Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Технологическая карта урока "В поисках Счастливой Аркадии"

Дата публикации: 2022-07-01 21:53:47
Статью разместил(а):
Медведева Анна Александровна

Технологическая карта урока "В поисках Счастливой Аркадии"

Авторы Алексеева Т.В., Медведева А.А.

МБОУ "СОШ № 1", г. Мичуринск, Тамбовская область

 

Методическим продуктом, созданным в процессе инновационной деятельности педагогов МБОУ "СОШ № 1" г. Мичуринска явились программы метапредметных курсов «Анализ поэтического текста» (разработчик учитель русского языка и литературы, кандидат филологических наук Алексеева Т.В.) и «История в портретах» (разработчик Медведева А.А., учитель истории и обществознания).

Данные программы, части, формируемой участниками образовательных отношений для 6 класса, являются составной частью ООП основного общего образования МБОУ " СОШ №1" г. Мичуринска.

Особенностью программ является метапредметный аспект, лежащий в основе их содержания: программы представляют собой метапредметные интегрированные курсы (синтез учебных предметов истории – литературы - искусства), обеспечивающие формирование навыков исследовательской и проектной деятельности обучающихся в области гуманитарных предметов.

На уровне тематического планирование интеграция выразилась в объединении разделов «Анализ лирики А.А. Фета» («Анализ поэтического текста») и «Портрет русского дворянства» («История в портретах»). Организация учебной деятельности обучающихся по изучению данных разделов курсов осуществляется через проведение бинарных уроков.

Необходимость интеграция литературы и истории очевидна. Чтобы понимать смыслы художественного произведения прошлого надо знать историю, надо представлять себе, как жили люди прошлого, какой мир их окружал, каковы были их общие представления и представления нравственные, их служебные обязанности, обычаи, одежда, почему они поступали так, а не иначе.

Усвоение предметного содержания, являющееся целью традиционного обучения, в метапредметном подходе становится средством и следствием достижения более важной цели – интеллектуального, а также личностного и коммуникативного развития. Тот прирост в развитии, который получают ученики в ходе изучения предметов помимо заученных предметных знаний, и есть метапредметный результат. 

Учебный курс

«Анализ поэтического текста» + «История в документах»

Класс

6 класс

Название раздела программы

«Анализ лирики А.А. Фета» и «Портрет русского дворянства XVIIXIX вв.» 

Тип урока

Бинарный урок, урок-исследование.

Цель урока

Коллективное обсуждение информации и осуществление личностно и социально значимого выбора через организацию учебного сотрудничества в работе с художественным текстом и историческим документом.

Планируемые образовательные результаты (личностные, предметные)

Личностные: Обеспечение ценностно-бытийной осведомленности обучающихся (умение соотносить события с принятыми в обществе морально-этическими принципами, умение принять ответственность за свой нравственный выбор; умение ориентироваться в социальных ролях и межличностных отношениях); воспитание интереса к русской классической литературе и истории; развитие представления о прекрасном

Регулятивные: Обеспечение обучающимися организации своей учебной деятельности (постановка учебной задачи; работа в группе и индивидуально в соответствии с заданным маршрутом; высказывание предположений, выделение главного, формулировка вывода на основе работы с иллюстрациями, историческими документами, художественным текстом, аудио- и видеозаписями; проведение сравнения по заданным критериям; контроль в форме сличения результата действия с заданным эталоном; определение степени успешности).

Коммуникативные: Обеспечение социальной компетентности и учета позиции других людей, партнера по общению или деятельности (умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми).

Познавательные: самостоятельно работать с художественным текстом; пользоваться разными видами чтения; перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую; работать с разными источниками информации; устанавливать причинно-следственные связи; осуществлять анализ и синтез; строить рассуждения; соотносить содержание документа с историческими реалиями изучаемого периода; применять исторические знания для осмысления сущности общественных явлений.

Предметные: осознанно воспринимать и понимать художественный текст; наблюдать над ним, определять тему, идею, сюжет текста; проводить анализ текста по плану; осуществлять комментированное чтение, проблемный диалог; создавать на основе наблюдений собственные тексты; проводить параллели между текстом художественного произведения и историческим документом; устанавливать логическую взаимосвязь между историческими документами, характером документа и исторической ситуацией

Межпредметные связи

Литература, культура речи, обществознание, история, искусство. 

Используемые методы, технологии

Технологии:

  1. Технология смыслового чтения;
  2. Развитие исследовательских навыков;
  3. Обучение в сотрудничестве; 
  4. Информационно-коммуникационные технологии.

Используемые формы работы

Фронтальная, индивидуальная, групповая.

