Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 31.03.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ 5
         
         
kn publ E   kn publ 3   kn publ 4
         

Конспект урока "Русские народные инструменты"

Дата публикации: 2022-08-06 16:23:40
Статью разместил(а):
Минченко Татьяна Рифкатовна

Конспект урока "Русские народные инструменты"

Автор: Минченко Татьяна Рифкатовна

ГБОУ "Школа № 15", г. Москва

 

Цель: познакомить учащихся с русскими народными инструментами, историей их создания, тембровой окраской.

Задачи: 

  • Раскрыть истоки создания народных инструментов.
  • Способствовать формированию умения самостоятельного получения информации.
  • Воспитывать уважение к народным традициям и культуре русского народа.

Воспитательные задачи:  

  • Воспитание уважительное отношение к отечественным традициям через осознание своей этнической и национальной принадлежности.
  • Воспитание эмоционально — ценностного отношения к музыке своего народа.
  • Воспитание слушательской и исполнительской культуры обучающихся.

Образовательные технологии: технология группового обучения, информационно-коммуникативная технология. 

Планируемые результаты: 

Личностные результаты:  

1. Осознание своей этнической и национальной принадлежности на основе изучения лучших образцов фольклора. 

2. Повышение мотивации к учебно-творческому процессу. 

Метапредметные результаты: 

1. Уметь осуществлять осознанный выбор способов решения учебных задач в процессе восприятия музыки и музицирования. 

2. Уметь осуществлять продуктивное сотрудничество с учителем и сверстниками в процессе музыкально-творческой деятельности. 

3. Уметь ставить и принимать учебные задачи при восприятии и исполнении народной музыки различных жанров. 

4. Уметь контролировать собственные действия в процессе исполнительской деятельности (хоровой, инструментальной). 

5. Уметь проявлять способность к саморегуляции.

Предметные результаты:  

1. Знать и понимать роль народной музыки в жизни человека; тембровые возможности русских народных музыкальных инструментов. 

2. Уметь: передавать характер музыки в музыкально-творческой деятельности (пении, музыкально-ритмических движениях); определять и сравнивать средства музыкальной выразительности; выражать свое отношение к народной музыке в речевых высказываниях, рисунке, музыкально-творческой деятельности. 

3. Изготовить поделку «Балалайка». 

Тип урока: изучение нового материала, интегрированный урок. 

Методы музыкального образования: метод интонационно-стилевого постижения музыки; метод моделирования художественного творческого процесса; метод эмоциональной драматургии; метод создания художественного контекста; метод размышлений о музыке. 

Художественный материал: Р.Н.П. «Во поле берёза стояла», Дмитрий Локшин «Былинные наигрыши», Будашкин Николай Павлович «Концерт для домры с русским народным оркестром (1 часть)», А. Филиппенко «Весёлый музыкант».

Материально-техническая база: баян, ноутбук, музыкальный центр, мультимедийный проектор, мультимедийная презентация, фрагменты музыкальных произведений, музыкальные народные инструменты, карточки с названиями инструментов, белый картон, цветная бумага, клей-карандаш, ножницы, цветные атласные ленточки и пряжа (понадобится для изготовления струн).

Ход урока 

I. Организационный момент. 

1. Самоопределение к деятельности 

Прочитайте стихотворение:

Послушай, как щебечут птицы, 

Послушай, как поёт волна, 

Как дождь в окно твоё стучится, 

Повсюду музыка слышна! 

О чём стихотворение? (В повседневной жизни нас окружает множество разных звуков.) 

Какие звуки музыки вы слышали в природе? (Пение птиц, шум ветра, шелест листьев, пение сверчков.) 

Как нужно слушать музыку природы, чтобы понять её? (Постараться услышать музыку в природе, вслушаться в музыку дождя, ветра, шороха листьев, морского прибоя.) 

2. Вокально-хоровая работа 

Исполнение заклички «Дождик». 

Дождик, дождик, поливай! 

Будет хлеба каравай! 

Дождик, дождик, лей, лей, лей! 

На меня и на людей! 

