Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Программа элективного курса "Подготовка к ЕГЭ по русскому языку" для 11 класса

Дата публикации: 2022-07-09 01:40:50
Статью разместил(а):
Сарычева Татьяна Юрьевна

Программа элективного курса "Подготовка к ЕГЭ по русскому языку" для 11 класса

Автор: Сарычева Татьяна Юрьевна

ГБОУ "СОШ "ОЦ» им. С.Ф. Зинченко", пос. Глушицкий, Самарская область

 

Пояснительная записка.

ЕГЭ – это современная форма государственной аттестации учащихся, оканчивающих среднюю школу. В рамках данного элективного курса приоритетными целями изучения русского языка являются:

- воспитание гражданина и патриота,

- формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа,

- осознание национального своеобразия русского языка.

Программа данного курса способствует  углублению знаний о лингвистике как науке; языке как многофункциональной развивающейся системе; функционально-стилистической системе языка; нормах речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения; формированию гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры.

Программа данного элективного курса направлена на дополнение содержания основного курса и соответствует задачам стандарта полного среднего образования по русскому языку. 

Данный курс рассчитан для учащихся 11 классов (из расчета 1 час в неделю, всего 34 часа).

Подготовка к ЕГЭ требует обобщения и систематизации изученного материала по  русскому языку. Особое внимание следует  обратить на то, какие методические просчеты были допущены в подготовке ученика и продумать способы их  устранения.

Назначение ЕГЭ – объективно оценить подготовку выпускников по русскому языку с целью их итоговой аттестации.

Содержание и уровень сложности экзаменационной (ЕГЭ) и проверочной (мониторинг) работ по русскому языку соответствуют  требованиям обязательного минимума и стандарта содержания образования по русскому языку.

Главным инструментом проверки знаний при ЕГЭ является текст. Его особенность состоит в полноте охвата курса русского языка.

Экзаменационный тест проверяет:

1) знания о языке как системе (знания по фонетике, лексике, словообразованию, морфологии, синтаксису );

2) речеведческие знания (текст: основная мысль, средства связи в нем; типы речи: повествование, описание, рассуждение; стили речи; использование языковых средств в зависимости от темы текста, стиля и типа речи);

3) специальные учебные умения (владение способами действия с языковым материалом на основе понятий и правил);

4) орфографическую и пунктуационную грамотность;

5) владение нормами литературного языка: орфоэпическими, лексическими, морфологическими, синтаксическими , стилистическими;

6) умение анализировать текст, проводить смысловой, речеведческий, языковой анализ текста;

7) умение создавать текст в жанре рассуждения  или эссе.

Содержание ЕГЭ охватывает практически все разделы русского языка. Для того, чтобы успешно справиться со всеми заданиями  теста, ученик должен представлять язык как систему, свободно ориентироваться в фонетических, грамматических явлениях языка, иметь знания о системе языковых средств, которые обеспечиваются усвоением определенного круга лингвистических понятий, правил, языковых фактов. Необходимо учитывать, что наиболее сложным является написание сочинения – рассуждения. По этой причине необходимо особое внимание обратить на подготовку учащихся к написанию сочинения – рассуждения.

Учащиеся должны уметь:

- анализировать содержание и проблематику прочитанного текста;

- комментировать проблемы исходного текста, позицию автора;

- выражать и аргументировать собственное мнение;

- последовательно и логично излагать свои мысли;

- использовать в речи разнообразные грамматические формы и лексическое богатство русского языка;

- продемонстрировать практическую грамотность – навыки оформления высказывания в соответствии с орфографическими, пунктуационными, грамматическими и лексическими нормами современного русского литературного языка.    

Особое внимание на ЕГЭ уделяется теоретическому материалу по основным разделам русского языка. Теоретический материал подается в виде схем, таблиц. Подобная подача  материала способствует максимальной наглядности, систематизации знаний и интеграции изученного не только по отдельно взятой изученной теме, но и по всему курсу русского языка. Кроме того, таблицы развивают аналитические способности учащихся и активизируют их зрительную память. Материал по орфографии и пунктуации представлен в расширенном и углубленном виде.

1.1. Актуальность и новизна программы.

