Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 31.03.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ 5
         
         
kn publ E   kn publ 3   kn publ 4
         

Конспект урока по литературному чтению для 2 класса "Сергей Есенин "Береза"

Дата публикации: 2022-03-31 12:35:08
Статью разместил(а):
Бешехоева Юлия Николаевна

Конспект урока по литературному чтению для 2 класса "Сергей Есенин "Береза"

Автор: Бешехоева Юлия Николаевна

МКОУ "СОШ им. Батышева"

 

Тип урока: урок «открытия» нового знания.

Цель урока: познакомить учащихся с произведением Сергея Есенина «Берёза».

Задачи:

- формировать навыки анализа художественного произведения (лирического стихотворения);

- развивать умения учащихся представлять картины, нарисованные поэтом;

- воспитывать интерес к лирике Сергея Есенина, любовь к родной природе, внимание к поэтическому слову.

Планируемые результаты образования:

Предметные: умет давать характеристику выполненной деятельности, научиться читать осознанно;

учащиеся познакомятся с пейзажной лирикой Сергея Есенина, с картинами русских художников, на полотнах которых с помощью красок изображена красота зимней природы.

Метапредметные:

- использовать знаково-символические средства для решения поставленных задач;

- проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;

- осуществлять анализ слов и выделение существенных признаков.

Личностные: учебно-познавательный интерес; смыслообразование; внутренняя позиция школьника.

Коммуникативные: умение работать в группе, находить общее решение; умение аргументировать своё мнение; доброжелательное отношение друг к другу; умение слушать и понимать других; умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; умение оформлять свои мысли в устной форме.

Регулятивные: умение на основе принятых правил вносить необходимые коррективы в действия; умение определять цель деятельности на уроке; умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Познавательные: умение извлекать информацию из иллюстраций, текста; умение на основе анализа объектов делать выводы.

Межпредметные связи: изобразительное искусство, музыка.

Методы обучения: словесный, практический; частично-поисковый: аналитический, сравнительный.

Материальные ресурсы: мультимедийный проектор; презентация к уроку, аудиозапись романса на стихи Сергея Есенина «Белая берёза»; учебник «Литературное чтение», портрет Сергея Есенина, иллюстрация берёзы, карточки для исследовательской работы учащихся, альбомные листы, карандаши, оценочные листы, листочки разных цветов для рефлексивной деятельности.

Технологии: здоровьесберегающие, системно-деятельностного подхода, сотрудничества, ИКТ, игровая, проектной деятельности.

Ход урока

1. Организационный момент.

Мотивация познавательной деятельности

Посмотрите на солнышко – улыбнитесь ему.

Посмотрите друг на друга – улыбнитесь.

Пусть на протяжении всего урока это милое солнышко придаёт нам оптимизма, творчества и, конечно же, хорошего настроения.

Подберите к каждой букве слова «урок» те качества, какими мы должны быть на уроке:

У- умные, успешные

Р – радостные,

О – организованные,

К – культурные.

Сегодня на уроке, ребята, вы будете слушателями, исследователями и художниками.

Нам предстоит встреча с удивительным миром – миром поэзии. Отгадав загадку, вы узнаете, о каком времени года мы будем говорить.

Если городу ночью холодно стало,

И ночь для него одеяло достала,

Если снегом заботливо город одела.

Какое время года прилетело?

Чтобы узнать с каким писателем мы познакомимся  предлагаю поиграть в игру «Услышь фамилию».

В этом имени слово «есень», 

Осень, ясень, осенний цвет, 

Что-то есть в нём от русских песен –

Поднебесье, тихие веси,

Сень берёзы 

И синь – рассвет. 

Что-то есть в нём 

И от весенней 

Грусти, юности 

И чистоты …

Что вы уже знаете о Сергее Есенине? Сегодня мы продолжим знакомство с творчеством Сергея Есенина.

2. Актуализация знаний.

В какой стране мы с вами живем? Какое дерево является символом России?

С одного дерева

Да четыре угодья:

Первое - от тёмной ночи свет,

Второе – некопаный колодец,

Третье – старому здоровье,

Четвёртое – разбитому связь. (берёза)

1 угодье.

В старину, когда не было электрических лампочек, долгое время изба освещалась лучиной. При её свете женщины и девушки в долгие зимние вечера пели песни. Теперь такое освещение ушло в прошлое. Лучину вставляли в светец, под светцом всегда стояло корытце, куда падали обгоревшие кусочки и гасли в воде – можно было не бояться пожара в доме.

2 угодье.

