Сценарий спектакля "Один день, который изменил жизнь"
Сценарий спектакля "Один день, который изменил жизнь"
Авторы: Семина Ирина Юрьевна
и Раевская Наталия Геннадьевна
ГБОУ "Школа № 843", г. Москва
Аннотация: Сценарий спектакля «Один день, который изменил жизнь», был разработан для конкурса театрализованных проектов на иностранных языках Stage Image (Сценический Образ) в рамках фестиваля «Театральный Олимп-2022», главной целью которого являлась активизация проактивного поведения обучающихся в иноязычной среде с использованием средств театральной и социокультурной педагогики. Сценарий составлен на основе использования художественных особенностей театрального искусства Ирландии и культурного наследия ирландского народа.
Данная постановка использует яркие образы и сюжеты ирландской мифологии и традиции сценического искусства для отображения внешних и внутренних конфликтов в подростковой среде, которые являются актуальными в современном мире и показывают, что этические нормы и моральные качества не имеют временных и межкультурных границ.
Данный сценарий рассматривает решение таких актуальных вопросов как:
1. Проблема взаимоотношений подростков и родителей.
2. Булинг. Отношения со сверстниками.
3. Внешность и самооценка.
4. Подмена жизненных ценностей (общечеловеческих).
Синопсис:
Действие происходит в ирландской деревне в начале 20го века. Главный герой - красивый, но бессердечный и жестокий мальчик Барлей (любимый сын). Он издевается над сверстниками, не уважает родителей, живет своими удовольствиями. За недостойные поступки он отправлен в параллельный мир с обезображенной внешностью, где обитают мифологические существа. Лепрекон, феи, русалки, великаны, боги проводят мальчика через испытания, благодаря которым он меняет свое отношение к окружающим и благополучно возвращается в свой мир.
В постановке использовалась ирландская музыка и народный ирландский танец.
Данный сценарий написан на английском и русском язках.
Действующие лица: Барлей, Мать Барлея, Отец Барлея, Лепрекон, Друг Барлея, Девочка с арфой (фея), Девочка с куклой, Келпи, Дагда, Фахан, Мерроу, Феи, Девочки-ирландки.
Сцена I.
Лепрекон, мать Барлея, феи.
На сцене: колыбель.
На экране: изображение ирландской избы.
Звучит тихая музыка. У колыбели мать качает младенца. Вдали сидит Лепрекон, мастерит башмачок, наблюдает за происходящим.
Мать: Барлей, сыночек мой, мое милое дитя, ты будешь самым счастливым и самым красивым мальчиком, с прекрасными белыми кудряшками, коралловыми губами и глазами как фиалки. Мой мальчик, моя гордость, моя любовь.
Музыка звучит громче. Мать уходит, оставляя колыбель. На сцену выходят феи и кружат в танце у колыбели. Лепрекон подходит к малышу, наклоняется и внимательно его изучает.
Лепрекон: Счастливым? Как можно стать счастливым среди этих жадных людишек? На пороге этого дома никогда нет ни молока, ни хлеба. В погребе не найдешь ни единой бутылки рома. А еще папашка этого младенца вырубил все кусты терновника в лесу! Этого я ему никогда не прощу. Да, ты вырастишь красивым мальчиком, но это будет только твоя внешняя оболочка. Ты принесешь боль и страдание своим близким и родным. Однажды ты глубоко ранишь самого любящего тебя человека, и твое внутреннее уродство станет внешним. Это и есть твоя участь, человеческий детеныш!
Лепрекон смеется, потирает руки и убегает вместе с феями.
Меняется фон экрана.
Сцена II.
Барлей, девочка с куклой, друг Барлея, девочка-фея
На экране: ирландская деревня.
На сцене бегают дети. Девочка играет с куклой.
Барлей идет, пиная все на своем пути, обзывая других детей. Барлей подходит к девочке с куклой.
Барлей: Эй, слышь, малявка, а что у тебя такие огромные уши?
Девочка: У меня?
Девочка трогает свои уши.
Барлей: А что это за крысиные хвостики?
Девочка трогает свои косички и краснеет.
