Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 31.03.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ 5
         
         
kn publ E   kn publ 3   kn publ 4
         

Эссе "Государственная Дума в начале XX в.: роль и значение в истории Российской империи"

Дата публикации: 2022-06-29 19:26:40
Статью разместил(а):
Агнаева Марина Амурхановна

Эссе "Государственная Дума в начале XX в.: роль и значение в истории Российской империи"

Автор: Агнаева Марина Амурхановна

ГАПОУ "Северо-Кавказский аграрно-теологический колледж", г. Ардон

 

Введение.

В 90-х годах XX века русский парламентаризм получил второй шанс для того чтобы в России сложилась полноценная парламентская система, но ее истоки лежат в самом начале XX столетия. На рубеже веков Россия все еще оставалась государством с монархической формой правления, где в руках самодержца была сосредоточенна вся законодательная, распределительная и судебная власть. Не смотря, на это уже в начале века, появились первые признаки раскола в государственном устройстве страны. Начавшаяся в январе 1905 г. революция ещё более обострила проблему политических реформ в России.  

Выборы в I Государственную Думу были первыми общероссийскими выборами: ни у власти, ни у политических партий подобного опыта еще не было.

Первые две избирательные кампании проходили в условиях революции: как поведет себя избиратель, насколько реально смогут оценить ситуацию партии, какую роль возьмет на себя в этом событии власть и как избранные депутаты смогут отстоять интересы своего избирателя, вот неразрывно связанные между собой вопросы, ответы на которые могут дать характеристику российскому конституционализму.

На пути конституционного строительства в России важнейшими вехами стали: Манифест 17 октября 1905 года, провозгласивший введение гражданских свобод и организацию законодательного органа, а именно Государственной думы, ограничивающего монархическую власть и Основные законы 23 апреля 1906 года, определившие двухпалатную парламентарную систему, но сохранившие весьма широкие пределы для императорской власти.

В Основных законах отмечалось, что вместе с Думой и Государственным советом император осуществляет законодательную власть, но без императорского утверждения ни один закон не приобретает силы. Государственный совет был преобразован в феврале 1906 года, а в апреле ему был придан государственно-правовой статус второй парламентской палаты. Новая структура Совета состояла из общего собрания, двух парламентов, двух присутствий и канцелярии.

Государственная дума, созданная в контексте преобразований государственного устройства Российской империи, вызванных кризисом 1905 года, неизменно привлекает к себе внимание исследователей.  

Основная задача исторической науки заключается в том, чтобы, опираясь на объективный анализ выявленных факторов, дать оптимальный прогноз развития того или иного явления, вскрыть причины тех или иных явлений в настоящем.

Поэтому в настоящей работе сделана попытка описать историю появления и существования Государственной думы, а также дать ответ на вопрос какова же была её роль и значение в истории Российской империи.

Глава 1. История появления Государственной Думы в России.

С далекой древности люди стремились к народному представительству. В Древней Руси собиралось народное вече, чтобы решить, кого призвать на княжение, идти ли в поход, увеличивать ли подати и т.д. На смену вече пришел Земский собор. Правда, вначале он походил на «парламент чиновников» из представителей высшей администрации – руководителей приказов, церкви, столичного и провинциального дворянства, но постепенно в обществе возникла идея выборности соборов: к концу XIV в. Земские соборы стали выбирать по сословиям. К концу XVII в. деятельность соборов уходит в прошлое. На смену им приходит Сенат Петра I, который берет на себя функции законодательного органа. Через Сенат Петр проводил все свои реформы. Екатерина II, следуя учениям европейских просветителей, предприняла некоторые шаги в сторону формирования выборных общественных органов, в первую очередь в лице «Уложенных комиссий».

Попытка поставить страну на конституционный путь была предпринята и при Александре I. На 1 сентября 1810 г. было даже запланировано открыть Государственную Думу, созданную, по идеям М.М. Сперанского. К сожалению, этому не суждено было случиться, так как активное конституционное брожение в кругах дворянства после победоносного марша в 1813 году по Европе испугали царя. Его последователи, напуганные движением декабристов, тоже не пошли на решительные реформы политической системы. Таким образом, получается, что активный поиск конкретных форм конституционного устройства был отложен до начала XX века.

Более 100 лет назад, в августе 1905 года, Николай II издал манифест, провозгласивший создание в России Государственной Думы как «законосовещательного представительного органа». Собственноручно учинив под этим документом свою подпись, император дал знать всем просвещенным слоям Российской империи и всему цивилизованному миру, что он согласен с идеей создания в стране парламента.

