Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Сценарий спектакля "Один день, который изменил жизнь"

Дата публикации: 2022-06-27 15:08:46
Статью разместил(а):
Раевская Наталия Геннадьевна

Сценарий спектакля "Один день, который изменил жизнь"

Авторы: Семина Ирина Юрьевна

и Раевская Наталия Геннадьевна

ГБОУ "Школа № 843", г. Москва

 

Аннотация: Сценарий спектакля «Один день, который изменил жизнь», был разработан для конкурса театрализованных проектов на иностранных языках Stage Image (Сценический Образ) в рамках фестиваля «Театральный Олимп-2022», главной целью которого являлась активизация проактивного поведения обучающихся в иноязычной среде с использованием средств театральной и социокультурной педагогики. Сценарий составлен на основе использования художественных особенностей театрального искусства Ирландии и культурного наследия ирландского народа.

Данная постановка использует яркие образы и сюжеты ирландской мифологии и традиции сценического искусства для отображения внешних и внутренних конфликтов в подростковой среде, которые являются актуальными в современном мире и показывают, что этические нормы и моральные качества не имеют временных и межкультурных границ.

Данный сценарий рассматривает решение таких актуальных вопросов как:

1. Проблема взаимоотношений подростков и родителей.

2. Булинг. Отношения со сверстниками.

3. Внешность и самооценка.

4. Подмена жизненных ценностей (общечеловеческих).

Синопсис:

Действие происходит в ирландской деревне в начале 20го века. Главный герой - красивый, но бессердечный и жестокий мальчик Барлей (любимый сын). Он издевается над сверстниками, не уважает родителей, живет своими удовольствиями. За недостойные поступки он отправлен в параллельный мир с обезображенной внешностью, где обитают мифологические существа. Лепрекон, феи, русалки, великаны, боги проводят мальчика через испытания, благодаря которым он меняет свое отношение к окружающим и благополучно возвращается в свой мир.

В постановке использовалась ирландская музыка и народный ирландский танец.

Данный сценарий написан на английском и русском язках.

Действующие лица: Барлей, Мать Барлея, Отец Барлея, Лепрекон, Друг Барлея, Девочка с арфой (фея), Девочка с куклой, Келпи, Дагда, Фахан, Мерроу, Феи, Девочки-ирландки.

Сцена I.

Лепрекон, мать Барлея, феи.

На сцене: колыбель.

На экране: изображение ирландской избы.

Звучит тихая музыка. У колыбели мать качает младенца. Вдали сидит Лепрекон, мастерит башмачок, наблюдает за происходящим.

Мать: Барлей, сыночек мой, мое милое дитя, ты будешь самым счастливым и самым красивым мальчиком, с прекрасными белыми кудряшками, коралловыми губами и глазами как фиалки. Мой мальчик, моя гордость, моя любовь.

Музыка звучит громче. Мать уходит, оставляя колыбель. На сцену выходят феи и кружат в танце у колыбели. Лепрекон подходит к малышу, наклоняется и внимательно его изучает.

Лепрекон: Счастливым? Как можно стать счастливым среди этих жадных людишек? На пороге этого дома никогда нет ни молока, ни хлеба. В погребе не найдешь ни единой бутылки рома. А еще папашка этого младенца вырубил все кусты терновника в лесу! Этого я ему никогда не прощу. Да, ты вырастишь красивым мальчиком, но это будет только твоя  внешняя оболочка. Ты принесешь боль и страдание своим близким и родным. Однажды ты глубоко ранишь самого любящего тебя человека, и твое внутреннее уродство станет внешним. Это и есть твоя участь, человеческий детеныш!

Лепрекон смеется, потирает руки и убегает вместе с феями.

Меняется фон экрана.

Сцена II.

Барлей, девочка с куклой, друг Барлея, девочка-фея

На экране: ирландская деревня.

На сцене бегают дети. Девочка играет с куклой. 

Барлей идет, пиная все на своем пути, обзывая других детей. Барлей подходит к девочке с куклой.

Барлей: Эй, слышь, малявка, а что у тебя такие огромные уши?

Девочка: У меня?

Девочка трогает свои уши.

