Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Татьяна и Онегин (по роману А.С. Пушкина "Евгений Онегин") "А счастье было так возможно, так близко"

Дата публикации: 2022-03-29 17:45:36
Статью разместил(а):
Анисимова Виктория Владимировна

Татьяна и Онегин (по роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин») "А счастье было так возможно, так близко"

Автор: Анисимова Виктория Владимировна 

МКОУ "СОШ ст. Николаевская им. Героя Советского Союза С.Я. Батышева"

 

№ п/п

Этапы урока

Деятельность учителя 

Деятельность обучающихся 

1.

Организационный этап

Обеспечить организационное начало урока, психологически подготовить и эмоционально настроить обучающихся на работу 

Настраиваются на работу

2.

Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. 

Урок мне б хотелось начать со слов М.И.Цветаева.

«Никто из русских поэтов не был таким воспитателем молодого поколения и облагораживателем юных чувств, как Пушкин». 

А.С. Пушкин он входит в жизнь каждого человека с детства и становится надежным другом, интересным собеседником, мудрым учителем. Удивительным свойством обладают его произведения: чем внимательнее их читаешь, тем больше узнаешь нового и интересного, неожиданного и прекрасного. Третье столетие живут творения великого поэта, а духовные ценности, провозглашенные в них, не теряют актуальности.

Какое произведение А.С. Пушкина мы разбирали на последних уроках? 

-Мы завершаем изучение романа а «Евгений Онегин», который занимает центральное место в его творчестве.

- О чем роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин»?

- С чем ассоциируется это слово?

Слайд: взаимопонимание, радость, слезы, верность, страсть, ревность, страдание, болезнь, семья, дети, счастье.

- Какое понятие из перечисленного есть синоним любви?  

-А что такое счастье?

-Что из этого следует?

Т.е. роман «Евгений Онегин» - это роман не о любви, а о не состоявшейся любви, которая  не стала счастьем.

Вопрос: 
«А счастье было так возможно, так близко ...» - Кто произносит эти слова? Когда? В какой главе они звучат?

Так о чем мы сегодня будем говорить?

Как вы определите цели урока?

"Евгений Онегин"

- О любви

Обучающиеся работают с индивидуальными листами, составляют ассоциативный ряд

Счастье

Любовь, семья, дети, радость

Вывод: Любовь и счастье- очень близкие понятия, они соседствуют друг с другом, одно раскрывается через другое.

глава 8, строфа 47:

"А счастье было так возможно,

Так близко!.. Но судьба моя

Уж решена. Неосторожно,

Быть может, поступила я:

Меня с слезами заклинаний

Молила мать; для бедной Тани

Все были жребии равны...

Я вышла замуж. Вы должны,

Я вас прошу, меня оставить;

Я знаю: в вашем сердце есть

И гордость и прямая честь.

Я вас люблю (к чему лукавить?),

Но я другому отдана;

Я буду век ему верна."

Почему не состоялось счастье Татьяны Лариной и Евгения Онегина.

Выяснить  причины несостоявшейся любви, как это чувство изменило героев в финале романа.

2.

Актуализация опорных знаний

Беседа

Ощущение счастья кратковременно. Даже Слово «счастье» почти всегда связано в языке с указанием на время.

Выберите словосочетания, где ощущение счастья кратковременно

«счастливый миг», «минуты счастья», «мы провели счастливый месяц», «это было такое счастливое лето». «Счастливое время прошло», «счастье промелькнуло», «короткое счастье», «недолгое счастье», «куда ушло мое счастье?», «счастье улетело как золотой сон ...».

А может ли оно быть долгим? Можно ли быть счастливым всегда? Чаще всего отвечают не задумываясь – нет!

Но русский язык допускает и такую возможность. А что есть в языке, то есть и в духовной жизни.

Мы говорим: «годы счастья», «счастливейшие годы моей жизни» и даже можно сказать: «он прожил счастливую жизнь», «мы прожили долгую счастливую жизнь».
Больше того говорят – «счастливый человек», сказать «я красивый», «я умный» без насмешки нельзя: но о себе можно вполне серьезно сказать: «я счастливый человек».

Именно этот смысл вкладывают наши родители в слова «был бы ребенок счастливый». 

нам это и нужно: не только счастье – мгновение, но и счастье – жизнь.  

 

3.

Актуализация знаний.