В Высочайшем манифесте об учреждении Государственной Думы объявлялось «всем верным подданным»: «Ныне настало время, следуя благим начинаниям, призвать выборных людей от всей земли Русской к постоянному и деятельному участию в составлении законов, включив для сего в состав высших государственных учреждений особое законосовещательное установление, коему предваряется предварительная разработка и обсуждение законодательных предположений, и рассмотрение Росписи государственных доходов и расходов». Это было знаковое событие в политической истории России, ведь после упразднения Петром I земских соборов страна очень долгое время жила вообще без общенационального представительного учреждения.

Николай II решился встать на путь конституционной реформы не, потому что он являлся императором-реформаторам, а под напором революционных событий, которые будоражили общество в начале века. Царское правительство не смогло устоять перед «воспалением страстей и крайними обстоятельствами» и в спешном порядке разработало правовые акты о создании Государственной Думы. Это стало возможным благодаря русской революции 1905 года.

Название будущего парламента – «Государственная Дума» - было взято у М.М. Сперанского. Еще в 1809 году великий реформатор предложил создать в России стройную и единую по вертикали и горизонтали представительную систему власти от волостных дум вплоть до Государственной Думы. Но на тот период времени этому предложению не суждено было сбыться.

Государственная дума I созыва была первым в истории России избранным населением представительным законодательным органом, куда вошли разные слои общества, в том числе и крестьянство. Она была образована в результате попытки преобразовать Россию в парламентскую монархию, вызванной желанием стабилизировать обстановку в условиях волнений и революционных выступлений. Но не все было, так просто как казалось на первый взгляд. Выборы хоть и были объявлены по принципу всеобщего избирательного право, но имели некоторые ограничения. Например: имущественный ценз, к выборам не допускались женщины и молодёжь моложе 25 лет, военнослужащие, а также народности, ведущие кочевой образ жизни. Необходимо отметить, что эти положения сохранялись на протяжении всего существования Государственной думы. Что касалось самих выборов то согласно царскому указу от 11 декабря 1905 г. «Об изменении Положения о выборах в Государственную Думу и изданных в дополнение к нему узаконений» выборы должны были проходить по куриальной системе. Для удобство каждое сословие было выделена в отдельную курию, таким образом, их получалось три: земледельческая, городская и крестьянская чуть позже к ним была добавлена ещё одна - рабочая. В том же указе закреплялись неравные нормы представительства от курий, где преимущества отдавались куриям крупных землевладельцев и крупной городской буржуазии.

По подсчетам О.И. Чистякова: «... один голос помещика был равен трем голосам крестьян и сорока пяти голосам рабочих избирателей». Особенностью российской избирательной системы была ее многостепенность. Для первых двух привилегированных курий они были двухстепенные, для рабочих трехстепенные, а для крестьян и вовсе четырехстепенные. Это уже говорит о том, что избирательная система в России изначально не была всеобщей и равной.

I созыв Думы провел одну сессию и просуществовал 72 дня, с 27 апреля по 9 июля 1906 года, после чего ее распустил император Николай II.

II Дума, открывшаяся 20 февраля 1907 г., оказалась еще более левой, более оппозиционной царскому правительству, чем Дума первого созыва. Усиливавшаяся оппозиционность новой Думы правительству была неожиданной. Во II Думе сохранялось кадетско-октябристское большинство, которое проявило себя как активный противник правительства, что явно не соответствовало непоследовательной природе русской буржуазии.

Чтобы исправить сложившуюся ситуацию перед выборами в III Государственную Думу был принят новый избирательный закон, который существенно ограничивал присутствие крестьян в ней. Еще больше было ограничено представительство рабочих в Думе. Число выборщиков от рабочих составляло 2,3% общего состава выборщиков.

Изменения коснулись и двух привилегированных курий, так крупная городская буржуазия получила 15% всех выборщиков, а землевладельцы 49% всех выборщиков. Выборы в III Думу дали желательный для царизма результат. Николай II продемонстрировал, что он всегда может практически единолично изменить любой закон, игнорируя Думу.

IV Государственная дума (1912-1917 гг.) своей законодательной деятельностью была, прежде всего, направлена на укрепление основ самодержавия - полиции, духовенства, тюрем, и полностью поддерживала самодержавие в ходе Первой мировой войны. За все то время, что в России существовала, Государственная Дума она не приняла, ни одного действительно важного закона для государства.

Всего же за период существования Государственной думы лишь только третьему созыву, удалось проработать весь срок, отведенный ей законом - пять лет.

