Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Программа летней профильной смены "Русские узоры"

Дата публикации: 2022-10-25 01:25:36
Статью разместил(а):
Купцова Лариса Алексеевна

Программа летней профильной смены "Русские узоры"

Автор: Купцова Лариса Алексеевна

МОУ "Мирная ООШ" Егорьевского района Алтайского края

 

Аннотация: Данная статья представляет Программу краткосрочной профильной смены общекультурной направленности.

Ключевые слова: профильная смена, прикладное творчество, народные традиции.

 

Паспорт Программы:

Полное наименование программы

Программа летней профильной смены «Русские узоры»

Место проведения

МОУ «Мирная ООШ» Егорьевского района Алтайского края

Адрес

658295 Алтайский край, Егорьевский район, п.Мирный, ул.Центральная, д.19 а.

Количество учащихся

 10 человек

Возраст учащихся

 7-11 лет

Кадровое обеспечение

Руководитель профильной смены, воспитатель

Срок реализации, количество смен

По продолжительности программа является краткосрочной, т.е. реализуется в течение одной смены

Финансовое обеспечение

Муниципальный бюджет

Цель программы

Создание социально-значимой воспитательной среды, способствующей полноценному отдыху, оздоровлению, развитию творческих способностей детей через включение их в разнообразную общественно значимую и личностно привлекательную деятельность.

Задачи программы

- Обеспечить комплекс условий, способствующих сохранению и укреплению здоровья детей и подростков в летний период;

- создать условия для самореализации детей и подростков в различных видах игровой деятельности, повышения интереса к истории, прикладному творчеству, фольклору русского народа;

- способствовать формированию у детей гражданских качеств; развитию их интеллектуальных, организаторских способностей и коммуникативной культуры через коллективно-творческие дела смены;

- организовать сотрудничество детей и взрослых на основе взаимоуважения.

Направленность  программы

общекультурная

Краткое содержание программы

Программа по своей направленности является комплексной, она включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления оздоровления, отдыха и воспитания детей в условиях профильной смены.

Программа разработана с целью привлечения внимания детей к прикладному творчеству, фольклору, основанному на народных традициях.

Предполагаемый результат

- Приобщение к системе культурных ценностей, приобретение знаний по русской народной культуре. 

- Повышение интереса к истории, прикладному творчеству, фольклору русского народа.

- Приобретение опыта делового взаимодействия со сверстниками и взрослыми.

- Общее оздоровление воспитанников, укрепление их здоровья за счет организации здорового питания и физической активности.

- Получение участниками смены умений и навыков индивидуальной и коллективной творческой и трудовой деятельности, самоуправления социальной активности.

Организация контроля

- Отчет о работе профильной смены на официальном сайте МОУ «Мирная ООШ».

- Анализ выполнение плана работы профильной смены.

- Анкетирование учащихся.

    1. Пояснительная записка

1.1. Актуальность и обоснованность Программы.

Летние каникулы - самая лучшая и незабыва­емая пора для развития творческих способ­ностей и совершенствования возможностей ребенка, вовлечения детей в новые социальные свя­зи, удовлетворения индивидуальных интересов и по­требностей. Летние каникулы - это период, когда дети могут сделать свою жизнь полной интересных знакомств, полезных увлечений и занятий. Это время, когда дети имеют возможность снять психологическое напряжение, накопившееся за год, получить  новые знания,   совершенствовать какие-либо творческие или специальные навыки.                                                                                                            

Именно такие возможности для  ре­бенка открывают детские профильные смены, которые являются идеальной площадкой для личностного роста детей, расширением возможностей для их творческого развития, обогащения духовного мира и интеллекта, их социализация.

Актуальность, педагогическая целесообразность предлагаемой Программы профильной смены детского лагеря с дневным пребыванием, созданного на базе МОУ «Мирная ООШ» «Русские узоры» заключается в том, что изучение традиционной культуры имеет большое значение в деле воспитания подрастающего поколения. Использование ценностей народной  культуры и народной педагогики способствует воспитанию у обучающихся любви к родному краю и народной культуре, уважительного отношения к людям труда и достижениям предшествующих поколений.

Мир народной культуры открывает детям нравственные ценности русского народа: трудолюбие, милосердие, любовь к природе, к родной земле. Народная культура воплощена в доступных для  школьников младшего и среднего возраста формах: играх, приметах, сказках, загадках, костюмах, домашней утвари. Этот мир очень яркий и выразительный и поэтому интересен для детей. Кроме того, с народной медициной, народной кухней ребята встречаются и в повседневной жизни.

В ходе мероприятий смены каждый ребенок  может попробовать себя в разных ролях и видах деятельности. Рисовать, мастерить, участвовать в народных играх, разгадывать загадки -все эти возможности предоставляет изучение народной культуры, тем самым способствуя формированию активной и полноценной личности ребёнка.