Почему данное музыкальное произведение называется «закличка»? (Закличка – небольшой стишок или песенка, обращённая к природе.) 

Кто написал эту песенку? (Народ) 

Как родились народные песни? (Авторы этих песен забыты, но сами песни передаются из поколения в поколение) 

Зак­ли­чки – это один из дре­вней­ших жанров фоль­кло­ра – зак­ли­ка­тель­ные пес­ни язы­чес­ко­го про­ис­хо­жде­ни­я. Они отра­жа­ют ин­те­ре­сы и пре­дста­вле­ния крес­тьян о хо­зяй­стве и семье. Древние славяне были язычниками и поклонялись силам природы. Они обра­ща­лись к при­ро­де, с прось­бой о бо­га­том уро­жа­е, с бла­го­дарнос­тью к солнцу и до­ждю; для се­бя и сво­их де­тей про­си­ли здо­ровья, счас­тья, бо­гат­ства. Все верования сопровождались песнями, плясками, игрой на музыкальных инструментах. Лю­ди ве­ри­ли, что при­ро­да их слы­шит и по­ни­ма­ет, они про­си­ли у неё по­мо­щи и бла­го­да­ри­ли за да­ры. Эти обра­ще­ния ве­лись в сти­хах, ко­то­рые впос­ле­дствии ста­ли на­зы­вать закличками.

Продолжите ряд – заклички, веснянки … (хороводы, колыбельные, былины, частушки, потешки). 

Каким словосочетанием можно объединить народные музыкальные произведения? (Музыкальный фольклор) 

Музыкальный фольклор – народная мудрость. Он включает в себя песенное, танцевальное и инструментальное творчество народа. 

О чём нам могут рассказать народные песни? (Об историческом прошлом наших предков, традициях, обрядах.) 

3. Постановка проблемы.

Прослушивание русской народной песни «Во поле берёза стояла».  

Какую информацию получили из этой песни о наших предках славянах? 

Срежу я с берёзы три пруточка, 

Сделаю из них я три гудочка … 

Как вы думаете, каким был первый музыкальный инструмент? (Возможно, эти инструменты были изготовлены из дерева)  

Какие знаете русские народные инструменты? (Балалайка, рожок, трещотки) 

Назовите тему урока. (Русские народные инструменты) 

Какие задачи вы ставите перед собой на уроке? (Познакомиться с русскими народными инструментами, их строением и звучанием) 

Сегодня на уроке мы познакомимся с русскими народными инструментами, историей их создания, тембровой окраской. 

II. Работа по теме урока.

Гусли 

Рассмотрите картину. (Виктор Васнецов, Гусляры, 1899 год.)                           

Автор этой картины Виктор Васнецов, который является одним из самых известных русских художников.

Древней Русью дышит картина «Гусляры», перенося зрителя на много лет назад. В большой деревянной светлице с дощатым полом и вырезанным в виде арки смотровым окном на резной красивой лавке из дорогого дерева сидят трое гусляров. Перебирая струны, они поют о Святой Руси и о людях русских, о бесконечных просторах. На Руси, люди, умевшие играть на гуслях были почетными гостями в каждой избе и каждом тереме. Глядя на картину, каждый зритель услышит трель гуслей и протяжное русское пение, мелодию поющей русской натуры, народной души.

Послушайте как звучит этот музыкальный инструмент (Дмитрий Локшин «Былинные наигрыши»).

Гусли были одним из главных музыкальных инструментов в те времена на Руси. Слово «гусли» происходит от древнеславянского «густы» – гудеть. Гудела струна, она и получила название «гусла». Гусли – это гудящие струны. Корпус гуслей в старину строился из дерева явора, отчего и назывались они «яровчатые». Не так давно на археологических раскопках в Новгороде были найдены гусли, относящиеся к XI–XIV векам. Среди них были 4, 5, 6, 9 струнные гусли. 

Различались гусли и размерами. Самые большие имели длину 85 см, самые маленькие 35,5 см. Эпитет гуслей «яровчатые» преобладает в былинах. В народных песнях чаще встречаются гусли «звончатые» вероятно оттого, что струны у них были металлические и тембр у инструмента звенящий. На гуслях играли скоморохи, которые пели шутливые потешные песенки. А также певцы – сказители, которые рассказывали былины медленно, протяжно, нараспев.     