Глава 2. Роль и значение Государственной думы в истории Российской империи.

Какова же роль и значение Государственной думы в истории Российской империи? Государственная дума должна была стать спасательным кругом, который смог бы вывести российскую империю из политического кризиса и тем самым спасти власть самодержавия от неминуемой гибели. Однако этого так и не произошло. Не смотря на это ее роль в истории Российской империи имеет, большое значение в первую очередь как попытку зарождения в России зачатков конституционно-монархического строя.

К сожалению, возможности Государственной думы, были ограниченны, она так и не стала полноправным законодательным органом, однако сумела накопить позитивный опыт, с ее деятельностью связывались определенные надежды на демократизацию России, в целом налицо были позитивные сдвиги. Хотя и были условия ограничения прав Думы, оппозиционно и революционно настроенные депутаты находили возможности высказывать собственное мнение и критиковать самодержавный строй перед лицом читающей России: обеспечивались гласность деятельности Думы, отражения в печати ее запросов и заседаний, в газетах публиковались стенографические отчеты, а затем издавались отдельными томами по каждой сессии. Несмотря на то, что выборы были многостепенными и большинство мест имели сторонники царской власти с самого начала I и II Государственные думы в России, были преимущественно оппозиционными. Крестьяне, получившие большинство мест, образовали трудовую фракцию, которая часто вносила законопроекты касательно аграрного вопроса, что в свою очередь доставляла неприятности правительственному лагерю. Роль Государственной думы как законодательного органа был достаточно велик, но, к сожалению, в России не суждено было установиться парламентаризму.

Император Николай II ещё не готов был, как его коллеги, европейские правители, отказаться от всей или даже частичной власти в пользу парламента. У избирательной системы России был, свой путь и возможно на тот период времени и страна не была готова к тому, чтобы обрести окончательные формы парламентаризма, а в ее лице и конституционно-монархическую форму правления. 

Первый в России избираемый представительный орган не стал полноценным институтом законодательства (попытки реализовать законодательные права предпринимались I и II Думами), однако стал поводом для таких позитивных перемен в обществе как: формированию демократических традиций и правого сознания в российском обществе, активизации политической деятельности народа, ликвидации веками господствующей рабской психологии, приобретение опыта демократических решений важнейших государственных вопросов, совершенствование парламентской деятельности, формирование слоя профессиональных политиков.

Заключение.

Первая русская революция со всей очевидностью продемонстрировала, что прежняя форма самодержавия изжила себя, и переход к представительным учреждениям во всероссийском масштабе стал необходимостью под влиянием развития капитализма и в результате роста революционного движения, для борьбы с которым царизм вынужден был организовать союз поместного дворянства и верхов буржуазии.

Изменения, происшедшие в государственном строе России, позволили укрепить свои позиции буржуазии. Дума, равно как различные представительские организации буржуазии, органы государственно-монополистического регулирования экономикой, представляла собой хорошо налаженный аппарат воздействия на правительственную политику.

Однако правовое регулирование деятельности представительных органов государственной власти в период 1905-1917 гг. нельзя назвать удовлетворительным. Как законодательный орган Государственная дума не представляла особой ценности, зато она формировала общественное мнение, критикуя царскую власть. Если оценивать ситуацию объективно, то можно сказать, что Государственная дума приносила царизму больше вреда, чем пользы. Несмотря на то, что первая Государственная дума просуществовала лишь 72 дня, она не прошла даром. С думской трибуны в Таврическом дворце прозвучали голоса разных слоев населения, разных политических партий. Выдвигались разные решения экономических, социальных и политических проблем.

Роль Государственной думы имела разное значение для разных слоев населения.  Для одних она имела ценность, давала надежду на лучшее будущее, а для других- была бесполезной системой, которая ни к чему не приводила. процесса, был  накоплен ценный опыт законотворчества, который во многом лег в основу формирования современной представительной власти.

 

Список литературы:

1. Белковец Л.П., Белковец В.В. История государства и права России. Курс лекций / Л.П. Белковец, В.В. Белковец. - Новосибирск: Новосибирское книжное издательство,- 2000. – 216 с.

2. Данилов Л.А. История России. IX – XIX вв. / Л.А. Данилов. – М.: Владос,- 1998. – 432 с.

3. История России: Справочное пособие / Авт.-сост.: И.Н. Кузнецов. – Минск: Новое знание,- 2000. – 395 с.

4. Программы политических партий России 1905 - 1906 гг. – Новосибирск,- 2000. – Вып. 2. - С. 96 - 108.

 

. . . . .