Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Формирование навыков самообслуживания у детей с ОВЗ как средство социализации

Дата публикации: 2022-02-26 19:40:48
Статью разместил(а):
Кольянко Лариса Петровна

Формирование навыков самообслуживания у детей с ОВЗ как средство социализации

Автор: Кольянко Лариса Петровна

ГБУ ЦССВ «Юнона», г. Москва

 

Аннотация: Статья отражает актуальность формирования навыков самообслуживания у детей с ограниченными возможностями здоровья для более успешной социализации и адаптации в обществе. В статье отражены основные направления и этапы коррекционно-воспитательной работы с детьми.

Ключевые слова: самообслуживание, социализация, коррекция, самостоятельность, дети с ОВЗ.

Тематическая рубрика: коррекционное образование.

 

Дети с ограниченными возможностями здоровья нуждаются в социальной реабилитации, основной целью которой должна стать успешная адаптация и интеграция в общество. Воспитание – ведущее и определяющее начало процесса социализации, в рамках которого происходит усвоение социальных норм, умений, установок, принятых в обществе форм поведения и общения, вариантов жизненного стиля.

Для детей с тяжелыми множественными нарушениями развития при проживании в стационарных организациях становится актуальным уметь самостоятельно обслуживать себя, что позволяет им быть более независимым в жизни. Важная роль отводится технологиям и педагогическим практикам, направленным на формирование у воспитанников навыков самообслуживания. 

Процесс обучения навыкам самообслуживания у детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) должен осуществляться с учетом личностно ориентированных моделей воспитания. Формирование навыков самообслуживания решает задачи расширения представлений детей об окружающих вещах, сенсорного восприятия, развития речи, тонкой моторики и зрительно-моторной координации, а также умения выполнять действия по подражанию и словесной инструкции, ориентироваться на образец, соблюдать определенную последовательность действий.

Навыки самообслуживания (умение одеваться и раздеваться, ухаживать за собой, пользоваться туалетом, самостоятельно принимать пищу, купаться, умываться и т.п.) является важным шагом пути к социализации, как фактор успешной адаптации детей с интеллектуальной недостаточностью.

У детей с ОВЗ формирование навыков самообслуживания не происходит самопроизвольно. Обучение таким навыкам составляет целое направление работы специалистов, которое будет учитывать возможности ребенка на данный момент и ориентироваться на ближайшие задачи. Одним из определяющих факторов в правильной организации воспитания и обучения детей является строгое соблюдение распорядка дня. Формирование привычек и навыков осуществляется под непосредственным педагогическим воздействием взрослых и всей окружающей обстановки. Перед специалистами стоит задача сформировать у детей с ОВЗ навыки и умения, необходимые им в быту, как можно раньше. Основными методами воспитания являются индивидуальная работа и организованные игровые ситуации.   

Этапы формирования навыков предусматривают овладение простейшими, а затем более сложными действиями. Применяется метод поэтапного показа и отработки всех элементов действия с каждым ребенком. Используется словесная инструкция и коррекция действий детей. Воспитанники знакомятся с предметами ближайшего окружения, учатся выполнять с ними определенный алгоритм действий. Их отработка происходит в процессе режимных моментов. Индивидуальный подход предполагает принятие и понимание каждого воспитанника, создание благоприятных для него условий.

Помощь достаточно разнообразна:

a) устная – слова, которые наталкивают ребенка на требуемое действие;

b) демонстрационная – показ самого действия, способствует подражанию его ребенка;

c) физическая – действия, помогающие ребенку справиться с той частью деятельности, которая для него особенно сложна.

Выбор помощи зависит от уровня владения навыком. Наглядность в виде пиктограмм способствует успешной организации коррекционной среды.

Основные направления коррекционно-воспитательной работы по формированию навыков самообслуживания у воспитанников с ОВЗ:

1. Формирование навыка приема пищи. В этом направлении решаются следующие задачи обучения воспитанников:

- уметь различать предметы, необходимые для приема пищи, продукты питания;

- уметь действовать с этими предметами: мыть руки перед едой, сидеть за столом, во время приема пищи пользоваться ложкой, вилкой, есть опрятно, не разливая и не роняя пищу, тщательно пережевывать пищу.

2. Формирование гигиенических навыков. В этом направлении решаются следующие задачи:

- учить различать и называть части тела: голова, глаза, волосы, нос, рот, зубы, уши, шея, грудь, живот, руки, ноги, пальцы и т.д.;

- знать предметы санитарии и гигиены, их местоположение;

- учить проводить утренний и вечерний туалет: мыть руки, лицо, вытираться полотенцем.

