Развитие связной речи как способ социальной адаптации учащихся с ограниченными возможностями здоровь
Развитие связной речи как способ социальной адаптации учащихся с ограниченными возможностями здоровья
Автор: Гудовская Алена Сергеевна
МБОУ «Гимназия № 16», г. Красноярск
Аннотация: Социальная адаптация детей с нарушениями интеллекта затруднена в силу психофизиологических особенностей развития. Усугубляется она и тем, что такой ребенок, как правило, имеет еще и речевые нарушения. Речь является основным средством развития ребенка, овладения им знаний. Логопедические занятия с детьми с нарушением интеллекта имеют свои особенности и методический инструментарий.
Ключевые слова: ребенок с нарушением интеллекта, связная речь, логопедические занятия.
Тематическая рубрика: Коррекционное образование.
Современное российское образование уделяет большое внимание системе специального (коррекционного) образования, которое в свою очередь выделяет приоритетные цели и задачи для решения проблем в сфере психолого-педагогического сопровождения лиц с ограниченными возможностями здоровья в условия образовательного учреждения.
Детям с ОВЗ сегодня нет необходимости обучаться в специальных учреждениях, напротив, получить более качественное образование и лучше адаптироваться к жизни они смогут в обычной школе. Независимо от физических и умственных способностей инклюзивное образование предоставляет возможность каждому ребенку удовлетворить свою потребность в развитии и равные права в получении адекватного уровню его развития и образования. Обучение детей с ОВЗ должно иметь коррекционную направленность. Коррекционная работа достигается использованием специальных приёмов обучения и организацией процесса обучения.
Общеизвестно, что речь является важным условием и обязательным компонентом осуществления любой деятельности - теоретической и практической, коллективной и индивидуальной. Речь - это важнейшее средство овладения знаниями, необходимой предпосылкой обучения и развития ребенка.
У детей с отклонениями в развитии спонтанное поэтапное формирование речевых умений и навыков встречает определенные затруднения, имеющих место при овладении произношением, диалогической и монологической речи, становлении фонетического слуха, при усвоении словарного запаса и так далее. Это усугубляется особенностями психического развития, дефицитом средств общения, отсутствием полноценных условий для накопления необходимого речевого опыта.
В науке созданы определенные предпосылки решения проблемы связной речи школьников с нарушением интеллекта.
Формирование связной речи детей с нарушениями интеллекта осуществляется на всех логопедических занятиях, но наиболее оптимальные условия для этого создаются на занятиях, где изучают предметы и явления окружающей действительности. Теоретический анализ позволил сформулировать гипотезу, что продуктивность работы во многом зависит от методической организации этих занятий и достижения следующих задач:
1. Расширение круга представлений об изучаемых предметах.
2. Повышение речевой мотивации учащихся.
3. Одновременное развитие всех сторон речи.
4. Организация связного высказывания.
Речевое развитие детей с нарушением интеллекта во многом тормозится из-за несформированности содержательной стороны речи.
Именно поэтому, изучение предметов и явлений окружающего мира, накопление сведений о них является непременным условием организации речевой практики школьников с нарушениями интеллекта. Занятия по развитию связной речи, по своей сути, многогранны. Они интегрируют разнообразные сведения: естествоведческие (сезонные изменения в животном мире, природе, растительности, полезных ископаемых), общественно-социальные (о семье, транспорте, городе) и бытовые (обувь, мебель, посуда и др.)
При выборе методов, во многом необходимо ориентироваться на содержание занятий по развитию связной речи, и, что немаловажно на их целевую установку. Среди многообразия педагогических методов можно выделить методы наглядные и практические. Данные методы позволяют всесторонне ознакомить детей с материалом: они наблюдают, ощупывают, пробуют на вкус, нюхают, лепят, вырезают, выполняют опыты и т.д. То есть, таким образом, в обучении задействованы все рецепторы.
В логопедических занятиях обязательным условием является введение новой информации, которая с выявлением и уточнением знаний формирует необходимые умения и навыки. При этом дополнительные сведения по изучаемой теме сообщаются небольшими «порциями»: учитель либо рассказывает об одном-трех интересных фактах, либо читает подобранный текст, либо это делают учащиеся.
В последствии учащиеся должны отразить в рассказе знания и представления о предмете, имевшиеся у него раньше и полученные вновь.
Особое внимание логопед должен обратить к своей речи, так как речь, обращенная к ученику, используемая в различных вариантах (рассказ, чтение, объяснение, вопросы, задания), является важнейшим методом обучения и должна быть правильной и лаконичной.