Домра

Послушайте музыкальное произведение. (Будашкин Николай Павлович «Концерт для домры с русским народным оркестром (1 часть)»).

Ребята, какой инструмент солировал в музыке? (Домра)

Действительно, это звучала домра. Давайте на неё посмотрим. (На экране появляется изображение домры)

Домра — замечательный русский народный инструмент с очень богатыми выразительными возможностями. Их нежное тремоло способно передать все оттенки лирических настроений, а стремительные, виртуозные пассажи — блеск, задор и удаль. Всё, что свойственно русской душе.

О происхождении домры сохранилось не так уж много сведений. Учёные полагают, что предком домры был древний восточный инструмент под названием танбур. Вероятно, он попал на Русь ещё во времена монголо-татарского ига. Первым письменным свидетельством о домре можно считать запись в старинной новгородской книге конца XV века о Калинке — «домрачее». Именно так —«домрачеями» — называли в те времена домристов. Русский иконописец Симон Ушаков при составлении описи древних фресок Грановитой палаты московского Кремля упоминает о «человеке играющем в домру». А в XVI веке, при дворе царя Ивана Грозного, существовала «Потешная» палата, некий музыкально — развлекательный коллектив, основу которого и составляли скоморохи со своими домрами, гуслями, гудками и прочими древнерусскими музыкальными инструментами, где были сконструированы разновидности домр (бас, пикколо).

Домра достаточно широко была распространена на Руси. Она звучала всюду – на крестьянских и царских дворах, в часы веселья и часы грусти. Известно также, что домры и исполнители на домрах – скоморохи и «домрачеи», пользовались немалой популярностью в народе. Различные торжества и народные гуляния во все времена и у всех народов сопровождались песнями и игрой на музыкальных инструментах. На Руси в средние века развлекать народ было уделом «домрачеев», «гусельников», «балалаечников» и других музыкантов. На домрах, подобно гуслям, аккомпанировали народному эпосу, былинам, сказаниям, а в народных песнях домра поддерживала мелодическую линию.

Но трагично сложилась судьба скоморохов и их искусства. Часто народ, увлекаемый острым словом скоморохов, их насмешками над глупостью, жадностью и своеволием бояр, купцов, начинал стихийно громить усадьбы богачей. В 1648 году царём Алексеем Михайловичем был издан указ о массовом истреблении музыкальных инструментов.  

Народные инструменты отнимали, ломали, отвозили за Москву-реку и там сжигали или бросали в воду. Согласно указу царя, скоморошество и вообще всякая игра на народных музыкальных инструментах были запрещены в государственном порядке. Самих скоморохов ссылали в Сибирь.

Такого трагического поворота судьбы не случалось ни с одним музыкальным инструментом в мире. Итак, в результате ли варварского истребления и запрета, или по каким-то другим причинам, но после XVII века никаких существенных упоминаний о старинной домре исследователи не находят. Домра совсем исчезла, и о ней не сохранилось почти никаких сведений.  История древнерусского инструмента здесь обрывается, и можно было бы поставить точку, но … домре суждено было буквально возродиться. Произошло это благодаря деятельности выдающегося исследователя и музыканта, необычайно талантливого и неординарного человека – Василия Васильевича Андреева.

В.В. Андреев посвятил свою жизнь делу собирания, изучения, усовершенствования и пропаганды русских народных инструментов. В 1896 году В. Андреев вместе с мастером Семеном Ивановичем Налимовым буквально возродили домру из пепла. Они создали новый инструмент взяв за основу форму и конструкцию домры, случайно найденную на Севере России в Вятской губернии. Так произошло второе рождение инструмента. Новорождённая домра сразу занимает главное место в Великорусском оркестре народных инструментов В. Андреева. По просьбе маэстро, в период 1896-1890 гг., мастером С. Налимовым были изготовлены ансамблевые разновидности домры – малая, альтовая, басовая. 

