Программа элективного курса "Подготовка к ЕГЭ по русскому языку" для 11 класса
Программа элективного курса "Подготовка к ЕГЭ по русскому языку" для 11 класса
Автор: Сарычева Татьяна Юрьевна
ГБОУ "СОШ "ОЦ» им. С.Ф. Зинченко", пос. Глушицкий, Самарская область
Пояснительная записка.
ЕГЭ – это современная форма государственной аттестации учащихся, оканчивающих среднюю школу. В рамках данного элективного курса приоритетными целями изучения русского языка являются:
- воспитание гражданина и патриота,
- формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа,
- осознание национального своеобразия русского языка.
Программа данного курса способствует углублению знаний о лингвистике как науке; языке как многофункциональной развивающейся системе; функционально-стилистической системе языка; нормах речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения; формированию гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры.
Программа данного элективного курса направлена на дополнение содержания основного курса и соответствует задачам стандарта полного среднего образования по русскому языку.
Данный курс рассчитан для учащихся 11 классов (из расчета 1 час в неделю, всего 34 часа).
Подготовка к ЕГЭ требует обобщения и систематизации изученного материала по русскому языку. Особое внимание следует обратить на то, какие методические просчеты были допущены в подготовке ученика и продумать способы их устранения.
Назначение ЕГЭ – объективно оценить подготовку выпускников по русскому языку с целью их итоговой аттестации.
Содержание и уровень сложности экзаменационной (ЕГЭ) и проверочной (мониторинг) работ по русскому языку соответствуют требованиям обязательного минимума и стандарта содержания образования по русскому языку.
Главным инструментом проверки знаний при ЕГЭ является текст. Его особенность состоит в полноте охвата курса русского языка.
Экзаменационный тест проверяет:
1) знания о языке как системе (знания по фонетике, лексике, словообразованию, морфологии, синтаксису );
2) речеведческие знания (текст: основная мысль, средства связи в нем; типы речи: повествование, описание, рассуждение; стили речи; использование языковых средств в зависимости от темы текста, стиля и типа речи);
3) специальные учебные умения (владение способами действия с языковым материалом на основе понятий и правил);
4) орфографическую и пунктуационную грамотность;
5) владение нормами литературного языка: орфоэпическими, лексическими, морфологическими, синтаксическими , стилистическими;
6) умение анализировать текст, проводить смысловой, речеведческий, языковой анализ текста;
7) умение создавать текст в жанре рассуждения или эссе.
Содержание ЕГЭ охватывает практически все разделы русского языка. Для того, чтобы успешно справиться со всеми заданиями теста, ученик должен представлять язык как систему, свободно ориентироваться в фонетических, грамматических явлениях языка, иметь знания о системе языковых средств, которые обеспечиваются усвоением определенного круга лингвистических понятий, правил, языковых фактов. Необходимо учитывать, что наиболее сложным является написание сочинения – рассуждения. По этой причине необходимо особое внимание обратить на подготовку учащихся к написанию сочинения – рассуждения.
Учащиеся должны уметь:
- анализировать содержание и проблематику прочитанного текста;
- комментировать проблемы исходного текста, позицию автора;
- выражать и аргументировать собственное мнение;
- последовательно и логично излагать свои мысли;
- использовать в речи разнообразные грамматические формы и лексическое богатство русского языка;
- продемонстрировать практическую грамотность – навыки оформления высказывания в соответствии с орфографическими, пунктуационными, грамматическими и лексическими нормами современного русского литературного языка.
Особое внимание на ЕГЭ уделяется теоретическому материалу по основным разделам русского языка. Теоретический материал подается в виде схем, таблиц. Подобная подача материала способствует максимальной наглядности, систематизации знаний и интеграции изученного не только по отдельно взятой изученной теме, но и по всему курсу русского языка. Кроме того, таблицы развивают аналитические способности учащихся и активизируют их зрительную память. Материал по орфографии и пунктуации представлен в расширенном и углубленном виде.
1.1. Актуальность и новизна программы.
Данная программа курса сможет привлечь внимание учащихся, которым интересен русский язык, кому он понадобится при учебе в ВУЗе, подготовке различного рода экзаменам, в частности, к ЕГЭ.
