Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 31.03.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ 5
         
         
kn publ E   kn publ 3   kn publ 4
         

Долгосрочный воспитательный проект по патриотическому воспитанию "Помним! Чтим! Гордимся!"

Дата публикации: 2022-06-07 15:52:16
Статью разместил(а):
Шанина Елена Александровна

Долгосрочный воспитательный проект по патриотическому воспитанию "Помним! Чтим! Гордимся!"

Автор: Шанина Елена Александровна

 

Актуальность проекта.

«Утратив патриотизм, связанные с ним национальную гордость и достоинство, мы потеряем себя как народ, способный совершать великие поступки». В. Путин.

Современное общественное развитие России остро поставило задачу духовного возрождения нации. Особую актуальность этот вопрос приобрел в сфере патриотического воспитания подрастающего поколения.

Программа патриотического и гражданского воспитания подрастающего поколения все чаще определяется как одна из приоритетных в современной молодежной политике. Это означает, что нам, Россиянам, исключительно важно, каким будет человек будущего, в какой мере он освоит две важные социальные роли – роль гражданина и роль патриота.

Главной целью стандартов «нового поколения» является воспитание патриота, носителя ценностей гражданского общества, осознающего свою сопричастность к судьбам Родины.

Актуальность проекта бесспорна: в 2022 году исполнится 77 лет со Дня Победы. Казалось бы, совсем немного, на самом деле – целая вечность. Ветераны, некогда ходившие целыми колоннами на парадах и шествиях, звеня орденами и медалями, нынче растворились в людской массе: иногда по праздникам можно увидеть немногочисленный состав пожилых людей с орденскими планками и медалями на груди. Их осталось очень мало. Время  неумолимо стирает связующие нити с прошлым.  А страна пожинает плоды бездушия, цинизма и абсолютного незнания исторической правды представителями «потерянного»  поколения, которому не прививалось патриотическое воспитание. Было и такое время.  

Поэтому, ради нашего прошлого, настоящего и будущего, надо сделать все возможное, чтобы не было у нас больше  поколений – «Иванов, не помнящих родства».

Программа активизирует целенаправленный процесс развития активного и заинтересованного отношения к отечественной истории, ориентирует на формирование и развитие у детей духовности, нравственности, патриотизма, готовности и способности отдать силы и талант на благо общества и государства. Доказывает, что воспитание историей на подвигах героев Великой Отечественной войны, на подвигах и героических поступках наших современников является результативным направлением патриотического воспитания.

Актуальность разработки программы подтверждается и событиями последнего времени, а это:

· экономическая дезинтеграция;

· социальная дифференциация общества;

· девальвация духовных ценностей.

Объект работы – организационно-педагогические условия патриотического  и гражданского воспитания.

Предмет – педагогическая деятельность, внеклассная и внешкольная воспитательная работа, направленная на формирование гражданско-патриотической компетентности и активной социальной позиции учащихся.

Цель и задачи программы.

Цель проекта: формирование у обучающихся гражданственности, патриотизма, активной жизненной позиции для успешной их социализации посредством вовлечения  обучающихся, педагогов, родителей в активную деятельность по патриотическому воспитанию.

Задачи проекта: 

· развивать патриотические чувства и сознание обучающихся; 

· воспитывать у обучающихся ценности гражданственности, патриотизма, толерантности, определяющие  модель их жизненного поведения;

· сохранять и раз­вивать чувства гордости за свое страну и народ;

· изучать героическое прошлое нашей страны;

· воспитывать чувство долга перед Родиной, чувство привязанности к тем местам, где человек родился и вырос;

· подготовиться к достойной встрече Дня Победы;

· совершенствование ценностно-ориентированных качеств личности, обеспечение условий для самовыражения обучающихся, их творческой активности;

· формирование эффективной системы патриотического воспитания, обеспечивающей оптимальные условия развития у каждого учащегося верности Отечеству, готовности приносить пользу обществу и государству;

· утверждения в сознании и чувствах воспитанников патриотических  ценностей, взглядов и убеждений.

Методологическая основа реализации проекта:

Нормативно-правовой основой разработки программы являются следующие документы:

· Концепция духовно–нравственного развития и воспитания личности гражданина России / (А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков); – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2013.

Документы федерального уровня

· Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

· Федеральный закон от 24.07.1998 №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».

· Федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников: утв. Приказом Минобрнауки России от 28 декабря 2010 г. № 2106.

· Федеральный закон Российской Федерации «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ.

· Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы, утвержденная Правительством Российской Федерации 22.11.2012 года № 2148 и др.

· Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», утверждена Президентом Российской Федерации от 04.02.2010 г., Пр-271.

· Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утверждена Правительством РФ, Указом Президента Российской Федерации от 1 июня 2015 г.

· Стратегия государственной молодежной политики в Российской Федерации, Распоряжение Правительства Российской Федерации от 18.12.2006 № 1760-р.

· Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 - 2020 годы», утвержденная Постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2015 г. № 1493. Приказы министерств и ведомств Российской Федерации 

· Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 №373.

· Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 №1897.

· СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»: утв. постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189. 

· Профессиональный стандарт педагога, утвержденный Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 октября 2013 г. № 544н. Документы регионального уровня

· Послание Губернатора Самарской области Губернской Думе. – Самара, 2013, 2014, 2015,2016, 2017, 2018, 2019, 2020,2021

Особенности организации образовательного процесса.

В ходе реализации долгосрочной программы, придерживаемся следующей воспитательной цепочке:

· Любовь к родителям, родному дому, к родным и близким людям.

· Воспитание и уважение к старшим, к людям труда (приобщение детей к традициям народа, стремление чтить память погибших воинов, проявление уважения к людям пожилого возраста).

· Любовь к родной природе (охрана окружающей среды)

· Моя Родина - Россия.  Мой город – Чапаевск (расширение представлений о нашей Родине – России, воспитание любви к своей “малой” родине - Самарская область - Россия).

· Человек – защитник своего Отечества (любовь, забота и сохранение своей родины, формирование чувства патриотизма, уважения и симпатии к другим народам, гордости за Российскую армию, желание служить своему Отечеству).

Формы организации деятельности учащихся:

Фронтальная: работа педагога со всеми учащимися одновременно (беседа, показ, объяснение и т.п.)

Коллективная: организация творческого взаимодействия между всеми учащимися одновременно (создание коллективного работы, репетиции, литературно – музыкальные мероприятия, мероприятия, посвященные знаменательным датам)

Групповая: организация работы (совместные действия, взаимопомощь) в малых группах, для выполнения определенных задач; задание выполняется таким образом, чтобы был виден вклад каждого учащегося.

Индивидуальная: организуется для работы с солистами, для коррекции пробелов в знаниях и отработки отдельных навыков

Формы организации учебного занятия - беседа, практическое занятие, знакомство с интересными людьми, посещение музеев, виртуальные экскурсии; уроки мужества, показ и обсуждение научно-популярных, документальных и художественных фильмов, презентаций на военно-исторические темы, конкурсы, викторины, экскурсии, интерактивно-игровые мероприятия; литературно-музыкальные мероприятия, концерты к знаменательным датам;

Методы обучения – словесный, наглядно-практический, объяснительно- ллюстративный, игровой.

Принципы, положенные в основу массовых мероприятий.

Деятельность педагогов в процессе реализации программы осуществляется с учётом ряда принципов:

· гуманизации: отсутствие прямого принуждения, приоритет положительного стимулирования;

· нравственной направленности и культуросообразности: формирование способностей и установки воспитанников на потребление и сохранение культурно- исторических ценностей;

· природосообразности: построение педагогического процесса соответственно возрастным особенностям и интересам воспитанников;

· наглядности: применение разнообразных иллюстраций, наглядных пособий, ИКТ.

Взаимодействие с родителями по патриотическому воспитанию детей.

Особую значимость при решении задач патриотического воспитания имеет тесный контакт с семьей учащихся. Помощь родителей или совместная деятельность вызывает у детей чувство гордости, способствует развитию эмоций ребенка, его социальной восприимчивости. В процессе общения с родителями и другими членами семьи ребенок, подражая им, усваивает нормы, правила и формы социального поведения.

Сроки и этапы проекта: Проект реализуется с 1 сентября 2019 года по 31мая 2022 года

Название этапа

Цели и задачи

I этап

Подготовительный.

Цель: подготовка условий создания программы патриотического воспитания. 

Задачи: 

1. Изучить нормативную базу, подзаконные акты. 

