Урок математики во 2 классе "Уравнение. Решение уравнений"
Урок математики во 2 классе "Уравнение. Решение уравнений"
Автор: Федорович Любовь Олеговна
Пояснительная записка.
Во втором классе учащиеся знакомятся с уравнением и решают его методом подбора числа. Но в зависимости от уровня класса учитель может дать материал по теме «Уравнение» более углубленно как на самом уроке, так и на уроках «Странички для любознательных» или «Решение нестандартных задач».
Составляя к простым задачам уравнение, решая и сравнивая его с обычной записью решения, дети лучше понимают взаимосвязь сложения и вычитания, связь между суммой и слагаемыми, между уменьшаемым, вычитаемым и разностью.
Цели: познакомить с понятием «уравнение»; формировать умение читать, записывать и решать уравнения; познакомить с полной (подробной) записью решения простого уравнения на нахождение неизвестного слагаемого; совершенствовать вычислительные навыки, умение решать текстовые задачи; развивать внимание, логическое мышление.
Задачи: учащиеся научатся решать уравнения методом подбора; получат предварительные знания по алгебре, данные в элементарной форме; научатся использовать математическую терминологию в процессе работы над уравнением; планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; оценивать себя и товарищей.
Этапы урока:
1. Организационный момент.
2. Актуализация знаний. Учитель подбирает материал на своё усмотрение. (Логическая разминка, устный счет, индивидуальные задания и т.д.)
3. Самоопределение к деятельности.
1) На доске записаны равенства:
7+ = 9 + 3 =11
12 - = 8 15 - =10
- 5 = 6 8 + =13
Как называются эти записи? (Равенства)
Чем они похожи? (В каждом равенстве есть пропущенное число)
Работа с карточками. Дети показывают числа, которые можно вставить.
Вспомните, чем мы заменяли окошки в выражениях. (Латинскими строчными буквами)
2) Игра «Угадай число».
На доске :
a + a = 18 a =? d + d = 12 d =?
b + b = 16 b =? x + x = 10 x =?
c + c = 14 c =?
Один ученик выполняет работу на откидной доске. Учащиеся проверяют, исправляют ошибки и обсуждают ответы.
3) Учащиеся заменяют в равенствах окошки латинскими буквами.
7 + x= 9 y + 3 =11
12 – a =8 15 – c =10
k – 5 = 6 8 + d = 13
Прочитайте равенства.
А кто знает, как называются такие равенства? (Дети отвечают.)
Формулируется вывод: Такие равенства называются уравнениями.
Формулируются тема и задачи урока.
4. Работа по теме урока.
1) Работа по учебнику.
Прочитайте определение, данное на с.80.
Что такое уравнение?
Что значит «решить уравнение»? (Решить уравнение – это значит найти неизвестное число, при котором равенство будет верным.)
№ 1 (с.80). Коллективная работа с 1-м и 2-м столбиками, 3-й и 4-й ученики выполняют самостоятельно и проводят взаимную проверку.
2) Решение задачи. Текст на экране.
На спортивной площадке было 9 детей. Из них 7 мальчиков. Сколько девочек на спортивной площадке?
Учащиеся составляют краткую запись задачи по опорным словам. Записывают решение и ответ. Работа идет одновременно на доске и в тетрадях.
А сейчас мы решим задачу необычным способом.
Из условия задачи понятно, что количество девочек неизвестно и это надо найти. Заменим «?» на окошко «». Обозначим неизвестное нам число буквой «x» и составим равенство по тексту задачи. (7 + x = 9)
Что записали? (Уравнение.)
Что обозначает число 7? (Количество мальчиков.) Это первое слагаемое. Что обозначает буква x? (Количество девочек. Оно неизвестно) Это второе слагаемое. А что такое 9? (Количество всех детей.) Это сумма двух слагаемых.
Мы записали задачу (условие и вопрос) в виде уравнения. Обведём синим карандашом краткую запись задачи (в виде опорных слов) и составленное уравнение.
Как найдём x (неизвестное слагаемое)?
Учитель пишет на доске: x = 9-7
Мы записали решение. Обведём записанное ранее решение и решение уравнения зеленым карандашом.
Найдём неизвестное число: x = 2
Это ответ уравнения. Обведём ответ в решённой задаче и в уравнении красным карандашом.
В уравнении сделаем проверку и убедимся, что решили верно. Подставим найденное число (значение) в исходное уравнение. Вывод: Уравнение решено верно.
3) Аналогично проводится работа и со второй задачей.
Было - ? Принесли – 3 книги. Стало – 11 книг.
5. Рефлексия.
1) На экране математические записи:
5+8 9≤ 8+7 a +4 9 +a =15
c – n x +4 =10 8 = 8 3 + 7 – 2
Какие математические записи являются уравнениями? Почему вы так думаете? Докажите. (Высказывания детей)
Что значит «решить уравнение»? (Учащиеся объясняют, что решить уравнение – значит найти все такие значения x, при которых равенство будет верным.)
2) Учащиеся составляют устно задачи по этим уравнениям и решают их.
Кто нашёл ответ в уравнении методом подбора?
А кто смог записать решение уравнения? Проверка, обсуждение. Самооценка.
6. Итог урока.
Что такое уравнение?
Что значит «решить уравнение»?
Как найти неизвестное слагаемое?
7. Домашнее задание на усмотрение учителя.