Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 31.03.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ 5
         
         
kn publ E   kn publ 3   kn publ 4
         

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности

Дата публикации: 2022-04-17 00:27:30
Статью разместил(а):
Кузьмина Марина Валерьевна

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности

Автор: Кузьмина Марина Валерьевна

 

Раздел №1. Комплекс основных характеристик программы.

1.1.  Пояснительная записка.

Нормативно-правовой базой для составления программы послужили следующие документы:

-     Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

-     Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018г. №196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

-     Постановление главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020г., №28, СанПин 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;

-     Письмо Минобрнауки РФ от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении рекомендаций

«Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ»;

-     Концепция развития дополнительного образования детей, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р.

Актуальность программы. Главная идея программы – воспитание патриотизма у современного подростка, Формирование сознательного и ответственного отношения к вопросам личной и общественной безопасности, практическим навыкам и умениям поведения в экстремальных ситуациях, стремление к здоровому образу жизни, совершенствование морально-психологического состояния и физического развития. Кроме того, программа нацелена на решение ряда социальных задач: отвлечь подростков от неблагоприятного влияния улицы, предоставить спектр разнообразных дел для интересного времяпрепровождения, формировать здоровый образ жизни, развивать моральные и нравственные качества, раскрыть творческий потенциал.

Адресат программы. Программа ориентирована на обучающихся 11-16 лет.

Срок реализации программы. Программа реализуется в течение 4 лет. По данной программе 1 час в неделю, всего 34 часа в течение учебного года.

Формы и режим занятий. Работа проводится в форме теоретических и практических занятий. Содержание занятий, объем и интенсивность нагрузок зависят от возраста и физического состояния здоровья обучающихся. Программа построена по принципу от «простого к сложному» и углубления теоретических знаний и практических умений на каждом последующем этапе обучения. Во время каникул образовательная деятельность может видоизменяться: посещение музеев, выездные экскурсии, участие в конкурсах, слетах и т.п.

Уровень программы: стартовый. 

Программа соответствует требованиям к содержанию дополнительных общеобразовательных программ, опирается на теоретический, практический и личностный опыт обучающихся.

Формы обучения и виды занятий.

Формы обучения: программа предусматривает индивидуальную, индивидуально- групповую, групповую работу обучающихся, совместную деятельность обучающихся и родителей (законных представителей), закрепление получаемых знаний во время практических занятий и мероприятий.

Основные методы, используемые для реализации программы: в обучении – практический, наглядный, словесный, работа с книгой, наглядным материалом, в том числе и видеоматериалами; в воспитании – методы формирования сознания личности, методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения, методы стимулирования поведения и деятельности.

На каждом занятия органически сочетается изучение нового и повторение пройденного материала.

Формы подведения результатов освоения программы: беседа, семинар, мастер- класс, презентация, практическое занятие.

1.2. Цель и задачи Программы.

Цель программы: воспитание патриотизма у современного подростка, формирование активной гражданской позиции, формирование ценностного отношения к здоровому образу жизни, готовности к жизни, труду и социальному творчеству.

Задачи:

-   формирование знаний, умений и навыков основ военного дела;

-   формирование знаний об основах гигиены человека;

-   формирование устойчивого интереса к сохранению своего здоровья;

-   формирование знаний, умений и навыков основ оказания первой помощи;

-   развитие физических качеств, установка на здоровый образ жизни;

-   приобретение специальных навыков военно-специальной подготовки;

-   формирование и развитие коллектива;

формирование на достаточном уровне мотива службы в армии и дальнейшего получения образования.

1.3. Содержание программы Тема: «Ориентирование на местности» (6 ч).

Теория (3 часа): Что такое ориентирование, его виды. Ориентирование как вид спорта. История развития. Виды спортивного ориентирования. Условные знаки спортивных карт. Классификация условных знаков: масштабные, внемасштабные, линейные, точечные, площадные. Топографическая карта. Условные знаки. Масштаб. Отличия топографической карты от спортивной карты. Отличия обозначений условных знаков.

Практика (3 часа): Обозначение объектов местности условными знаками. Создание план карты. Работа с картами различного масштаба. Упражнения по определению масштаба.

