Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности
Автор: Кузьмина Марина Валерьевна
Раздел №1. Комплекс основных характеристик программы.
1.1. Пояснительная записка.
Нормативно-правовой базой для составления программы послужили следующие документы:
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018г. №196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
- Постановление главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020г., №28, СанПин 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
- Письмо Минобрнауки РФ от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении рекомендаций
«Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ»;
- Концепция развития дополнительного образования детей, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р.
Актуальность программы. Главная идея программы – воспитание патриотизма у современного подростка, Формирование сознательного и ответственного отношения к вопросам личной и общественной безопасности, практическим навыкам и умениям поведения в экстремальных ситуациях, стремление к здоровому образу жизни, совершенствование морально-психологического состояния и физического развития. Кроме того, программа нацелена на решение ряда социальных задач: отвлечь подростков от неблагоприятного влияния улицы, предоставить спектр разнообразных дел для интересного времяпрепровождения, формировать здоровый образ жизни, развивать моральные и нравственные качества, раскрыть творческий потенциал.
Адресат программы. Программа ориентирована на обучающихся 11-16 лет.
Срок реализации программы. Программа реализуется в течение 4 лет. По данной программе 1 час в неделю, всего 34 часа в течение учебного года.
Формы и режим занятий. Работа проводится в форме теоретических и практических занятий. Содержание занятий, объем и интенсивность нагрузок зависят от возраста и физического состояния здоровья обучающихся. Программа построена по принципу от «простого к сложному» и углубления теоретических знаний и практических умений на каждом последующем этапе обучения. Во время каникул образовательная деятельность может видоизменяться: посещение музеев, выездные экскурсии, участие в конкурсах, слетах и т.п.
Уровень программы: стартовый.
Программа соответствует требованиям к содержанию дополнительных общеобразовательных программ, опирается на теоретический, практический и личностный опыт обучающихся.
Формы обучения и виды занятий.
Формы обучения: программа предусматривает индивидуальную, индивидуально- групповую, групповую работу обучающихся, совместную деятельность обучающихся и родителей (законных представителей), закрепление получаемых знаний во время практических занятий и мероприятий.
Основные методы, используемые для реализации программы: в обучении – практический, наглядный, словесный, работа с книгой, наглядным материалом, в том числе и видеоматериалами; в воспитании – методы формирования сознания личности, методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения, методы стимулирования поведения и деятельности.
На каждом занятия органически сочетается изучение нового и повторение пройденного материала.
Формы подведения результатов освоения программы: беседа, семинар, мастер- класс, презентация, практическое занятие.
1.2. Цель и задачи Программы.
Цель программы: воспитание патриотизма у современного подростка, формирование активной гражданской позиции, формирование ценностного отношения к здоровому образу жизни, готовности к жизни, труду и социальному творчеству.
Задачи:
- формирование знаний, умений и навыков основ военного дела;
- формирование знаний об основах гигиены человека;
- формирование устойчивого интереса к сохранению своего здоровья;
- формирование знаний, умений и навыков основ оказания первой помощи;
- развитие физических качеств, установка на здоровый образ жизни;
- приобретение специальных навыков военно-специальной подготовки;
- формирование и развитие коллектива;
- формирование на достаточном уровне мотива службы в армии и дальнейшего получения образования.
1.3. Содержание программы Тема: «Ориентирование на местности» (6 ч).
Теория (3 часа): Что такое ориентирование, его виды. Ориентирование как вид спорта. История развития. Виды спортивного ориентирования. Условные знаки спортивных карт. Классификация условных знаков: масштабные, внемасштабные, линейные, точечные, площадные. Топографическая карта. Условные знаки. Масштаб. Отличия топографической карты от спортивной карты. Отличия обозначений условных знаков.
Практика (3 часа): Обозначение объектов местности условными знаками. Создание план карты. Работа с картами различного масштаба. Упражнения по определению масштаба.
Тема: «Первая помощь» (6ч)
Теория (2 часа): Состав походной аптечки. Назначение медикаментов. Как оказать первую помощь при: ожогах укусе змеи, переохлаждении.
Практика (4 часа): Наложение повязки. Оказание первой помощи. Отработка простых способов переноски пострадавшего.
