Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 31.03.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ 5
         
         
kn publ E   kn publ 3   kn publ 4
         

Технологическая карта урока литературного чтения в 4 классе

Дата публикации: 2022-04-17 23:13:31
Статью разместил(а):
Актуганова Гульнара Фуатовна

Технологическая карта урока литературного чтения в 4 классе

Автор: Актуганова Гульнара Фуатовна

 

Тема урока: В.П. Астафьев. Стрижонок Скрип. Составление плана.

Цель урока: Создание условия для формирования представления об особенностях плана и умения его составлять.

Задачи:

1. Образовательные: обучение составлению плана.

2. Развивающие:

- создание условий для развития речи учащихся, мышления, памяти;

- создание условий для формирования умения самостоятельной работы с текстом и новой информацией, умение выделять из потока информации главное;

- создание условий для формирования адекватной самооценки.

3. Воспитывающие:

- воспитание любви к животным, бережного отношения к ним;

- воспитание интереса к литературным произведениям.

Оборудование:

  • техническая оснащенность: компьютер, проектор, презентация; 
  • демонстрационный материал: учебник Л.Ф. Климановой «Литературное чтение» (2 ч.), раздаточный материал;
  • индивидуальные наглядные пособия: карточки для самостоятельной работы в парах, карандаши.

Этап урока

Деятельность учителя

Планируемые результаты

Деятельность обучающихся

I. Организацион-
ный момент.

1. Эмоциональный настрой.

Доброе утро, дорогие ребята!

Мне очень приятно видеть в ваших глазах лучики любознательности. Мне хочется вам пожелать, чтобы это радостное настроение и творческое состояние не покидало вас в течение всего урока, пожелаем мысленно себе удачи и тихонечко присядем за парты.

Психологический настрой на совместную работу.

Проверяют готовность своего рабочего места к уроку, приветствуют гостей, учителя, друг друга.

II. Актуализация знаний.

1. Литературная разминка. 

У нас снова в гостях «Стрижонок Скрип» из рассказа Виктора Петровича Астафьева.

Проведем литературную разминку «Самый внимательный читатель»

К выражениям первого столбика укажите стрелкой подходящие предложения из текста 2 столбика.

Рождение стрижонка

…ему хотелось посмотреть, что же оно там такое, дальше пятнышка света…

Первая пища стрижонка Скрипа

Залетали стрижи и стрижихи и приносили еду и капли воды

Где живут стрижи

Выскребал глину остренькими когтями , выклёвывал ее и уносил к воде..

Любопытство стрижонка Скрипа

Мама принесла в клюве капельку дождя и отдала ее Скрипу

Враги стрижей

Норок в глиняном берегу было много

Первый полёт стрижа Скрипа

Быстрый сокол, клюковатая ворона,черная гадюка

Стрижи-дружный народ

Скрип! Скрип! - тревожно и тоскливо кричали стрижи, прощаясь до следующего лета

Свой дом

Один мальчишка засунул руку в норку и вынул Скрипа

Знакомство с мальчишками

Стрижонок вылупился из яичка в тёмной норке и удивлённо пискнул

Стрижи прощаются с родным местом

И тут стрижонок Скрип с удивлением увидел, что он уже сам, один, летает над рекой!

Проверим.

На партах лежат листы самооценок. Каждое задание надо вам оценить. Если вам было легко выполнить задание, подчеркните зеленый кружочек. Если задание вызвало затруднение – красный. (слайд)

Молодцы! Текст читали внимательно.

Познавательные УУД:

- логические:  установление причинно-следственных связей.

Личностные УУД:

- развитие интереса к изучению литературы,.  

 

 

Регулятивные: воспринимает задание учителя.

 

Соединяют стрелкой выражения с подходящими предложениями.

Работают в парах.

Оценивают свою работу на листах самооценки.

III. Введение в тему.

1. Формулирован ие темы и цели урока.

2. Памятка.

3. Виды планов

(составление)

4. Физминутка.

5. Изучение новой темы.

6.Подведение итогов.

7. Домашнее задание.

8.Рефлексия.

Сегодня мы продолжим работу с текстом.

Тема нашего урока «Составление плана к рассказу «Стрижонок Скрип».».

Сформулируем цели урока, продолжив предложения

Познакомимся с видами …

Научимся составлять …

Поработаем …

Прочитаем памятку как составить план

Как составить план.

