Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Проект для детей старшего дошкольного возраста с ЗПР "Сундучок семейных ценностей"

Дата публикации: 2022-04-18 22:34:19
Статью разместил(а):
Журавлева Наталья Юрьевна

Проект для детей старшего дошкольного возраста с ЗПР "Сундучок семейных ценностей"

Автор: Журавлева Наталья Юрьевна

МБДОУ "Детский сад № 4", г. Кола, Мурманская область

 

ВВЕДЕНИЕ.

От того, как будут образованы, а главное, воспитаны сегодняшние дошкольники, будет зависеть, какое мы взрастим общество, и счастливо ли, интересно ли в нем будет жить. 

Все мы говорим о возрождении культуры, но ведь оно невозможно без возрождения культа семьи и народных традиций. Ведь с давних времён люди жили по законам духовности и нравственности. Так жила и семья, признававшаяся главной человеческой ценностью. 

В настоящее время нельзя не отметить, что во многих семьях наблюдается ослабление связей между детьми и родителями. Это ведет к потере традиций, которые и являются фундаментом культурной жизни человеческого общества.

В последнее время о традициях говорят много. Но именно о таких мелочах, которые принято называть семейными традициями, мы почему-то забываем. Традиции представляются нам чем-то глобальным, чем-то далеким, происходящим то ли на государственном, то ли на национальном уровне. Может, поэтому на наш вопрос: «Какие семейные традиции есть в вашей семье?» большинство родителей лишь пожимали плечами и уверенно отвечали, что таковых просто нет. 

Между тем психологи уверяют, что детям семейные традиции необычайно важны: сохраняется связь между поколениями и теплые, нежные отношения между родителями и повзрослевшими детьми. Традиции функционируют во всех социальных системах и являются необходимым условием их жизнедеятельности. 

Каждое поколение, воспринимая ряд традиций, должно выбирать не только будущее, но и чтить свое прошлое, свято и бережно хранить не только традиции своей семьи, но и своего народа. 

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА.     

Приступая к составлению проекта, мы задумались, как построить совместную работу с родителями, бабушками и дедушками, чтобы молодое поколение стало продолжателями семейных традиций своих родителей и настоящими патриотами своей Родины. Ведь чем семья богаче положительными традициями, тем больше вероятности сформировать культурное общество. 

Формирование, развитие культурного общества невозможно без соблюдения традиций. 

Данный проект направлен на возрождение семейных традиций, которые, как «кованые сундуки с приданым», будут передаваться из поколения в поколение, будут вспоминаться на протяжении всей жизни, как самое яркое, доброе, светлое из детства, будут превращать медленную реку времени в приятную дорогу с остановками и вехами. Чтобы в будущем дети, идя по этой дороге, понимали: это их мир, знакомый, понятный и любимый. В нем есть то, что никогда не уйдет, столь же незыблемое и дорогое, как мама и папа: семейные праздники, белая вязаная крючком скатерть, бабушкин сундук, семейный альбом, мамина сказка на ночь… С этого начинается жизнь, это, возможно, и останется самым дорогим, будет со временем символом идеального мира. 

Семья – это самая благородная форма существования человека. И пусть с губительной целью приходят житейские бури и неурядицы, они ничего не смогут сделать, пока все мы будем хранителями своего семейного архива, своих семейных традиций. 

Итак, наш проект «Сундучок семейных ценностей» направлен на знакомство детей и родителей с устоями, обычаями каждой семьи и передачу их из поколения в поколение. 

Цель: сформировать у детей понятие «семья», «семейные традиции и ценности», способствовать развитию любви, внимания и уважения к своим близким.    

Задачи:

• Привлечь родителей к совместной деятельности по теме проекта.

• Способствовать развитию интереса к семье и ее традициям.

• Создать условий для формирования нравственных ценностей.

• Обогащать словарный запас детей новыми понятиями.

• Воспитывать доброе отношение и уважение к членам семьи.

• Воспитывать гордость за родителей и уважение к ним.

• Продолжать развивать познавательную активность детей.

•Поощрять творческие проявления в сюжетно-ролевых играх, изобразительной деятельности и других видах деятельности. 

Участники проекта: 

· Педагоги группы «Солнышко»

· Родители, бабушки и дедушки воспитанников. 

· Воспитанники группы «Солнышко».

Срок реализации проекта: сентябрь 2021 - февраль 2022 г.

Предполагаемые результаты:

- Овладение умением составлять свою родословную;

- Создание условий для совместной деятельности родителей и ребенка в условиях семьи и детского сада;

- Формирование семейных традиций и ценностей;

- Формирование нравственных качеств (уважительное отношение к старшему поколению);

- Формирование бережного отношения к семейным фотографиям и ценностям;

- Укрепление системы взаимосвязи педагогов, родителей и воспитанников группы по теме проекта;

- Повышение профессиональной компетенции педагогов;

- Овладение навыком ставить конкретные задачи в работе с каждой семьей (с учетом возраста, образования, культурного уровня и взглядов на воспитание) и выбирать адекватные методы и формы.