Тема: «Специальная подготовка юного спасателя» (13 ч)
Теория (3 часа): Сигналы бедствия. Виды сигналов: выстрелы, крики, вспышки фонарика, зажигание спичек, факела или костра; условные сигналы. Международный код визуальных сигналов “земля-воздух”. Азбука Морзе. Ночлег без палатки. Летние импровизированные укрытия. Устройство ночлегов у костра зимой.
Практика (10 часов): Изготовление простейших укрытий. Подача сигналов бедствия.
Передача информации с помощью Азбуки Морзе.
Тема: «Походная подготовка» (9 ч)
Теория (4 часа): Определение цели похода, выбор района и времени, маршрута похода. Распределение обязанностей. Разработка маршрута, календарного плана похода. Особенности разработки аварийных вариантов. Сбор сведений по району. Действия группы по прибытии на бивак.. Основные требования к месту бивака: жизнеобеспечение (наличие воды, дров), безопасность (удаленность от населенных пунктов, расположение на высоких берегах рек, отсутствие на территории бивака сухих и гнилых деревьев и т. д.); комфортность (продуваемость поляны, освещенность утренним солнцем, красивая панорама). Уборка места лагеря перед уходом группы. Меры безопасности при работе на биваке.
Практика (5 часов): Проведение походов выходного дня.
Тема: «Ориентирование на местности» (5 ч)
Теория (2 часа): Понятие азимута. Азимут на ориентир. Воспроизведение карты и сличение с местностью.
Практика (3 часа): Определение азимута на ориентир, азимут по карте. Движение по азимуту. Сличение карты с местностью. Сличение местности с картой. Изображение местности на основании карты.
Тема: «Первая помощь» (4 ч)
Теория (1 час): Понятие о ране. Виды ран и кровотечений. Наложение повязки. Понятие о переломах и вывихах. Виды переломов. Наложение повязок. Наложение кровоостанавливающего жгута. Тушение горящей одежды и оказание помощи обгоревшему. Действия спасателя при пожаре.
Практика (3 часа): Наложение повязок. Наложение кровоостанавливающего жгута. Тушение горящей одежды и оказание помощи обгоревшему. Действия спасателя при пожаре.
Тема: «Специальная подготовка юного спасателя» (15 ч)
Теория (5 часов): Сигнал с помощью яркой ткани, вывешенной на высоком дереве; с помощью зеркала; выкладыванием еловых веток на снегу сигнала SOS на открытой местности; периодическим зовом на помощь голосом. Применение узлов: прямой узел, ткацкий узел, академический узел, проводники, схватывающий узел. Необходимость разжигания костра в условиях автономного существования. Виды костров: таёжный, шалаш, звезда, звезда и шалаш, колодец, камин, нудью. Тип костра, разводимый в сырую погоду. Разжигание костра без спичек с помощью трения.
Практика (10 часов): Подача сигналов бедствия. Аварийные световые и звуковые сигналы. Дальность передачи. Международная кодовая таблица. Вязание Узлы. Укладка рюкзака. Установка палатки. Разведение костра.
Тема: «Походная подготовка» (10ч)
Теория (2 часа): Определение цели похода, выбор района и времени, маршрута похода. Распределение обязанностей. Сбор сведений по району. Действия группы по прибытии на бивак. Основные требования к месту бивака: жизнеобеспечение (наличие воды, дров), безопасность (удаленность от населенных пунктов, расположение на высоких берегах рек, отсутствие на территории бивака сухих и гнилых деревьев и т. д.); комфортность (продуваемость поляны, освещенность утренним солнцем, красивая панорама). Уборка места лагеря перед уходом группы. Меры безопасности при работе на биваке.
Практика (8 часов): Разработка маршрута. Проведение похода выходного дня.
Тема: «Ориентирование на местности» (4 ч)
Теория (1час): Основные сведения о тактико-технической подготовке. Значения для роста спортивного мастерства. Значение данных видов подготовки для роста результатов.
Практика (3 часа): Упражнения по тактико-технической подготовке. Прохождение учебных дистанций разного вида.
Тема: «Первая помощь» (5 ч)
Теория (2 часа): Как оказать первую помощь при обморожении, тепловом ударе, растяжении, пищевом отравлении.
