Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Технологическая карта урока русского языка для 2 класса "Имя прилагательное как часть речи"

Дата публикации: 2022-03-31 14:46:59
Статью разместил(а):
Бессараб Любовь Николаевна

Технологическая карта урока русского языка для 2 класса "Имя прилагательное как часть речи"

Автор: Бессараб Любовь Николаевна

МКОУ "СОШ им. Батышева", ст. Николаевская, РСО-Алания

 

 

Тип урока: урок изучения нового материала.

Цель урока: создать условия для формирования представлений о прилагательном как части речи.

Планируемые результаты:

Метапредметные:

• освоение УУД; овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться;

• установление  причинно-следственных связей, строение логического рассуждения

• умение применять полученные знания при работе со словами и предложениями, текстом.

Предметные:

научатся находить прилагательные в тексте;

ставить вопросы от существительных к прилагательным;

устанавливать связь между прилагательными и существительными;

подбирать примеры имён прилагательных.

Личностные:

• формирование нравственно-этических качеств личности;

• воспитание культуры поведения на уроке, развитие познавательного интереса к русскому языку;  

• умение реализовывать теоретические познания на практике;

• умение высказывать свое мнение и отстаивать его.

Регулятивные УУД:

целеполагание, преобразование практической задачи в познавательную

умение планировать и корректировать свои действия относительно заданного эталона (в соответствии с поставленными  задачами);

Коммуникативные УУД: 

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами урока и условиями коммуникации;

умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность, взаимный контроль;

выполнять практические упражнения;

адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач.

Познавательные УУД:

определение цели своего обучения;

устанавливание причинно-следственных связей правила написания слова и его графического изображения;

анализирование информации и преобразование ее из одной формы в другую:

чтение текста, выполнение задания, ответы на вопросы.

Ход урока

I. Самоопределение к деятельности.

Цель: создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность.

Придумано кем-то

Просто и мудро.

При встрече здороваться:

— Доброе утро!

— Доброе утро!

Солнцу и птицам

Доброе утро!

Улыбчивым лицам.

И каждый становится

Добрым, доверчивым...

Пусть доброе утро

Длится до вечера!

Ребята, а каким было для вас сегодняшнее утро? Назовите одно слово.

Пусть наш сегодняшний учебный день будет продуктивным, насыщенным интересными школьными и яркими делами!

Оформите запись начала урока.

II. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности.

На слайде записаны слова. Прочтите их: тур, ирбис, кавказский тетерев.

Уточним значение слов.

Минутка чистописания.

Из слова «кавказский» назовите парный согласный  звуку «г», какой буквой он обозначается?

Запишите заглавную и строчную буквы. 

Какие звуки обозначаются буквой «к»? Дайте характеристику.

Назовите одушевлённые существительные. 

Назовите слово, которое состоит из 1 слога.

Ученики называют букву «к». Дети аккуратно пишут буквы «К, к» в тетрадь. Называют звуки. Дают характеристику.

III. Формулирование проблемы, планирование деятельности.

Цель: правильно сформулировать тему урока и определить цели и задачи.

Выберите из данных слов лишнее и обоснуйте свой ответ. 

Поставьте вопрос к каждому слову (Слова отвечают на вопрос кто?) 

К какому слову не можете подобрать вопрос?

Что обозначает лишнее слово можете определить?

Запишите данные слова в тетрадь, подчеркните орфограммы.

Если это не имя существительное, то к какой части речи оно относится?

Достаточно нам знаний, чтобы определить часть речи?

Какие поставим перед собой цели?

IV. Открытие нового материала (Построение проекта выхода из затруднения).

Цели: 

1) реализовать построенный проект в соответствии с планом;

2) зафиксировать способы записи выражений на эталоне;

3) организовать фиксацию преодоления затруднения;

4) организовать уточнение общего характера нового знания.

V. Физкультминутка (музыкальная)

Цель: предупреждения сколиоза, снятия усталости и напряжения пальцев рук.

Устно составьте предложение с одним из данных слов.

Где живут все перечисленные животные? Это обитатели нашего Кавказского региона.

Животный мир – это часть нашей Земли. Все люди должны заботиться о животных.

Ребята, что я сейчас произнесла? (устная речь).

Далее учитель включает слайд. На слайде записаны эти предложения: 

Животный мир – это часть нашей Земли. Все люди должны заботиться о животных.

В какую речь превратилась устная речь? (В письменную).

Из чего состоит наша речь? (Речь состоит из предложений, а предложения из слов)

Слово – это маленькая часть нашей многогранной речи, и чтобы научить вас писать каждое слово правильно, ученые-филологи разделили все слова на большие группы - части речи.

С какой частью речи мы уже знакомы? 

Вспомните, что такое имя существительное? (На доске слайд: части речи)

Сегодня мы продолжим знакомство с частями речи и узнаем новую часть речи. 

Какую цель вы  поставите перед собой?