Тема: «Первая помощь» (6ч)

Теория (2 часа): Состав походной аптечки. Назначение медикаментов. Как оказать первую помощь при: ожогах укусе змеи, переохлаждении.

Практика (4 часа): Наложение повязки. Оказание первой помощи. Отработка простых способов переноски пострадавшего.

Тема: «Специальная подготовка юного спасателя» (13 ч)

Теория (3 часа): Сигналы бедствия. Виды сигналов: выстрелы, крики, вспышки фонарика, зажигание спичек, факела или костра; условные сигналы. Международный код визуальных сигналов “земля-воздух”. Азбука Морзе. Ночлег без палатки. Летние импровизированные укрытия. Устройство ночлегов у костра зимой.

Практика (10 часов): Изготовление простейших укрытий. Подача сигналов бедствия.

Передача информации с помощью Азбуки Морзе.

Тема: «Походная подготовка» (9 ч)

Теория (4 часа): Определение цели похода, выбор района и времени, маршрута похода. Распределение обязанностей. Разработка маршрута, календарного плана похода. Особенности разработки аварийных вариантов. Сбор сведений по району. Действия группы по прибытии на бивак.. Основные требования к месту бивака: жизнеобеспечение (наличие воды, дров), безопасность (удаленность от населенных пунктов, расположение на высоких берегах рек, отсутствие на территории бивака сухих и гнилых деревьев и т. д.); комфортность (продуваемость поляны, освещенность утренним солнцем, красивая панорама). Уборка места лагеря перед уходом группы. Меры безопасности при работе на биваке.

Практика (5 часов): Проведение походов выходного дня.

Тема: «Ориентирование на местности» (5 ч)

Теория (2 часа): Понятие азимута. Азимут на ориентир. Воспроизведение карты и сличение с местностью.

Практика (3 часа): Определение азимута на ориентир, азимут по карте. Движение по азимуту. Сличение карты с местностью. Сличение местности с картой. Изображение местности на основании карты.

Тема: «Первая помощь» (4 ч)

Теория (1 час): Понятие о ране. Виды ран и кровотечений. Наложение повязки. Понятие о переломах и вывихах. Виды переломов. Наложение повязок. Наложение кровоостанавливающего жгута. Тушение горящей одежды и оказание помощи обгоревшему. Действия спасателя при пожаре.

Практика (3 часа): Наложение повязок. Наложение кровоостанавливающего жгута. Тушение горящей одежды и оказание помощи обгоревшему. Действия спасателя при пожаре.

Тема: «Специальная подготовка юного спасателя» (15 ч)

Теория (5 часов): Сигнал с помощью яркой ткани, вывешенной на высоком дереве; с помощью зеркала; выкладыванием еловых веток на снегу сигнала SOS на открытой местности; периодическим зовом на помощь голосом. Применение узлов: прямой узел, ткацкий узел, академический узел, проводники, схватывающий узел. Необходимость разжигания костра в условиях автономного существования. Виды костров: таёжный, шалаш, звезда, звезда и шалаш, колодец, камин, нудью. Тип костра, разводимый в сырую погоду. Разжигание костра без спичек с помощью трения.

Практика (10 часов): Подача сигналов бедствия. Аварийные световые и звуковые сигналы. Дальность передачи. Международная кодовая таблица. Вязание Узлы. Укладка рюкзака. Установка палатки. Разведение костра.

Тема: «Походная подготовка» (10ч)

Теория (2 часа):  Определение цели похода, выбор района и времени, маршрута похода. Распределение обязанностей. Сбор сведений по району. Действия группы по прибытии на бивак. Основные требования к месту бивака: жизнеобеспечение (наличие воды, дров), безопасность (удаленность от населенных пунктов, расположение на высоких берегах рек, отсутствие на территории бивака сухих и гнилых деревьев и т. д.); комфортность (продуваемость поляны, освещенность утренним солнцем, красивая панорама). Уборка места лагеря перед уходом группы. Меры безопасности при работе на биваке.

Практика (8 часов): Разработка маршрута. Проведение похода выходного дня.

Тема: «Ориентирование на местности» (4 ч)

Теория (1час): Основные сведения о тактико-технической подготовке. Значения для роста спортивного мастерства. Значение данных видов подготовки для роста результатов.