Практика (3часа): Переноска пострадавшего с помощью подручных средств.
Отработка оказания первой помощи пострадавшему.
Тема: «Специальная подготовка юного спасателя» (15 ч)
Теория (5 часов): Организация переправ через водное препятствие, сухой овраг. Командное прохождение этапа спуск, подъем, параллельные перила, наклонная навесная переправа. Виды несчастных случаев, аварии и чрезвычайные ситуации, угрожающие жизни и здоровью людей в условиях природной среды. ЧС в туристских и альпинистских группах. Поиск и спасение людей при стихийных бедствиях. Использование подручных средств для оказания помощи и спасения пострадавших. Использование специальных спасательных средств. Четкое руководство ПСР, единоначалие и строгая исполнительская дисциплина. Создание рабочей обстановки. Определение опасных и безопасных зон. Удаление посторонних лиц с места работы спасателей. Инструктаж руководителя работ о командах и сигналах. Установление наблюдения за возможными опасностями. Разведка и подготовка пути эвакуации пострадавших. Организация эвакуации пострадавших и контроль за их состоянием во время транспортировки.
Практика (10 часов): Организация переправ. Командная работа на этапах. Подготовка мест проведения спасательных работ. Организация взаимодействия участников работ. Обеспечение страховки и само страховки спасателей и пострадавших.
Тема: «Походная подготовка» (10 ч)
Теория (2 часа): Определение цели похода, выбор района и времени, маршрута похода. Распределение обязанностей. Сбор сведений по району. Действия группы по прибытии на бивак. Основные требования к месту бивака. Меры безопасности при работе на биваке.
Практика (8 часов): Разработка маршрута. Проведение походов выходного дня, степенных походов. Написание отчета о походе.
Тема: «Ориентирование на местности» (5 ч)
Теория (1 час): Основные сведения о тактико-технической подготовке. Значения для роста спортивного мастерства. Значение данных видов подготовки для роста результатов.
Практика (4 часа): Упражнения по тактико-технической подготовке. Прохождение учебных дистанций разного вида.
Тема: «Первая помощь» (4ч)
Теория (1 час): Как оказать психологическую поддержку пострадавшему и его близким. Порядок проведения сердечно-легочной реанимации. Варианты изготовления носилок из жердей.
Практика (3 часа): Изготовление носилок. Отработка оказания первой помощи пострадавшему СЛР. Отработка необходимых действий при психологической поддержке.
Тема: «Специальная подготовка юного спасателя» (16 ч)
Теория (4 часа): Виды несчастных случаев, аварии и чрезвычайные ситуации, угрожающие жизни и здоровью людей в условиях природной среды. ЧС в туристских и альпинистских группах. Поиск и спасение людей при стихийных бедствиях. Использование подручних средств для оказания помощи и спасения пострадавших. Использование специальных спасательных средств. Четкое руководство ПСР, единоначалие и строгая исполнительская дисциплина. Создание рабочей обстановки. Определение опасных и безопасных зон. Удаление посторонних лиц с места работы спасателей. Инструктаж руководителя работ о командах и сигналах. Установление наблюдения за возможными опасностями. Разведка и подготовка пути эвакуации пострадавших. Организация эвакуации пострадавших и контроль за их состоянием во время транспортировки. Организация переправ через водное препятствие, сухой овраг. Командное прохождение этапа спуск, подъем, параллельные перила, наклонная навесная переправа.
Практика (12 часов): Организация переправ. Командная работа на этапах. Подготовка мест проведения спасательных работ. Организация взаимодействия участников работ. Обеспечение страховки и самостраховки спасателей и пострадавших.
Тема: «Походная подготовка» (9 ч)
Теория (1 час): Определение цели похода, выбор района и времени, маршрута похода. Распределение обязанностей. Сбор сведений по району. Действия группы по прибытии на бивак. Основные требования к месту бивака. Меры безопасности при работе на биваке.
Практика (8 часов): Разработка маршрута. Проведение походов выходного дня, степенных походов. Написание отчета о походе.
1.4. Планируемые результаты.
Ожидаемый результат:
Метапредметные результаты:
1. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.
2. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности еѐ решения.
Личностные результаты:
1. Формирование коммуникативной компетентности в общении со сверстниками.
2. Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку.
3. Формирование основ экологической культуры на основе необходимости ответственного отношения к окружающей среде.
Предметные результаты:
1. Знать основные группы узлов.
2. Ориентироваться на местности при помощи карты, компаса, по местным признакам.
3. Оказывать первую помощь при порезах, ожогах, обморожениях.
4. Командой преодолевать естественные и искусственные препятствия.
5. Действовать в аварийных и экстремальных ситуациях с соблюдением мер безопасности.
6. Подбирать снаряжение для пешеходных дистанций на соревнованиях различного уровня.
7. Знать преодоления естественных препятствий согласно регламенту соревнований.
8. Правильно распределять силы в зависимости от параметров дистанций. Выпускник получит возможность научиться ориентироваться на местности при помощи карты, компаса, по местным признакам.
Специальная подготовка юного спасателя знать:
Действовать в аварийных и экстремальных ситуациях с соблюдением мер безопасности.
Знать преодоления естественных препятствий согласно регламенту соревнований по спортивному туризму в дисциплине дистанция – пешеходная.
Группы узлов
Виды передачи информации уметь:
- Правильно распределять силы в зависимости от параметров дистанций
- Завязывать узлы
- Преодолевать технические этапы
- Правильно транспортировать пострадавших
- Изготавливать простейшие укрытия.
Подавать сигналы бедствия.
Походная подготовка.
Знать:
- Определения цели похода
- Выбор района и времени, маршрута похода.
- Распределение обязанностей. Уметь:
- Устанавливать палатку
- Разводить костер
- Составление отчета о походе
Первая помощь. Знать:
- способы оказания первой медицинской помощи; приемы транспортировки пострадавших;
- способы оздоровления организма ребенка, закаливания, снижения уровня заболеваемости обучающихся, привитие навыков здорового образа жизни, отказ от вредных привычек;
- способы извлечения раненых из разных неудобных положений. уметь:
- оказывать первую медицинскую помощь при растяжениях, порезах, переломах, кровотечениях;
- соблюдать нормы здорового образа жизни (без табака, без алкоголя, без наркотических веществ).
Раздел № 2. Комплекс организационно-педагогических условий.
2.1. Учебный план.
Программа разработана для обучающихся 5-9 классов с учетом особенностей их развития. Занятия проводятся с нагрузкой 1 час в неделю. В процессе обучения возможно увеличение или сокращение часов по какой-либо теме, в зависимости от корректировки задач.
Данная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа включает в себя 4 модуля:
- 1-й год обучения;
- 2-й год обучения;
- 3-й год обучения;
- 4-й год обучения.
№ |
Наименование курса |
Количество часов |
«1-й год обучения» |
«2-й год обучения» |
«3-й год обучения» |
«4-й год обучения» |
ИТОГО часов |
Формы аттестации |
Юный спасатель, |
||||||||
1. |
Ориентирование на местности |
Всего |
6 |
5 |
4 |
5 |
20 |
Соревнования, тестирование |
Теория |
3 |
2 |
1 |
1 |
7 |
|||
Практика |
3 |
3 |
3 |
4 |
13 |
|||
2. |
Первая помощь |
Всего |
6 |
4 |
5 |
4 |
19 |
Тестирование |
|
|
Теория |
2 |
1 |
2 |
1 |
6 |
|
Практика |
4 |
3 |
3 |
3 |
13 |
|||
3. |
Специальная подготовка юного спасателя |
Всего |
13 |
15 |
15 |
16 |
59 |
Тестирование, соревнования |
Теория |
3 |
5 |
5 |
4 |
17 |
|||
Практика |
10 |
10 |
10 |
12 |
42 |
|||
4. |
Походная подготовка |
Всего |
9 |
10 |
10 |
9 |
38 |
Тестирование, поход |
Теория |
4 |
2 |
2 |
1 |
9 |
|||
Практика |
5 |
8 |
8 |
8 |
29 |
2.2. Календарный учебный график на 2021-2022 учебный год.
2.3. Рабочие программы учебных курсов.
Рабочие программы учебных курсов обеспечивают достижение планируемых результатов дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Юный спасатель».
Рабочие программы учебных курсов содержат:
1) тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.