Барлей: А что это за крысиные хвостики?

Девочка трогает свои косички и краснеет.

Барлей: А что это за чудовище у тебя в руках?

Девочка: Чудовище?

Девочка прижимает к себе свою куклу.

Девочка: Это моя любимая кукла. Если хочешь, давай играть вместе.

Барлей: С тобой? Играть вместе с такой жалкой и безобразной? Уходи играть в другое место, подальше от меня.

Барлей видит мальчика из соседнего дома, играющего с мячом.

Барлей: А ты, кривоногий, со своими тоненькими ножками в футбол собрался играть. Смотри, а то скоро поломаются, ходить не сможешь, калекой на всю жизнь останешься. Ну, чего встал, как вкопанный? Или я не прав? Посмотри на себя! Что ты умеешь хорошо делать? Может, стрелять так же метко, как я? (Мальчик отрицательно крутит головой.) А может, готов побежать со мной наперегонки? Нет? А спрыгнешь с той высокой горы?

Мальчик: Нет!

Барлей: Ты способен только мямлить! И в подмётки мне не годишься! Говори сейчас же, я – кто?

Мальчик: Ты лучший!!

Барлей: То-то же! А раз я лучший, ты должен делать то, что я тебе скажу. Вон видишь кота, оторви ему хвост!

Мальчик: Барлей, я не могу, это же живое существо.

Барлей: Тогда забирай свой мяч и убирайся отсюда!

Барлей идет дальше на звук мелодии и видит девочку с арфой на скамейке. Девочка сидит, увлеченная своими мыслями, и не обращает внимание на Барлея.

Барлей: Кто ты? Я тебя раньше никогда не встречал здесь.

Девочка не реагирует на его вопрос.

Барлей: Как тебя зовут? Откуда ты? Что это за мелодия? Эй, отвечай! Я не привык, когда меня не слышат!

Девочка подняла голову и улыбнулась.

Девочка-фея: Я тебя знаю. Ты грубый и жестокий, у тебя нет друзей, ты никого не любишь, твое сердце заледенело настолько, что его не растопить никому кроме тебя самого.

Девочка встает и уходит, оставив его одного.

Сцена III.

Барлей, мать Барлея, отец Барлея

На экране: изображение ирландской избы.

На сцене: мать, отец, Барлей.

Лепрекон наблюдает за происходящим, время от времени потирая руки.

Мать: Сынок, почему же ты всех обижаешь? Почему ты так жесток?

Барлей: Отстань! Они все уроды и глупцы!

Мать: А чем тебе мешают птицы, кошки?

Барлей: Отстань! Достала со своими нотациями!

Отец: Как ты разговариваешь с матерью?

Барлей: А что она!

Отец: «Что она?» Мама - самое дорогое, что есть у тебя. Она подарила тебе жизнь. Кем ты себя возомнил? От тебя только боль и страдания. (Отец подходит к матери, утешает ее)

Барлей: Как вы все мне надоели! Жить с вами невыносимо! Вы мне всю жизнь испортили!

Мать: Сынок, что ты говоришь? (Хватается за сердце. Протягивает руку к сыну. Он отворачивается)

Мать: Барлей, мне плохо, принеси стакан воды, пожалуйста.

Барлей: Мне некогда. Сама возьмешь.

Отец: Действительно, в твоем сердце нет сострадания и любви, ты жесток. Подойди, извинись и обними свою мать.

Барлей (глядя на мать гневно): Я лучше обниму жабу, но только не ее.

Барлей отворачивается и уходит. Мать уходит плача. Отец поддерживает ее.

Сцена IV.

Барлей, Лепрекон, девочка-фея, феи.

На экране: ирландская изба.

На сцену выходит Лепрекон со злорадной усмешкой на лице.

Лепрекон: Ну что … Вот теперь и твой час расплаты настал, Барлей. И я тебя проучу.

Сразу же за Лепреконом выходят танцующие феи с полотном, символизирующим другой мир. Внутри полотна скрыт Барлей с изменившейся внешностью: уродливые уши, уродливый нос, рога.

Феи с полотном уходят, оставляя Барлея на сцене.