Барлей: А что это за чудовище у тебя в руках?
Девочка: Чудовище?
Девочка прижимает к себе свою куклу.
Девочка: Это моя любимая кукла. Если хочешь, давай играть вместе.
Барлей: С тобой? Играть вместе с такой жалкой и безобразной? Уходи играть в другое место, подальше от меня.
Барлей видит мальчика из соседнего дома, играющего с мячом.
Барлей: А ты, кривоногий, со своими тоненькими ножками в футбол собрался играть. Смотри, а то скоро поломаются, ходить не сможешь, калекой на всю жизнь останешься. Ну, чего встал, как вкопанный? Или я не прав? Посмотри на себя! Что ты умеешь хорошо делать? Может, стрелять так же метко, как я? (Мальчик отрицательно крутит головой.) А может, готов побежать со мной наперегонки? Нет? А спрыгнешь с той высокой горы?
Мальчик: Нет!
Барлей: Ты способен только мямлить! И в подмётки мне не годишься! Говори сейчас же, я – кто?
Мальчик: Ты лучший!!
Барлей: То-то же! А раз я лучший, ты должен делать то, что я тебе скажу. Вон видишь кота, оторви ему хвост!
Мальчик: Барлей, я не могу, это же живое существо.
Барлей: Тогда забирай свой мяч и убирайся отсюда!
Барлей идет дальше на звук мелодии и видит девочку с арфой на скамейке. Девочка сидит, увлеченная своими мыслями, и не обращает внимание на Барлея.
Барлей: Кто ты? Я тебя раньше никогда не встречал здесь.
Девочка не реагирует на его вопрос.
Барлей: Как тебя зовут? Откуда ты? Что это за мелодия? Эй, отвечай! Я не привык, когда меня не слышат!
Девочка подняла голову и улыбнулась.
Девочка-фея: Я тебя знаю. Ты грубый и жестокий, у тебя нет друзей, ты никого не любишь, твое сердце заледенело настолько, что его не растопить никому кроме тебя самого.
Девочка встает и уходит, оставив его одного.
Сцена III.
Барлей, мать Барлея, отец Барлея
На экране: изображение ирландской избы.
На сцене: мать, отец, Барлей.
Лепрекон наблюдает за происходящим, время от времени потирая руки.
Мать: Сынок, почему же ты всех обижаешь? Почему ты так жесток?
Барлей: Отстань! Они все уроды и глупцы!
Мать: А чем тебе мешают птицы, кошки?
Барлей: Отстань! Достала со своими нотациями!
Отец: Как ты разговариваешь с матерью?
Барлей: А что она!
Отец: «Что она?» Мама - самое дорогое, что есть у тебя. Она подарила тебе жизнь. Кем ты себя возомнил? От тебя только боль и страдания. (Отец подходит к матери, утешает ее)
Барлей: Как вы все мне надоели! Жить с вами невыносимо! Вы мне всю жизнь испортили!
Мать: Сынок, что ты говоришь? (Хватается за сердце. Протягивает руку к сыну. Он отворачивается)
Мать: Барлей, мне плохо, принеси стакан воды, пожалуйста.
Барлей: Мне некогда. Сама возьмешь.
Отец: Действительно, в твоем сердце нет сострадания и любви, ты жесток. Подойди, извинись и обними свою мать.
Барлей (глядя на мать гневно): Я лучше обниму жабу, но только не ее.
Барлей отворачивается и уходит. Мать уходит плача. Отец поддерживает ее.
Сцена IV.
Барлей, Лепрекон, девочка-фея, феи.
На экране: ирландская изба.
На сцену выходит Лепрекон со злорадной усмешкой на лице.
Лепрекон: Ну что … Вот теперь и твой час расплаты настал, Барлей. И я тебя проучу.
Сразу же за Лепреконом выходят танцующие феи с полотном, символизирующим другой мир. Внутри полотна скрыт Барлей с изменившейся внешностью: уродливые уши, уродливый нос, рога.
Феи с полотном уходят, оставляя Барлея на сцене.
Барлей растерян, оглядывается, видит Лепрекона, подбегает к нему, хватает за руку.