Данная программа курса сможет привлечь внимание учащихся, которым интересен русский язык, кому он понадобится при учебе в ВУЗе, подготовке различного рода экзаменам, в частности, к ЕГЭ.

Учителям и выпускникам неизбежно придется столкнуться с проблемой подготовки к новому для них типу испытаний – Единому государственному экзамену. Данный курс учитывает эти новые условия, в нем подробно разбираются все задания демонстрационного варианта теста ЕГЭ. 

1.2. Отличительные особенности программы, принципы.

Формы изучения курса, которые могут быть использованы в процессе освоения, обусловлены его практической направленностью:  

- работа с нормативными документами, с учебными пособиями по подготовке к ЕГЭ, с тестами и текстами, тренинг, практикум, ответы на поставленные вопросы как результат самостоятельного осмысления и решения лингвистических и коммуникативных задач, мини-исследования содержания и языковых средств конкретных текстов, написание сочинений в соответствии с требованиями ЕГЭ, анализ и редактирование (рецензирование) образцов ученических экзаменационных работ прошлых лет,  тренировочные и диагностические работы, репетиционный ЕГЭ и др.

На занятиях учащиеся занимаются различными видами познавательной деятельности. Воспринимают знания, тренируются в их применении (репродуктивная деятельность), учатся творчески мыслить и решать практические задачи овладения языком (продуктивная деятельность).

Для организации названных видов деятельности применяются соответствующие методы обучения:

Репродуктивный (например, при повторении темы «Словообразование»).

Продуктивный (например, при работе над темой «Написание сочинения»).

Так как метод обучения – это обобщающая модель взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся и она определяет характер (тип) познавательной деятельности учащихся, то методы обучения реализуются в следующих формах работы:

Рассказ учителя 

Беседа 

Работа со словарями 

Анализ таблиц.

При этом используются приемы сравнения, постановки вопросов, составления схем, преобразования данной конструкции и т.д. Средствами реализации этих методов являются учебник, таблицы, тесты и т.п.

Последовательность освоения содержания предлагаемого курса обусловлена в основном композиционной структурой тестовых и коммуникативных заданий экзаменационной работы и логикой изложения учебного материала в примерной программе изучения русского языка в основной и средней школе.

Проектная деятельность учащихся может быть представлена разработкой мини-исследовательских работ (разработка и представление собственных алгоритмов выполнения конкретного задания, комплекса заданий).

Программа предполагает совершенствование умений и навыков, сформированных содержанием курса изучения русского языка в 5-11 классах, акцентируя внимание прежде всего на развитии умений и навыков выполнения заданий повышенной и высокой трудности.  

1.3. Цель и задачи программы.

ЦЕЛИ КУРСА: освоение учащимися 10-11 классов норм русского литературного языка, подготовка старшеклассников к выполнению заданий экзаменационной работы на более высоком качественном уровне, формирование устойчивых практических навыков выполнения тестовых и коммуникативных задач на ЕГЭ, а также пользования нормированной устной и письменной речью в различных сферах дальнейшей (послешкольной) жизни. Главная цель курса – обеспечить поддержку освоения содержания учебного предмета «Русский язык» всеми выпускниками средней школы, сформировать умения и навыки выполнения тестовых и коммуникативных заданий на уровне, позволяющем и учителю, и (что самое важное) выпускникам прогнозировать положительные результаты выполнения экзаменационной работы с учетом способностей и языковой подготовки обучающихся.  

Задачи курса: 

- изучение нормативных и методических документов Минобрнауки, ДОН, ККИДППО по организации и проведению ЕГЭ по русскому языку;

- совершенствование языковой грамотности учащихся, формирование умения выполнять все виды языкового анализа;

- дифференциация освоения алгоритмов выполнения тестовых и коммуникативных задач учащимися с разным уровнем языковой подготовки;

- обучение старшеклассников осознанному выбору правильных ответов при выполнении тестовых заданий;

- освоение стилистического многообразия и практического использования художественно-выразительных средств русского языка;

- совершенствование лингвистической компетенции выпускников при выполнении части С экзаменационной работы.

1.4. Основные участники реализации программы:

Программа адресована учащимся 11 классов с ориентацией как на базовый класс, так и на профильный, рассчитана на 34 часа.

1.5 Сроки реализации программы.