 

Давайте посмотрим, а что является счастьем для героев пушкинского романа.

Для Ленского – любовь Ольги;
Для Ольги – внимание поклонников;
Для родителей Татьяны и Ольги – выгодная партия их дочерей;
Для Татьяны – любовь Онегина (до замужества);
Для Онегина – поиски счастья (до путешествия),
любовь Татьяны (после её замужества).

- Насколько разнообразны запросы счастья.

- Но сегодня мы продолжим говорить о главных героях.

Работают с индивидуальными листами

4.

Первичное усвоение новых знаний. 

Каковы они, наши главные герои? Что вы узнали о Татьяне?

Какой поступок говорит о характере Татьяны?

Легко ли сказать … люблю?

Почему?

Как вы думаете, почему влюбленные люди избирают для этот жанр, жанр письма?

Что есть любовь для героини?

(метод "трехчастный дневник ")

Теперь обратимся е Онегину.

Что  можно сказать о герое, исходя из букв его фамилии и учитывая его характер и поведение?

Метод «пресс». Запишем эти характеристики напротив каждой буквы:

Евгений Онегин личность сложная и глубоко противоречивая.

С одной стороны, он эгоистичен и жесток.

С другой стороны, он раним, имеет тонкую душевную организацию, ему присущ дух, стремящийся обрести свободу.

Почему Онегин не воспользовался божественным даром, который послала ему судьба? Что это за дар, кстати?

Сообщения учеников

Образ Татьяны Лариной обладает в романе тем большей значительностью, что в нем выражены возвышенные идеалы самого Пушкина. Автор рассказывает о ее детстве, об окружающей ее природе, о ее воспитании. Татьяна росла и воспитывалась в деревне. Атмосфера русских обычаев и народных традиций была благоприятной почвой, на которой выросла и окрепла любовь дворянской девушки к народу. В лирических отступлениях Пушкин признается, что Татьяна это его идеал русской женщины, что в ней он выразил свое отношение к светской и деревенской жизни. В ней, по мнению поэта, гармонически сочетаются лучшие качества русского характера.

В чем Отличие Татьяны от представительниц своего круга? Она не такая, как все светские девушки. В ней нет кокетства, жеманства, неискренности, неестественности. Она шумным играм предпочитает уединение, не любит играть в куклы, ей больше нравится читать книги или слушать рассказы няни о старине. А ещё она удивительно чувствует и понимает природу, эта душевная чуткость делает Татьяну скорее ближе к простому народу, чем к светскому обществу. Основа мира Татьяны - народная культура. Пушкин подчеркивает духовную связь девушки, выросшей в «деревне», с поверьями, фольклорными традициями. Неслучайно включение в роман эпизода, в котором рассказывается о гадании и сне Татьяны. В Татьяне очень много интуитивного, инстинктивного. Это неброская и глубокая, печальная и чистая, верующая и верная натура. Пушкин наделили свою героиню богатым внутренним миром и душевной чистотой:

Что от небес одарена Воображением

мятежным, умом и волею живой,

И своенравной головой,

И сердцем пламенным и нежным...

Верит в идеальное счастье, в любовь, создает в своем воображении под влиянием прочитанных французских романов идеальный образ возлюбленного.

Татьяна Ларина, героиня романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин», открывает собой галерею прекрасных образов русских женщин. Она нравственно безупречна, ищет глубокого содержания в жизни. Главной задачей писателя было показать тип простой, обыкновенной, русской девушки, лишенной каких бы то ни было романтических, необычных черт, но, в то же время, удивительно привлекательной и поэтичной. Уже с самого начала поэмы автор подчеркивает отсутствие в Татьяне черт, которыми были наделены героини классических, романтических произведений: поэтического имени, необычайной красоты. О ней Пушкин говорит прямо:

Ни красотой сестры своей,

Ни свежестью ее румяной.

Не привлекла б она очей.

Характер Татьяны раскрывается перед нами и как неповторимая индивидуальность, и как тип русской девушки, живущей в провинциальной дворянской семье. Еще с детства она пристрастилась к романам, в которых видела другую жизнь, более богатую событиями, более интересную. Она верила, что такая жизнь и такие люди не выдуманы авторами, а существует на самом деле:

Ей рано нравились романы;

Они ей заменяли все;

Она влюблялася в обманы

И Ричардсона и Руссо.