1. Внимательно прочитайте изучаемый текст.                               

2. Разделите текст на части.

3. Озаглавьте их. 

Так как текст вы уже прочитали попробуем сразу поделить его на части и озаглавить.  

Это задание выполним в группах. Составим план по содержанию текста. 

1 группа составляете картинный план.

2 группа распределите последовательно заголовки.

Появление Скрипа.

Заботливая мама.

Бой с соколом.

Дружные стрижи.

Первый полет.

Свой дом.

Стрижи уносят лето.

3 группа распределите пословицы и поговорки в соответствие с сюжетом произведения.

Проверим, что у вас получилось. Участники групп прикрепите последовательно свои картинки, предложения и пословицы, начиная с первого пункта.

Итак, мы с вами составили планы по содержанию рассказа «Стрижонок Скрип».

Оцените свою работу.

Умеешь трудиться, умей отдыхать.

Ребята, предлагаю вам на минуту переместиться в лес. Сейчас я буду называть то, что можно встретить в лесу, а вы будете это изображать.

1. Представьте, что вы маленькое деревце, которое колышется от сильного ветра;

2. Теперь вы птицы, которые возвращаются с тёплых краёв.

3. Сейчас вы цветы, которые очень любят солнце, поэтому потянитесь как можно выше;

4. Вот вы стали маленьким зайчиком, который сидит под кустом и дрожит от страха.

5. Давайте превратимся в злого волка, который ищет зайчика: нагнитесь как можно ниже, чтобы лучше видеть.

6. Вот уже и тропинка, по которой вы сможете выйти из леса.

Присаживайтесь на свои места.

Самый интересный на мой взгляд составление цитатного плана.

Цитата – это точная дословная выдержка из какого-нибудь текста

В цитатном плане пункты берутся из текста и всегда цитата записывается в кавычках.

- Составляем цитатный план сообща. Ориентируемся на заголовки.

Заголовок – Появление Скрипа. Смотрим первый абзац и находим подходящее предложение к заголовку. Прочитаем.

Молодцы, цитатный план не только интересный, но и самый сложный.

Оценили свою работу. 

Ребята, на урок я принесла кубик - и не простой, а волшебный. (Кубик Блума)

Он поможет нам ответить на серьезные вопросы урока. Первый вопрос.

Объясни, о чем мы говорили на уроке.

Назови, виды планов. Мы достигли своей цели научиться составлять планы?

Поделись информацией о стрижах.

Почему нам нужен план.

Придумай рекламу произведения, чтобы все захотели прочесть «Стрижонок Скрип». Это будет домашнее задание.

Предложи, одноклассникам прочитать другие рассказы о животных.

Домашнее задание. (по выбору)

  1. Придумайте рекламу произведения.
  2. Подготовить пересказ по составленному плану.
  3. Нарисовать иллюстрации к эпизодам рассказа.

В конце листа самооценки нарисуйте рядом со стрижом солнышко, если на уроке у вас все получилось. Если были затруднения - облака.

Спасибо за урок! Мне было приятно с вами работать.

Регулятивные УУД:

- целеполагание

Познавательные: формирование нового знания.

Познавательные:

развитие умения работать с текстом,

развитие способности анализировать и систематизировать материал.

Регулятивные:

развитие умения принимать смысл поставленной задачи.

Коммуникативные УУД:

развитие умения работать в группе, принимать совместное решение.

Регулятивные УУД:

- выделение и осознание того, что уже усвоено.

Коммуникативные УУД:

развитие умения работать в коллективе, принимать высказывания других, принимать совместное решение 

Предметные: умеет находить нужный отрывок в произведении.

Регулятивные: воспринимает комментарии учителя.

Коммуникативные: грамотно строит высказывания.

Регулятивные: воспринимает задание учителя.

Личностные: умеет осуществлять самооценку своей деятельности на уроке, своего эмоционального состояния.

Определяют тему и цели урока. Делают выводы.

Работают в группах, составляя план.

К доске прикрепляют пункты плана.

Высказывают свои версии.

Оценивают свою деятельность.

Оценивают свою деятельность.

Высказывают свое мнение на поставленный вопрос.

Делают выводы.

Записывают в дневники домашнее задание.

Оценивают свою деятельность

. . . . .