Изложение материала рассчитано на  год и предполагает обобщение и систематизацию полученной учащимися информации по ознакомлению с материалом по русскому языку.

1.6. Нормативно-правовая и документальная основа.

Программа по элективному курсу составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:

1. Закон Российской Федерации от 17 декабря 2012г «Об образовании» ст. 7

2. Приказ Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».

3. Приказ министерства образования  и науки Самарской области от 04.04.2005 №55-од «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Самарской области, реализующих программы общего образования».

4. Конвенция о правах ребенка.

5. Учебный план ГБОУ "СОШ "ОЦ" им.С.Ф.Зинченко", пос. Глушицкий.

Рабочая программа по элективному курсу «Подготовка к ЕГЭ по русскому языку» для 11 класса составлена на основе:

1. Федерального компонента государственного стандарта общего образования. 

2. Методического пособия «Я сдам ЕГЭ!» Русский язык. Модульный курс. Методика подготовки. Ключи и ответы: учебное для общеобразовательных организаций/ (И.П. Цыбулько, И.П. Васильевых, В.Н. Александров и др.) под редакцией И.П. Цыбулько. – М.: Просвещение, 2017.  

3. Учебного пособия для общеобразовательных организаций «Я сдам ЕГЭ!» Практикум и диагностика / (И.П. Цыбулько, И.П. Васильевых, В.Н. Александров и др.) под редакцией И.П. Цыбулько. – М.: Просвещение,2017.  

4. Учебного плана школы. 

Элективный курс «Подготовка к ЕГЭ по русскому языку» использован в качестве обобщающего учебного курса по русскому языку для учащихся 10-11 классов при подготовке к единому государственному экзамену (далее – ЕГЭ). Содержание курса опирается на знания, умения и навыки учащихся старших классов, сформированные в основной школе. Содержание программы предполагает расширение и углубление теоретического материала, позволяющее формирование практических навыков выполнения тестовых заданий на ЕГЭ. Вместе с тем курс даёт выпускникам средней школы целостное представление о богатстве русского языка, помогает использовать в повседневной практике нормативную устную и письменную речь.  Курс способствует психологической адаптации учащихся на экзамене. Позволяет выпускникам легко ориентироваться в заданиях ЕГЭ, подготавливает ребят к написанию сочинения-рассуждения, знакомит с правильным оформлением бланков на экзамене (по результатам предыдущих экзаменов большое количество ошибок допускается именно в заполнении бланков) и т. д.

1.7.Особенности возрастной группы, режим занятий.

 Курс предназначен для повторения знаний, умений и подготовке к сдаче экзамена по русскому языку и учебе в ВУЗе. При изучении курса угроза перегрузок учащихся отсутствует, соотношение между объемом предлагаемого материала и временем, необходимым для его усвоения, оптимально. Курс соответствует возрастным особенностям школьников и предусматривает индивидуальную работу. Программа не создает учебных перегрузок, т.к. не предусматривает обязательного выполнения домашних заданий. Программа применима для различных групп школьников.

1.8. Используемые формы организации процесса.

Занятия организуются в форме уроков. Виды уроков: лекция, практическая работа, беседы. 

В ходе изучения проводятся краткие теоретические опросы по знанию основных орфографических и пунктуационных правил. Наряду с тренингом используется принцип беспрерывного повторения, что улучшает процесс запоминания и развивает потребность в творчестве. Процесс изучения содержания программного материала распределен во времени с учетом его достаточности для качественного изучения содержащихся в программе знаний. Содержание построено таким образом, что изучение всех последующих тем обеспечивается предыдущими или знаниями базовых курсов; между частными и общими знаниями прослеживаются связи.

Для эффективной реализации курса необходимо использовать разнообразные формы, методы и приёмы обучения, делая особый упор на развитие самостоятельности, познавательного интереса и творческой активности учащихся. Теоретическая часть элективного курса заключается в изложении материала учителем по каждой изучаемой теме с приведением примеров и сообщения учащимся дополнительного материала, не входящего в программу средней школы. Практическая часть элективного курса – в применении учащимися полученных знаний при выполнении экзаменационных заданий. После каждой темы проводится дифференцированная самостоятельная работа, в результате которой оцениваются знания и умения учащихся по пятибалльной системе оценок. В конце года проводится итоговая контрольная работа.