2) содержание учебного курса.
2.4. Методические материалы:
Литература для педагога и обучающихся:
1) Агаджанян Н.А. Ритмы жизни и здоровье. Москва, 1975г.
2) Зверев И.Д. Книга для чтения по анатомии, физиологии и гигиене человека. Пособие для учащихся. Москва, "Просвещение", 1983г.
3) Косицкий Г.И., Дьяконова Д.Н. Резервы нашего организма - Москва, «Просвещение», 1993г.
4) Кукольский Г.М. Здоровье и физическая культура. - Москва,1979г.
5) Межотраслевая инструкция по оказанию первой помощи при несчастных случаях на производстве. Разработчики В.Г. Бубнов, Н.В. Бубнова. М, «Издательство НЦ ЭНАС», 2003г.
6) Сто советов по физкультуре и спорту. Редакция Кеброва. - Москва.
2.4.1. Материально-технические условия реализации программы
Учебное оборудование: классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, интерактивный тир, аптечка индивидуальная – АИ, индивидуальный перевязочный пакет - ППИ (бинт 7 метров, шириной 10 и более см), шины лестничные, раздаточные материалы.
Технические средства: компьютер, мультимедийный проектор.
Раздел 3. Комплекс форм аттестации
3.1. Формы аттестации
Промежуточная аттестация может проводиться в следующих формах:
- вопросники, тестирование;
- соревнование/ смотр/ фестиваль
Формы подведения итогов реализации программы: конкурсы, смотры, олимпиады; участие в муниципальных фестивалях, конкурсах.
3.2. Оценочные материалы. Тест «Оказание первой помощи».
Обработка и интерпретация результатов опросного листа.
За каждый правильный ответ начисляется 1 балл. Высокий уровень – 9-10 баллов. Средний уровень – 6-8 баллов. Низкий уровень – 0-5 баллов.
Мониторинг результатов обучения детей по дополнительной общеобразовательной программе за ... учебный год
Показатели (оцениваемые параметры) |
Критерии |
Степень выраженности оцениваемого качества |
% / кол- во чел. |
Методы диагностики |
1. Теоретическая подготовка детей: 1.1. Теоретические знания (по основным разделам учебно- тематического плана программы) |
Соответствие теоретических знаний программным требованиям |
- минимальный уровень (овладели менее чем ½ объема знаний); |
|
Собеседование, Соревнования, Тестирование, Анкетирование, Наблюдение, Итоговая работа, |
- средний уровень (объем освоенных знаний составляет более ½); |
|
|||
- максимальный уровень (дети освоили практически весь объем знаний, предусмотренных программой) |
|
|||
1.2. Владение специальной терминологией |
Осмысленность и правильность использования |
- минимальный уровень (избегают употреблять специальные термины); |
|
Собеседование, Тестирование, Опрос, Анкетирование, наблюдение |
- средний уровень (сочетают специальную терминологию с бытовой); |
|
|||
- максимальный уровень (термины употребляют осознанно и в полном соответствии с их содержанием) |
|
|||
2. Практическая подготовка детей: 2.1. Практические умения и навыки, предусмотренные программой (по основным разделам) |
Соответствие практических умений и навыков программным требованиям |
минимальный уровень (овладели менее чем ½ предусмотренных умений и навыков); |
|
Наблюдения, Соревнования, Итоговые работы, |
- средний уровень (объем освоенных умений и навыков составляет более ½); |
|
|||
- максимальный уровень (дети овладели практически всеми умениями и навыками, предусмотренными программой) |
|
|||
2.2. Владение специальным оборудованием и оснащением |
Отсутствие затруднений в использовании |
- минимальный уровень (испытывают серьезные затруднения при работе с оборудованием) |
|
наблюдение |
- средний уровень (работает с помощью педагога) |
|
|||
- максимальный уровень (работают самостоятельно) |
|
|||
2.3. Творческие навыки |
Креативность в выполнении практических заданий |