Основные понятия и термины

Тема, идея, сюжет, герой, автор-повествователь, описание интерьера как средство характеристики героя, исторический документ, социальная ситуация, дворянская усадьба, архитектура 

Оборудование (для учителя, для учащихся)

Проектор, экран, ноутбук

Образовательные ресурсы

ЭОР, раздаточный материал

 

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Формы оценивания

Личностные

Регулятивные

Коммуникативные

Познавательные

 

1. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята. Садитесь. Обратите внимание, перед вами лежит конверт с заданиями и оценочный лист, подпишите его, он будет нужен вам для работы на уроке.

 

Настраиваются на работу, включаются в деловой ритм урока, концентрируют внимание.

Мотивация на учебные действия, самоопределение.

Организация своей учебной деятельности.

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Целеполагание

Ставят перед собой цель: «Что я хочу получить сегодня от урока?»

 

2. Мотивация

 к учебной деятельности.

Сообщение темы урока, постановка учебных задач.

Урок открывается исполнением романса «Сияла ночь» (слова А. Фета, музыка Н. Ширяева).

- Знаком ли вам этот романс?

- В этом стихотворении Фета есть строки «И так хотелось жить, чтоб, звука не роняя…» Как вы понимаете эту метафору «жить, не роняя звука»?

- Как вы думаете, что будет в центре нашего внимания сегодня? (Дворянская усадьба, поэзия Фета, на которую его вдохновило проживание в усадьбе).

- В продолжении нескольких уроков Анализа поэтического текста и Истории в портретах мы погружались в поэтический мир русской дворянской усадьбы и в усадебный мир русского поэта Афанасия Фета. Нас окружала удивительная атмосфера лирики и музыки, живописи и архитектуры. Нам удалось выяснить, что дворянская усадьба не просто набор архитектурных сооружений и определенных предметов интерьера, но это и стиль жизни, исполненный умиротворения и гармонии. Усадьба в целом напоминала некую Счастливую Аркадию, страну идеальной жизни. По крайней мере, многие владельцы усадьбы стремились к обустройству именно такой жизни, жизни на лоне природы, полной мирного труда, творчества, соединения с прекрасным. Именно таким искателем Счастливой Аркадии и был Афанасий Фет… А сегодня и мы, вслед за Фетом, отправимся на поиски Счастливой Аркадии!

- Ведь тема нашего необычного урока так и звучит:

«В поисках Счастливой Аркадии». 

- Как вы считаете, что мы должны выяснить на уроке?

Сегодня на уроке я хочу

· узнать,

· выяснить,

· понять

Этот урок будет обобщающим в нашем разговоре о русской усадьбе. Проверим, как хорошо каждый из вас усвоил материал. Постарайтесь в конце урока ответить на проблемный вопрос:

- Каково же значение дворянской усадьбы для русской культуры?

Объектом исследования сегодня станут

· исторические документы,

· репродукции картин русских художников,

· лирика А. Фета

Выдвигают варианты формулировки цели урока, участвуют в их обсуждении. Анализируют.

Проявляют учебно-познавательный интерес к  материалу.

Принимают учебную
задачу, планируют свои действия в соответствии с
заданным маршрутом.

Принимают участие в коллективном обсуждении проблемы. 

Устанавливают причинно-следственные связи. 

Фронтальный опрос.

3. Основной этап. 

- Для решения проблемного вопроса класс разделим на три учебные группы. Работа будет складываться из нескольких туров.

1 тур. Задание для групп. В конверте задания первого тура.  

Выполните интегрированные задания, опираясь на знания, полученные на учебных курсах. На выполнение задания дается 15 минут. (Проверка заданий и подсчет баллов (слайд с правильными ответами и пояснениями учителя)

2 тур. Конкурс чтецов.

Задание: прочитать наизусть стихотворения А.А. Фета (1 выступление от каждой группы).

Подведение итогов конкурса.

3 тур. Творческое задание.

А. Фет превратил свою Воробьевку в райский уголок.

А какой бы вы хотели видеть свою «Счастливую Аркадию»?

Итак, тема эссе «Моя Счастливая Аркадия».

(Работают учащиеся индивидуально на листочках и на выполнение задания 7 минут). Несколько учащихся читают вслух свои работы.

Выполняют интегрированные задания (см. Приложение); читают фрагменты текстов; отвечают на вопросы; читают стихотворения наизусть; пишут мини-эссе по теме урока. 

Проявляют интерес к русской классической литературе и истории; развивают представления о прекрасном.

Проводят сравнения по заданным критериям; сравнивают результат с заданным эталоном; определяют степень успешности. 

Слушают и вступают в диалог; участвуют в коллективном обсуждении проблем;  интегрируются в группе сверстников и строят продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. 

Самостоятельно работают с художественным текстом; пользуются разными видами чтения; перерабатывают и преобразовывают информацию из одной формы в другую. 

Беседа по вопросам; устный опрос. Выполняют задания в рабочем листе. Оценивают свою работу в оценочном листе. Читают эссе.

4. Подведение итогов урока. 

