Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Классный час "По заповедным тропинкам нашего края"

Дата публикации: 2022-10-21 19:07:37
Статью разместил(а):
Свищёва Ольга Ивановна

Классный час "По заповедным тропинкам нашего края"

Автор: Свищёва Ольга Ивановна

МБОУ "Шараповская СОШ Новооскольского района Белгородской области"

 

Цели:

- расширять экологические представления детей о лесе;

- углублять знания об охраняемых природных территориях-заповедниках;

- учить бережному, ответственному отношению к природе.

Оборудование: рисунки детей, карта Белгородской области, гербарии.

Учитель: Посмотрите! Что находится вокруг: Небо светло-голубое, Солнце светит золотое, Ветер листьями играет, Тучка в небе проплывает. Поле, речка и трава, Горы, воздух и листва, Птицы, звери и леса, Гром, туманы и роса. Человек и время года – это всё вокруг природа. Всё, что нужно год от года нам даёт сама природа. И поэтому все мы жить не можем без воды, без растений и животных, без красивых гор высоких, без лесов, полей и рек жить не может человек.

Учитель: Степи, овраги, дубравы ... Кое-где на меловых холмах, на песке - стройные сосенки. И снова поля, дубравы, небольшие реки, ручьи - такова природа нашего края сегодня.

А в давние времена он был покрыт дремучими лесами, в которых сплетали ветви могучие дубы, ясени, клёны, липы. В степи, в густых и высоких травах, мог скрыться всадник. Леса были полны птиц и животных, реки - рыбы.

Человек слишком долго брал от природы и не задумывался, что её богатства и щедрость не вечны, что брать их надо разумно, расходовать бережно и что когда-то они могут иссякнуть. Сейчас натиск человека на природу усилился. Леса вырублены, реки мелеют и загрязняются, сотни видов животных, птиц, растений находятся на грани исчезновения, они стали редкими.

Почему это произошло?

Если человечество не изменит своё бездумное, безжалостное, безответственное отношение к природе, его ждёт экологическая катастрофа, и оно погибнет. Если ты что-то взял от Земли, отдай ей. Посади дерево, очисти родник, подкорми птиц, только тогда природа навсегда останется такой, как на ваших рисунках.

Сейчас люди всего мира поняли, что природа нашей планеты в опасности. Поэтому ведётся работа по охране природы. На месте вырубленных лесов сажают новые. Запрещено собирать редкие растения и охотиться на редких животных.

Создаются заповедники. Сегодня мы путешествуем по заповедным тропинкам нашего края.

В заповеднике нельзя вырубать лес, распахивать землю, косить траву охотиться, ловить рыбу, пасти домашних животных, собирать ягоды, грибы, рвать цветы, ловить любых животных. В заповеднике вся природа неприкосновенна. Есть и в нашей Белгородской области заповедные места.

Лес на Ворскле в Борисовском  районе, в 40 км от Белгорода. Здесь растёт до 500 видов растений.

Охраняется Ямская степь, расположенная в Губкинском районе. Здесь растёт 750 видов лекарственных и других растений.

Бекарюковский бор, расположенный в Шебекинском районе на склоне реки Нежеголь (кроме заповедников, есть заказники - территории, где охраняется определённый вид растений, или животных).

Есть памятники природы и у нас в Новооскольском районе. Представляет большой интерес для науки заповедник "Стенки Изгорья" на территории Слоновского лесничества. Стенками называют в народе крутые и высокие склоны речных долин, заросшие лесом. Мы с вами были на экскурсии в этом заповеднике.

Что вы там видели?

Мы знаем обыкновенную сосну, которая растет на песках. А меловая сосна растёт на мелу. Соснам этим 160-170 лет. Растёт в заповеднике редкое растение волчеягодник Софии. Летом в густой зелени он почти незаметен. Зато осенью среди обнажённых ветвей сразу бросается в глаза своей бледно-зелёной листвой, опадающей позднее всех остальных кустарников. Из-за своих небольших размеров этот заповедник включён в состав Центрально-чернозёмного заповедника им. В.В. Алёхина.

А сегодня мы пройдём по тропинкам заповедного Леса на Ворскле. Поможет нам Лесовичок - хозяин леса. Лесовичок грустный, оттого, что совсем перестали люди беречь природу: деревья рубят, гнёзда разоряют, животных убивают, цветы рвут на букеты.