Практика (3 часа): Упражнения по тактико-технической подготовке. Прохождение учебных дистанций разного вида.

Тема: «Первая помощь» (5 ч)

Теория (2 часа): Как оказать первую помощь при обморожении, тепловом ударе, растяжении, пищевом отравлении.

Практика (3часа): Переноска пострадавшего с помощью подручных средств.

Отработка оказания первой помощи пострадавшему.

Тема: «Специальная подготовка юного спасателя» (15 ч)

Теория (5 часов): Организация переправ через водное препятствие, сухой овраг. Командное прохождение этапа спуск, подъем, параллельные перила, наклонная навесная переправа. Виды несчастных случаев, аварии и чрезвычайные ситуации, угрожающие жизни и здоровью людей в условиях природной среды. ЧС в туристских и альпинистских группах. Поиск и спасение людей при стихийных бедствиях. Использование подручных средств для оказания помощи и спасения пострадавших. Использование специальных спасательных средств. Четкое руководство ПСР, единоначалие и строгая исполнительская дисциплина. Создание рабочей обстановки. Определение опасных и безопасных зон. Удаление посторонних лиц с места работы спасателей. Инструктаж руководителя работ о командах и сигналах. Установление наблюдения за возможными опасностями. Разведка и подготовка пути эвакуации пострадавших. Организация эвакуации пострадавших и контроль за их состоянием во время транспортировки.

Практика (10 часов): Организация переправ. Командная работа на этапах. Подготовка мест проведения спасательных работ. Организация взаимодействия участников работ. Обеспечение страховки и само страховки спасателей и пострадавших.

Тема: «Походная подготовка» (10 ч)

Теория (2 часа): Определение цели похода, выбор района и времени, маршрута похода. Распределение обязанностей. Сбор сведений по району. Действия группы по прибытии на бивак. Основные требования к месту бивака. Меры безопасности при работе на биваке.

Практика (8 часов): Разработка маршрута. Проведение походов выходного дня, степенных походов. Написание отчета о походе.

Тема: «Ориентирование на местности» (5 ч)

Теория (1 час): Основные сведения о тактико-технической подготовке. Значения для роста спортивного мастерства. Значение данных видов подготовки для роста результатов.

Практика (4 часа): Упражнения по тактико-технической подготовке. Прохождение учебных дистанций разного вида.

Тема: «Первая помощь» (4ч)

Теория (1 час): Как оказать психологическую поддержку пострадавшему и его близким. Порядок проведения сердечно-легочной реанимации. Варианты изготовления носилок из жердей.

Практика (3 часа): Изготовление носилок. Отработка оказания первой помощи пострадавшему СЛР. Отработка необходимых действий при психологической поддержке.

Тема: «Специальная подготовка юного спасателя» (16 ч)

Теория (4 часа): Виды несчастных случаев, аварии и чрезвычайные ситуации, угрожающие жизни и здоровью людей в условиях природной среды. ЧС в туристских и альпинистских группах. Поиск и спасение людей при стихийных бедствиях. Использование подручних средств для оказания помощи и спасения пострадавших. Использование специальных спасательных средств. Четкое руководство ПСР, единоначалие и строгая исполнительская дисциплина. Создание рабочей обстановки. Определение опасных и безопасных зон. Удаление посторонних лиц с места работы спасателей. Инструктаж руководителя работ о командах и сигналах. Установление наблюдения за возможными опасностями. Разведка и подготовка пути эвакуации пострадавших. Организация эвакуации пострадавших и контроль за их состоянием во время транспортировки. Организация переправ через водное препятствие, сухой овраг. Командное прохождение этапа спуск, подъем, параллельные перила, наклонная навесная переправа.

Практика (12 часов): Организация переправ. Командная работа на этапах. Подготовка мест проведения спасательных работ. Организация взаимодействия участников работ. Обеспечение страховки и самостраховки спасателей и пострадавших.

Тема: «Походная подготовка» (9 ч)

Теория (1 час): Определение цели похода, выбор района и времени, маршрута похода. Распределение обязанностей. Сбор сведений по району. Действия группы по прибытии на бивак. Основные требования к месту бивака. Меры безопасности при работе на биваке.