Сок из «некопаного колодца». Сок у берёзы собирают так, чтобы не нанести вред дереву. Его и сейчас пьют, чтобы не болеть.

3 угодье.

Русская баня всегда была полезна и молодым и старым. А какая баня без березового веника? Все болезни вылечит, душу радует, тело молодит.

4 угодье.

Разбитому связь. С помощью бересты можно отремонтировать или сделать новую ёмкость для ягод и грибов.

Какие цели мы поставим на предстоящий урок?

3. Изучение нового материала.

Сегодня мы познакомимся со стихотворением С. Есенина «Берёза», научимся рисовать это дерево и послушаем романс положенный на стихотворение «Берёза».

Познакомимся с краткой биографией писателя.

Берёза – символ нашей родины. Закройте глазки, послушайте стихотворение и постарайтесь увидеть эту берёзу.

 Белая берёза

Под моим окном

Принакрылась снегом,

Точно серебром.

Кто не знает этих строк? Пожалуй, только тот, кто пока ещё не ходит в школу. А ведь это первое напечатанное стихотворение С. Есенина. Он считал, что писать для детей надо особый дар иметь. Поэтому специальных «детских» стихотворений у него очень мало. 

4. Самостоятельная работа.

Прочитайте стихотворение вполголоса. Подчеркните непонятные слова и выражения. Как вы понимаете слова: кайма, бахрома?

Кайма - отличающаяся по цвету или рисунку полоса по краю ткани, изделия.

Бахрома - тесьма с рядом свободно свисающих нитей.

Заря - яркое освещение горизонта перед восходом или после захода солнца. 

Скажите, какой увидел берёзу поэт?

5. Физминутка

Раз – подняться, потянуться,

 Два – согнуться, разогнуться, 

Три – в ладоши три хлопка, 

Головою три кивка. 

На четыре – руки шире, 

Пять – руками помахать, 

Шесть – на место сесть опять (слайд 14) Произносят  текст стихотворения и одновременно выполняют сопровождающие движения.

6. Анализ произведения.

Какие краски использует автор, чтобы описать берёзу?

Найдите строчки, в которых рассказывается о цвете.

Особенно интересно в стихотворении описание инея. Найдите это описание.

Какое время дня рисует поэт?

Почему вы так решили?

Солнечное или пасмурное утро?

Прочитайте, как занималась заря зимой.

Какой литературный приём использует автор в создании образа берёзы?

Докажите это строчками из стихотворения.

Подумайте, каким должен быть темп чтения: быстрый, медленный, неторопливый?

7 Физминутка для глаз.

Посмотрите за движением снежинки (экран).

8. Слушание романса «Белая береза».

Практическая часть. Рисование березы.

Прослушайте романс в исполнении Галины Ненашевой «Белая берёза». Многие стихи великих поэтов положены на песни.

И мы сегодня выступим в роли художников, научимся рисовать берёзу.

Последовательность рисования берёзы. 

Нарисуем ствол берёзы. Одной линией наметим его высоту и характер, другой покажем толщину ствола у земли и постепенное его сужение до тонкой ветки вверху, Дальше покажем толщину крупных веток, их плавное соединение со стволом. Затем нарисуем конечные ветки, их мягкое ниспадающее волнистое движение. Белая кора ствола снизу изрезана чёрными корявыми трещинами.

Нарисуем их.

9. Исследовательская деятельность учащихся.

А теперь ребята, мы проверим, какие вы исследователи. (парная работа)

Посмотрите на следующее задание. Откуда взяты эти строчки?

Всё ли там в порядке? (строчки перемешаны) 

Задание:

Укажите по порядку строчки стихотворения С. Есенина «Берёза».

Чтения стихотворения в исправленном виде.

Понравилось ли вам быть в роли исследователей?

10. Итог. Рефлексия.

Какова тема стихотворения?

Какие чувства, настроение вызывает?

Познакомившись со стихотворением, что вы можете сказать о С. Есенине как о человеке?

Плакат на доске  с нарисованной берёзой и листочки: жёлтые, зелёные, оранжевые.

Кому на уроке понравилось быть слушателями, прикрепите жёлтые листочки, кому художниками-оранжевые, кому исследователями-зелёные листочки.

Посмотрите, какая у нас красивая берёза получилась. Среди нас есть внимательные слушатели, талантливые художники и любознательные исследователи.

11. Домашнее задание. Выучить стихотворение С. Есенина «Берёза», оживить берёзку на своих альбомных листах с помощью красок. Записывают в дневник.

 

. . . . .