Вы знаете, что в лесу вы в гостях у природы, у тех, кто здесь живёт. Здесь тоже есть правила вежливости, которые надо соблюдать.

Какие это правила?

- Не шуметь, не кричать, ходить по тропинкам. Не трогайте, не обижайте зверей, которых встретите: ни скользкой пучеглазой лягушки, ни ужа, ни паука в паутине, даже если они вам кажутся некрасивыми, неприятными. Помните: они здесь хозяева, а вы гости. Каждый из них делает в природе своё полезное дело.

Ученик: Есть просто храм. 

Есть храм науки,

А есть ещё природный храм –

С лесами тянущими руки

Навстречу солнцу и ветрам.

Он свят в любое время суток,

Открыт для нас в жару и в стужу,

Входи сюда, будь сердцем чуток,

Не оскверняй его святынь.

Учитель: Заповедник ... Тишина. Остановимся на опушке и вслушаемся в тихий шум деревьев и пение птиц.

О чём тихо шепчут деревья и поют птицы? Может, рассказывают чудесную историю - легенду о том, как заботами и трудом человека создавался этот редкостный, подобный чуду, уголок природы. На отдельных участках растительность осталась такой же, как многие сотни лет назад, там даже ездить и ходить нельзя без специального разрешения. Наш лес волшебный: здесь и птицы, и звери, и деревья могут о себе рассказать. А вот и самый старый житель.

Дуб: Я - дуб, величественное, могучее дерево. У меня мощный ствол, толстые ветви, тёмная шершавая кора. Живу я очень долго: 500 лет и больше. А некоторые дубы доживают до 2 тысяч лет. Я - символ красоты, крепости, и это не случайно, так как имею твёрдую древесину, устойчив к буре и засухе. В старину дуб шёл на строительство кораблей. Сейчас из древесины дуба делают мебель, бочки.

Положите несколько листочков дуба в банку с солёными огурцами - они станут хрустящими, крепкими, вкусными. В медицине используется кора дуба при ангинах, ожогах. Жёлуди служат кормом животным.

Учитель: В Лесу на Ворскле растут 300-летние дубы, дубы-великаны. Вершинами они будто подпирают небо. Толщина - два, три обхвата. Кора толстая, в глубоких ранах. Дубы первыми принимают и трескучие морозы, и ураганные ветры, и огненные стрелы грозы. В народе говорят, что дуб любит расти в шубе, но с открытой головой. Шуба - это молодые деревья, которые растут рядом с дубами.

В лесу на Ворскле отлично растут в соседстве с другими ясень, клён, липа. У многих деревьев покорёжены ветки. Сейчас за дубами следят, их охраняют. А в годы войны более 500 красавцев дубов, гордость заповедного леса спилили фашисты. И теперь можно встретить деревья, в стволы которых навечно вонзились ржавые осколки снарядов.

Большой лес. Немало в нём самых причудливых деревьев. Здесь прижились растения из разных концов земного шара: дуб пробковый (из ствола этого дерева делают пробку), миндаль, граб, берёза бородавчатая, красный дуб, голубые ели и другие.

Но что это? Целая рощица светлеет возле дубов - великанов. Что это за рощица?

Берёза: Узнайте, кто я?

Стоит Алёна,

Платок зелёный

Тонкий стан

Белый сарафан.

Берёзонька - беляночка,

Красавица лесов,

Проснулась спозараночку

От птичьих голосов.

Полюбилась русскому народу белоствольная берёза. Сколько песен, стихов сложено о ней. Она часто упоминается в сказках, загадках, поговорках. Из берёзы делают лыжи, мебель. Из бересты - бумагу. Берёзы бывают не только белыми. Есть виды с желтоватой, коричневой, чёрной корой. На свете больше 60 видов берёз.

Учитель: Хорошо бы жилось берёзе, если бы не её весенний сок. Весной многие режут стволы и течёт по ним берёзовый сок, словно слёзы. Сколько его вытекает. А ведь он дереву нужен. Этот сок, словно кровь, несёт к ветвям питательные вещества. Раны на стволах долго не зарастают, и древесина начинает гнить. Нельзя сказать, что берёзовый сок для человека бесполезен. Во время войны сок давали детям в детских садах, школах, раненым в госпиталях. Сейчас ведётся заготовка сока по строгим правилам. Собирают сок лишь там, где деревья будут вырубать, из пней на вырубках. Для жителей России берёза - это символ Родины, светлой, великой, русской Земли.