Для достижения поставленной этой цели проводят уроки: 

1) лекции;

 2) уроки-консультации;

 3) самостоятельные работы;

 4) зачеты;

 5) итоговые контрольные работы.

1.9. Ожидаемые результаты.

Программа предполагает совершенствование умений и навыков, сформированных содержанием курса изучения русского языка в 5-11 классах, акцентируя внимание прежде всего на развитии умений и навыков выполнения заданий повышенной и высокой трудности.  

Элективный курс обеспечивает к концу его изучения овладение следующими знаниями и умениями: 

Учащиеся должны знать:

- связь языка и истории, культуры русского и других народов;

- смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;

- основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;

- орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского языка; нормы речевого поведения в социально- культурной, учебно- научной, официально- деловой сферах общения.

Учащиеся должны уметь:

- оценивать речь с точки зрения языковых норм русского литературного языка (орфоэпических, лексических, словообразовательных, морфологических, синтаксических);

применять знания по фонетике, лексике, морфемике, словообразованию, морфологии и синтаксису в практике правописания;

- соблюдать в речевой практике основные синтаксические нормы русского литературного языка;

- адекватно понимать информацию (основную и дополнительную, явную и скрытую) письменного сообщения (текста, микротекста);

- понимать и интерпретировать содержание исходного текста;

- создавать связное высказывание, выражая в нем собственное мнение по прочитанному тексту;

- аргументировать собственное мнение и последовательно излагать свои мысли;

- оформлять письменную речь в соответствии с грамматическими и пунктуационными нормами литературного языка и соответствующими требованиями к письменной экзаменационной работе.   

1.10. Формы контроля.

Методы контроля:

- Текущий контроль уровня усвоения материала осуществляется в результате выполнения учащимися самостоятельных работ, тестов, в самооценке и взаимооценке.     

- Тематический контроль: самостоятельные работы и зачеты.

- Итоговый контроль: итоговая контрольная работа.

- Исследовательские работы.

1.11. Формы подведения итогов реализации программы.

Зачетное занятие может быть проведено открытым уроком, когда учащиеся защищают свои выполненные задания домашней контрольной работой. Все зависит от уровня подготовленности класса и желания работать на уроке и дома.

2. Основное содержание элективного курса

Содержательный раздел русского языка

Количество часов

1

Речь. Текст.

Информационная обработка письменных текстов различных стилей и жанров.

Средства связи предложений в тексте.

Текст как речевое произведение.

Смысловая и композиционная целостность текста.

Функционально-смысловые типы речи.

4

2

Лексика и фразеология.

Лексическое значение слова.

Синонимы. Антонимы.

Омонимы. Фразеологические обороты.

 Группы слов по происхождению и употреблению.

Лексическое значение слова.

4

3

Речь. Нормы орфографии.

Правописание корней. 

Правописание приставок .

Правописание суффиксов различных частей речи (кроме -Н-/-НН-).

Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий.

Правописание НЕ и НИ.

Слитное, дефисное, раздельное написание слов.

Правописание -Н- и -НН- в различных частях речи.

Лексические нормы.

7

4

Речь. Нормы пунктуации.

Знаки препинания в простом осложнённом предложении (с однородными членами)

Пунктуация в сложносочинённом предложении и простом предложении с однородными членами

Знаки препинания в предложениях с обособленными членами

(определениями, обстоятельствами, приложениями, дополнениями)

Знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения

Знаки препинания в сложноподчинённом предложении

Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи

7

5

Речь. Языковые нормы.

Орфоэпические нормы (постановка ударения).

Лексические нормы (употребление слова в соответствии с точным лексическим значением и требованием лексической сочетаемости).

Морфологические нормы (образование форм слова).

Синтаксические нормы.

Нормы согласования.

Нормы управления.

5

6

Речь. Выразительность русской речи.

 Языковые средства выразительности.

2

7

Развитие речи. Сочинение.

Информационная обработка текста.

Употребление языковых средств в зависимости от речевой ситуации

5

 

Всего часов:

34

Введение. Единый государственный экзамен. Структура экзаменационной работы.

Проверяемые элементы содержания. Бланк ответов №1. Бланк ответов №2.