3. Формирование навыка одевания и раздевания. В этом направлении решаются следующие задачи: 

сформировать умение различать предметы одежды и обуви;

- учить одеваться и обуваться при участии педагога, складывать и вешать снятую одежду и обувь;

- учить шнуровать ботинки, завязывать и развязывать шнурки, различать обувь для правой и левой ноги, застегивать крупные и мелкие пуговицы, молнии и т. д.;

- учить правильно и последовательно одеваться.

4. Формирование навыка опрятности. В этом направлении решаются следующие задачи: 

- во время еды аккуратно есть пищу, пользоваться салфеткой;

- при раздевании - научить складывать в определенной последовательности одежду на свой стульчик, в шкаф;

- в туалетной комнате пользоваться туалетной бумагой, мыть руки с мылом после туалета, вытирать полотенцем, уметь самостоятельно расчесываться;

- в игровой комнате убирать на место игры и игрушки.

- Формирование навыка культурного поведения. В этом направлении решаются следующие задачи: 

- учить детей здороваться и прощаться, употреблять слова, выражающие просьбу, благодарность;

- воспитывать заботливое отношение к окружающим людям, товарищеские взаимоотношения друг с другом.

Одним из принципов коррекционного педагогического процесса является признание права ребёнка развиваться в индивидуальном темпе, сохраняя при этом свои индивидуальные особенности. Следующим принципом можно выделить создание соответствующей среды для формирования практической деятельности и социальных навыков у воспитанников, т.е. комфортной социально-бытовой и предметно-развивающей среды в группах с учётом возрастных и физиологических особенностей воспитанников. Еще один важный принцип в коррекционном процессе – это самостоятельный выбор педагогом содержания, методов, форм, дидактических средств обучения с учётом индивидуальных возможностей каждого ребёнка и результатов мониторинга личностных достижений. И, конечно, социализирующая направленность коррекционно-воспитательного процесса, при которой требуется специальная работа по введению воспитанника в более сложную социальную среду, т.е. поэтапное и планомерное расширение жизненного опыта и социальных контактов ребёнка в доступных для него пределах.

На начальном этапе коррекционного педагогического процесса необходимо определить актуальный уровень развития социально-бытовых навыков и представлений. На основании данных мониторинга специалисты выстраивают индивидуальный маршрут воспитанника в соответствии с функциональными возможностями и зоной ближайшего развития, определяют задачи на определенный период. В течение 6-12 месяцев осуществляется реализация индивидуального маршрута воспитанника в соответствии с поставленными задачами, постоянно определяется уровень помощи со стороны педагогов. По окончании сроков происходит оценка динамики развития воспитанника, полученных результатов; при положительной динамике требуется постановка новых задач, определение уровня помощи, а при отсутствии динамики необходимо выявить причины и скорректировать индивидуальный маршрут.

Показателями успешности коррекционной педагогической работы являются индивидуальные достижения воспитанников, изменения в реальной повседневной жизни, появление не только сформированных навыков, но и повышение возможного для каждого воспитанника уровня самостоятельности; вовлеченность в различные виды деятельности, в том числе и трудовой.

Обязательным условием работы является положительный эмоциональный настрой взрослых, адресованный детям, готовность педагогов терпеливо и грамотно анализировать свою деятельность. Учитывая данную категорию детей, невозможно получить быстрый результат, но их необходимо стимулировать к собственной деятельности, эмоционально реагировать на ситуации успеха.

 

Список литературы:

1) Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Организация и содержание коррекционно-воспитательной работы в специализированном дошкольном учреждении для детей с нарушением интеллекта (умственно отсталых). – М.: Логос, 2000.

2) Кислякова Ю.Н. Формирование навыков социально-бытовой ориентировки у детей с нарушениями в развитии. М.: Владос, 2004.

3) Козырева О.А., Субач Л.Н. Особенности формирования социально-бытовых навыков у детей младшего дошкольного возраста с ОВЗ в условиях дома ребенка.- Вестник Красноярского государственного педагогического университета. - 2015. 

4) Царёв, А.М. Система педагогической помощи лицам с тяжёлыми и множественными нарушениями развития (в условиях лечебно-педагогического центра)/ Царев Андрей Михайлович. - СПб., 2005.

 

. . . . .