Учителям и выпускникам неизбежно придется столкнуться с проблемой подготовки к новому для них типу испытаний – Единому государственному экзамену. Данный курс учитывает эти новые условия, в нем подробно разбираются все задания демонстрационного варианта теста ЕГЭ.
1.2. Отличительные особенности программы, принципы.
Формы изучения курса, которые могут быть использованы в процессе освоения, обусловлены его практической направленностью:
- работа с нормативными документами, с учебными пособиями по подготовке к ЕГЭ, с тестами и текстами, тренинг, практикум, ответы на поставленные вопросы как результат самостоятельного осмысления и решения лингвистических и коммуникативных задач, мини-исследования содержания и языковых средств конкретных текстов, написание сочинений в соответствии с требованиями ЕГЭ, анализ и редактирование (рецензирование) образцов ученических экзаменационных работ прошлых лет, тренировочные и диагностические работы, репетиционный ЕГЭ и др.
На занятиях учащиеся занимаются различными видами познавательной деятельности. Воспринимают знания, тренируются в их применении (репродуктивная деятельность), учатся творчески мыслить и решать практические задачи овладения языком (продуктивная деятельность).
Для организации названных видов деятельности применяются соответствующие методы обучения:
Репродуктивный (например, при повторении темы «Словообразование»).
Продуктивный (например, при работе над темой «Написание сочинения»).
Так как метод обучения – это обобщающая модель взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся и она определяет характер (тип) познавательной деятельности учащихся, то методы обучения реализуются в следующих формах работы:
Рассказ учителя
Беседа
Работа со словарями
Анализ таблиц.
При этом используются приемы сравнения, постановки вопросов, составления схем, преобразования данной конструкции и т.д. Средствами реализации этих методов являются учебник, таблицы, тесты и т.п.
Последовательность освоения содержания предлагаемого курса обусловлена в основном композиционной структурой тестовых и коммуникативных заданий экзаменационной работы и логикой изложения учебного материала в примерной программе изучения русского языка в основной и средней школе.
Проектная деятельность учащихся может быть представлена разработкой мини-исследовательских работ (разработка и представление собственных алгоритмов выполнения конкретного задания, комплекса заданий).
Программа предполагает совершенствование умений и навыков, сформированных содержанием курса изучения русского языка в 5-11 классах, акцентируя внимание прежде всего на развитии умений и навыков выполнения заданий повышенной и высокой трудности.
1.3. Цель и задачи программы.
ЦЕЛИ КУРСА: освоение учащимися 10-11 классов норм русского литературного языка, подготовка старшеклассников к выполнению заданий экзаменационной работы на более высоком качественном уровне, формирование устойчивых практических навыков выполнения тестовых и коммуникативных задач на ЕГЭ, а также пользования нормированной устной и письменной речью в различных сферах дальнейшей (послешкольной) жизни. Главная цель курса – обеспечить поддержку освоения содержания учебного предмета «Русский язык» всеми выпускниками средней школы, сформировать умения и навыки выполнения тестовых и коммуникативных заданий на уровне, позволяющем и учителю, и (что самое важное) выпускникам прогнозировать положительные результаты выполнения экзаменационной работы с учетом способностей и языковой подготовки обучающихся.
Задачи курса:
- изучение нормативных и методических документов Минобрнауки, ДОН, ККИДППО по организации и проведению ЕГЭ по русскому языку;
- совершенствование языковой грамотности учащихся, формирование умения выполнять все виды языкового анализа;
- дифференциация освоения алгоритмов выполнения тестовых и коммуникативных задач учащимися с разным уровнем языковой подготовки;
- обучение старшеклассников осознанному выбору правильных ответов при выполнении тестовых заданий;
- освоение стилистического многообразия и практического использования художественно-выразительных средств русского языка;
- совершенствование лингвистической компетенции выпускников при выполнении части С экзаменационной работы.
1.4. Основные участники реализации программы:
Программа адресована учащимся 11 классов с ориентацией как на базовый класс, так и на профильный, рассчитана на 34 часа.
1.5 Сроки реализации программы.
Изложение материала рассчитано на год и предполагает обобщение и систематизацию полученной учащимися информации по ознакомлению с материалом по русскому языку.
1.6. Нормативно-правовая и документальная основа.