Оценка работы. Нормативные и методические документы по подготовке и проведению государственной (итоговой) аттестации в форме ЕГЭ по русскому языку. Особенности ЕГЭ по русскому языку. Спецификация экзаменационной работы. Кодификатор. Демонстрационная версия. Критерии и нормы оценки тестовых заданий и сочинения.

Речь. Работа с микротекстом. Текст. Основные признаки текста. Грамматическая и лексическая синонимия. Средства связи предложений в тексте. Слово. Лексическое значение слова в тексте. Многозначность слова. Прямое и переносное значение. Словарная статья. 

Языковые нормы. Литературный язык. Нормированность речи. Типы норм. Словари русского языка. Словарь трудностей русского языка.

Морфологические нормы. Правила и нормы образования форм слов разных частей речи. Морфологический анализ слова. Грамматические и речевые ошибки на морфологическом уровне, их предупреждение.

Синтаксические нормы. Словосочетание. Виды словосочетаний. Построение словосочетаний. Лексическая сочетаемость слов в словосочетаниях.  

Предложение. Порядок слов в предложении. Виды предложений.  Грамматическая (предикативная) основа предложения. Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения, способы их выражения. Простое и сложное предложения. Интонационная норма. Нормы согласования (правила согласования слов, согласование сказуемого с подлежащим, согласование определений с определяемым словом). Нормы управления. Построение предложений с однородными членами.  Построение сложноподчиненных предложений. Нормы примыкания. Правильное использование деепричастного оборота. Синтаксическая синонимия. Правила преобразования прямой речи в косвенную. Типичные ошибки при нарушении синтаксических норм, их предупреждение.

Орфографические нормы. 

Орфографическая грамотность. Использование алгоритмов при освоении орфографических правил. Трудные случаи русской орфографии: правописание –Н- и –НН- в суффиксах различных частей речи; правописание корней. Правописание приставок; правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий настоящего времени; правописание суффиксов различных частей речи (кроме –Н-/-НН-); правописание НЕ и НИ; слитное, дефисное и раздельное написание омонимичных слов и сочетаний слов).

Пунктуационные нормы.

Пунктуационная грамотность. Использование алгоритмов при освоении пунктуационных норм. Трудные случаи пунктуации. Пунктуация в простом предложении: знаки препинания в предложениях  с однородными членами, при обособленных членах (определениях, обстоятельствах); знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения. Пунктуация в сложных предложениях: в бессоюзном сложном предложении, в сложноподчинённом предложении; знаки препинания в сложном предложении с союзной и бессоюзной связью. Сложное предложение с разными видами связи.

рамматические нормы (словообразовательная, морфологическая, синтаксическая нормы).

Словообразовательная норма. Способы словообразования. Ошибочное словообразование. Предупреждение ошибок при словообразовании и словообразовательном анализе.

Речь. Анализ текста. Текст: структура, языковое оформление. Смысловая и композиционная целостность текста. Последовательность предложений в тексте. Разноаспектный анализ текста. Логико-смысловые отношения между частями микротекста. Средства связи предложений в тексте. Основная и дополнительная информация микротекста. Информационная обработка письменных текстов различных   

Функционально-смысловые типы речи, их отличительные признаки. Предупреждение ошибок при определении типов речи.

Функциональные стили, их характеристика. Специфика отдельных стилей речи (произношение, словообразование, лексика и фразеология, морфология, синтаксис). Предупреждение ошибок при определении стиля текста, его фрагмента.    

Языковые средства выразительности. Выразительные средства лексики и фразеологии. Тропы, их характеристика. Стилистические фигуры.

Коммуникативная компетенция выпускника (сочинение). Умения, проверяемые на коммуникативном уровне выполнения экзаменационной работы. Исходные тексты, их характеристика. Информационная насыщенность текстов предыдущих лет. Жанровое многообразие сочинений. Требования к письменной работе выпускника. Композиция письменной экзаменационной работы.

Формулировка проблем исходного текста. Виды проблем. Способы формулировки проблемы.     

Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста. Способы комментария проблемы. Письменное оформление комментария.

Авторская позиция. Отражение авторской позиции в тексте. Требования к формулировке позиции автора в письменной работе. Анализ оформления авторской позиции в письменных работах выпускников.