Пушкин, рисуя характер русской женщины, был верен натуре, правде жизни, а не отвлеченному идеалу. В Татьяне он отмечал душевную простоту, искренность чувств, душевное благородство. От природы она была одарена «сердцем пламенным и нежным». В.Г. Белинский отмечал: «Весь внутренний мир Татьяны заключался в жажде любви; ничто другое не говорило ее душе; ум ее спал». Героиня мечтала о человеке, который внес бы в ее жизнь высокое содержание. Именно таковым и оказался Онегин. Татьяна сердцем почувствовала в нем человека под стать себе, она сумела угадать его доброе сердце.

Естественность, глубокая человечность сделали Татьяну смелой и самостоятельной.

Полюбив, она первая делает важный шаг: пишет ему любовное письмо, в котором раскрывает свои мысли и мечты.

Все зависит от характера человека. Признаться в любви бывает очень трудно, бывает, что и невозможно Сдерживает страх: любовь может быть безответной. Кто-то боится насмешки, кто-то боится быть непонятным

Написать письмо легче: ведь ты не смотришь в глаза.

Обучающийся работает у доски (слайд)

Ключевые  слова

Комментарии

Ком/ком.

«Души неопытной волненья…», «Меня презреньем наказать…», «Моей несчастной доле…», «горького мученья…»

«Только слышать ваши речи…»,  «Я твоя…», «Хранитель мой…», «Послан богом…»

«В сновиденьях мне являлся…», «Чудный взгляд…», «Воля неба…»

Любовь для Татьяны- великое страдание, жертвенность. Она наивна, неопытна.

Любовь для нее – величайшая радость, возвышенное чувство…

Татьяна – чувственная натура, романтик по душе, сентиментальная. Очевидно влияние «книжной любви».

 

 

 

Роман начинается брюзгливой речью молодого дворянина Евгения Онегина, посвящённой болезни его дядюшки, вынудившей его покинуть Петербург и отправиться к одру больного в надежде стать наследником умирающего. Жизнь Онегина в Петербурге была полна любовными интригами и светскими забавами, но теперь ему предстоит скука в деревне. По прибытии оказывается, что дядя умер, а Евгений стал его наследником. Онегин поселяется в деревне, и вскоре им действительно овладевает хандра. Соседом Онегина оказывается приехавший из Германии восемнадцатилетний Владимир Ленский, поэт-романтик. Ленский и Онегин сходятся. Ленский влюблен в Ольгу Ларину, дочь помещика. На всегда весёлую Ольгу не похожа её задумчивая сестра Татьяна. Встретив Онегина, Татьяна влюбляется в него и пишет ему письмо. Однако Онегин отвергает её: он не ищет спокойной семейной жизни. Ленский и Онегин приглашены к Лариным. Онегин не рад этому приглашению, но Ленский уговаривает его поехать. На обеде у Лариных Онегин, дабы заставить Ленского ревновать, неожиданно начинает ухаживать за Ольгой. Ленский вызывает его на дуэль. Поединок заканчивается смертью Ленского, и Онегин уезжает из деревни. Через два года он появляется в Москве и встречает Татьяну. Она важная дама, жена князя. Онегин воспылал к ней любовью, но на этот раз был, отвергнут уже он, несмотря на то, что Татьяна так же любит его, но хочет остаться верной мужу.

Работа с индивидуальными листами

О — одарённый, оригинальный…

Н — необычный, начитанный, новый герой…

Е — европейского склада, если е = э, то эгоист…

Г — автор любит и жалеет своего героя и надеется на лучшее в его судьбе.

И — интеллектуальный, изысканный, интересный…

Н — непонятный, незаурядный…

Не хотел потерять свободу, которую только что обрёл, покинув «свет» Петербурга;

он ещё не способен был полюбить сам и не мог оценить любовь другого.

Но проявил благодарность, предупредив, к чему «неопытность ведёт». 

5.

 Первичная проверка понимания

Что же произошло с Татьяной и Евгением спустя два года?

Как изменились наши герои и изменились ли?

А что же по-вашему изменилось в Татьяне?

Татьяна уже давно поняла Онегина. Но теперь она любит его такого, какой он есть на самом деле. И если раньше она страдала присвоив себе "чужой восторг, чужую грусть", то теперь, любя живого, настоящего, а не выдуманного Онегина, она страдает не вычитанными из книг страданиями, а своими собственными.

А что же Онегин?