Программа по элективному курсу составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:
1. Закон Российской Федерации от 17 декабря 2012г «Об образовании» ст. 7
2. Приказ Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».
3. Приказ министерства образования и науки Самарской области от 04.04.2005 №55-од «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Самарской области, реализующих программы общего образования».
4. Конвенция о правах ребенка.
5. Учебный план ГБОУ "СОШ "ОЦ" им.С.Ф.Зинченко", пос. Глушицкий.
Рабочая программа по элективному курсу «Подготовка к ЕГЭ по русскому языку» для 11 класса составлена на основе:
1. Федерального компонента государственного стандарта общего образования.
2. Методического пособия «Я сдам ЕГЭ!» Русский язык. Модульный курс. Методика подготовки. Ключи и ответы: учебное для общеобразовательных организаций/ (И.П. Цыбулько, И.П. Васильевых, В.Н. Александров и др.) под редакцией И.П. Цыбулько. – М.: Просвещение, 2017.
3. Учебного пособия для общеобразовательных организаций «Я сдам ЕГЭ!» Практикум и диагностика / (И.П. Цыбулько, И.П. Васильевых, В.Н. Александров и др.) под редакцией И.П. Цыбулько. – М.: Просвещение,2017.
4. Учебного плана школы.
Элективный курс «Подготовка к ЕГЭ по русскому языку» использован в качестве обобщающего учебного курса по русскому языку для учащихся 10-11 классов при подготовке к единому государственному экзамену (далее – ЕГЭ). Содержание курса опирается на знания, умения и навыки учащихся старших классов, сформированные в основной школе. Содержание программы предполагает расширение и углубление теоретического материала, позволяющее формирование практических навыков выполнения тестовых заданий на ЕГЭ. Вместе с тем курс даёт выпускникам средней школы целостное представление о богатстве русского языка, помогает использовать в повседневной практике нормативную устную и письменную речь. Курс способствует психологической адаптации учащихся на экзамене. Позволяет выпускникам легко ориентироваться в заданиях ЕГЭ, подготавливает ребят к написанию сочинения-рассуждения, знакомит с правильным оформлением бланков на экзамене (по результатам предыдущих экзаменов большое количество ошибок допускается именно в заполнении бланков) и т. д.
1.7.Особенности возрастной группы, режим занятий.
Курс предназначен для повторения знаний, умений и подготовке к сдаче экзамена по русскому языку и учебе в ВУЗе. При изучении курса угроза перегрузок учащихся отсутствует, соотношение между объемом предлагаемого материала и временем, необходимым для его усвоения, оптимально. Курс соответствует возрастным особенностям школьников и предусматривает индивидуальную работу. Программа не создает учебных перегрузок, т.к. не предусматривает обязательного выполнения домашних заданий. Программа применима для различных групп школьников.
1.8. Используемые формы организации процесса.
Занятия организуются в форме уроков. Виды уроков: лекция, практическая работа, беседы.
В ходе изучения проводятся краткие теоретические опросы по знанию основных орфографических и пунктуационных правил. Наряду с тренингом используется принцип беспрерывного повторения, что улучшает процесс запоминания и развивает потребность в творчестве. Процесс изучения содержания программного материала распределен во времени с учетом его достаточности для качественного изучения содержащихся в программе знаний. Содержание построено таким образом, что изучение всех последующих тем обеспечивается предыдущими или знаниями базовых курсов; между частными и общими знаниями прослеживаются связи.
Для эффективной реализации курса необходимо использовать разнообразные формы, методы и приёмы обучения, делая особый упор на развитие самостоятельности, познавательного интереса и творческой активности учащихся. Теоретическая часть элективного курса заключается в изложении материала учителем по каждой изучаемой теме с приведением примеров и сообщения учащимся дополнительного материала, не входящего в программу средней школы. Практическая часть элективного курса – в применении учащимися полученных знаний при выполнении экзаменационных заданий. После каждой темы проводится дифференцированная самостоятельная работа, в результате которой оцениваются знания и умения учащихся по пятибалльной системе оценок. В конце года проводится итоговая контрольная работа.
Для достижения поставленной этой цели проводят уроки:
1) лекции;
2) уроки-консультации;
3) самостоятельные работы;
4) зачеты;
5) итоговые контрольные работы.