Из анализа психолого-педагогической литературы известно, что предлагаемый вниманию ребенка с нарушениями интеллекта объект быстро перестает его интересовать, поскольку их ориентировочная деятельность очень кратковременна. Помочь учащимся сосредоточить внимание на изучаемом предмете в течение более продолжительного времени могут различные действия с этим предметом (конструирование, рисование и т.д.).
Связная речь, являясь коммуникативной единицей высшего уровня, позволяет ученику, если он достаточно ею владеет, логично и последовательно излагать знания, рассказывать о приобретенных умениях и навыках. Развернутое выражение вслух того, что было усвоено про себя и для себя, делает воспринятое более точным, глубоким и осознанным.
У учащихся с нарушениями интеллекта наблюдается искажение всех компонентов языка, что, в свою очередь, затрудняет формирование у них связной речи. Слабость осмысления материала, недопонимание логики событий, нарушение временных связей, соскальзывание с темы, ведущим к образованию побочных ассоциаций, быстрая истощаемость мотивов к речи. Все вышеперечисленные недостатки негативным образом влияют на формирование связной речи.
Некоторые ученые (Л.Н. Ефименкова, Н.С. Жукова, И.Н. Садовникова и др.) отмечают, что у детей к концу дошкольного возраста еще недостаточно сформированными оказываются умения понимать синтаксически сложные высказывания и умения строить связную речь, так как связная речь «не просто последовательность, связанных друг с другом мыслей, которые выражены словами в правильно построенных предложениях», а речь, которая «как бы вбирает в себя все достижения ребенка в овладении родным языком, в освоении его звуковой стороны, словарного запаса и грамматического строя».
Оперирование связной речью требуют более сложные умения, которые формируются на основе осознания в условиях целенаправленно организованной деятельности, как это происходит в школе.
При построении логопедических занятий по формированию связной речи у детей с нарушениями интеллекта, очень важно выделить учебную единицу, с помощью которой сформировать умения и навыки на основе осознания в условиях учебно-игровой деятельности.
В роли такой единицы может выступать высказывание. Оно является единицей речемыслительной деятельности, которая обладает всеми основными свойствами, присущими этой деятельности как целому. Таким образом, работая над речевыми умениями и навыками на материале высказываний, мы формируем их.
Беря за единицу высказывание, мы понимаем, что работа над произношением, словом, грамматическими формами и развитие соответствующих умений и навыков – не самоцель, а всего лишь один из этапов работы над формированием коммуникативных умений и навыков; что эта работа лишь тогда приносит результат, когда отрабатываемые элементы либо рассматриваются на фоне целого, либо включаются в это целое.
Метод работы с высказыванием как единицей даёт нам осознание, что нужно идти в двух направлениях: от целого к части, что помогает развивать умения и навыки восприятия – понимание речи, и от части к целому, что развивает навыки говорения, в том числе и навыки комбинирования элементов в целое.
Кроме того, работая с высказыванием как единицей, открывается и еще одно направление в работе – переход от высказывания к связной речи (связному высказыванию) и от связной речи – к высказыванию. В этой работе еще более активизируется речемыслительная деятельность детей: они должны сделать предметом осознание и само развитие мысли в связном высказывании и средства, которыми достигается эта связность. Данная работа активизирует память и внимание, развивает более сложные умения, требующей учета ситуации общения и др.
Подводя итог вышеизложенному, можно сформулировать основные требования к каждому логопедическому занятию:
- занятие должно быть направлено на коррекцию у учащегося нарушенного речевого звена, развитие и совершенствование имеющихся и формирование новых умений и навыков;
- на занятии должны решаться коммуникативные и познавательные задачи с опорой на сознательную деятельность ребенка;
- работа над смысловой стороной речи и ее структурными элементами должна проводиться в тесной связи с работой по коррекции и совершенствованию ее произносительной стороны;
- каждое логопедическое занятие должно носить характер учебно-игровой деятельности для учащегося. Оно должно быть эмоционально окрашено;
- успехи ребенка, его достижения обязательно должны положительно оцениваться и являться стимулом для последующих успехов.
Список литературы:
1. Егоров Т. Г. Психология овладения навыком чтения – СПб.: «КАРО», 2006.
2. Нейропсихологическая диагностика, обследование письма и чтения младших школьников / под ред. Т.В. Ахутиной, О.Б. Иншаковой. – М.: ТЦ Сфера, В. Секачев, 2008.
3. Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников: учебное пособие/И.Н.Садовникова – М.: «ВЛАДОС», 1997.