Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Специфика деятельности классного руководителя в работе с детьми с ОВЗ

Дата публикации: 2022-02-21 18:27:49
Статью разместил(а):
Тамбовцева Елена Николаевна

Специфика деятельности классного руководителя в работе с детьми с ОВЗ

Автор: Тамбовцева Елена Николаевна

МАОУ "СОШ 37", г. Краснодар 

 

Аннотация: Классный руководитель российской средней школы сегодня – это не только координатор учебно-воспитательного процесса, но и лицо, которое участвует в формировании безопасных условий образовательной среды, в формировании и внедрении здоровьесберегающих технологий. В рамках здоровьесберегающих программ, направленных на сохранение здоровья - повышение двигательной активности сегодня, является ключевым фактором. Однако, решение проблем с повышением двигательной активности у детей с хроническими заболеваниями и для детей с ОВЗ, у которых помимо основного заболевания, как правило, присутствуют и другие сопутствующие болезни - без заключения и согласования со специалистами медицинского профиля и психологами - весьма опасно. В связи с этим, автор статьи не только обозначил и охарактеризовал данную проблему, но и предложил собственное решение.

Ключевые слова: классный руководитель, здоровье, учащиеся, дети с ограниченными возможностями здоровья, двигательная активность.

Тематическая рубрика: Коррекционное образование.

 

Активная государственная поддержка образования это, пожалуй, главные отличия современного периода развития российской школы, которая приобретает статус ключевого мобильного действенного потенциала прогрессивного общественного развития. По словам Президента РФ В. Путина путь современного среднего российского образования, это путь, который "... конечно же, начинается в школе, она была и, уверен, будет для ребят вторым домом, который должен стать уютным и современным". Эти слова следует рассматривать как то, что школа на современном этапе развития среднего образования должна отвечать не только инфраструктурным требованиям, но и сформировать психологический климат, среду безопасного, благоприятного развития в которой ребёнок должен чувствовать себя комфортно.  

Ключевой задачей современной российской школы является не только обеспечение качества учебного процесса, в ходе которого ученик получает необходимый объем знаний и навыков, но обеспечивает безопасность его здоровья. Львиная доля нагрузки в реализации безопасности учебного процесса и реализации мероприятий направленных на обеспечение условий обеспечения сохранения здоровья, ложится на плечи классного руководителя. Переосмысление ответственности классного руководителя за последствия в нарушении образовательно-воспитательного процесса, как его координатора, высвечивает новую грань его компетенции в формировании и реализации здоровьесберегающих технологий. 

В основе эффективности координационных действий классного руководителя с другими субъектами учебно-воспитательных отношений в процессе реализации здоровьесберегающих технологий строятся на доверии к нему и напрямую зависит от эффективности этой функции и личных качеств руководителя. Будучи лицом, наделенным широким кругом обязанностей и ответственности - классный руководитель действует в рамках установленных законом прав, но даже его вмешательство в вариативный подход к формированию учебной нагрузки-  не может обеспечить снижения ее общего объема. «Чудовищные учебные перегрузки» по мнению Г. Онищенко, сейчас является ключевой угрозой здоровья детей. 

По данным исследований Национального исследовательского медицинского центра (НИМЦ), озвученных А. Седовой, за последние три года, результате ассимиляции, усиления учебных нагрузок, плохого питания и роста числа детей с вредными привычками - привело к тому, что хроническая заболеваемость среди детей школьного возраста выросла в полтора раза. В результате негативной динамики роста критических показателей неблагоприятности образовательной среды, выявленных в ходе исследования, проводимого НИМЦ в 2018 году, было выявлено, что почти половина российских школ вошли в группы значительного высокого и потенциального риска. Среди направлений исследований НИМЦ особое значение имеет оценка соответствия образовательной среды для детей с ОВЗ. Это связано с тем, что в России, как и по всему миру растет число детей с врожденными психофизиологическими нарушениями здоровья.

