Квест-игра "Муха-Цокотуха в стране финансовой грамотности"
Квест-игра "Муха-Цокотуха в стране финансовой грамотности"
(Методическая разработка образовательной деятельности с детьми 6-7 лет)
Авторы: Задорина Т.В., Капранова О.С., Гридчина Л.Ю.
МАДОУ ЦРР "Д/с №103 "Родники", Екатеринбург
Методы, методические приемы: сюрпризный момент, игровые ситуации, моделирование, классификация, беседа, обсуждение, индивидуально-коллективная работа.
Оборудование: монета - пазл, карта – маршрут, символы центров, карточки с заданиями, маркеры, конструктор ТИКО (азбука), ребусы, мини - робот «Умная пчела» Bee-Bot + поле маршрута, монетки для составления маршрута, картинки, микрофон, медали.
Цель: создание условий для актуализации знаний и умений воспитанников по основам финансовой грамотности через использование поисково-игровых ситуаций.
Задачи:
Обучающие:
- Развивать представления детей об экономических явлениях как явлениях окружающей действительности;
- Обогащать активный словарный запас за счет уточнения понятий: монета, банкноты, деньги, расход, банк;
- Учить моделировать слова по теме финансовая грамотность с использованием предложенных букв.
Развивающие:
- Развивать умение выбирать приемы работы и необходимые материалы для решения поставленной задачи;
- Формировать навыки классификации предметов по предложенным признакам;
- Развивать проектные умения составлять пошаговый алгоритм, действовать в соответствии с ним;
- Развивать умение вести диалог: слушать, реагировать на высказывания, отвечать, задавать вопросы.
Воспитательные:
- Развивать навыки сотрудничества, умение находить конструктивный выход из проблемной ситуации;
- Воспитывать умение договариваться, соблюдать очередность;
- Воспитывать устойчивый интерес к различным видам деятельности, самостоятельность в принятии решений.
Этап, его продолжительность |
Задачи этапа |
Технологии, методы, приемы |
Деятельность воспитателя |
Деятельность воспитанников |
Результат |
1. Мотивационный, постановка проблемы. |
Создание атмосферы психологической безопасности, эмоциональная поддержка детей; организация внимания. Формирование представления детей о предстоящей деятельности, постановка проблемы |
Сюрпризный момент Создание проблемной ситуации; диалог |
Дети сидят в кругу, педагог вместе с детьми. Педагог приветствует детей и предлагает отгадать загадку: маленькая, кругленькая, из кармана в карман скачет, ни к чему сама не годна, а всем нужна. Что это? (Искомый ответ: монета). Педагог беседует с детьми о том, для чего нужны монеты, кто из героев сказок был обладателем монет, что можно было купить на них. Да, одна из самых знаменитых героинь - Муха из сказки Чуковского «Муха-Цокотуха»: «Муха по полю пошла, Муха денежку нашла». Но в нашем случае Муха нашла только часть монеты (педагог показывает первый фрагмент пазла-монеты). Не сможет Муха купить самовар!!! И сказка тогда не случится. Педагог предлагает детям оказать помощь Мухе, восстановить целостность монеты. Но чтобы отыскать другие части и сложить целую монету, нужно пройти испытания по финансовой грамотности. Педагог вместе с детьми рассматривает карту маршрута, определяют первый пункт (каждая игровая зона обозначена символом - персонажем сказки). |
Приветствие, знакомство. Осознают и принимают поставленную задачу; выражают готовность помочь, участвуют в диалоге. |
Психологический настрой на совместную деятельность Внутренняя мотивация на предстоящую деятельность. |
2. Практический этап: реализация плана деятельности с помощью различных методов и приемов |
|||||
2.1. Центр математики «Логово Паука» |
Организация самостоятельной деятельности детей, оказание индивидуальной поддержки в выполнении задания. |
Приемы активизации самостоятельного мышления детей; использование индивидуальных карточек |
Педагог обращает внимание детей на лежащую в центре записку, знакомит с ее содержанием: «Посмотрите, ребята, здесь записка «Выполните задания и получите часть монеты». Какие же задания приготовлены? Вычеркнуть лишнее, продолжить логический ряд, пройти лабиринт; сосчитать, какая сумма монет больше, меньше или равна, поставить правильный знак; сосчитать, сколько денег в кошельке у ребят и соединить с товаром, который они смогут купить на эту сумму. Педагог предлагает детям выбрать карточку с заданием и приступить к его выполнению. После работы в центре дети получают пазл (часть монеты). |
Делают выбор, выполняют задания, обсуждают результат |
Выполненное задание на индивидуальных карточках |
2.2. Центр «Красивой речи и письма» «Бабочка-красавица» |
Развитие предпосылок грамотности, формирование интереса к чтению и письму. |
Объяснение, использование знаков и символов |
Педагог знакомит детей с инструкцией следующего содержания, находящейся в центре: «1. Перед вами выложено слово, используя его буквы, составьте слова, связанные с темой финансов. 2. Разгадайте ребусы». После завершения и обсуждения выполненной работы в центре дети получают следующую часть монеты. |
Читают слово, подбирают слова, выкладывают из букв, обсуждают, отгадывают ребусы |
Серия слов по теме финансовая грамотность, подобранные и составленные детьми. Карточки с расшифрованными ребусами. |
2.3. Центр интерактивный «В гостях у Пчёлки» |
Развитие пространственного мышления, умения создавать пошаговый алгоритм |
Использование схем, моделей; вопросы, советы, словесное поощрение |
Педагог знакомит детей с инструкцией следующего содержания, находящейся в центре: «Запрограммируйте пчёлку на путь, который ведет к банку» После завершения работы дети получают четвертую часть монеты. |
Составляют маршрут с помощью стрелок- монеток; программируют пчёлку; корректируют маршрут; добиваются положительного результата. |
Прохождение запрограммированного маршрута |
2.4. Центр познания «Жук – банкир» |
Развитие навыков классификации по 2 признакам (цвет и форма), определение назначения знаков. |
Использование картинок, классификационной модели знаков; вопросы, объяснение |
Педагог знакомит детей с инструкцией следующего содержания: «1. Ваша задача рассортировать российские деньги и деньги других стран, составить классификационную таблицу. 2. Ваша задача распределить, что можно купить за деньги, а что нельзя. После выполнения задания и обсуждения дети получают четвертую часть монеты. |
Обсуждают сортируют на группы, вклеивают в таблицы, определяют принадлежность денежных знаков; что покупается/что нельзя купить |
Заполненная классификационная таблица финансовой грамотности. |
3. Заключительный этап. Рефлексия. |
Обобщение полученного результата, анализ собственных действий. |
Беседа, рассказ детей, обсуждение, поощрение |
Дети возвращаются на прежнее место в круг. Педагог обращает внимание на собранную монету. От имени Мухи звучит текст: «Здравствуйте ребята! Я благодарю вас за помощь. Сейчас я точно смогу купить себе самовар и пригласить друзей на чай. Мне очень хочется узнать, какое задание вам понравилось больше всего, с какими трудностями вы столкнулись, нужна ли была помощь или вы справились самостоятельно! А чтобы вам удобно было говорить, возьмите волшебный микрофон». Микрофон передается детьми по кругу. После завершения обсуждения педагог обращается к детям: «Мы сегодня с вами замечательно поработали, многое узнали, с честью выдержали все испытания! А вот и награда». Педагог предлагает выбрать себе понравившуюся медаль-монетку. |
Выражают отношение к результатам своей деятельности, обсуждают. |
Высказывания детей по поводу оценки результатов своей деятельности. Умение выражать свои чувства и делать выводы. |