Работа в парах. У вас на столе лежит карточка. Прочтите, определите о ком идет речь.

Под кустиком  притаился…. зверек. У него….. уши, …хвост. Мордочка… Спинка покрыта… иглами, но обороняться ими он не может. 

Кто догадался, о ком  составлены предложения? (Это сделать трудно). 

Почему мнения ваши разошлись?

Посмотрите, о ком я хотела вам рассказать. Просмотр видеофрагмента об ушастом еже.

Вставьте слова в предложения по смыслу.

Маленький, длинные, короткий, острая, мягкими. 

На какой вопрос отвечают эти слова? 

Что обозначают слова, которые помогли описать животное?

Это признаки предметов, которые отвечают на вопросы: Какой? Какая? Какие? Какое? 

Кто знает, как называется данная часть речи?

Сформулируйте тему нашего урока.

Сегодня наш урок и посвящен изучению темы: «Имя прилагательное».

VI. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Цель: зафиксировать во внешней речи умение подбирать имена прилагательные и правильно употреблять их в речи.

Ребята мы сегодня будем работать по плану, но шаги плана у меня перепутались. Вы должны прочитать каждый шаг и выстроить их в  определенном порядке.

План действий:

1. Сделать вывод.                                                                       

2. Узнать об имени прилагательном.                                       

3. Роль имен прилагательных в нашей речи.

Работа по учебнику. Чтение правила.

Какой по мнению автора русский язык?

С чем сравнивает автор яркость, меткость, певучесть, задушевность русского языка?

Что такое имя прилагательное? Что оно обозначает?

Сравним свой вывод с выводом из учебника.

На слайде записаны пословицы: 

- Маленькое дело лучше большого безделья. 

- Старый друг лучше новых двух.

Как вы понимаете смысл пословиц?

Что заметили в первой пословице? Во второй пословице?

Правильно, антонимы, маленькое - большого, старый – новый. 

Приведите ещё примеры антонимов. Запись пословиц.

При записи используем наше правило: записываю, думаю, проверяю.

Как называются слова, близкие по значению?

Подберите синонимы к слову храбрый (отважный, мужественный, смелый).

Огромный (большой, громадный).

Найдите в записанных пословицах прилагательные, подчеркните их.

Какое значение имеют имена прилагательные в нашей речи?

VII. Включение в систему знаний и повторение.

VIII.Самостоятельная работа с проверкой.

Цели:

1) тренировать способность к самоконтролю и самооценке;

2) проверить умение применять знания об имени прилагательном: ставить вопросы и находить их втексте.

Работа в группах (задание по карточкам). Учитель раздает на каждую парту картинки (лиса, медведь, шарик, торт). 

Задание: подобрать как можно больше к существительным имен прилагательных.

Индивидуальные карточки с заданиями: разноуровневые задания.

1. Подобрать к прилагательным

Подходящие по смыслу имена существительные.

Зелёный, сладкий, сахарный ….

Весеннее, яркое, лучистое ….

Спелая, сладкая, душистая …

Грузовая, легковая, спортивная ….

2. Северная Осетия одна из красивых республик Северного Кавказа. В ее границах расположены Кавказские горы. Необычная красота гор, природных ущелий не оставят равнодушными её посетителей.

Выпишите из данного текста имена прилагательные.

Давайте проверим, что же у вас получилось?

Так слова, какой части речи уточняют имена прилагательные?

Используя алгоритм самооценки, оцените свою работу.

Алгоритм оценивания (на слайде):

1. Какое было задание?

2. Удалось ли выполнить задание?

3. Задание выполнено, верно, или с ошибками?

4. Какое умение развивали при выполнении задания? Работа в  группах

IX Рефлексия деятельности.

Цели:

1) оценить свою работу и работу класса на уроке;

2) наметить направления будущей учебной деятельности.

Какую цель мы ставили в начале урока, достигли мы ее?

Можем мы сказать спасибо именам прилагательным за то, что делают нашу речь яркой и выразительной? Вы оказывается не только нарядные, красивые, но и находчивые, внимательные, дружные, умелые. Продолжите фразу, используя имена прилагательные:

Я …. умный, сообразительный, находчивый, целеустремленный, добрый, заботливый.

Что на уроке хорошо получилось? Над чем надо ещё поработать?

Обучающиеся оценивают свою работу на уроке.

X. Домашнее задание.

Цель: закрепление и углубление знаний учащихся.

Дома правило учите!

Упражненьем закрепите! 

Рассказать и записать несколько предложений о любом животном, проживающем в нашем регионе, используя имена прилагательные.

 

Список литературы:

1. Т.Г. Рамзаева, русский язык. 2 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений. Т.Г.Рамзаева – 24-е изд. – М.: Дрофа, 2018. – 94 с.: ил. – (Школа России).

2. Т.Г. Рамзаева. Сборник диктантов и творческих работ.

 

. . . . .