Практика (8 часов): Разработка маршрута. Проведение походов выходного дня, степенных походов. Написание отчета о походе.

1.4.  Планируемые результаты.

Ожидаемый результат:

Метапредметные результаты:

1.  Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.

2. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности еѐ решения.

Личностные результаты:

1. Формирование коммуникативной компетентности в общении со сверстниками.

2. Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку.

3. Формирование основ экологической культуры на основе необходимости ответственного отношения к окружающей среде.

Предметные результаты:

1. Знать основные группы узлов.

2. Ориентироваться на местности при помощи карты, компаса, по местным признакам.

3. Оказывать первую помощь при порезах, ожогах, обморожениях.

4. Командой преодолевать естественные и искусственные препятствия.

5. Действовать в аварийных и экстремальных ситуациях с соблюдением мер безопасности.

6. Подбирать снаряжение для пешеходных дистанций на соревнованиях различного уровня.

7. Знать преодоления естественных препятствий согласно регламенту соревнований.

8. Правильно распределять силы в зависимости от параметров дистанций. Выпускник получит возможность научиться ориентироваться на местности при помощи карты, компаса, по местным признакам.

Специальная подготовка юного спасателя знать:

Действовать в аварийных и экстремальных ситуациях с соблюдением мер безопасности.

Знать преодоления естественных препятствий согласно регламенту соревнований по спортивному туризму в дисциплине дистанция – пешеходная.

Группы узлов

Виды передачи информации уметь:

- Правильно распределять силы в зависимости от параметров дистанций

- Завязывать узлы

- Преодолевать технические этапы

- Правильно транспортировать пострадавших

- Изготавливать простейшие укрытия.

Подавать сигналы бедствия.

Походная подготовка.

Знать:

-   Определения цели похода

-   Выбор района и времени, маршрута похода.

-   Распределение обязанностей. Уметь:

-   Устанавливать палатку 

-   Разводить костер

-   Составление отчета о походе

Первая помощь. Знать:

- способы оказания первой медицинской помощи; приемы транспортировки пострадавших;

- способы оздоровления организма ребенка, закаливания, снижения уровня заболеваемости обучающихся, привитие навыков здорового образа жизни, отказ от вредных привычек;

- способы извлечения раненых из разных неудобных положений. уметь:

- оказывать первую медицинскую помощь при растяжениях, порезах, переломах, кровотечениях;

- соблюдать нормы здорового образа жизни (без табака, без алкоголя, без наркотических веществ).

 

Раздел № 2. Комплекс организационно-педагогических условий.

2.1. Учебный план.

Программа разработана для обучающихся 5-9 классов с учетом особенностей их развития. Занятия проводятся с нагрузкой 1 час в неделю. В процессе обучения возможно увеличение или сокращение часов по какой-либо теме, в зависимости от корректировки задач.

Данная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа включает в себя 4 модуля:

-   1-й год обучения;

-   2-й год обучения;

-   3-й год обучения;

-   4-й год обучения.

Наименование курса 

Количество часов 

«1-й год обучения»

«2-й год обучения»

«3-й год обучения»

«4-й год обучения»

ИТОГО часов

Формы аттестации 

Юный спасатель,

1. 

Ориентирование на местности

Всего 

20 

Соревнования, тестирование 

Теория 

Практика 

13 

2. 

Первая помощь

Всего 

19 

Тестирование 

 

 

Теория 

 

Практика 

13 

3. 

Специальная 

подготовка юного спасателя

Всего 

13 

15 

15 

16 

59 

Тестирование, 

соревнования 

Теория 

17 

Практика 

10 

10 

10 

12 

42 

4. 

Походная подготовка 

Всего 

10 

10 

38 

Тестирование, поход 

Теория 

Практика 

29 

 

2.2. Календарный учебный график на 2021-2022 учебный год.

2.3.  Рабочие программы учебных курсов.

Рабочие программы учебных курсов обеспечивают достижение планируемых результатов дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Юный спасатель».

Рабочие программы учебных курсов содержат:

1) тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.

2) содержание учебного курса.

