Технологическая карта урока "В поисках Счастливой Аркадии"
Технологическая карта урока "В поисках Счастливой Аркадии"
Авторы Алексеева Т.В., Медведева А.А.
МБОУ "СОШ № 1", г. Мичуринск, Тамбовская область
Методическим продуктом, созданным в процессе инновационной деятельности педагогов МБОУ "СОШ № 1" г. Мичуринска явились программы метапредметных курсов «Анализ поэтического текста» (разработчик учитель русского языка и литературы, кандидат филологических наук Алексеева Т.В.) и «История в портретах» (разработчик Медведева А.А., учитель истории и обществознания).
Данные программы, части, формируемой участниками образовательных отношений для 6 класса, являются составной частью ООП основного общего образования МБОУ " СОШ №1" г. Мичуринска.
Особенностью программ является метапредметный аспект, лежащий в основе их содержания: программы представляют собой метапредметные интегрированные курсы (синтез учебных предметов истории – литературы - искусства), обеспечивающие формирование навыков исследовательской и проектной деятельности обучающихся в области гуманитарных предметов.
На уровне тематического планирование интеграция выразилась в объединении разделов «Анализ лирики А.А. Фета» («Анализ поэтического текста») и «Портрет русского дворянства» («История в портретах»). Организация учебной деятельности обучающихся по изучению данных разделов курсов осуществляется через проведение бинарных уроков.
Необходимость интеграция литературы и истории очевидна. Чтобы понимать смыслы художественного произведения прошлого надо знать историю, надо представлять себе, как жили люди прошлого, какой мир их окружал, каковы были их общие представления и представления нравственные, их служебные обязанности, обычаи, одежда, почему они поступали так, а не иначе.
Усвоение предметного содержания, являющееся целью традиционного обучения, в метапредметном подходе становится средством и следствием достижения более важной цели – интеллектуального, а также личностного и коммуникативного развития. Тот прирост в развитии, который получают ученики в ходе изучения предметов помимо заученных предметных знаний, и есть метапредметный результат.
Учебный курс |
«Анализ поэтического текста» + «История в документах» |
Класс |
6 класс |
Название раздела программы |
«Анализ лирики А.А. Фета» и «Портрет русского дворянства XVII – XIX вв.» |
Тип урока |
Бинарный урок, урок-исследование. |
Цель урока |
Коллективное обсуждение информации и осуществление личностно и социально значимого выбора через организацию учебного сотрудничества в работе с художественным текстом и историческим документом. |
Планируемые образовательные результаты (личностные, предметные) |
Личностные: Обеспечение ценностно-бытийной осведомленности обучающихся (умение соотносить события с принятыми в обществе морально-этическими принципами, умение принять ответственность за свой нравственный выбор; умение ориентироваться в социальных ролях и межличностных отношениях); воспитание интереса к русской классической литературе и истории; развитие представления о прекрасном Регулятивные: Обеспечение обучающимися организации своей учебной деятельности (постановка учебной задачи; работа в группе и индивидуально в соответствии с заданным маршрутом; высказывание предположений, выделение главного, формулировка вывода на основе работы с иллюстрациями, историческими документами, художественным текстом, аудио- и видеозаписями; проведение сравнения по заданным критериям; контроль в форме сличения результата действия с заданным эталоном; определение степени успешности). Коммуникативные: Обеспечение социальной компетентности и учета позиции других людей, партнера по общению или деятельности (умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми). Познавательные: самостоятельно работать с художественным текстом; пользоваться разными видами чтения; перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую; работать с разными источниками информации; устанавливать причинно-следственные связи; осуществлять анализ и синтез; строить рассуждения; соотносить содержание документа с историческими реалиями изучаемого периода; применять исторические знания для осмысления сущности общественных явлений. Предметные: осознанно воспринимать и понимать художественный текст; наблюдать над ним, определять тему, идею, сюжет текста; проводить анализ текста по плану; осуществлять комментированное чтение, проблемный диалог; создавать на основе наблюдений собственные тексты; проводить параллели между текстом художественного произведения и историческим документом; устанавливать логическую взаимосвязь между историческими документами, характером документа и исторической ситуацией |
Межпредметные связи |
Литература, культура речи, обществознание, история, искусство. |
Используемые методы, технологии |
Технологии:
|
Используемые формы работы |
Фронтальная, индивидуальная, групповая. |
Основные понятия и термины |
Тема, идея, сюжет, герой, автор-повествователь, описание интерьера как средство характеристики героя, исторический документ, социальная ситуация, дворянская усадьба, архитектура |
Оборудование (для учителя, для учащихся) |
Проектор, экран, ноутбук |
Образовательные ресурсы |
ЭОР, раздаточный материал |
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Формируемые УУД |
Формы оценивания |
|||
Личностные |
Регулятивные |
Коммуникативные |
Познавательные
|
||||
1. Организационный момент. |
Здравствуйте, ребята. Садитесь. Обратите внимание, перед вами лежит конверт с заданиями и оценочный лист, подпишите его, он будет нужен вам для работы на уроке.