1.2. Отличительные особенности Программы.

Данная Программа направлена на изучение традиционной культуры русского народа, как материальной, так и духовной, а также на развитие творческих способностей детей.

Особенностью Программы является то, что она строится на сочетании разных направлений образовательной деятельности: в процессе занятий дети знакомятся с народными традициями, играми и игрушками, а также с основами фольклора и  декоративно-прикладного искусства.

Кроме того, обучающиеся привлекаются к практической и проектной деятельности: учатся изготавливать некоторые тряпичные куклы, использовать элементы традиционных росписей (хохломской), изучают и играют в народные подвижные игры, участвуют в   подготовке и защите проектов.

2. Цели и задачи Программы.

Целью Программы является создание социально-значимой воспитательной среды, способствующей полноценному отдыху, оздоровлению, развитию творческих способностей детей через включение их в разнообразную общественно значимую и личностно привлекательную деятельность посредством приобщения к русской  народной культуре. 

Программа предусматривает решение следующих задач:

- обеспечить комплекс условий, способствующих сохранению и укреплению здоровья детей и подростков в летний период; 

- создать условия для самореализации детей и подростков в различных видах игровой деятельности, повышения интереса к истории, прикладному творчеству, фольклору русского народа;

- способствовать формированию у детей гражданских качеств; развитию их интеллектуальных, организаторских способностей и коммуникативной культуры через коллективно-творческие дела смены;

- организовать сотрудничество детей и взрослых на основе соуправления.

3. Условия реализации Программы

3.1. Принципы, используемые при планировании и проведении профильной смены.

Программа деятельности профильной смены строится с учетом следующих принципов:

- Личностно-ориентированный подход к организации коллективной жизнедеятельности лагеря, признание личности как  высшей социальной ценности, уважение уникальности и своеобразия каждого ребенка.

- Гуманизация межличностных отношений: уважительное отношение между педагогом и ребёнком, терпимость к мнению детей, создание ситуации успеха.

- Дифференциация в воспитании: отбор содержания, форм и методов воспитания в соответствии с индивидуально-психологическими особенностями детей, создание возможности переключения с одного вида деятельности на другой в рамках смены (дня), взаимосвязь всех мероприятий в рамках тематики дня, активное участие детей во всех видах деятельности.

- Принцип сотрудничества: результатом деятельности воспитательного процесса является сотрудничество ребенка и взрослого, которое позволяет воспитаннику смены почувствовать себя творческой личностью.

- Принцип демократичности: участие всех детей и подростков в программе развития творческих способностей.

- Принцип творческой индивидуальности: творческая индивидуальность - это характеристика личности, которая в самой полной мере реализует, развивает свой творческий потенциал. 

- Принцип безопасности жизни и здоровья детей, защита их прав и личного достоинства. 

3.2. Формы и методы, используемые при реализации Программы.

Данная программа реализуется через использование групповых и индивидуальных форм работы. Для воспитания и развития навыков творческой работы программой предусмотрены следующие методы:
- объяснительно-иллюстративные (демонстрация фильмов, иллюстраций,  образцов изделий, приемов изготовления изделия);
- репродуктивные (работа по образцам);
- частично-поисковые (поиск информации, выполнение вариативных заданий);
- творческие (творческие задания, эскизы, проекты);
- исследовательские (исследование свойств бумаги, красок, ткани, а так же других материалов);

- игровой.

Формы деятельности: 

- тематические беседы; 

- мастер – классы;

- инструктажи;

- игры, конкурсы, викторины;

- проекты;

- коллективные трудовые дела. 

3.3. Этапы реализации Программы: 

№ п/п

Мероприятия этапа

Ответственный

I. Подготовительный этап 

1

Проведение совещания при директоре по подготовке школы к летнему сезону

Директор школы

2

Издание приказа по школе о проведении летней кампании

Директор школы

3

Отбор кадров для работы в профильной смене 

Директор школы

4

Разработка программы деятельности профильной смены

Руководитель смены

5

Подготовка методического материала 

Руководитель смены, воспитатель

6

Составление необходимой документации для деятельности смены (план-сетка, положение, должностные обязанности, инструкции т.д.) 

Руководитель смены, воспитатель

II. Организационный этап

1

Запуск программы  "Русские узоры" 

Руководитель смены

2

Знакомство с правилами жизнедеятельности лагеря 

Воспитатель

III. Основной этап 

1

Реализация основной идеи смены

Руководитель смены, воспитатель

2

Вовлечение детей и подростков в различные виды коллективно- творческих дел

Руководитель смены, воспитатель

IV. Аналитический этап

1

Подведение итогов работы: анализ деятельности профильной смены

Директор школы, руководитель смены

2

Анализ предложений детей, родителей, педагогов, внесенных по результатам деятельности профильной смены

Руководитель смены, воспитатель

Образовательная деятельность в рамках смены предусматривает воспитательно-образовательные мероприятия, связанные с русской народной культурой, изучением духовно нравственных традиций и истории  родного края.  На основе развития навыков проектирования, изготовления поделок из различных материалов, в процессе продуктивной творческой деятельности дети знакомятся с народными традициями.