- начальный (элементарный, выполняют лишь простейшие практические задания) |
|
Наблюдение, Итоговые работы |
- репродуктивный (выполняют задания на основе образца) |
|
|||
- творческий (выполняют практические задания с элементами творчества) |
|
|||
3. Общеучебные умения и навыки ребенка: 3.1. Учебно- интеллектуальные умения: 3.1.1. Умение |
Самостоятельность в подборе и анализе литературы |
минимальный (испытывают серьезные затруднения, нуждаются в помощи и контроле педагога) |
|
Наблюдение, Анкетирование, |
- средний (работают с литературой с помощью педагога и родителей) |
|
Показатели (оцениваемые параметры) |
Критерии |
Степень выраженности оцениваемого качества |
% / кол- во чел. |
Методы диагностики |
подбирать и анализировать специальную литературу |
|
- максимальный (работают самостоятельно) |
|
|
3.1.2. Умение пользоваться компьютерными источниками информации |
Самостоятельность в пользовании |
Уровни по аналогии с п. 3.1.1. - минимальный |
|
Наблюдение, Опрос, |
- средний |
|
|||
-максимальный |
|
|||
3.1.3. Умение осуществлять учебно- исследовательскую работу (рефераты, самостоятельные учебные исследования, проекты и т.д.) |
Самостоятельность в учебно-исследовательской работе |
Уровни по аналогии с п. 3.1.1. - минимальный |
|
Наблюдение, Беседа, Инд. Работа, |
-средний |
|
|||
-максимальный |
|
|||
3.2. Учебно-коммуникативные умения: 3.2.1. Умение слушать и слышать педагога |
Адекватность восприятия информации, идущей от педагога |
Уровни по аналогии с п. 3.1.1. - минимальный |
|
Наблюдения, Опрос, |
- средний |
|
|||
- максимальный |
|
|||
3.2.2. Умение выступать перед аудиторией |
Свобода владения и подачи подготовленной информации |
Уровни по аналогии с п. 3.1.1. - минимальный |
|
наблюдения |
- средний |
|
|||
- максимальный |
|
|||
3.3. Учебно- организационные умения и навыки: 3.3.1. Умение организовать свое рабочее (учебное) место |
Самостоятельно готовят и убирают рабочее место |
Уровни по аналогии с п. 3.1.1. - минимальный |
|
наблюдение |
- средний |
|
|||
- максимальный |
|
|||
3.3.2. Навыки соблюдения ТБ в процессе деятельности |
Соответствие реальных навыков соблюдения ТБ программным требованиям |
- минимальный уровень (овладели менее чем ½ объема навыков соблюдения ТБ); |
|
наблюдение |
- средний уровень (объем освоенных навыков составляет более ½); |
|
|||
- максимальный уровень (освоили практически весь объем навыков) |
|
|||
3.3.3. Умение аккуратно выполнять работу |
Аккуратность и ответственность в работе |
- удовлетворительно - хорошо - отлично |
|
Наблюдение, Итоговые работы |
Список литературы:
1. Алешин В.М. Туристская топография [Текст] / В.М. Алешин. - М.: Профиздат, 1985.-285 с.
2. Бардин К.В. Азбука туризма [Текст] / К.В.Бардин. - М.: Просвещение, 1981.-176 с.
3. Баринов А.В. Чрезвычайные ситуации природного характера и защита от них [Текст] / А.В.Баринов. - М.: ВЛАДОС-Пресс, 2003.- 496 с.
4. Волович В.Г. С природой один на один [Текст] / В.Г. Волович - М.: Военное издательство, 1989. –260 с.
5. Горбушина О.П. Психологический тренинг. Секреты проведения [Текст] / О.П. Горбушина – СПб.: Питер, 2007. – 176 с.
6. Грецов А.Г. Тренинг креативности для старшеклассников и студентов [Текст] / А.Г. Грецов– СПб.: Питер, 2007. – 208 с.
7. Драгачев С.П. Туризм и здоровье [Текст] / С.П. Драгачев.- М.: Знание, 1984.-345 с.
8. Дрогов И.А. Подготовка туристских общественных кадров [Текст] / И.А. Дрогов. - М.: Турист, 1982. - 86 с.
9. Захаров П.П. Школа альпинизма [Текст] / П.П. Захаров. - М.: Физкультура и спорт, 1989.- 463 с.
10. Ильичев А.А. Популярная энциклопедия выживания [Текст] / А.А. Ильичев - М.: ЭКСМО-Пресс, 2000.- 496 с.