1.9. Ожидаемые результаты.
Программа предполагает совершенствование умений и навыков, сформированных содержанием курса изучения русского языка в 5-11 классах, акцентируя внимание прежде всего на развитии умений и навыков выполнения заданий повышенной и высокой трудности.
Элективный курс обеспечивает к концу его изучения овладение следующими знаниями и умениями:
Учащиеся должны знать:
- связь языка и истории, культуры русского и других народов;
- смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;
- основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;
- орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского языка; нормы речевого поведения в социально- культурной, учебно- научной, официально- деловой сферах общения.
Учащиеся должны уметь:
- оценивать речь с точки зрения языковых норм русского литературного языка (орфоэпических, лексических, словообразовательных, морфологических, синтаксических);
применять знания по фонетике, лексике, морфемике, словообразованию, морфологии и синтаксису в практике правописания;
- соблюдать в речевой практике основные синтаксические нормы русского литературного языка;
- адекватно понимать информацию (основную и дополнительную, явную и скрытую) письменного сообщения (текста, микротекста);
- понимать и интерпретировать содержание исходного текста;
- создавать связное высказывание, выражая в нем собственное мнение по прочитанному тексту;
- аргументировать собственное мнение и последовательно излагать свои мысли;
- оформлять письменную речь в соответствии с грамматическими и пунктуационными нормами литературного языка и соответствующими требованиями к письменной экзаменационной работе.
1.10. Формы контроля.
Методы контроля:
- Текущий контроль уровня усвоения материала осуществляется в результате выполнения учащимися самостоятельных работ, тестов, в самооценке и взаимооценке.
- Тематический контроль: самостоятельные работы и зачеты.
- Итоговый контроль: итоговая контрольная работа.
- Исследовательские работы.
1.11. Формы подведения итогов реализации программы.
Зачетное занятие может быть проведено открытым уроком, когда учащиеся защищают свои выполненные задания домашней контрольной работой. Все зависит от уровня подготовленности класса и желания работать на уроке и дома.
2. Основное содержание элективного курса
№ |
Содержательный раздел русского языка |
Количество часов |
1 |
Речь. Текст. Информационная обработка письменных текстов различных стилей и жанров. Средства связи предложений в тексте. Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная целостность текста. Функционально-смысловые типы речи. |
4 |
2 |
Лексика и фразеология. Лексическое значение слова. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Фразеологические обороты. Группы слов по происхождению и употреблению. Лексическое значение слова. |
4 |
3 |
Речь. Нормы орфографии. Правописание корней. Правописание приставок . Правописание суффиксов различных частей речи (кроме -Н-/-НН-). Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий. Правописание НЕ и НИ. Слитное, дефисное, раздельное написание слов. Правописание -Н- и -НН- в различных частях речи. Лексические нормы. |
7 |
4 |
Речь. Нормы пунктуации. Знаки препинания в простом осложнённом предложении (с однородными членами) Пунктуация в сложносочинённом предложении и простом предложении с однородными членами Знаки препинания в предложениях с обособленными членами (определениями, обстоятельствами, приложениями, дополнениями) Знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения Знаки препинания в сложноподчинённом предложении Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи |
7 |
5 |
Речь. Языковые нормы. Орфоэпические нормы (постановка ударения). Лексические нормы (употребление слова в соответствии с точным лексическим значением и требованием лексической сочетаемости). Морфологические нормы (образование форм слова). Синтаксические нормы. Нормы согласования. Нормы управления. |
5 |
6 |
Речь. Выразительность русской речи. Языковые средства выразительности. |
2 |
7 |
Развитие речи. Сочинение. Информационная обработка текста. Употребление языковых средств в зависимости от речевой ситуации |
5 |
|
Всего часов: |
34 |
Введение. Единый государственный экзамен. Структура экзаменационной работы.
Проверяемые элементы содержания. Бланк ответов №1. Бланк ответов №2.
Оценка работы. Нормативные и методические документы по подготовке и проведению государственной (итоговой) аттестации в форме ЕГЭ по русскому языку. Особенности ЕГЭ по русскому языку. Спецификация экзаменационной работы. Кодификатор. Демонстрационная версия. Критерии и нормы оценки тестовых заданий и сочинения.