Оздоровительная деятельность способствует формированию культуры физического здоровья, интереса к спорту, подвижным играм, мотивирует детей на заботу о своем здоровье и активный отдых.

Для успешной реализации данного блока необходимо оборудование детской площадки, приглашение учителя физической культуры. Физические нагрузки, свежий воздух, проведение оздоровительных и различных спортивно-развлекательных мероприятий способствуют созданию положительного физиологического и психологического фона. Культурно-досуговая деятельность состоит из общелагерных  мероприятий (творческие конкурсы рисунков, поделок; изготовление плакатов; конкурсные и игровые программы и т. д.). Получение новых знаний при подготовке к мероприятиям различной направленности (викторинам, конкурсам и т. п.) приводит к обогащению мировоззрения ребенка, что, в свою очередь, сказывается на изменении личностного поведения каждого члена коллектива.

Трудовая деятельность.

Назначение трудовой деятельности – преобразование окружающей действительности. Общественно-полезная деятельность имеет назначение воздействовать на духовную сферу жизни окружающих людей. Именно в школьном возрасте она выполняет существенную роль в процессе социализации личности.

Формы организации трудовой деятельности в период работы смены разнообразны: самообслуживание, дежурство по лагерю, работа на пришкольном участке , общественно-полезный труд, труд в природе. 

3.4. Нормативно-правовое обеспечение.

Программа разработана с учетом следующих документов:

- Федеральный закон от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Закон РФ от 24.07.1998г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ».

- Приказ СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;

- СП 3.1/2.4.3598-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)";

- Устав МОУ «Мирная ООШ».

- Положение о профильной смене. 

- Инструкции  по технике безопасности, пожарной безопасности,  по профилактике детского травматизма, предупреждению несчастных случаев с детьми на школьной профильной смене.

Должностные инструкции работников.

3.5. Материально-техническое обеспечение.

1. Игровая площадка для проведения игр на свежем воздухе. 

2. Кабинет для проведения отрядных мероприятий.

3. Кабинет для творческой деятельности.

4. Школьная столовая. 

5. Школьная библиотека, школьный музей. 

6. Ноутбук, колонки, проектор, экран, принтер.

7. Материалы для оформления кабинетов и творчества детей.

8. Канцелярские принадлежности.

9. Видеоматериалы, образцы изделий, иллюстрации, плакаты.

10. Призы и награды.

3.6. Кадровое обеспечение:  

В соответствии со штатным расписанием в реализации Программы участвуют:

1. Руководитель профильной смены:

- Организует, координирует и контролирует работу сотрудников смены;

- Обеспечивает безопасность жизни и здоровья детей и сотрудников;

- Оформляет необходимые документы на открытие и функционирование профильной смены.

2. Воспитатель (из числа педагогов школы):

- Обеспечивает реализацию плана работы;

- Обеспечивает и отвечает за безопасность детей во время проведения  мероприятий.

3. Технический персонал:

- Осуществляют уборку территории, кабинетов.

4. Работники столовой:

- Составляют меню; ведут документацию по питанию;

- Осуществляют приготовление пищи;

- Осуществляют уборку столовой.

3.7. Методическое обеспечение.

1. Программа профильной смены, план-сетка.

2. Должностные инструкции всех участников процесса.

3. Правила внутреннего распорядка профильной смены.

4. Правила по технике безопасности, пожарной безопасности.

5. Инструкции по профилактике детского травматизма, предупреждению несчастных случаев с детьми.

6. Проведение установочного семинара для всех работающих в течении профильной смены.

7. Методические разработки в соответствии с планом работы.

8. Разработка системы отслеживания результатов и подведения итогов.

4.  Режим дня:

Время

Мероприятие

 

8.45-9.00

Прием детей

Доброе утро! Солнце встаёт – спать ребятам не даёт! 

9.00-9.10

Линейка

На линейку всем пора, план работ узнать, друзья! 

9.10-9.30

Зарядка, минутка здоровья

Чтобы быть весь день в порядке, надо сделать нам зарядку!

9.30-10.30

Час труда (общественно-полезный труд)

Раз пришёл весёлый час, все работают у нас!

10.25-10.45

Завтрак

Каша, чай, кусочек сыра – вкусно, сытно и красиво! 

10.45-11.25

Час знаний (мероприятия по плану смены)

Хотим всё знать!

11.25-12.25

Час творчества (мероприятия по плану смены)

Мы рисуем, клеем, пляшем, Все занятия хороши, Всё сумеем сделать мы!