А с берёзками в заповедном лесу, вот какая история вышла. Академик Владимир Николаевич Сукачёв очень любил разводить иву. Всякие опыты над ней ставил. Привлекла она его внимание тем, что цепко хватается корнями за землю. А поля нашей области густо изрезаны оврагами. Размывает их вода в дожди. Вот и решил учёный иву вдоль оврагов посадить. Но какая ива самая подходящая. Сразу не скажешь их же больше 500 сортов. Изучая иву, академик и занял ивами всю поляну.

Три старые берёзы, что росли неподалёку за дубами, словно того ждали. Долгие годы они рассылали по свету семена, да те не давали всходов. А ивы оказались для них добрыми соседями. Берёзовые семена проросли. И вскоре рядом с ивами поднялась целая берёзовая рощица.

Дело в том, что в растительном мире постоянно идёт борьба: это когда дерево или растение одного вида ни за что не позволяет расти рядом с ним растению другого вида. Вот и изучают в Лесу на Ворскле, какие же деревья могут расти в содружестве, а какие нет.

А вот это дерево знакомо всем с детства.

Ель. Вместе со мной под Новый год приходит сказка. В сумрачном еловом лесу верится, что именно здесь живут Баба-Яга, Леший и другие герои сказок. Потому что даже в жаркий солнечный день в еловом лесу всегда прохладно и темно. Обычай украшать ёлку пришёл к нам издавна. Когда день начинал прибывать, люди в ожидании тёплых дней шли в лес, который всегда согревал и кормил людей. Там они украшали самую большую ель игрушками, которые символизировали богатый урожай в поле, обилие птиц и зверей в лесу. Домой люди приносили еловые веточки. Ель растёт 150-200 лет.

Учитель: Мы идём по лесной тропинке дальше. Где-то высоко над головой сомкнулись вершины могучих деревьев. И, кажется, ветер и солнце запутались в них.

Вдруг, яркое солнце слепит глаза. А когда чуть привыкаешь к свету, взору открывается широкое море цветов.

Ученик: А цветы разве знаем

Разве ценим?

Всё травой называем

А подкошены - сеном.

Давайте пройдёмся медленно по кругу.

          И "здравствуй" скажем, каждому цветку

          Мы должны над цветами наклониться

          Не для того, чтобы рвать или срезать,

          А чтоб увидеть добрые их лица

          И доброе лицо им показать.

Учитель: На поляне как в музее собрались сотни различных цветов: иные очень ценные и редкие.

Едва в лесу стает снег, расцветают синие, как лазурь неба, подснежники. Наш подснежник носит научное название - пролеска сибирская. Недолго синеет пролеска под пологом леса. Так же быстро, как появляется в апреле, она отцветает. Летом уже не найдёшь не только цветков, но и листьев. В земле остаются только луковицы и семена. Синему чуду нашего края грозит гибель. Пролеска исчезнет, если не будет остановлен варварский обычай каждую весну, ходить в лес за пролесками. Можно ходить только любоваться цветами. Не следует утешать себя мыслью, что в глубине леса пролески ещё много.

Какие ещё цветы появляются ранней весной? (хохлатка, ветреница лесная, гусиный лук).

Спасибо первоцветам за их красоту - первый привет весеннего леса.

Отправляясь в лес, помните, чтобы они не попали в Красную книгу. Некоторые растения страдают от вытаптывания. Люди, не пользующиеся тропинками во время прогулок по лесу, приносят им вред. Много бед растениям приносит неумеренный сбор лекарственных растений, когда обрывают всё до последнего цветка.

Игра «Узнай по описанию».

Учитель: Посмотрим, знаете ли вы цветы?