Речь. Работа с микротекстом. Текст. Основные признаки текста. Грамматическая и лексическая синонимия. Средства связи предложений в тексте. Слово. Лексическое значение слова в тексте. Многозначность слова. Прямое и переносное значение. Словарная статья.
Языковые нормы. Литературный язык. Нормированность речи. Типы норм. Словари русского языка. Словарь трудностей русского языка.
Морфологические нормы. Правила и нормы образования форм слов разных частей речи. Морфологический анализ слова. Грамматические и речевые ошибки на морфологическом уровне, их предупреждение.
Синтаксические нормы. Словосочетание. Виды словосочетаний. Построение словосочетаний. Лексическая сочетаемость слов в словосочетаниях.
Предложение. Порядок слов в предложении. Виды предложений. Грамматическая (предикативная) основа предложения. Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения, способы их выражения. Простое и сложное предложения. Интонационная норма. Нормы согласования (правила согласования слов, согласование сказуемого с подлежащим, согласование определений с определяемым словом). Нормы управления. Построение предложений с однородными членами. Построение сложноподчиненных предложений. Нормы примыкания. Правильное использование деепричастного оборота. Синтаксическая синонимия. Правила преобразования прямой речи в косвенную. Типичные ошибки при нарушении синтаксических норм, их предупреждение.
Орфографические нормы.
Орфографическая грамотность. Использование алгоритмов при освоении орфографических правил. Трудные случаи русской орфографии: правописание –Н- и –НН- в суффиксах различных частей речи; правописание корней. Правописание приставок; правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий настоящего времени; правописание суффиксов различных частей речи (кроме –Н-/-НН-); правописание НЕ и НИ; слитное, дефисное и раздельное написание омонимичных слов и сочетаний слов).
Пунктуационные нормы.
Пунктуационная грамотность. Использование алгоритмов при освоении пунктуационных норм. Трудные случаи пунктуации. Пунктуация в простом предложении: знаки препинания в предложениях с однородными членами, при обособленных членах (определениях, обстоятельствах); знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения. Пунктуация в сложных предложениях: в бессоюзном сложном предложении, в сложноподчинённом предложении; знаки препинания в сложном предложении с союзной и бессоюзной связью. Сложное предложение с разными видами связи.
рамматические нормы (словообразовательная, морфологическая, синтаксическая нормы).
Словообразовательная норма. Способы словообразования. Ошибочное словообразование. Предупреждение ошибок при словообразовании и словообразовательном анализе.
Речь. Анализ текста. Текст: структура, языковое оформление. Смысловая и композиционная целостность текста. Последовательность предложений в тексте. Разноаспектный анализ текста. Логико-смысловые отношения между частями микротекста. Средства связи предложений в тексте. Основная и дополнительная информация микротекста. Информационная обработка письменных текстов различных
Функционально-смысловые типы речи, их отличительные признаки. Предупреждение ошибок при определении типов речи.
Функциональные стили, их характеристика. Специфика отдельных стилей речи (произношение, словообразование, лексика и фразеология, морфология, синтаксис). Предупреждение ошибок при определении стиля текста, его фрагмента.
Языковые средства выразительности. Выразительные средства лексики и фразеологии. Тропы, их характеристика. Стилистические фигуры.
Коммуникативная компетенция выпускника (сочинение). Умения, проверяемые на коммуникативном уровне выполнения экзаменационной работы. Исходные тексты, их характеристика. Информационная насыщенность текстов предыдущих лет. Жанровое многообразие сочинений. Требования к письменной работе выпускника. Композиция письменной экзаменационной работы.
Формулировка проблем исходного текста. Виды проблем. Способы формулировки проблемы.
Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста. Способы комментария проблемы. Письменное оформление комментария.
Авторская позиция. Отражение авторской позиции в тексте. Требования к формулировке позиции автора в письменной работе. Анализ оформления авторской позиции в письменных работах выпускников.
Обоснование собственного мнения по проблеме. Формы обоснования. Правила использования аргументов.
Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения. Логические ошибки, их характеристика и предупреждение. Абзацное членение, типичные ошибки в абзацном членении письменной работы, их предупреждение.
Точность и выразительность речи. Речевая культура. Требования к точности и выразительности речи. Грамматический строй речи. Речевые недочеты.