Домра является основным ведущим инструментом русского народного оркестра. В музыкальных школах, колледжах, консерваториях имеются специальные классы по обучению игре на домре. Домра используется как оркестровый, так и сольный музыкальный инструмент. 

Какие исторические сведения узнали о домре? (История возникновения домры полна загадок — упоминания об этом русском народном инструменте сохранились в летописях, в старинных дворцовых записях и в лубочных картинках, из которых очевидно, что домра была довольно распространённым инструментом на Руси.) 

Балалайка 

Отгадайте загадку:

У неё есть три струны, 

Их рукой щипать должны, 

Можно под неё плясать 

И по-русски приседать. (Балалайка)

Балалайка — традиционный струнный щипковый музыкальный инструмент, ставший символом русской культуры.  У неё деревянный треугольный корпус и длинный гриф, на который натянуто три струны. Балалаек целое семейство, и большие, и маленькие. Название «балалайка», иногда встречающееся в форме «балабайка» — народное, вероятно, данное инструменту в подражании бренчанию, «балаканью» струн во время игры. «Балакать», «балагурить» на народном наречии значит болтать, пустозвонить. Под балалайку танцевали, пели песни и частушки. Этот звонкий музыкальный инструмент получил широкое распространение среди русского народа. Постепенно, как и домра, балалайка распространилась среди крестьян и скоморохов, разъезжающих по всей огромной нашей стране. Скоморохи выступали на ярмарках, веселили народ, пели, задорно играли на балалайках, зарабатывая на пропитание и даже не подозревали, на каком чудесном инструменте они играют.

Послушайте как звучит этот инструмент. (Б. Феоктистов «Плясовой наигрыш»)  

III. Вокально-хоровая работа. 

Послушайте песню А. Филиппенко «Весёлый музыкант». 

О чём в ней поётся? (О музыкальных инструментах) 

Какие музыкальные инструменты упоминаются в песне? (Скрипка, балалайка, барабан.) 

Как называется музыкальный коллектив, в котором музыканты играют одновременно вместе? (Оркестр.) 

При исполнении песни давайте жестами покажем игру на музыкальных инструментах. 

«Весёлый музыкант»  

Я на скрипочке играю: 

Ти-ли-ли, ти-ли-ли! 

Пляшут зайки на лужайке, 

Ти-ли-ли, ти-ли-ли!  

Заиграл на балалайке: 

Тренди-брень, тренди-брень! 

 Пляшут зайки на лужайке, 

Тренди-брень, тренди-брень!  

А теперь на барабане: 

Бум-бум-бум! 

Трам-там-там! 

В страхе зайки разбежались 

По кустам, по кустам!  

IV. Рефлексия. Подведение итогов. 

Назовите народные инструменты, с которыми вы познакомились в ходе урока. (Гусли, домра, балалайка.) 

Какой из инструментов произвёл на вас наибольшее впечатление? Поясните свой ответ. 

Сегодня мы изготовим балалайку из картона. У вас на столе: белый картон, цветная бумага, клей — карандаш, ножницы, цветные атласные ленточки и пряжа (понадобится для изготовления струн). 

Сначала из белого картона нужно вырезать балалайку (Шаблон). Далее украсим цветной бумагой. Добавьте балалайке струны из пряжи. Украсьте балалайку атласной ленточкой, завязав бантик.

(Выставка работ учащихся) 

Что нового узнали? Чему научились? 

Какими слушателями и исполнителями были на уроке? 

 

Литература:

1. Музыка. 1 класс: учебник для общеобразовательных организаций. / Г.П. Сергеева. — М.: Просвещение, 2017.

2. Музыка. 1 класс. Электронная форма учебника.

3. Словарь юного музыканта / Л.В. Михеева. – М.: АСТ; СПб: Сова, 2005.

4. Азбука домриста. Сост. Т. Разумеева,2006г.,   изд. «Кифара», Москва. 

5. Махан В.В. «Домра и домровое искусство на рубеже веков», Москва, 2017 г.         

6. Михеев «Рассказы о русских народных инструментах», Москва, 1990 г.

 

. . . . .