Барлей растерян, оглядывается, видит Лепрекона, подбегает к нему, хватает за руку.

Барлей: Ты кто? Ты настоящий Лепрекон? Или это сон?

Лепрекон: Конечно настоящий и отпусти меня сейчас же!

Барлей: Ага … Лепрекон … Вот это повезло. И раз ты действительно Лепрекон, ты исполнишь мое желание и отдашь мне горшок золота.

Лепрекон: Ты так хочешь разбогатеть? А нужно ли такому уродцу золото?

Лепрекон вытаскивает из кармана зеркало и показывает Барлею, тот видит свое отражение, выхватывает зеркало. С отвращением смотрит на свое отражение.

Барлей: Кто это? Ты смеешь надо мной шутить, маленький уродливый гном? Cейчас же верни мне мое лицо!

Лепрекон: Ты теперь будешь жить с таким лицом в моем мире. Но раз ты меня поймал, желание, которое ты озвучил первым, я исполнить обязан, и ты получишь горшок золота, пройдя испытания, пока цветет трилистник.

Лепрекон показывает на экран, где изображен трилистник и горшок золота.

Барлей: Но …

 – не успевает договорить, как Лепрекон исчезает.

Лепрекон убегает со сцены.

Барлей, глядя в зеркало, пытается избавиться от уродливых ушей и носа и бормочет с испугом:

Барлей: За что мне это? Гадкий Лепрекон!

На экране появляется фея с арфой. На сцене девочка-фея подходит к Барлею под звуки арфы и говорит, беря мальчика за руку и отводя его в сторону:

Девочка-фея: Барлей, Барлей! У тебя остался светлый уголок в твоей душе! Найди его и ты спасешь себя и своих близких! Они в опасности большей, чем ты, Барлей! Отправляйся к озеру! Не теряй ни минуты! Помни про трилистник и слушай свое сердце!

Сцена V.

Келпи, Барлей, отец Барлея, мать Барлея, девочка-фея, Мерроу.

На экране изображение озера и Келпи в образе лошади.

Девочка-фея выводит Барлея к озеру и уходит.

Барлей у озера. Видит танцующих Мерроу.

Келпи (в образе старика) сидит на берегу, видит Барлея.

Келпи: Я тебя дождался, человеческий детеныш.

Барлей: Кто ты и что тебе от меня надо?

Келпи вместе с Мерроу увлекают Барлея в озеро (за занавес)

С другой стороны занавеса появляются родители Барлея, запутанные в водоросли.

Выходит Келпи и ведет за собой Барлея.

Келпи: Ты спрашивал, что мне надо? Cейчас я опутаю тебя ядовитыми водорослями как твоих родителей, а потом позавтракаю вами!

Барлей бросается к родителям и пытается их освободить из водорослей.

Келпи смеется. Русалки приносят водоросли. Келпи начинает плести сеть и вмести с Мерроу покидает сцену.

Появляется девочка- фея.

Девочка-фея: Барлей, я знаю слабое место Келпи. Это его уздечка. И любой, кто сумеет схватить ее, получит над ним власть. Ты сможешь это сделать если догадаешься …

Кто за тебя болеет и страдает,

И каждый день тебя оберегает,

Кто не предаст, не бросит, не обманет,

А только руку помощи в любой момент протянет.

Кто окружает тебя лаской и заботой,

И принимает на себя твои невзгоды.

Кто тебя любит, понимает и простит,

Вот те, кому любовь ты можешь подарить.

Барлей: Поддержат ... Любят … Оберегают … Может … это Родители?

Девочка- фея уходит за занавес.

Появляется Келпи и Мерроу, которые держат в руках водоросли. Они подходят к Барлею, чтобы схватить его. Но Барлей уворачивается от них и сам хватает Келпи за уздечку.

Келпи столбенеет. Русалки мечутся по сцене.

Барлей: Теперь ты в моей власти! Ты освободишь моих родителей и выведешь нас на сушу. Тогда ни ты, ни Мерроу не пострадают.

Кэлпи: Хорошо, хорошо.

Мерроу распутывают родителей и провожают их на сушу.

У Барлея исчезает уродливый нос.

Сцена VI.

