Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Технологическая карта урока математики для 2 класса "Прямоугольник"

Дата публикации: 2022-03-31 14:52:14
Статью разместил(а):
Бессараб Любовь Николаевна

Технологическая карта урока математики для 2 класса "Прямоугольник"

Автор: Бессараб Любовь Николаевна

МКОУ "СОШ им. Батышева", ст. Николаевская, РСО-Алания

 

Тип урока: урок «открытия» нового знания.

Цели: сформировать представление о прямоугольнике, как о четырёхугольнике, у которого все углы прямые, строить фигуры с прямыми углами.

Задачи урока: 

1. Образовательные: расширить знания обучающихся о геометрических фигурах, учить их построению.

2. Развивающие:

развивать внимание, мышление, смекалку; 

развивать аналитическое мышление, память, внимание;

способность к самоконтролю, умение выполнять вербальные инструкции учителя, делать выводы; 

совершенствовать математическую речь.

3. Воспитательные: 

воспитывать коммуникативную культуру обучающихся;  

аккуратность, усидчивость, самостоятельность, дисциплинированность; 

организованность, культуру поведения;

прививать интерес к урокам математики.

Оборудование: демонстрационные геометрические фигуры (прямоугольник, квадрат,); модель прямого угла; линейки; карточки для индивидуальной работы; карточки с дополнительным заданием; мультимедиа, презентация к уроку по теме «Прямоугольник».

Планируемые результаты:

Предметные:

- учиться находить прямоугольник, отличать от других геометрических фигур, учиться построению прямоугольников;

- понимать алгоритм решения примеров на сложение, учиться решать задачи.

Метапредметные:

- уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;

- планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;

- уметь оформлять свои мысли в устной форме: слушать и понимать речь других.

Личностные: уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Формируемые УУД: 

- Личностные: осознание причастности к успеху в учебной деятельности; рациональная организация мыслительной деятельности;

- Познавательные: структурирование знаний; поиск и выделение информации; наблюдение и самостоятельное формулирование простых выводов;

- Регулятивные: адекватная оценка выполненных действий; контроль (осуществление пошагового контроля); определение цели учебной деятельности самостоятельно и с помощью учителя;

- Коммуникативные: выражать свои мысли, сотрудничать в совместном выполнении задания, адекватно оценивать собственное поведение.

Мыслительные операции, которые необходимы на этапе проектирования: анализ, сравнение, обобщение.

Методы и формы обучения:

Методы: словесный, наглядный, практический.

Формы: фронтальная, индивидуальная, групповая, парная.

Ход урока

I. Мотивация. Самоопределение к деятельности.

Цель: создать условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебный процесс. Прочитайте древнюю мудрость: Незнающие пусть научатся, знающие - вспомнят ещё раз.

Как вы понимаете значение этих слов? 

В чём их смысл?

Какова цель нашего урока?

Я желаю вам как можно больше вспомнить и большему научиться.

II. Актуализация знаний.

Цель: Повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявления затруднений в индивидуальной деятельности каждого. 

Оформите запись начала урока.

Комментированная запись числа. 

Какую запись должны сделать дальше? 

Запишите: «Классная работа». 

Какой сегодня день недели? А завтра будет?

Что вы можете рассказать о числе 17? (двузначное, разрядные слагаемые, соседи числа, четное, нечётное)

В котором часу начался урок, в какое время он закончится?

Чтобы нам умнее стать,

Нужно устно посчитать:

Устный счёт (на интерактивной доске)

1. Определите закономерность, по которой записаны числа 

а) верхней строки; 

б) каждого столбца, – и продолжите ряды чисел.

15   25   26   36   37   *   *   *   

5     24   16   35   27   *   *   *   

2. Работа с геометрическим материалом.

Какие геометрические фигуры вы видите на слайде? Назовите их.

Обучающие анализируют задание, отвечают на вопросы. Продолжают закономерность чисел.

III. Выявление места и причины затруднения.

Разделите данные фигуры на 3 группы.

1.Углы: прямой, острый. С помощью какого инструмента можно определить прямой угол или нет? 

Под какими цифрами спрятались углы?

2. Ломаные (состоящие из трёх звеньев).

3. Фигуры: прямоугольник, ромб, четырёхугольник, круг. (Названия подбираем для каждой группы)

Внимательно посмотрите и покажите фигуру, которая здесь лишняя. (На интерактивной доска остается только 3 группа - круг)

Почему именно эта фигура? (она не имеет углов).

Скажите, а есть еще лишняя фигура. Какая? (Треугольник - имеет три угла, а все остальные фигуры по четыре)

Посмотрите на геометрические фигуры, которые остались на доске. Чем они похожи? (4 стороны, 4 угла, все углы прямые).

Кто докажет, что углы прямые? (Ученик выходит к доске и при помощи модели прямого угла доказывает ответ).