А теперь ответим на проблемный вопрос: Каково же значение дворянской усадьбы для русской культуры? 

(Выяснили, что усадьба определила особенности отечественной культуры. Большинство имен выдающихся деятелей истории и культуры связано с усадьбой. Русская усадьба присутствует в живописи, литературе, музыке, архитектуре, театре. Усадьба – место для творческого вдохновения писателей, поэтов, художников, композиторов.)

Высказываются по предложенной теме.  

Умеют принимать ответственность за свой нравственный выбор; ориентироваться в социальных ролях и межличностных отношениях

Определяют степень успешности своих действий.

 

Выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью.  

Устанавливают причинно-следственные связи; осуществляют анализ и синтез; строят рассуждения.

Фронтальный опрос.

5. Рефлексия. Оценивание учеников.

Какая цель, задачи стояли в начале нашего урока? Смогли ли вы их достичь?

Что нового вы сегодня узнали?

Что запомнилось больше всего?

Довольны ли вы своей работой?

Оцените свою работу на уроке в оценочном листе.

Подведение результатов и объявление победителей.

Проводят самооценку результатов своей деятельности и деятельности всего класса.

Сравнивают разные точки зрения; оценивают собственную учебную деятельность; сохраняют мотивацию к учебной 

деятельности. 

 

Прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала.

Планируют  сотрудничество, используют критерии для обоснования своих суждений.

Проводят рефлексию способов и условий своих действий.

Самооценка.

6. Домашнее задание.

Подготовка к интегрированной проверочной работе (ИПР).  Прикрепленный файл.

Воспринимают информацию,  записывают домашнее задание.

 

 

 

 

 

 

Приложение 1.

1 тур Задание для групп.

Задание № 1

Прочитайте текст 1 и текст 2

Текст 1.  А.А. Фет

Весенний дождь

Еще светло перед окном, 

В разрывы облак солнце блещет, 

И воробей своим крылом, 

В песке купаяся, трепещет.

А уж от неба до земли, 

Качаясь, движется завеса, 

И будто в золотой пыли 

Стоит за ней опушка леса.

Две капли брызнули в стекло, 

От лип душистым медом тянет, 

И что-то к саду подошло, 

По свежим листьям барабанит.

1857

Текст 2.

«Старинный помещичий дом с двумя флигелями и другими усадебными постройками стоял на крутом берегу речки Тускари, проходящей затем и через Курск. От усадьбы вела к речке многолетняя дубовая аллея, прерываемая изредка серебристыми тополями в несколько обхватов, таких серебристых тополей я вообще нигде не видел. По другую сторону речки были заливные луга, а вдоль нее, на пригорке, тянулся 20-десятинный старинный парк, кончающийся пшеничными и другими полями… Парк усадьбы, сформированный на основе естественной дубравы, обладал всеми признаками пейзажного парка: партер в нем сменился полянами и лужайками, геометрические по форме фонтан и пруд-рекой, прямые алее – вьющимися дорожками. В то же время ему присущи традиционное для русских усадебных парков сочетание декоративных качеств с утилитарными, вспомним – «плодовый сад», «рыбный пруд», «покосный луг».

Из воспоминаний племянника А.А. Фета дипломата С.Д. Боткина. 

А: Стихотворение А.А. Фета «Весенний дождь» написано в той же усадьбе, о которой идет речь в воспоминаниях С.Д. Боткина?

Ответ: да/нет.

Б: Перед вами изображения картин русских художников. Подпишите каждую из картин строчками из стихотворения А.А. Фета «Весенний дождь».       

В: В тексте 2 названы реалии дворянской усадебной жизни того времени. Каким из них А.А. Фет посвятил стихотворения? Назовите их.

Задание № 2.

Рассмотрите изображения картин и выполните задания А и Б.  

А: Назовите автора этих картин:

1)     Ф. Васильев 

2)     О. Кравченко 

3)     С. Виноградов 

4)     И. Шишкин 

5)     С. Жуковский 

Б: Определите к какому архитектурному стилю относятся усадьбы, изображенные на картинах. Свой ответ обоснуйте.

Приложение 2. 

Оценочный лист

Фамилия Имя

Форма работы

Самооценка

Оценка учителя

1. Работа в группе (критерии оценивания: за каждый критерий – от 0 до 5 баллов)

 

 

- участвовал в обсуждении проблемы

 

 

- работа в группе интересна и полезна

 

 

- умею слушать чужие аргументы, принимать другую точку зрения

 

 

2. Творческое задание (эссе) (от 0 до 5 баллов) 

 

 

3. Активность на уроке (от 0 до 5 баллов)

 

 

Итоговый бал

 

 

Оценка

 

 

«5» - 25-21 баллов»;

«4» - 20-16 баллов

«3» - 15-10 баллов;

«2» - 9 и меньше.

 

. . . . .