|
Настраиваются на работу, включаются в деловой ритм урока, концентрируют внимание. |
Мотивация на учебные действия, самоопределение. |
Организация своей учебной деятельности. |
Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. |
Целеполагание Ставят перед собой цель: «Что я хочу получить сегодня от урока?» |
|
2. Мотивация к учебной деятельности. Сообщение темы урока, постановка учебных задач. |
Урок открывается исполнением романса «Сияла ночь» (слова А. Фета, музыка Н. Ширяева). - Знаком ли вам этот романс? - В этом стихотворении Фета есть строки «И так хотелось жить, чтоб, звука не роняя…» Как вы понимаете эту метафору «жить, не роняя звука»? - Как вы думаете, что будет в центре нашего внимания сегодня? (Дворянская усадьба, поэзия Фета, на которую его вдохновило проживание в усадьбе). - В продолжении нескольких уроков Анализа поэтического текста и Истории в портретах мы погружались в поэтический мир русской дворянской усадьбы и в усадебный мир русского поэта Афанасия Фета. Нас окружала удивительная атмосфера лирики и музыки, живописи и архитектуры. Нам удалось выяснить, что дворянская усадьба не просто набор архитектурных сооружений и определенных предметов интерьера, но это и стиль жизни, исполненный умиротворения и гармонии. Усадьба в целом напоминала некую Счастливую Аркадию, страну идеальной жизни. По крайней мере, многие владельцы усадьбы стремились к обустройству именно такой жизни, жизни на лоне природы, полной мирного труда, творчества, соединения с прекрасным. Именно таким искателем Счастливой Аркадии и был Афанасий Фет… А сегодня и мы, вслед за Фетом, отправимся на поиски Счастливой Аркадии! - Ведь тема нашего необычного урока так и звучит: «В поисках Счастливой Аркадии». - Как вы считаете, что мы должны выяснить на уроке? Сегодня на уроке я хочу · узнать, · выяснить, · понять Этот урок будет обобщающим в нашем разговоре о русской усадьбе. Проверим, как хорошо каждый из вас усвоил материал. Постарайтесь в конце урока ответить на проблемный вопрос: - Каково же значение дворянской усадьбы для русской культуры? Объектом исследования сегодня станут · исторические документы, · репродукции картин русских художников, · лирика А. Фета |
Выдвигают варианты формулировки цели урока, участвуют в их обсуждении. Анализируют. |
Проявляют учебно-познавательный интерес к материалу. |
Принимают учебную |
Принимают участие в коллективном обсуждении проблемы. |
Устанавливают причинно-следственные связи. |
Фронтальный опрос. |
3. Основной этап. |
- Для решения проблемного вопроса класс разделим на три учебные группы. Работа будет складываться из нескольких туров. 1 тур. Задание для групп. В конверте задания первого тура. Выполните интегрированные задания, опираясь на знания, полученные на учебных курсах. На выполнение задания дается 15 минут. (Проверка заданий и подсчет баллов (слайд с правильными ответами и пояснениями учителя) 2 тур. Конкурс чтецов. Задание: прочитать наизусть стихотворения А.А. Фета (1 выступление от каждой группы). Подведение итогов конкурса. 3 тур. Творческое задание. А. Фет превратил свою Воробьевку в райский уголок. А какой бы вы хотели видеть свою «Счастливую Аркадию»? Итак, тема эссе «Моя Счастливая Аркадия». (Работают учащиеся индивидуально на листочках и на выполнение задания 7 минут). Несколько учащихся читают вслух свои работы. |
Выполняют интегрированные задания (см. Приложение); читают фрагменты текстов; отвечают на вопросы; читают стихотворения наизусть; пишут мини-эссе по теме урока. |
Проявляют интерес к русской классической литературе и истории; развивают представления о прекрасном. |
Проводят сравнения по заданным критериям; сравнивают результат с заданным эталоном; определяют степень успешности. |
Слушают и вступают в диалог; участвуют в коллективном обсуждении проблем; интегрируются в группе сверстников и строят продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. |
Самостоятельно работают с художественным текстом; пользуются разными видами чтения; перерабатывают и преобразовывают информацию из одной формы в другую. |
Беседа по вопросам; устный опрос. Выполняют задания в рабочем листе. Оценивают свою работу в оценочном листе. Читают эссе. |
4. Подведение итогов урока. |
А теперь ответим на проблемный вопрос: Каково же значение дворянской усадьбы для русской культуры? (Выяснили, что усадьба определила особенности отечественной культуры. Большинство имен выдающихся деятелей истории и культуры связано с усадьбой. Русская усадьба присутствует в живописи, литературе, музыке, архитектуре, театре. Усадьба – место для творческого вдохновения писателей, поэтов, художников, композиторов.) |
Высказываются по предложенной теме. |
Умеют принимать ответственность за свой нравственный выбор; ориентироваться в социальных ролях и межличностных отношениях. |
Определяют степень успешности своих действий.