Сон - трава (прострел весенний). Как только в лесу станет сухо, можно найти это редкое растение. Похоже на колокольчик. Всюду на растении нежный серебристый пушок. Листья тоже необычные, будто прострелены. Цветок этот будто бы навевает сны. Медицина подтвердила, в цветке содержатся вещества, обладающие снотворным действием. Цветок, особенно молодой, всегда стоит поникшим, будто спит. Рассказывают и такую легенду: однажды охотник подсмотрел, как медведь выкопал траву, съел её и тут же заснул. Охотник решил проверить, что случилось со зверем, сам попробовал траву и тоже заснул.

Есть и другие легенды. Но всё это фантазия, а цветок, напоминающий мохнатую зверушку - реальность. Он так хорош, что сам по себе уже маленькая лесная сказка.

Горицвет (адонис весенний). В степи, по склонам холмов, на опушках, на лесных полянах видны золотые россыпи цветков, 150 лет назад люди очень не любили этот цветок. И делали всё, чтобы от него избавиться. А теперь этот цветок пытаются спасти. Сорняк оказался ценнейшим лекарственным растением. Из него получают препарат, необходимый для лечения болезней сердца.

Ландыш. Всюду на лесной поляне можно встретить заросли больших листьев, торчащих из земли словно копья. Но вот листья развернулись и встали среди зелени невысокие стрелки с гирляндами снежно-белых цветков. Имеет нежный приятный запах. Этот грациозный цветок присутствует в легендах разных народов: (фонарики гномов, слёзы царевны, рассыпавшиеся бусы Белоснежки). Цветы идут на изготовление сердечных капель, духов, одеколона, мыла.

Учитель: В лесу живут братья наши меньшие: птицы и звери. В заповедном лесу птиц охраняют, зимой подкармливают, развешивают кормушки. В глубине леса есть большое поселение цапель. Живут здесь орлы, совы, всего птиц больше 100. Есть  лоси, косули, белки, кабаны, енотовидная собака, зайцы, лисы, кроты.

Викторина

1. Гирлянды белых маленьких колокольчиков висят весной между листьями. А летом на месте цветов - ягода. Она ядовита. /Ландыш/

2. Голубая поляна. Разве такое бывает? Но вся она покрыта голубыми нежными цветками, которые появляются ранней весной /Пролеска/

3. Не балует он детей

Одевает без затей

Все в его семейке

Носят тюбетейки. /Дуб/

4. Вечнозеленое дерево, растёт на меловых холмах. /Меловая сосна/

5. Голубовато-лиловые колокольчатые цветы напоминают маленькую мохнатую зверушку. /Сон-трава, прострел весенний/

6. Из ствола какого дерева делают пробку? /Дуб пробковый/

7. Горящий цветок. Если цветов много, кажется, степь горит в лучах солнца. /Горицвет, адонис/

Учитель: Когда от руки браконьера погибает животное, беднее становится вся страна! Каждая сломанная ветка, каждая пойманная бабочка - это маленькая рана, нанесённая природе. Если одну такую рану нанесёшь ты, другую твой товарищ, что станет с природой?

Чем же мы можем сегодня помочь природе?

Работники лесного хозяйства следят за здоровьем леса: уничтожают вредных насекомых, лечат заболевшие деревья. Они охраняют леса от пожаров. Большую помощь оказывают школьники: они собирают семена деревьев, ухаживают за саженцами, помогают при лесопосадках, охраняют леса от пожаров.

Нас много, ребята,

Пусть каждый из нас

Хоть кустик для сада

Посадит сейчас.

Пусть лучше и краше

Сама, как весна

Становится наша Родная страна!

Учитель: Мы сегодня говорим о растениях, о животных известных всем. И нужно очень, очень постараться, чтобы они никогда не исчезли с лица Земли. Конечно, люди продолжают использовать природу. Но делать это нужно так, чтобы не причинить природе вреда. А сегодня природа, как израненная птица просит нас о помощи.

Птицы, рыбы и звери

В души людям смотрят

Вы их жалейте, люди!

Не убивайте зря!

Ведь небо без птиц - не небо!

А море без рыб - не море!

А земля без зверей - не земля!

Люди - исполины, люди - великаны,

Есть у вас винтовки, сети и капканы

Есть у вас бесстрашье, сила есть навечно

И должно быть сердце! Сердце человечье!

Люди - человеки, страны и народы

Мы теперь навечно должники природы.

Надо с этим долгом как-то расплатиться

Пусть расправит крылья раненая птица.

 

. . . . .