Барлей: Ты кто? Ты настоящий Лепрекон? Или это сон?
Лепрекон: Конечно настоящий и отпусти меня сейчас же!
Барлей: Ага … Лепрекон … Вот это повезло. И раз ты действительно Лепрекон, ты исполнишь мое желание и отдашь мне горшок золота.
Лепрекон: Ты так хочешь разбогатеть? А нужно ли такому уродцу золото?
Лепрекон вытаскивает из кармана зеркало и показывает Барлею, тот видит свое отражение, выхватывает зеркало. С отвращением смотрит на свое отражение.
Барлей: Кто это? Ты смеешь надо мной шутить, маленький уродливый гном? Cейчас же верни мне мое лицо!
Лепрекон: Ты теперь будешь жить с таким лицом в моем мире. Но раз ты меня поймал, желание, которое ты озвучил первым, я исполнить обязан, и ты получишь горшок золота, пройдя испытания, пока цветет трилистник.
Лепрекон показывает на экран, где изображен трилистник и горшок золота.
Барлей: Но …
– не успевает договорить, как Лепрекон исчезает.
Лепрекон убегает со сцены.
Барлей, глядя в зеркало, пытается избавиться от уродливых ушей и носа и бормочет с испугом:
Барлей: За что мне это? Гадкий Лепрекон!
На экране появляется фея с арфой. На сцене девочка-фея подходит к Барлею под звуки арфы и говорит, беря мальчика за руку и отводя его в сторону:
Девочка-фея: Барлей, Барлей! У тебя остался светлый уголок в твоей душе! Найди его и ты спасешь себя и своих близких! Они в опасности большей, чем ты, Барлей! Отправляйся к озеру! Не теряй ни минуты! Помни про трилистник и слушай свое сердце!
Сцена V.
Келпи, Барлей, отец Барлея, мать Барлея, девочка-фея, Мерроу.
На экране изображение озера и Келпи в образе лошади.
Девочка-фея выводит Барлея к озеру и уходит.
Барлей у озера. Видит танцующих Мерроу.
Келпи (в образе старика) сидит на берегу, видит Барлея.
Келпи: Я тебя дождался, человеческий детеныш.
Барлей: Кто ты и что тебе от меня надо?
Келпи вместе с Мерроу увлекают Барлея в озеро (за занавес)
С другой стороны занавеса появляются родители Барлея, запутанные в водоросли.
Выходит Келпи и ведет за собой Барлея.
Келпи: Ты спрашивал, что мне надо? Cейчас я опутаю тебя ядовитыми водорослями как твоих родителей, а потом позавтракаю вами!
Барлей бросается к родителям и пытается их освободить из водорослей.
Келпи смеется. Русалки приносят водоросли. Келпи начинает плести сеть и вмести с Мерроу покидает сцену.
Появляется девочка- фея.
Девочка-фея: Барлей, я знаю слабое место Келпи. Это его уздечка. И любой, кто сумеет схватить ее, получит над ним власть. Ты сможешь это сделать если догадаешься …
Кто за тебя болеет и страдает,
И каждый день тебя оберегает,
Кто не предаст, не бросит, не обманет,
А только руку помощи в любой момент протянет.
Кто окружает тебя лаской и заботой,
И принимает на себя твои невзгоды.
Кто тебя любит, понимает и простит,
Вот те, кому любовь ты можешь подарить.
Барлей: Поддержат ... Любят … Оберегают … Может … это Родители?
Девочка- фея уходит за занавес.
Появляется Келпи и Мерроу, которые держат в руках водоросли. Они подходят к Барлею, чтобы схватить его. Но Барлей уворачивается от них и сам хватает Келпи за уздечку.
Келпи столбенеет. Русалки мечутся по сцене.
Барлей: Теперь ты в моей власти! Ты освободишь моих родителей и выведешь нас на сушу. Тогда ни ты, ни Мерроу не пострадают.
Кэлпи: Хорошо, хорошо.
Мерроу распутывают родителей и провожают их на сушу.
У Барлея исчезает уродливый нос.
Сцена VI.