Если взять во внимание данные ВОЗ, то ежедневно, каждый день, в мире рождается 24 480 детей инвалидов. Данные статистики Минздрава России также не утешительные. По данным Минздрава около 50% рожденных имеют психические отклонения, 35% детей рождаются с врожденными заболеваниями. В результате в первый класс поступают дети из общего числа которых только 22% - здоровы. Если низкий уровень здоровья у детей, поступающих в школу можно признать объективным фактором общих тенденций, связанных с наследственной функцией, то тот факт, что только 2,5% выпускников школы здоровы – есть отчасти и проблема школы. Но ключевую роль в обеспечении практических путей эффективности их реализации становится не менее значимым объектом в учебно-воспитательной работы каждого классного руководителя. 

Классным руководителям осуществляющим классное руководство в классах где присутствуют дети с ОВЗ - для сохранения здоровья школьников, требуется руководствоваться введенным с 1 января 2021 года Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. № 28. Данное постановление узаконивает санитарные нормы образовательной среды, гигиенические нормативы, и требования к обеспечению безопасности и безвредности факторов среды обитания, касающиеся школ. Помимо соблюдения гигиенических нормативов важным аспектом является расширение требований к использованию различных форм двигательной активности, в том числе во время учебных занятий. 

Проблема двигательной активности в игровой деятельности в классах начальной школы детей с ОВЗ стоит особенно остро. Так как многие педагоги начальной школы сводят игровую деятельность на использовании дидактических игр, которые не предусматривают большой двигательной активности, а зачастую прибегают к использованию для их проведения возможности сформированной цифровой образовательной инфраструктуры. При этом с точки зрения здоровья детей Седовой было отмечено, что несмотря на активное развитие цифровизации в школе - еще нет заключений специалистов по ее безвредности, так как никаких санитарных экспертиз еще не проводилось. Это означает, что сам процесс цифровизации не обеспечен до конца объективными результатами оценки рисков ее проведения для здоровья учащихся в школьной среде. На сегодняшний день в новые законодательные нормы действительно устанавливают регламент и условия использования компьютерных средств в учебном процессе. Однако не регламентированы условия проведения игровой деятельности в классах где обучаются дети с ОВЗ. 

Повышение двигательной активности как фактора снижения гиподинамии, которая по данным ВОЗ является результатом около миллиона смертей в год является целью внедрения динамической паузы до 40 минут для 1-х классов. Но связь с возможными последствиями после использования двигательной активности детей с ОВЗ не менее опасна для жизни и здоровья ребенка без консультации с специалистом медицинского профиля. Поэтому , для формирования условий для двигательной активности требуется формирование крепкой функциональной связи между классным руководителем, педагогами, медиками, психологами и социальными работниками в школе. А это означает,  что план внедрения здоровьесберегающих технологий классного руководителя классов для детей с ОВЗ должен формироваться и резюмироваться при участии всех перечисленных специалистов. Для продуктивности работы в выработке эффективной программы коррекционной деятельности, в которую следует включать меры, предполагающие расширение двигательной активности - необходимо, чтобы каждый из специалистов на момент начала учебного процесса формировал свод по состоянию детей по профилю своей деятельности:

- медицинский работник предоставлял классному руководителю заключение по состоянию здоровья ребенка по основному и сопутствующим заболеваниям, в документ вносит действия, которые могут привести к необратимым последствиям, перечисляет по каждому ребенку виды активной двигательной и прочие виды деятельности по медицинским показаниям разрешенные ребенку и устанавливает их дозирование в временном отрезке;

- психолог предоставляет свод исследований уровня развития ребенка по методике Ясюковой Л., адаптированной к возрастным и психофизиологическим возможностям детей, а также описывает состояние уровня всех видов памяти и стилей семейного воспитания в семье;

- социальный работник дает свод о состоянии состава и отношений детей с ОВЗ в семье. 

Объективность заключений специалистов позволит классному руководителю в классах с детьми ОВЗ выстроить эффективную программу взаимоотношений с семьей, сформировать направления коррекционной работы с детьми, которые должны стать неотъемлемыми элементами здоровьесберегающей программы, в которой двигательная активность будет использоваться на уровне минимизации рисков для здоровья детей с ОВЗ в образовательной среде школы и позволит не ухудшить, а укрепить состояние здоровья учащихся.

 

Литература:

Амгалан Г., Погорелова И.Г. Школьная среда и факторы риска, влияющие на физическое развитие и здоровье обучающихся (Обзорная статья). 

 

. . . . .