2.4. Методические материалы:

Литература для педагога и обучающихся:

1) Агаджанян Н.А. Ритмы жизни и здоровье.  Москва, 1975г.

2) Зверев И.Д. Книга для чтения по анатомии, физиологии и гигиене человека. Пособие для учащихся. Москва, "Просвещение", 1983г.

3) Косицкий Г.И., Дьяконова Д.Н. Резервы нашего организма - Москва, «Просвещение», 1993г.

4) Кукольский Г.М. Здоровье и физическая культура. - Москва,1979г.

5) Межотраслевая инструкция по оказанию первой помощи при несчастных случаях на производстве. Разработчики В.Г. Бубнов, Н.В. Бубнова. М, «Издательство НЦ ЭНАС», 2003г.

6) Сто советов по физкультуре и спорту. Редакция Кеброва. - Москва. 

2.4.1. Материально-технические условия реализации программы

Учебное оборудование: классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, интерактивный тир, аптечка индивидуальная – АИ, индивидуальный перевязочный пакет - ППИ (бинт 7 метров, шириной 10 и более см), шины лестничные, раздаточные материалы.

Технические средства: компьютер, мультимедийный проектор.

 

Раздел 3. Комплекс форм аттестации

3.1. Формы аттестации

Промежуточная аттестация может проводиться в следующих формах:

-    вопросники, тестирование;

-    соревнование/ смотр/ фестиваль

Формы подведения итогов реализации программы: конкурсы, смотры, олимпиады; участие в муниципальных фестивалях, конкурсах.

3.2. Оценочные материалы. Тест «Оказание первой помощи».

Обработка и интерпретация результатов опросного листа.

За каждый правильный ответ начисляется 1 балл. Высокий уровень – 9-10 баллов. Средний уровень – 6-8 баллов. Низкий уровень – 0-5 баллов.

Мониторинг результатов обучения детей по дополнительной общеобразовательной программе за ... учебный год

Показатели (оцениваемые параметры) 

Критерии 

Степень выраженности оцениваемого качества

% / кол- во чел. 

Методы диагностики 

1. Теоретическая подготовка детей:

1.1. Теоретические знания (по основным разделам учебно- тематического плана программы)

Соответствие теоретических знаний 

программным требованиям 

- минимальный уровень

(овладели менее чем ½ объема знаний);

 

Собеседование, Соревнования, Тестирование, Анкетирование, Наблюдение, 

Итоговая работа, 

- средний уровень (объем освоенных    знаний составляет более ½);

 

- максимальный уровень (дети освоили практически весь объем знаний, предусмотренных программой) 

 

1.2. Владение специальной терминологией 

Осмысленность и правильность использования 

- минимальный уровень (избегают употреблять специальные термины);

 

Собеседование, Тестирование, Опрос, Анкетирование, наблюдение 

- средний уровень (сочетают специальную терминологию с бытовой); 

 

- максимальный уровень (термины  употребляют осознанно и в полном соответствии с их содержанием)

 

2. Практическая подготовка детей:

2.1. Практические умения      и      навыки, предусмотренные программой             (по основным разделам)

Соответствие практических 

умений и навыков программным

требованиям 

минимальный                                             уровень (овладели менее чем ½ предусмотренных умений и навыков);

 

Наблюдения, Соревнования, 

Итоговые работы, 

- средний уровень (объем освоенных умений и навыков составляет более ½);

 

- максимальный уровень (дети овладели практически всеми умениями и навыками, предусмотренными программой) 

 

2.2. Владение специальным оборудованием          и оснащением

Отсутствие затруднений в использовании

- минимальный уровень (испытывают серьезные затруднения при работе с оборудованием) 

 

наблюдение 

- средний уровень (работает с помощью педагога)

 

-  максимальный уровень (работают самостоятельно)

 

2.3. Творческие навыки

Креативность в выполнении практических заданий 

- начальный (элементарный, выполняют лишь простейшие практические задания)

 

Наблюдение, Итоговые работы 

- репродуктивный (выполняют задания на основе образца)

 

- творческий (выполняют практические задания с элементами творчества)

 

3. Общеучебные умения и навыки ребенка:

3.1. Учебно- интеллектуальные умения: 

3.1.1. Умение 

Самостоятельность в подборе и анализе литературы 

минимальный (испытывают серьезные  затруднения, нуждаются в помощи и контроле педагога)

 

Наблюдение, Анкетирование, 

- средний (работают с литературой с помощью педагога и родителей)

 

Показатели (оцениваемые параметры) 

Критерии 

Степень выраженности оцениваемого качества

% / кол- во чел. 