Обоснование собственного мнения по проблеме. Формы обоснования. Правила использования аргументов.

Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения. Логические ошибки, их характеристика и предупреждение. Абзацное членение, типичные ошибки в абзацном членении письменной работы, их предупреждение.

Точность и выразительность речи. Речевая культура. Требования к точности и выразительности речи. Грамматический строй речи. Речевые недочеты.

Фоновое оформление работы. Фактические ошибки, их предупреждение. Этическая норма. 

Анализ и редактирование образцов ученических сочинений. Редактирование собственных текстов.

Речь. Нормы орфоэпии. Лексические нормы. Орфоэпическая норма, основные правила орфоэпии. Акцентологическая норма (нормы ударения). Причины нарушения орфоэпических и акцентологических норм. Предупреждение ошибок на орфоэпическом уровне. Лексическое и грамматическое значения слова. Лексическое многообразие лексики русского языка: омонимы, синонимы, антонимы, паронимы; общеупотребительная лексика и лексика ограниченного употребления; заимствованная лексика, устаревшие и новые слова. Фразеологизмы.  Речевые ошибки на лексическом уровне, их предупреждение.

       

4. Методическое обеспечение.

Для осуществления образовательного процесса по программе элективного курса необходимы следующие принадлежности:

· подборка видеоуроков и презентаций;

· подборка печатных изданий и материалов СМИ, интернет;

· компьютер, принтер, сканер, мультимедиа проектор.

                                                  2. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 

программного материала элективного курса «Подготовка к ЕГЭ по русскому языку».

 Тема занятия

Кол-во часов

Основные понятия

Форма занятия / соответствие заданиям ЕГЭ

1.

Введение. ЕГЭ по русскому языку. Структура. Содержание. Оценивание.

1

Единый государственный экзамен.

Структура экзаменационной работы.

Проверяемые элементы содержания.

Бланк ответов №1.

Бланк ответов №2. Оценка работы.

Лекция.

 

Работа с микротекстом. 

 

 

 

2.

Информационная обработка письменных текстов различных стилей и жанров. Средства связи предложений в тексте.

1

Основные признаки текста. Грамматическая и лексическая синонимия. Средства связи предложений в тексте.

Лекция,

практикум,

работа с тестами.

Задания №1-3

3.

Лексическое значение слова.

Орфоэпические нормы

1

Слово. Словари русского языка. Лексическое значение слова. Многозначность. Словарная статья.

Лекция,

практикум,

работа с тестами.

Задание №4

4.

Проверочная работа по теме «Текст. Средства связи. Лексическое значение слова».

1

Текст. Грамматическая и лексическая синонимия. Средства связи предложений в тексте.  Прямое и переносное значение слова.

Практикум. Задание №5

 

Речь. Языковые нормы.

 

 

 

5.

Лексические нормы (употребление слова в соответствии с точным лексическим значением и требованием лексической сочетаемости)

1

Лексика. Лексическое значение слова. Паронимы.

Практикум. Задание №6

6.

Морфологические нормы (образование форм слова)

1

Части речи и их формы.

Практикум, работа с тестами.

Задание №7

7.

Синтаксические нормы. Нормы согласования. Нормы управления

1

Виды грамматических ошибок. Согласование. Управление.

Практикум.

Задание №8

8.

Правописание корней

1

Орфограмма, морфема, корень

Практикум.

Задание №9.

9.

Правописание приставок

1

Орфограмма, морфема, корень, приставка

Исследовательская работа.

Задание № 10. 

10.

Правописание суффиксов различных частей речи (кроме Н-НН).

1

Орфограмма, морфема, части речи

Тренинг.

Задание №11. 

11.

Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий настоящего времени.

1

Орфограмма, морфема, спряжение глагола, действительные и   страдательные причастия прошедшего  времени, суффиксы причастий прошедшего времени.

Тренинг.

Задание №12.

12.

Слитное и раздельное написание НЕ с разными частями речи.

1

Орфограмма, отрицательная частица, части речи; противопоставление, зависимые слова.

Работа с тестами.

Задание №13.

13.

Слитное, дефисное, раздельное написание омонимичных слов и сочетаний слов.

1

Орфограмма, частица, части речи; грамматическая основа.