Проблема: результаты анкетирования родителей выявили следующую проблему - отсутствие семейных традиций в семьях наших воспитанников, недостаточность представлений о семейных ценностях и традициях у воспитанников нашей группы. Поэтому наш проект направлен на изучение семейных традиций, формирование собственной семейной традиции.

Продукт проекта:

• Фото альбомы «Семья».

• Генеалогическое древо семей.

• Семейные карты

• Семейные ценности.

ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА 

№ п/п 

Мероприятие 

Сроки  исполнения 

Ответственные за исполнение 

1-ый этап «У истока» (ознакомительный) 

Цель этапа: Выявление знаний родителей, детей о семейных и народных традициях. 

1. 

Анкетирование родителей «Знаете ли вы   народные праздники, обычаи, традиции?» 

Сентябрь 2021г.

Воспитатели 

2. 

Беседы с детьми «Моя семья», «Семья глазами детей», «Семейные ценности», «Семейные традиции».

Октябрь 2021 г.

Воспитатели 

3. 

Подбор художественной литературы по теме «Семья»: А. Костецкий «Самое дорогое», Е. Благинина «Посидим в тишине», О. Дриза «Мама», Л. Н. Толстой «Бабушка и внучка», И. Мазнин «Простое слово», С.Капутикян «Папа», ненецкая народная сказка «Айога», С. Маршак «Сказка об умном мышонке».

З. С. Козлова «В гостях». Чтение и обсуждение пословиц и поговорок о семье.

Октябрь 2021 г.

Воспитатели 

4. 

Беседа с родителями «Минута славы» 

Октябрь 2021 г.

Воспитатели 

5. 

Оформление уголка по духовно-нравственному воспитанию «Семейные ценности»

Ноябрь - декабрь 2021 г.

Воспитатели

Родители

Специалисты

2-ой этап «Возрождение» (просветительский) 

Цель этапа: Знакомство детей, родителей с народными и семейными праздниками через различные формы работы. 

1. 

Консультации для родителей на темы:

«Народные праздники», 

«Что вы знаете о фольклоре?», 

«День рождения – только раз в году», 

«Почему пекут блины в масленичную неделю?», 

«Откуда произошла традиция красить яйца и печь куличи?», 

«Игры, хороводы наших бабушек»  

Ноябрь – январь 2021 г.

Воспитатели

2. 

Образовательная деятельность «Встреча с домовым»

Ноябрь 2021 г.

Воспитатели 

Сюжетно-ролевая игра «Семейные ценности»  

Декабрь 2021 г.

Учитель-дефектолог 

4. 

Образовательная деятельность «В гостях у бабушки Варварушки» 

Декабрь 2021 г.

Учитель-логопед

5.     

Родительское собрание:

«В каждой семье свои ценности»

Декабрь 2021 г.

Воспитатели

Специалисты

6. 

Семейный праздник «Коляда пришла, открывай ворота!»   

Январь 2022 г.

Воспитатели

Родители 

7. 

Семейные посиделки  

«У семейного очага» 

Февраль 2022 г.

Родители 

III этап – «С маленького родника начинается река» — заключительный 

Цель этапа: Использование традиционных форм, себя оправдавших и поиск новых наиболее эффективных. 

1. 

Фотовыставка «Загляните в семейный альбом»

Январь 2022 г.

Воспитатели

 Родители

2. 

Изготовление папки-передвижки «Возрождение семейных традиций»

Январь 2022 г.

 Родители

Конкурс в группе «Моя родословная» 

Февраль 2022 г.

Родители

Сбор семейных ценностей

Январь 2022 г.

Родители

5. 

Мастер-класс  «Семейные поделки»

Февраль 2022 г.

Воспитатели

Специалисты

6. 

Карты  «Семейные традиции»

Февраль 2022 г.

Родители

 

Результаты:

В результате реализации проекта отмечались положительная динамика в формировании нравственных качеств, повышение заинтересованности родителей и воспитателей в решении проблем нравственного воспитания детей.

Родители и дети в процессе знакомства с традициями окружающих людей нашли близкие и наиболее подходящие им традиции. Результатом реализации проекта стало создание каждой семьей карт семейных традиций.   Теперь у каждой семьи нашей группы есть свои семейные традиции: у кого-то это прогулки на свежем воздухе, у кого-то рыбалка, а у некоторых домашняя пицца по пятницам.

Вдохновившись происходящим, дети предложили придумать традицию в группе, было много предложений и общими усилиями мы выбрали традицию проведения тематических дискотек по пятницам. Мы не можем быть уверены, что именно эти традиции останутся и закрепятся в семьях нашей группы, но мы будем знать, что внесли хоть и маленький, но такой важный вклад в каждую семью.

 

ЛИТЕРАТУРА:

1. Махов Ф.С. «Кого мы растим» — Москва, 1989.

2. Захарова Л. «Дитя в очереди за лаской» — Москва, 1991.  

3. Алтарева С.Г., Храмова М.А., Орлова Н.А., Жогло Н.К. Календарные, фольклорные  и тематические праздники. – М.: ВАКО, 2006.

4. Безрукова, Л.В. Формирование ценностного отношения к окружающему миру у старших дошкольников Текст / Л.В. Безрукова. – М.: Екатеринбург, 1999.-24 с. 

 

. . . . .