Фоновое оформление работы. Фактические ошибки, их предупреждение. Этическая норма.
Анализ и редактирование образцов ученических сочинений. Редактирование собственных текстов.
Речь. Нормы орфоэпии. Лексические нормы. Орфоэпическая норма, основные правила орфоэпии. Акцентологическая норма (нормы ударения). Причины нарушения орфоэпических и акцентологических норм. Предупреждение ошибок на орфоэпическом уровне. Лексическое и грамматическое значения слова. Лексическое многообразие лексики русского языка: омонимы, синонимы, антонимы, паронимы; общеупотребительная лексика и лексика ограниченного употребления; заимствованная лексика, устаревшие и новые слова. Фразеологизмы. Речевые ошибки на лексическом уровне, их предупреждение.
4. Методическое обеспечение.
Для осуществления образовательного процесса по программе элективного курса необходимы следующие принадлежности:
· подборка видеоуроков и презентаций;
· подборка печатных изданий и материалов СМИ, интернет;
· компьютер, принтер, сканер, мультимедиа проектор.
2. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
программного материала элективного курса «Подготовка к ЕГЭ по русскому языку».
№ |
Тема занятия |
Кол-во часов |
Основные понятия |
Форма занятия / соответствие заданиям ЕГЭ |
1. |
Введение. ЕГЭ по русскому языку. Структура. Содержание. Оценивание. |
1 |
Единый государственный экзамен. Структура экзаменационной работы. Проверяемые элементы содержания. Бланк ответов №1. Бланк ответов №2. Оценка работы. |
Лекция. |
|
Работа с микротекстом. |
|
|
|
2. |
Информационная обработка письменных текстов различных стилей и жанров. Средства связи предложений в тексте. |
1 |
Основные признаки текста. Грамматическая и лексическая синонимия. Средства связи предложений в тексте. |
Лекция, практикум, работа с тестами. Задания №1-3 |
3. |
Лексическое значение слова. Орфоэпические нормы |
1 |
Слово. Словари русского языка. Лексическое значение слова. Многозначность. Словарная статья. |
Лекция, практикум, работа с тестами. Задание №4 |
4. |
Проверочная работа по теме «Текст. Средства связи. Лексическое значение слова». |
1 |
Текст. Грамматическая и лексическая синонимия. Средства связи предложений в тексте. Прямое и переносное значение слова. |
Практикум. Задание №5 |
|
Речь. Языковые нормы. |
|
|
|
5. |
Лексические нормы (употребление слова в соответствии с точным лексическим значением и требованием лексической сочетаемости) |
1 |
Лексика. Лексическое значение слова. Паронимы. |
Практикум. Задание №6 |
6. |
Морфологические нормы (образование форм слова) |
1 |
Части речи и их формы. |
Практикум, работа с тестами. Задание №7 |
7. |
Синтаксические нормы. Нормы согласования. Нормы управления |
1 |
Виды грамматических ошибок. Согласование. Управление. |
Практикум. Задание №8 |
8. |
Правописание корней |
1 |
Орфограмма, морфема, корень |
Практикум. Задание №9. |
9. |
Правописание приставок |
1 |
Орфограмма, морфема, корень, приставка |
Исследовательская работа. Задание № 10. |
10. |
Правописание суффиксов различных частей речи (кроме Н-НН). |
1 |
Орфограмма, морфема, части речи |
Тренинг. Задание №11. |
11. |
Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий настоящего времени. |
1 |
Орфограмма, морфема, спряжение глагола, действительные и страдательные причастия прошедшего времени, суффиксы причастий прошедшего времени. |
Тренинг. Задание №12. |
12. |
Слитное и раздельное написание НЕ с разными частями речи. |
1 |
Орфограмма, отрицательная частица, части речи; противопоставление, зависимые слова. |
Работа с тестами. Задание №13. |
13. |
Слитное, дефисное, раздельное написание омонимичных слов и сочетаний слов. |
1 |
Орфограмма, частица, части речи; грамматическая основа. |
Практикум. Задание №14. |
14. |
Использование алгоритмов при написании –Н- и –НН- в суффиксах разных частей речи. |
1 |
Орфограмма, прилагательное, причастие, глагол, совершенный и несовершенный вид, краткая форма прилагательного и причастия, зависимые слова. |