Какие фигуры остались? (прямоугольники). 

Из третьей группы выберите фигуру, которая называется прямоугольник.

Фигуры распределяют на группы.

IV. Построение проекта выхода из затруднения.

Физминутка. Обоснуйте (докажите), что данная фигура называется прямоугольник. Почему выбрали данную фигуру? Почему ваши мнения разошлись.

Ребята, может, кто-то уже догадался, какова тема нашего урока? (Прямоугольник) Обосновывают (доказывают), что данная фигура называется прямоугольник. 

V. «Открытие» детьми нового знания.

Физминутка по правилам дорожного движения.

Какие цели вы поставите перед собой сегодня на уроке? (Узнать, какая фигура называется прямоугольником, каковы признаки прямоугольника, научиться его узнавать и изображать)

Сегодня на уроке мы с вами будем  доказывать, что такое прямоугольник.

Как вы думаете, для чего нам нужно изучать эту тему?

Где могут пригодиться нам знания о прямоугольнике?

Ребята, а сторона кирпича – это прямоугольник?

А если бы она была не прямоугольная, а кривая, какой дом из кирпича получился бы? Можно было бы жить в таком доме? 

Вот для этого мы с вами и будем изучать тему «Прямоугольник», чтобы потом свои знания и умения вы смогли применить в обычной жизни.

Мы назвали признаки прямоугольников. Какой вывод сделаем? Какие отличительные признаки прямоугольника вы узнали?

Где можем проверить правильность наших выводов? Проверим по учебнику правильность нашего вывода.

Работа с учебником.

Выводы: Прямоугольник имеет: четыре стороны; четыре угла; все углы прямые; противоположные стороны равны.

Где в жизни вы встречаются прямоугольники? В нашем кабинете есть прямоугольники? (крышка стола, дверь, окно, экран, интерактивная доска)

Картинки с дорожными знаками. Какую форму имеют знаки, найдите знаки прямоугольной формы.

Стихотворение о дорожных знаках.

Беседа о безопасности на дорогах.

VI. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Ребята, скажите, каких целей мы уже достигли? (Повторили, что называют прямоугольником, узнали признаки прямоугольника)

Какой цели мы ещё не достигли? (научиться узнавать и изображать прямоугольник)

Дети строят прямоугольник, выделяют противоположные стороны.

Как вы думаете, как называются стороны, которые расположены напротив друг друга? (противоположные). Посмотрите, что произойдёт с противоположными сторонами, если я их приложу друг к другу? (они равны). Так какой 4-й признак?

Давайте обобщим наши исследования о прямоугольнике. 

Прямоугольник:

четырёхугольник;

все углы прямые;

две противоположные стороны равны;

большая сторона – длина

меньшая сторона - ширина

Вот какая интересная фигура – прямоугольник.

VII. Самостоятельная работа с проверкой по эталону.

Творческое задание. Групповая работа.

Задача (анализ, решение задачи практическое: вырезают из цветной бумаги прямоугольник). Для практического решения задачи нужна бумага различного цвета.

Текст задачи: на уроке математики второклассники получили задание. Начертите прямоугольник. Длина прямоугольника 20 сантиметров, а ширина на 16 см меньше.

Это задача? Что отсутствует в задаче? В задаче нет вопроса (недостаточно данных).

Поставьте вопрос. Можем начертить прямоугольник? Обучающиеся выполняют анализ задачи, затем вырезают прямоугольник заданной длины и ширины. Из полученных прямоугольников дети коллективно составляют флаги (создают флаг России, флаг РСО - Алании, Андреевский флаг).

VIII. Включение в систему знаний и повторение. Выполняется практическая часть работы.

Сколько всего прямоугольников в изображении флага?

IX. Рефлексия (подведение итогов урока)

Вспомним, какие цели мы ставили перед собой в начале урока.

Что открыли нового для себя?

Где эти знания могут пригодиться?

Какую работу вам бы хотелось выполнить ещё? 

Начертите прямоугольник со сторонами 3 клетки и 1 клетка.

Раскрасьте его в зелёный цвет - всё понятно; желтый цвет - надо ещё потренироваться, были затруднения; красный – было трудно, непонятно.

Домашнее задание: выучить правило на странице 14; начертить прямоугольник со сторонами 5 см и 2 см.

 

Список литературы:

1. М.И. Моро, М.А. Бантова,  Г.В. Бельтюкова и др. Математика. Учебник для 2-го класса общеобразовательной школы, в 2 частях, часть 2, Москва: Просвещение, 2019. 

2. Беженова М.А. Весёлая математика. – Д: Сталкер, 1998. – 320 с.: ил. (Серия «Скоро в школу»).

3. О.А. Мокрушина. Поурочные разработки по математике к учебному комплекту М.И. Моро, М.А. Бантовой и др. – М.: ВАКО, 2008.

 

. . . . .