Дагда, Барлей, Девочка с куклой, Друг Барлея, мать Барлея, отец Барлея, Девочка-фея

На экране изображение бога Дагды и арфы. На сцене находится Дагда, играет на арфе. Здесь же находятся люди (2-3 человека), среди них друг Барлея и обиженная Девочка. Они страдают, плачут.

Дагда: Посмотри, что ты сделал! От слов жестоких, оскорблений и издевательств умирает твой друг! Печальные песни Волшебная арфа для этих людей поет, неся им лишь горе.

Барлей: А что, у меня есть друг?

Дагда: Он будет у тебя, избавь его лишь от мучений! Тебе нужно слова такие подобрать, чтобы Арфа волшебная счастье могла сыграть.

Родители, услышав музыку, начинают напевать мелодию. Барлей вслушивается и тоже подпевает. Арфа играет мелодию счастья.

Родители, Барлей:

Пройдя все испытания и осознав всю боль.

Слова твои, словно стрелы, ранили нас.

Надежда как этих струн прекрасный звон

Заменит боль добром.

Счастье снова к нам придет и беды унесет.

Барлей поет один:

Прощенья Вашего прошу, хочу стать лучше я,

Опорой буду Вашей я всегда, не брошу никогда.

Утри же слезы, друг ты мой. Боль испарится вмиг.

Пусть песня арфы унесет все горе, что принес.

Барлей и друг Барлея вместе:

Будь другом ты моим, я тоже стану им!

В процессе песни Друг Барлея, девочка и люди рядом успокаиваются, на их лицах появляются улыбки. Друг поднимается, подходит к Барлею и обнимает его, начинает петь вместе с ним.

У Барлея исчезает уродливый рог.

Дагда: Да … Барлей. (Выходит девочка-фея с арфой на сцену) Моя дочь убеждала меня, что есть в твоем сердце любовь. Теперь и я это вижу. И поэтому дальше я разрешаю ей отправится с тобой и помочь пройти последнее испытание.

Все уходят за занавес. Остаются на сцене родители, Друг, Девочка-фея, Барлей.

Сцена VII.

Фахан, Барлей, девочка-фея, Лепрекон, друг Барлея, родители Барлея, феи, девочки-ирландки.

На экране изображение Фахана и сказочных гор. Из-за занавеса появляется Фахан, у которого в руке дубина с цепями. Становится темно. Все жмутся друг к другу.

Фахан: За золотом Лепрекона пришли? Cмерть ищете? Никто из людей не покидал этот мир! Я - хозяин! Я – хранитель золота! Яд моего хлыста убьет любого, кто приблизится! (взмахивает хлыстом) Что, попробуете победить меня?

Звучит фонограмма. Девочка изображает игру на арфе, напевая:

Девочка-фея: Усни, злой Фахан, усни навсегда! Закрой свой глаз. Уйми свою ярость! Ты не навредишь нам!

Фахан засыпает. Выходят феи с полотном, символизирующим другой мир. У Барлея исчезают уши. Родители и друг переходят в свой мир (на другую сторону полотна). Появляется Лепрекон с горшком золота и встает с другой стороны полотна рядом с Барлеем.

Лепрекон: Я вижу, ты справился с испытаниями. Что ж, не ожидал от тебя такого. Вот твоя награда.

Протягивает ему горшок с золотом. Барлей берет золото и собирается уходить. Разворачивается к семье.

Лепрекон: Куда ты собрался? Я не говорил, что ты сможешь вернуться в свой мир. С золотом ты можешь остаться только в этом мире.

Барлей с золотом сомневается, в нерешительности, оглядывается.

Девочка-фея: Барлей, пройдя испытания, ты заслужил волшебный трилистник. Он исполнит одно твое желание. Ты можешь остаться здесь, в этом мире богатым, но одиноким. Или вернуться в свой мир к родителям и друзьям и обрести настоящего себя. Торопись, трилистник вот-вот потеряет свою силу.

Девочка протягивает трилистник Барлею … (немая сцена)

Звучит музыка (фонограмма). Выходят танцующие ирландки. Ирландские танцовщицы, родители, Друзья и Барлей танцуют народный ирландский танец.

 

. . . . .