|
Выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью. |
Устанавливают причинно-следственные связи; осуществляют анализ и синтез; строят рассуждения. |
Фронтальный опрос. |
5. Рефлексия. Оценивание учеников. |
Какая цель, задачи стояли в начале нашего урока? Смогли ли вы их достичь? Что нового вы сегодня узнали? Что запомнилось больше всего? Довольны ли вы своей работой? Оцените свою работу на уроке в оценочном листе. Подведение результатов и объявление победителей. |
Проводят самооценку результатов своей деятельности и деятельности всего класса. |
Сравнивают разные точки зрения; оценивают собственную учебную деятельность; сохраняют мотивацию к учебной деятельности.
|
Прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала. |
Планируют сотрудничество, используют критерии для обоснования своих суждений. |
Проводят рефлексию способов и условий своих действий. |
Самооценка. |
6. Домашнее задание. |
Подготовка к интегрированной проверочной работе (ИПР). Прикрепленный файл. |
Воспринимают информацию, записывают домашнее задание. |
|
|
|
|
|
Приложение 1.
1 тур Задание для групп.
Задание № 1
Прочитайте текст 1 и текст 2
Текст 1. А.А. Фет
Весенний дождь
Еще светло перед окном,
В разрывы облак солнце блещет,
И воробей своим крылом,
В песке купаяся, трепещет.
А уж от неба до земли,
Качаясь, движется завеса,
И будто в золотой пыли
Стоит за ней опушка леса.
Две капли брызнули в стекло,
От лип душистым медом тянет,
И что-то к саду подошло,
По свежим листьям барабанит.
1857
Текст 2.
«Старинный помещичий дом с двумя флигелями и другими усадебными постройками стоял на крутом берегу речки Тускари, проходящей затем и через Курск. От усадьбы вела к речке многолетняя дубовая аллея, прерываемая изредка серебристыми тополями в несколько обхватов, таких серебристых тополей я вообще нигде не видел. По другую сторону речки были заливные луга, а вдоль нее, на пригорке, тянулся 20-десятинный старинный парк, кончающийся пшеничными и другими полями… Парк усадьбы, сформированный на основе естественной дубравы, обладал всеми признаками пейзажного парка: партер в нем сменился полянами и лужайками, геометрические по форме фонтан и пруд-рекой, прямые алее – вьющимися дорожками. В то же время ему присущи традиционное для русских усадебных парков сочетание декоративных качеств с утилитарными, вспомним – «плодовый сад», «рыбный пруд», «покосный луг».
Из воспоминаний племянника А.А. Фета дипломата С.Д. Боткина.
А: Стихотворение А.А. Фета «Весенний дождь» написано в той же усадьбе, о которой идет речь в воспоминаниях С.Д. Боткина?
Ответ: да/нет.
Б: Перед вами изображения картин русских художников. Подпишите каждую из картин строчками из стихотворения А.А. Фета «Весенний дождь».
В: В тексте 2 названы реалии дворянской усадебной жизни того времени. Каким из них А.А. Фет посвятил стихотворения? Назовите их.
Задание № 2.
Рассмотрите изображения картин и выполните задания А и Б.
А: Назовите автора этих картин:
1) Ф. Васильев
2) О. Кравченко
3) С. Виноградов
4) И. Шишкин
5) С. Жуковский
Б: Определите к какому архитектурному стилю относятся усадьбы, изображенные на картинах. Свой ответ обоснуйте.
Приложение 2.
Оценочный лист
Фамилия Имя
Форма работы |
Самооценка |
Оценка учителя |
1. Работа в группе (критерии оценивания: за каждый критерий – от 0 до 5 баллов) |
|
|
- участвовал в обсуждении проблемы |
|
|
- работа в группе интересна и полезна |
|
|
- умею слушать чужие аргументы, принимать другую точку зрения |
|
|
2. Творческое задание (эссе) (от 0 до 5 баллов) |
|
|
3. Активность на уроке (от 0 до 5 баллов) |
|
|
Итоговый бал |
|
|
Оценка |
|
|
«5» - 25-21 баллов»;
«4» - 20-16 баллов
«3» - 15-10 баллов;
«2» - 9 и меньше.