Появление Татьяны в VIII главе вызывает удивление и читателя и героя. Это уже не "сельская барышня", а "Клеопатра Невы". Вместо девочки "несмелой, влюбленной, бедной и простой" перед Онегиным "равнодушная княгиня". Онегин поражен тем, "как изменилась Татьяна", не увидев, что в душе героиня осталась прежней: простота, естественность, отсутствие вульгарности, внутренняя сила, интенсивная душевная жизнь - все это живо в героине.Пушкин старательно перечисляет все признаки страстной, искренней влюбленности Онегина в Татьяну: "он хранит письмо, где сердце говорит, где все наруже, все на воле". Он, как все влюбленные, теряется в ее присутствии. Жизнь Онегина становится иной! Ему открывается духовный мир Татьяны, он вновь обращается к книгам, по-иному воспринимает поэзию. Перед героем проходит вся его жизнь, которая становится предметом для беспощадного анализа: он вспоминает пережитое, заново переоценивает совершенное, казнит себя за ошибки. Но любовь Татьяны он вернуть не в силах.-"Если Онегин изменился внутренне, то Татьяна - скорее внешне"

Онегин страдает. И его любовь к Татьяне изображается как любовь необыкновенная, трагическая.

6

Первичное закрепление

Чем мотивирует Татьяна свой отказ на последнем свидании?

Что понимают они оба?

Почему Татьяна просит оставить её?

Какие ошибки совершили они оба?

Что помешало героям романа быть вместе и быть счастливыми?

Что  любят друг друга, что Таня прежняя, что Онегин другой, но что счастье невозможно.

Она вышла замуж, верна долгу, дорожит честью мужа, уважает его, т.к. он благородный, израненный в боях, уважаемый всеми генерал

Татьяна вышла замуж, уступив мольбам матери, а ей «все были жребии равны»; Онегин не поверил когда-то себе («привычка свыше нам дана»), не смог когда-то стать выше «света».

Вывод:

Их счастье не состоялось по многим причинам (ошибкам, которые оба они допустили):

дань моде;

незнание законов светской жизни Татьяной, её неосторожность;

желание быть свободным от семейных уз Онегиным;

дуэль;

замужество Татьяны.

7

Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

Ничто так не объединяет людей и не разделяет их, как представление о счастье жизни.

Когда люди расходятся, они обычно говорят, что у них разные интересы. На самом деле у них разные представления о счастье и поэтому им невозможно жить вместе. Каждый из нас по-своему понимает это слово. Для одних счастье – это любимая семья, для других – успехи в работе, карьера, для третьих – путешествие вокруг света.…

Сколько людей, столько и значений слова «счастье».

Помните, как Евгений Онегин с жаром восклицает:

Я думал: вольность и покой

Замена счастью. Боже мой!

Как я ошибся, как наказан ...

Очевидно, счастье в чем-то другом, противоположном тому, что думал Онегин, ошибаясь.

Счастье – среди людей. В любимом человеке.

Но какой же урок жизни, какую науку любви преподал нам Пушкин?

В  одну реку войти дважды нельзя.

Жизнь сурова, в отличие от её красивости в книгах, в мечтах (как рисовала ее таня); она наполнена человеческими страданиями, разлуками, поздним осознанием своих ошибок и невозможностью их исправить, так как невозможно повернуть вспять время, прожить заново.

Так было всегда, так есть и так будет…

8

Рефлексия. Подведение итогов урока 

Но главное в жизни - умение преодолевать трудности, способность мыслить, чувствовать, любить, несмотря ни на что, согревать других своей любовью, светить другим, как свеча в тёмной ночи, согревать теплом протянутой тобой руки другого, кто в этом нуждается.

На это и надеялся великий Пушкин, об этом и молил Бога: «Дай бог, чтоб в книжке этой, читатель, ты хотя б крупицу мог найти».

Вот и закончилось наше путешествие по страницам любимого романа Пушкина «Евгений Онегин», закрылась последняя страница жизни его любимых героев. Возьмите с собой в жизнь его мудрые советы, бережно, как свечу, несите по жизни любовь свою и помните, что любовь (как сказал нам поэт)- это бесценный дар, божественный дар! Учитесь у Пушкина всю жизнь. 

Внимательно слушают, делают обобщения.

9

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

написать сочинение – эссе:

Какими вы видите современную Татьяну Ларину или Евгения Онегина? 

 

. . . . .