Практикум. Задание № 15. |
15. |
Проверочная работа по теме «Орфографические нормы». |
1 |
Орфограмма. |
Работа с тестами. Задания № 9-15. |
|
Нормы пунктуации. |
|
|
|
16. |
Знаки препинания в простом осложнённом предложении (с однородными членами). Пунктуация в сложносочинённом предложении и простом предложении с однородными членами |
1 |
Предложение, грамматическая основа, главные и второстепенные члены предложения, простое неосложнённое и повторяющийся союз, осложнённое предложение, сочинительные союзы, одиночный и повторяющийся союз, двойной союз, сложносочинённое предложение. |
Практикум. Задание № 16. |
17. |
Знаки препинания в предложениях с обособленными членами. |
1 |
Обособление, обособленные члены предложения, обособленные и необособленные определения |
Практикум. Задание № 17. |
18. |
Знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения |
1 |
Вводные слова, словосочетания и предложения; вставные конструкции; группы вводных слов по значению; вводные слова, сочетания слов и омонимичные члены предложения. |
Тренинг. Задание №18. |
19. |
Знаки препинания в сложноподчинённом предложении |
1 |
Сложноподчинённое предложение грамматическая основа, границы предложений, главное и придаточное предложение, виды придаточных предложений, подчинительные союзы и союзные слова. |
Практикум. Задание №19. |
20. |
Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи. |
1 |
Многочленное сложное предложение, виды связи в нём (сочинительная, подчинительная, бессоюзная связь), стык союзов, средства связи предложений. |
Практикум. Задание 20. |
21. |
Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении |
|
Пунктуационные нормы |
Практикум. Задание 21. |
22. |
Проверочная работа по теме «Нормы пунктуации». |
1 |
Пунктуационные нормы. |
Самостоятельная работа. Задания № 16-21. |
|
Речь. Анализ текста. |
|
|
|
23. |
Текст как речевое произведение (структура, смысловая и композиционная целостность текста). Логико-смысловые отношения между частями текста. Средства связи предложений в тексте (смысловые, лексические, морфологические). |
1 |
Текст. Проблема текста, комментирование, авторская позиция, аргументация, смысловые части, типы речи. |
Практикум. Задание 22. |
24. |
Функционально-смысловые типы речи, их отличительные признаки. Предупреждение ошибок при определении типов речи в микротексте. Информационная обработка письменного текста различных стилей и жанров. |
1 |
Текст. Типы речи. Описание, повествование, рассуждение. |
Практикум. Задание №23. |
25. |
Лексическое значение слова. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Фразеологические обороты. Группы слов по происхождению и употреблению. |
1 |
Лексическое, прямое и переносное значение слова, стилевая окраска слова, исконно русская и заимствованная лексика. |
Практикум. Задание №24. |
26. |
Средства связи предложений в тексте. |
1 |
Текст. |
Практикум. Задание №25. |
27. |
Речь. Языковые средства выразительности. |
1 |
Текст. |
Практикум. Задание № 26. |
|
Развитие речи. Сочинение. |
|
|
|
28. |
Сочинение. Информационная обработка текста. Употребление языковых средств в зависимости от речевой ситуации |
1 |
Текст, проблема, комментарий, аргумент, позиция автора, система оценивания. |
Практикум. Задание №27. Критерий К1. |
29. |
Формулировка проблем исходного текста. |
1 |
Текст, проблема, комментарий, аргумент, позиция автора, система оценивания. |
Практикум. Задание №27. Критерий К1. |
30.
|
Проблема и её комментарий. Способы комментирования проблемы, его письменное оформление. |
1 |
Текст. |
Практикум. Задание №27. Критерий К2. |
31. |
Авторская позиция, её отражение в тексте. Требования к формулировке авторской позиции в письменной работе. |
1 |
Текст.
|
Практикум. Задание №27. Критерий К3. |
32 |
Обоснование собственного мнения |
1 |
Текст, примеры |
Практикум. Задание №27. Критерий К4. Написать сочинение. |
|
Контрольная работа в формате ЕГЭ. |
|
|
|
33-34. |
Контрольная работа в формате ЕГЭ. |
1 |
|