Методы диагностики 

подбирать                    и анализировать специальную литературу 

 

- максимальный      (работают самостоятельно) 

 

 

3.1.2. Умение пользоваться компьютерными источниками информации 

Самостоятельность в пользовании

Уровни по аналогии с п. 3.1.1.

- минимальный

 

Наблюдение, 

Опрос, 

- средний 

 

-максимальный 

 

3.1.3. Умение осуществлять учебно- исследовательскую работу (рефераты, самостоятельные учебные исследования, проекты и т.д.)

Самостоятельность в учебно-исследовательской работе 

Уровни по аналогии с п. 3.1.1.

- минимальный

 

Наблюдение, 

Беседа, Инд. Работа,

-средний 

 

-максимальный 

 

3.2. Учебно-коммуникативные умения: 

3.2.1. Умение слушать и слышать педагога

Адекватность восприятия информации, идущей от педагога

Уровни по аналогии с п. 3.1.1.

- минимальный

 

Наблюдения, 

Опрос, 

- средний 

 

- максимальный 

 

3.2.2. Умение выступать            перед аудиторией

Свобода владения и подачи подготовленной информации 

Уровни по аналогии с п. 3.1.1.

- минимальный

 

наблюдения 

- средний 

 

- максимальный 

 

3.3. Учебно- организационные умения и навыки:

3.3.1. Умение организовать свое рабочее (учебное) место 

Самостоятельно готовят и убирают рабочее место

Уровни по аналогии с п. 3.1.1.

- минимальный

 

наблюдение 

- средний 

 

- максимальный 

 

3.3.2. Навыки соблюдения ТБ в процессе деятельности 

Соответствие реальных навыков соблюдения ТБ программным требованиям 

- минимальный        уровень (овладели менее чем ½  объема навыков соблюдения ТБ);

 

наблюдение 

- средний уровень     (объем освоенных навыков составляет более ½);

 

- максимальный       уровень (освоили       практически                        весь объем навыков)

 

3.3.3. Умение аккуратно выполнять работу 

Аккуратность и ответственность в работе 

- удовлетворительно 

- хорошо 

- отлично 

 

Наблюдение, Итоговые работы 


Список литературы:

1.      Алешин В.М. Туристская топография [Текст] / В.М. Алешин. - М.: Профиздат, 1985.-285 с.

2.      Бардин К.В. Азбука туризма [Текст] / К.В.Бардин. - М.: Просвещение, 1981.-176 с.

3.      Баринов А.В. Чрезвычайные ситуации природного характера и защита от них [Текст] / А.В.Баринов. - М.: ВЛАДОС-Пресс, 2003.- 496 с.

4.      Волович В.Г. С природой один на один [Текст] / В.Г. Волович - М.: Военное издательство, 1989. –260 с.

5.      Горбушина О.П. Психологический тренинг. Секреты проведения [Текст] / О.П. Горбушина – СПб.: Питер, 2007. – 176 с.

6.      Грецов А.Г. Тренинг креативности для старшеклассников и студентов [Текст] / А.Г. Грецов– СПб.: Питер, 2007. – 208 с.

7.      Драгачев С.П. Туризм и здоровье [Текст] / С.П. Драгачев.- М.: Знание, 1984.-345 с.

8.      Дрогов И.А. Подготовка туристских общественных кадров [Текст] / И.А. Дрогов. - М.: Турист, 1982. - 86 с.

9.      Захаров П.П. Школа альпинизма [Текст] / П.П. Захаров. - М.: Физкультура и спорт, 1989.- 463 с.

10.    Ильичев А.А. Популярная энциклопедия выживания [Текст] / А.А. Ильичев - М.: ЭКСМО-Пресс, 2000.- 496 с.

 

. . . . .