Практикум.

Задание №14.

14.

Использование алгоритмов при написании –Н- и –НН- в суффиксах разных частей речи.

1

Орфограмма, прилагательное, причастие, глагол, совершенный и несовершенный вид, краткая форма прилагательного и причастия, зависимые слова.

Практикум.

Задание № 15.

15.

Проверочная работа по теме «Орфографические нормы».

1

Орфограмма.

Работа с тестами.

Задания № 9-15.

 

Нормы пунктуации.

 

 

 

16.

Знаки препинания в простом осложнённом предложении (с однородными членами). Пунктуация в сложносочинённом предложении и простом предложении с однородными членами

1

Предложение, грамматическая основа, главные и второстепенные члены предложения, простое неосложнённое и повторяющийся союз, осложнённое предложение, сочинительные союзы, одиночный и

повторяющийся союз, двойной союз, сложносочинённое предложение.

Практикум.

Задание № 16.

17.

Знаки препинания в предложениях с обособленными членами.

1

Обособление, обособленные члены предложения, обособленные и необособленные определения

Практикум.

Задание № 17.

18.

Знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения

1

Вводные слова, словосочетания и предложения; вставные конструкции; группы вводных слов по значению; вводные слова, сочетания слов и омонимичные члены предложения.

Тренинг.

Задание №18.

19.

Знаки препинания в сложноподчинённом предложении

1

Сложноподчинённое предложение грамматическая основа, границы предложений, главное и придаточное предложение, виды придаточных предложений, подчинительные союзы и союзные слова.

Практикум.

Задание №19.

20.

Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи.

1

Многочленное сложное предложение, виды связи в нём (сочинительная, подчинительная, бессоюзная связь), стык союзов, средства связи предложений.

Практикум.

Задание 20.

21.

Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении

 

Пунктуационные нормы

Практикум.

Задание 21.

22.

Проверочная работа по теме «Нормы пунктуации».

1

Пунктуационные нормы.

Самостоятельная работа.

Задания № 16-21.

 

Речь. Анализ текста.

 

 

 

23.

Текст как речевое произведение (структура, смысловая и композиционная целостность текста). Логико-смысловые отношения между частями текста.    Средства связи предложений в тексте (смысловые, лексические, морфологические).

1

Текст. Проблема текста, комментирование, авторская позиция, аргументация, смысловые части, типы речи.

Практикум.

Задание 22.

24.

Функционально-смысловые типы речи, их отличительные признаки. Предупреждение ошибок при определении типов речи в микротексте.    Информационная обработка письменного текста различных стилей и жанров.

1

Текст. Типы речи. Описание, повествование, рассуждение.

Практикум.

Задание №23.

25.

Лексическое значение слова. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Фразеологические обороты. Группы слов по происхождению и употреблению.

1

Лексическое, прямое и переносное значение слова, стилевая окраска слова, исконно русская и заимствованная лексика.

Практикум.

Задание №24.

26.

Средства связи предложений в тексте.

1

Текст.

Практикум.

Задание №25.

27.

Речь. Языковые средства выразительности.

1

Текст.

Практикум.

Задание № 26.

 

Развитие речи. Сочинение.

 

 

 

28.

Сочинение. Информационная обработка текста. Употребление языковых средств в зависимости от речевой ситуации

1

Текст, проблема, комментарий, аргумент, позиция автора, система оценивания.

Практикум.

Задание №27.

Критерий К1.

29.

Формулировка проблем исходного текста.

1

Текст, проблема, комментарий, аргумент, позиция автора, система оценивания.

Практикум.

Задание №27.

Критерий К1.

30.

 

Проблема и её комментарий. Способы комментирования проблемы, его письменное оформление.

1

Текст.

Практикум.

Задание №27.

Критерий К2.

31. 

Авторская позиция, её отражение в тексте. Требования к формулировке авторской позиции в письменной работе.

1

Текст.

 

Практикум.

Задание №27.

Критерий К3.

32

Обоснование собственного мнения

1

Текст, примеры

Практикум.

Задание №27.

Критерий К4.

Написать сочинение.

 

Контрольная работа в формате ЕГЭ.

 

 

 

33-34.

Контрольная работа в формате ЕГЭ.

1

 

 

. . . . .