школьный возраст: Методическое пособие и комплект демонстрационных материалов. – М.: Айрис-пресс, 2005. (Библиотека психолога образования)
2. Садовникова В.И. Нарушение письменной речи у младших школьников. – М., 1983.
3. Семаго М.М., Семаго Н.Я. Психолого-медико-педагогическое обследование ребенка: Комплект рабочих материалов. Под общ. ред. М.М. Семаго. М.: Аркти, 2001.- 133 с.