12.25- 13.25

Час потехи. Игротека  (народные подвижные игры)

Раз пришёл весёлый час, То играют все у нас!

13.25-14.00

Занятия по интересам, уход детей домой

За день итоги подведём. До свиданья! Завтра ждём! 

5. План-сетка профильной смены:

Дата / Тема дня

Мероприятия

Зачин дело красит

1. тарт Программы. Анкетирование.

2. Знакомство с распорядком смены, инструктажи по пожарной безопасности, БДД, поведении в каникулярное время.

3.  Минутка здоровья «Солнечный удар. Оказание первой помощи при солнечном ударе»

4. Мероприятие «Русь, Россия – Родина моя!». Экскурсия в школьный музей.

5. Конкурс рисунков «Родная сторона».

6. Игротека «Колечко».

День народных промыслов                                         

1. Минутка здоровья «Друзья Мойдодыра. Личная гигиена».

2. Просмотр фильма «Декоративно-прикладное творчество».

3. «Узоры золотой Хохломы» (роспись шаблона деревянной ложки по мотивам хохломской росписи).

4.  Игротека «Горелки».

День народной игрушки

1. Минутка здоровья «Первая помощь при укусах насекомых»

2. Просмотр фильма «Русская традиционная кукла».

3. Мастер-класс «Обереговая кукла. Куклы-куватки».

4. Игра- викторина «Народная игрушка».

5. Игротека «Жмурки».

День любимых сказок

1. Минутка здоровья «Чистим зубы».

2. Интерактивная игра-путешествие «Там, на неведомых дорожках».

3. Викторина по русским народным сказкам «В гостях у Василисы Премудрой».

4. Конкурс рисунков «Рисуем сказку».

5. Игротека «Молодецкие забавы»

День самовара

1. Минутка здоровья «Первая помощь при ушибах и вывихах»

2. Познавательно-игровая программа «История русского самовара».

3. Мастер-класс «Кукла-мотанка».

4. Игротека «Гуси-лебеди».

День России

1. Минутка здоровья «Правильное питание»

2.Конкурсная программа «С днем рождения, Россия!».

2. Конкурс «Верите ли вы, что в России ...».

3. Игротека «У медведя во бору».

День народного календаря

1. Минутка здоровья «Витамины-наши друзья»

2. Устный журнал «Народный календарь – приметы, праздники, поговорки».

3. Выполнение проекта «Народный календарь. Июнь».

4. Закрытие смены. Анкетирование.

Критерии эффективности реализации Программы

Диагностика и мониторинг

- Опрос родителей на выявление пожеланий по организации деятельности профильной смены.

- Анкетирование детей в организационный период с целью выявления их интересов, мотивов пребывания в профильной смене.

- Ежедневное отслеживание настроения детей удовлетворенностью проведенными мероприятиями.

- Анкетирование детей в конце смены, позволяющее выявить оправдание ожиданий.

- Фото- и видеоотчеты.

Методы определения результативности программы:

- наблюдение (планомерное и целенаправленное фиксирование психологических факторов в естественных условиях повседневной жизни);

- беседа;

- анализ результатов творческой деятельности;

- анкетирование;

- рефлексия дня (каждый ребёнок имеет возможность высказать своё мнение по отношению к событиям прожитого дня и дать им свою оценку). 

Ожидаемые результаты реализации Программы.

- Приобщение к системе культурных ценностей, приобретение знаний по русской народной культуре.

- Повышение интереса к истории, прикладному творчеству, фольклору русского народа.

- Приобретение опыта делового взаимодействия со сверстниками и взрослыми.

- Общее оздоровление воспитанников, укрепление их здоровья за счет организации здорового питания.

- Получение участниками смены умений и навыков индивидуальной и коллективной творческой и трудовой деятельности, самоуправления социальной активности.

Кроме того, реализация программы предполагает формирование следующих УУД:

Личностные:

- умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия; умение конструктивно разрешать конфликты;

  -потребность в участии в общественной жизни ближайшего социального окружения;

Регулятивные:

- определять пути достижения целей;

- адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации;

Коммуникативные:

- аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом; 

- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

- адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;

- осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнёра, уметь убеждать;

- работать в группе — устанавливать рабочие отношения;

Познавательные: осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотеки и Интернета.

 

Литература:

1. Горяева Н.А. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека: учеб. для 5 кл. общеобразоват.учреждений/ Н.А.Горяева, О.В.Островская; под ред. Б.М.Неменского.– М.: Просвещение, 2013.

2. Некрылова А. Круглый год. Русский земледельческий календарь / М.: Правда, 1989.

3. Элективный курс «Традиции русской народной культуры» / авт.-сост. Е.А. Гурбина, М.В. Гурко, С.А. Левина. – Волгоград: Учитель, 2007. 

 

. . . . .