Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Конспект коррекционно-развивающего занятия по предмету "Окружающий природный мир"

Дата публикации: 2022-07-18 09:37:25
Статью разместил(а):
Небесных Мария Александровна

Конспект коррекционно-развивающего занятия по предмету "Окружающий природный мир"

(обучающиеся по СИПР, 2 год обучения)

Автор: Небесных Мария Алексадровна

ГОКУ "СКШ № 7", г. Иркутск

 

Тема: «Домашние животные».

Обучающиеся с тяжёлыми множественными нарушениями развития.

Цель занятия: создавать условия для формирования знаний о домашних животных.

Задачи:

Образовательные:

· познакомить обучающихся с понятием «домашние животные»;

· учить выделять  основные признаки домашних животных (собака, кошка);

· обогащать словарный запас обучающихся.

Коррекционные:

· развивать элементы наглядно-образного мышления, зрительное восприятие, внимание, память; 

· развивать речь, двигательную моторику;

· создать условия психологической комфортности для каждого обучающегося.

Воспитательные:              

· воспитывать у обучающихся бережное отношение к животным;

· способствовать формированию самостоятельности; 

· способствовать воспитанию интереса к предмету.

Тип занятия: занятие открытия нового знания.

Форма занятия: подгрупповое занятие.

Материал и оборудование: карточки с изображением домашних животных (кошка и собака), раздаточный материал, дидактический материал.

 

Ход занятия

 Этап урока

Деятельность педагога

Деятельность ученика

Используемые методы, приемы, формы

Формируемые БУД

Результат взаимодействия (сотрудничества)

1. Мотивационный этап.

 Дефектолог создает позитивный настрой на предстоящую работу, интерес к деятельности и желание качественно выполнить работу.

Приветствие.

- Здравствуйте, ребята. Давайте тихонько сядем на свои места и приготовимся слушать. А что мы для этого сделаем? Правильно, мы подготовим наши ушки (потереть уши). Мы сегодня будем внимательно смотреть и для этого надо подготовить наши глазки. Как мы это сделаем? Правильно, мы хорошенько поморгаем.  Теперь все готовы к занятию? Все.

Учитель работает над коррекцией слухового восприятия.

Ученики слушают учителя, выполняют словесные инструкции по самомассажу, настраиваются на предстоящую работу.

При затруднении выполнения самомассажа, дефектолог оказывает значительную помощь

Словесные: создание положительной мотивационной установки.

Метод аттракции.

Умение слушать учителя, использовать навыки поведения в учебном классе.

Создание положительного настроя, заинтересованности предстоящей деятельностью.

2. Этап актуализации знаний.

Дефектолог повторяет материал, создавая ситуацию успеха на занятии, вовлекая ученика в конкретную деятельность по решению учебных задач.

Сейчас мы посмотрим небольшой отрывок из мультфильма. Все готовы? Мы начинаем.

Показ фрагмента мультфильма по мотивам произведения Р. Киплинга «Кот, который гуляет сам по себе» 1968 год выпуска.

Мы посмотрели отрывок из мультфильма. Вам понравился он? Кто были героями? Где жили люди? Зачем к ним пришла дикая собака? Что собаке сказала женщина? Что произошло с собакой? Какой она стала? 

Ребята, о чем мы будем с вами сегодня говорить? О животных. О каких животных? О домашних.

Включаются в учебную деятельность. Выполняют действия по формированию познавательных навыков.

Отвечают на вопросы.

Индивидуальный опрос.

Умение ориентироваться в своей системе знаний.

Формирование умения извлекать информацию. 

Развитие речи.

Формирование познавательных навыков.

3. Мотивация учебной деятельности учащихся. 

Определяет вместе с учениками тему и цель занятия, нацеливает каждого на решение учебной задачи. 

Посмотрите на доску. Что на ней нарисовано? Ответы детей – лестница.

Кто стоит внизу лестницы? Внизу лестницы стоят кошка и собака. Кто стоит вверху лестницы? Человек.. Поможем кошке и собаке дойти до человека и жить с ним? За каждое выполненное задание кошка и собака будут подниматься на одну ступеньку вверх.  

Отвечают на вопросы.

Фронтальный опрос.

Умение слушать учителя, извлекать информацию. 

Развитие речи.

4. Динамическая пауза 

Бегал по двору щеночек, (медленный бег на месте)
Видит пирога кусочек. (наклон вперед, руки в стороны)
Под крыльцо залез и съел, (присесть, руки ко рту)
Развалился, засопел. (руки в стороны, голову на бок)

Вот окошко распахнулось (руки в стороны)
Вышла кошка на карниз. (имитация грациозной походки кошки)
Посмотрела кошка наверх, (запрокинуть голову, посмотреть вверх)
Посмотрела кошка вниз. (опустить голову, посмотреть вниз)
Вот налево повернулась, (повернуть голову налево)
Проводила взглядом мух. (повернуть голову направо)
Потянулась, улыбнулась (соответствующие движения и мимика)
И уселась на карниз.

Выполняют упражнения, предложенные учителем

Словесные:

- комментирование;

- разъяснение.

Наглядные:

- показ.

Контролирование и оценивание своих действий.

Переключение на иной вид деятельности.

Коррекция внимания, двигательной активности и двигательно-моторной координации.

5. Открытие нового знания и первичное закрепление

Дефектолог сообщает новую информацию, используя изображения домашних животных.

А теперь мы познакомимся с каждым домашним животным подробнее. Дефектолог кладет на стол по очереди вариативные  картинки с изображением домашнего животного (кошка, собака). Обучающиеся должны внимательно рассмотреть и запомнить внешний вид животного. Затем учитель предлагает назвать каждое животное.