2. Разработать, обсудить проект по гражданско-патриотическому воспитанию. 

3. Проанализировать материально-технические, педагогические условия реализации проекта. 

4. Подобрать диагностические методики по основным направлениям проекта. 

II этап

Внедрение.

Цель: реализация проекта по патриотическому воспитанию. 

Задачи: 

1. Отработать содержание деятельности, наиболее эффективные формы и методы воспитательного воздействия. 

2. Обогащать содержание патриотического воспитания. 

3. Разработать методические рекомендации по патриотическому воспитанию. 

4. Расширять и укреплять связи и отношения школы с  учреждениями дополнительного образования, культуры и социумом.

5. Вовлекать в систему патриотического воспитания представителей всех субъектов образовательной деятельности. 

6. Проводить мониторинг реализации программы. 

III этап

Отслеживание и анализ результатов.

Цель: анализ итогов реализации проекта. 

Задачи: 

1. Обобщить результаты работы. 

2. Провести коррекцию затруднений в реализации проекта. 

3. Спланировать работу на следующий период. 

Ожидаемые результаты проекта.

Реализация проекта будет способствовать:

· повышение ценностного отношения учащихся школы к проблемам патриотического развития;

· совершенствованию действующей системы работы школы по патриотическому воспитанию подрастающего поколения;

· использованию эффективных форм патриотического воспитания учащихся в учебной и внеучебной деятельности школы.

Ожидаемые результаты проекта, их социальная и воспитательная значимость.

В результате реализации проекта ожидается:

· обогащение содержания гражданско-патриотического воспитания;

· вовлечение в систему гражданско-патриотического воспитания представителей всех субъектов образовательной деятельности;

· повышение интереса к изучению материалов о Великой Отечественной войне;

· приобщение обучающихся к боевым и трудовым традициям народа;

· вовлечение обучающихся в активную поисковую, научно-исследовательскую, творческую деятельность;

· в познавательной сфере: развитие творческих способностей обучающихся;

· в историко-краеведческой: осознание ответственности за судьбу страны, формирование гордости за сопричастность к деяниям предыдущих поколений;

· в социальной: способность к самореализации в пространстве российского государства, формирование активной жизненной позиции; знание и соблюдение норм правового государства;

· в духовно-нравственной сфере: осознание обучающимися высших ценностей, идеалов, ориентиров, способность руководствоваться ими в практической деятельности.

Конкретные ожидаемые результаты реализации проекта:

· Создание информационного стенда по патриотическому воспитанию.

· Развитие у учащихся чувства любви к Родине, родному краю, школе.

· Формирование у школьников готовности к защите Родины.

· Воспитание уважения школьников к подвигу ветеранов войны.

· Активизация творческого потенциала школьников.

· Развитие интереса к изучению истории своего родного края и Отечества.

· Сохранение и укрепление физического и духовного здоровья учащихся, повышение эффективности деятельности по охране здоровья учащихся.

· Привлечение общественности к участию в работе по патриотическому воспитанию школьников.

Оценка эффективности проекта.

Оценка эффективности реализации проекта осуществляется на основе использования системы объективных критериев, представленных нравственно-духовными и количественными параметрами.

Нравственно-духовные параметры: 

1. Сформированность гражданских навыков:

- умение работать и действовать индивидуально и в коллективе;

- знание своих прав и обязанностей и умение их использовать;

- умение принимать и защищать свои решения;

- готовность к участию в общественных делах;

- готовность к образованию;

2. Сформированность осознанного отношения к базовым ценностям:

- патриотизм и любовь к Родине;

- права и свободы человека и гражданина;

- знание символики Российской Федерации;

- национальное самосознание;

- уважение чести и достоинства других граждан;

- гражданственность.

Количественные параметры: 

1. Включенность каждого школьника в воспитательные ситуации.

2. Качество школьных отношений (отношения детей к реалиям школьной жизни, к школе, к учителю, классу, совместным делам).

3. Участие в поисково-исследовательской работе.

4. Участие в школьных и муниципальных конкурсах по гражданско-патриотической тематике.

5. Количество мероприятий, проводимых по гражданско-патриотическому воспитанию.

6. Участие в региональных и федеральных конкурсах гражданско-патриотических направленностей.

7. 100% участие  обучающихся,  участвовавших в мероприятиях, в спортивных играх.

 

. . . . .