Дагда, Барлей, Девочка с куклой, Друг Барлея, мать Барлея, отец Барлея, Девочка-фея
На экране изображение бога Дагды и арфы. На сцене находится Дагда, играет на арфе. Здесь же находятся люди (2-3 человека), среди них друг Барлея и обиженная Девочка. Они страдают, плачут.
Дагда: Посмотри, что ты сделал! От слов жестоких, оскорблений и издевательств умирает твой друг! Печальные песни Волшебная арфа для этих людей поет, неся им лишь горе.
Барлей: А что, у меня есть друг?
Дагда: Он будет у тебя, избавь его лишь от мучений! Тебе нужно слова такие подобрать, чтобы Арфа волшебная счастье могла сыграть.
Родители, услышав музыку, начинают напевать мелодию. Барлей вслушивается и тоже подпевает. Арфа играет мелодию счастья.
Родители, Барлей:
Пройдя все испытания и осознав всю боль.
Слова твои, словно стрелы, ранили нас.
Надежда как этих струн прекрасный звон
Заменит боль добром.
Счастье снова к нам придет и беды унесет.
Барлей поет один:
Прощенья Вашего прошу, хочу стать лучше я,
Опорой буду Вашей я всегда, не брошу никогда.
Утри же слезы, друг ты мой. Боль испарится вмиг.
Пусть песня арфы унесет все горе, что принес.
Барлей и друг Барлея вместе:
Будь другом ты моим, я тоже стану им!
В процессе песни Друг Барлея, девочка и люди рядом успокаиваются, на их лицах появляются улыбки. Друг поднимается, подходит к Барлею и обнимает его, начинает петь вместе с ним.
У Барлея исчезает уродливый рог.
Дагда: Да … Барлей. (Выходит девочка-фея с арфой на сцену) Моя дочь убеждала меня, что есть в твоем сердце любовь. Теперь и я это вижу. И поэтому дальше я разрешаю ей отправится с тобой и помочь пройти последнее испытание.
Все уходят за занавес. Остаются на сцене родители, Друг, Девочка-фея, Барлей.
Сцена VII.
Фахан, Барлей, девочка-фея, Лепрекон, друг Барлея, родители Барлея, феи, девочки-ирландки.
На экране изображение Фахана и сказочных гор. Из-за занавеса появляется Фахан, у которого в руке дубина с цепями. Становится темно. Все жмутся друг к другу.
Фахан: За золотом Лепрекона пришли? Cмерть ищете? Никто из людей не покидал этот мир! Я - хозяин! Я – хранитель золота! Яд моего хлыста убьет любого, кто приблизится! (взмахивает хлыстом) Что, попробуете победить меня?
Звучит фонограмма. Девочка изображает игру на арфе, напевая:
Девочка-фея: Усни, злой Фахан, усни навсегда! Закрой свой глаз. Уйми свою ярость! Ты не навредишь нам!
Фахан засыпает. Выходят феи с полотном, символизирующим другой мир. У Барлея исчезают уши. Родители и друг переходят в свой мир (на другую сторону полотна). Появляется Лепрекон с горшком золота и встает с другой стороны полотна рядом с Барлеем.
Лепрекон: Я вижу, ты справился с испытаниями. Что ж, не ожидал от тебя такого. Вот твоя награда.
Протягивает ему горшок с золотом. Барлей берет золото и собирается уходить. Разворачивается к семье.
Лепрекон: Куда ты собрался? Я не говорил, что ты сможешь вернуться в свой мир. С золотом ты можешь остаться только в этом мире.
Барлей с золотом сомневается, в нерешительности, оглядывается.
Девочка-фея: Барлей, пройдя испытания, ты заслужил волшебный трилистник. Он исполнит одно твое желание. Ты можешь остаться здесь, в этом мире богатым, но одиноким. Или вернуться в свой мир к родителям и друзьям и обрести настоящего себя. Торопись, трилистник вот-вот потеряет свою силу.
Девочка протягивает трилистник Барлею … (немая сцена)
Звучит музыка (фонограмма). Выходят танцующие ирландки. Ирландские танцовщицы, родители, Друзья и Барлей танцуют народный ирландский танец.