Молодцы. С этим заданием вы справились. Задание мы выполнили и животные на доске поднимаются на ступеньку выше. Теперь пришло время поговорить с нашими новыми друзьями

Игра «Кто как голос подает»

Обучающимся предлагается вместе с учителем называть звукоподражание.

Кошка – мяу. Кошка мяукает.

Собака – гав. Собака гавкает.

Давайте сложим наши кубики с изображением животного и если мы все сделаем правильно, животные заговорят.

Обучающиеся складывают звуковые кубики.  

Мы сделали все верно. Теперь мы знаем кто как голос падает. Что нам скажет кошка? Мяу. Что скажет собака? Гав. Давайте поиграем. Собака встретила кошку. Как поздоровается собака? Что ей скажет в ответ кошка? Задание мы выполнили и животные на доске поднимаются на ступеньку выше.

Перед обучающимися лежат реалистичные изображения кошки и собаки.

Посмотрите на картинки перед собой. Сейчас мы выделим особенности у наших домашних животных. Найдите кошку. Назовите части тела кошки. Теперь найдите собаку. Назовите части тела собаки. Давайте сравним этих животных. У собаки есть голова? А есть голова у кошки? У кошки есть глаза, где они? А где глаза у собаки? Сравнивают все части животных. Ребята, нам нужно научиться рассказывать о домашних животных. Послушайте как это сделаю я и повторите вместе со мной. «Собака – домашнее животное. У собаки есть голова. На голове уши, глаза и пасть. У собаки есть туловище, лапы и хвост. Собака покрыта шерстью. Собака лает – гав». Обучающиеся повторяют за учителем.  Молодцы. Задание мы выполнили и животные на доске поднимаются на ступеньку выше.

Игра «Помоги найти маму»

У всех животных есть детеныши. Но они потерялись. Детям раздаются картинки с изображением взрослого животного и детеныша. Давайте поможем им найти их родителей. Дефектолог показывает на взрослое животное, дети называют его и ищут изображение детеныша.

Вот собака. Ее детеныша называют щенок. Он тоже лает. Как лает щенок? Гав. Обучающиеся повторяют то же самое с кошкой. Задание мы выполнили и животные на доске поднимаются на ступеньку выше.

Теперь, когда мамы и детеныши вместе, пришло время их накормить. Давайте посмотрим, что едят наши домашние животные.  

Ребята, собака грызет кости. Кошка лакает молоко.

Дефектолог демонстрирует изображения собаки и прикладывает ей кость, кошке молоко.

Игра «День рождения»

К нам пришли в гости кошка и собака. Мы  всех угостили. Кошке и собаке дала по большой охапке травы. Гости ушли недовольные и голодные. Почему? Как бы вы накормили таких гостей? Ответы детей. Задание мы выполнили и животные на доске поднимаются на ступеньку выше. 

Слушают.

Выполняют действия по формированию познавательных навыков. Отвечают на вопросы.

Словесная передача информации и слухового восприятия:

- обсуждение.

Наглядная передача информации и зрительного восприятия

Сотрудничество с учителем, умение отвечать на поставленный вопрос словом, звуком, показом необходимой карточки.

Для детей с несформированной устной речью умение выполнять звукоподражание.

Развитие речи. Развитие мышления.

Формулировка ответов на вопросы.

Формирование познавательных навыков.

6. Физминутка (пальчиковая гимнастика) 

Котята 

Ладошки складываем, пальцы прижимаем друг к другу. Локти опираются о стол.
У кошечки нашей есть десять котят,
Покачиваем руками, не разъединяя их.
Сейчас все котята по парам стоят:
Два толстых, два ловких,
Два длинных, два хитрых,
Два маленьких самых
И самых красивых.
Постукиваем соответствующими пальцами друг о друга (от большого к мизинцу).  

Разучивают и выполняют движения в соответствии с текстом, повторяя их за дефектологом. 

Словесные:

комментирование;

-разъяснение.

Наглядные:

- показ.

Соотношение слов с действием.

Контролирование и оценивание своих действий.

Переключение на иной вид деятельности.

Коррекция внимания, двигательной активности.

7. Первичное закрепление

 

Наши животные начали спор. О чем он?

Собака говорит, что нужна человеку одна. Ведь дом охраняет она. Но кошка твердит, что от мышей защитит Так кто же из них больше нужен человеку? Все нужны. Почему мы называем их домашними животными? Потому что они живут с человеком и он за ними ухаживает. Как человек ухаживает за домашними животными? Он их кормит.  

Выполняют упражнения, предложенные учителем

Словесная передача информации и слухового восприятия:

Наглядная передача информации и зрительного восприятия:

Усидчивость, терпение, аккуратность.

Выполнение инструкций.

Формирование познавательных навыков.

Формирование навыков самостоятельной работы.

9. Рефлексия (подведение итогов занятия)

Подводит итоги деятельности на уроке  

-Наше занятие  подходит к концу. Посмотрите на доску, дошли ли наши кошка и собака до человека? Дошли и это значит, что они стали домашними.

Какие задания мы выполняли?

О каких животных мы говорили? Назовите их.

Что запомнилось больше всего?

Дошли кошка с собакой до человека?

Довольны ли вы своей работой? 

Соотносят цель и результаты действия. Оценивают свою деятельность.

Учащиеся проговаривают, что им понравилось.

Словесные:

комментирование, разъяснение.

Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. 

Умение давать оценку своей работе.

 

. . . . .