Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Виртуальная экскурсия "Культура России во II половине XIX века"

Дата публикации: 2022-10-30 16:42:08
Статью разместил(а):
Гагарина Юлия Петровна

Виртуальная экскурсия "Культура России во II половине XIX века"

Автор: Гагарина Юлия Петровна

МБОУ "Лицей № 4" Рузаевского района Республики Мордовия

 

Аннотация: В данной статье представлен конспект урока для учащихся 9 класса, который проводиться в форме виртуальной экскурсии.

Ключевые слова: виртуальная экскурсия, культура России.

 

Направление: построение экскурсионной программы исходя из экспонатов и экспозиций.

Цель: сформировать у учащихся целостную картину о культуре России во II половине XIX века.

Задачи:

- Образовательные: углубить знания о произведениях художественной культуры и их создателях; расширить представление о стилях и направлениях художественной культуры, рассмотреть особенности взаимосвязи истории и культуры.

- Развивающие: продолжить формирование умений работать с историческими источниками;

- Воспитательные: воспитывать любовь и гордость к родной истории и культуре.

Планируемые результаты:

- личностные: сформированность и мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, способность ставить цели, знание произведений художественной культуры и деятелей культуры второй половины XIX века.

- метапредметные: самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в классной и индивидуальной учебной деятельности; в ходе работы давать оценку ее результатам; уметь оценить степень успешности своей индивидуальной образовательной деятельности; представлять информацию в виде конспектов, таблиц, схем, графиков; уметь использовать компьютерные и коммуникационные технологии как инструмент для достижения своих целей, самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.);

- предметные: воспитание любви к своей стране и культуре, объяснять основные исторические закономерности взаимодействия общества и культуры;

Технологии: информационно-коммуникационные, групповая, личностно-ориентированная.

Оборудование и дидактические материалы: интерактивная доска, индивидуальные компьютеры или планшеты, презентация, шаблоны маршрутного листа – опорного конспекта, приложения по работе с виртуальной экскурсией.

 

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося

1. Организационный

Учитель приветствует обучающихся. Настраивает учеников на успешную работу.

В начале урока хочу предложить вам выбрать и записать одно высказывание, которое поможет вам не только настроится на позитивную работу на уроке, но и пригодится в жизни. (Выводится на экран слайд 1)

Три правила достижения успеха, выведенные психологами:

1. Знать больше, чем остальные.

2. Работать больше, чем остальные.

3. Ожидать меньше, чем остальные.

Немецкий физик, основатель «Теории относительности» Альберт Эйнштейн сказал: «Выдающиеся личности формируются не посредством красивых речей, а собственным трудом и его результатами».

Выбирают, записывают.

Настраиваются на плодотворную работу.

2. Целеполагание. Постановка темы урока. Определение целей и задач урока. (Мозговой-штурм.)

Учитель рассказывает недавно прочитанную историю. Она произошла во время Второй мировой войны в Лондоне, с премьер-министром Великобритании Уинстоном Черчиллем.

«Во время войны У. Черчиллю принесли на рассмотрение государственный бюджет страны. Полистав документ, он спросил: «А где же затраты на культуру?»

«Так война же идет, какая культура?!» – ответили ему.

«Если нет культуры, так зачем мы тогда воюем?!» – удивился Черчилль.

(слайд 2)

Вопрос для обсуждения:

Что имел в виду премьер-министр Англии, отвечая так своим министрам?

Так что же необходимо делать, чтобы не уничтожить свою страну, народ и историю?

А мы, как граждане государства, что можем сделать?

Правильно ребята. Как говорил Л. Н. Толстой «Страна забывшая свою культуру, историю, традиции и национальных героев – обречена на вымирание.» (3 слайд)

Исходя из курса и периода  истории, который мы проходим, предположите,  какова же будет тема нашего урока?

Изучая художественную культуру, о каких видах искусства мы говорим, и будем сегодня говорить?

А что конкретно мы узнаем, изучая литературу, музыку, архитектуру, скульптуру, изобразительное искусство второй половина XIX века.

Высказывают свои предположения. Важно, чтобы дети пришли к выводу: «Культура любого народа,

любой страны важная составляющая его истории и народа. Война уничтожает памятники культуры, а значит, уничтожает историю и народ. А министры Англии сознательно не заложили средства на поддержание культуры. Значит, они сами уничтожают свою историю и народ».

 

Поддерживать культуру на государственном уровне.

 

Изучать культуру народов своего государства. Читать произведения наших писателей и поэтов. Ходить на выставки, посещать музеи, театры.  

 

Ученики самостоятельно формулируют тему и цель урока.

Культура второй половина XIX века. (4 слайд.)

О литературе, музыке, архитектуре, скульптуре, изобразительном искусстве. (4 слайд)

Произведения писателей, композиторов, художников, архитекторов, скульпторов.

В каком художественном стиле и направлении они работали. Какие идеи хотели донести до народа.

3. Актуализация знаний.

Учитель предлагает провести урок в форме виртуальной экскурсии. Рассказывает и показывает, что представляет собой виртуальная экскурсия. (слайд 4) Начинаем виртуальную экскурсию с блока «начало экскурсии». Наводим на слово «начало экскурсии», появляется «рука», нажимаем и переходим на страницу «Начало Экскурсии».

Читаем информацию и если необходимо, работаем с маршрутным листом (записываем, вставляем слова). Слова подчеркнутые и выделенные другим цветом помогут вам получить о них расширенную информацию. На каждой странице есть дополнительные кнопки (см. памятку), они помогут вам переходить на страницы (учитель показывает, как они работают).

Класс должен разделиться на группы или микрогруппы (2 чел.), которые необходимо заранее сформировать. 

Каждая группа получит маршрутный лист, который при заполнении станет опорным конспектом (см. приложение).

По мере прохождения экскурсии его нужно заполнить.

Уточняющий вопрос:

Что будет являться практическим результатом вашей работы?

Учитель предлагает открыть (папки на рабочем столе компьютера, планшета) с необходимыми материалами: презентация с виртуальной экскурсией, памятка: «Помощь в управлении презентацией».

Предлагает познакомиться с содержимым, задать вопросы по необходимости.

Выявляют причины затруднения, выясняют проблемы. Слушают, смотрят, вникают, если что-то не понятно задают вопросы.

 

Обучающиеся знакомятся с маршрутным листом. Задают вопросы при необходимости.

 

Изучение информации и заполнение опорного конспекта.

Обучающиеся открывают кейсы, знакомятся с содержимым, изучают памятку – помощь, задают вопросы при необходимости.

4. Поиск путей решения проблемы.

Предлагает начать виртуальную экскурсию. Напоминает о заполнении маршрутного листа-опорного конспекта.

Консультирует обучающихся, если выявляются затруднения.

Групповая работа. Обучающиеся планируют пути достижения намеченной цели. Осуществляют учебные действия по плану.

5. Коррекция.

Предлагает проверить заполнение маршрутных листов. Помогает, советует, консультирует.

Проверяют заполнение маршрутных листов, выявляют, все ли справились с заданием, формулируют затруднения.

6. Систематизация знаний.

Работа по выявлению связи изученной на уроке темы с изученным ранее материалом, связь с жизнью, межпредметная связь.

Как вы думаете, почему именно во II половине XIX века появляются художники-передвижники и «Могучая кучка»?

Какую информацию, вы сегодня впервые узнали на уроке?

Можно ли ее будет использовать на других урока? Каких?

Отмена крепостного права привела не только к освобождению крестьян, но и к свободе мыслей, взглядов, идей деятелей культуры. Художники, писатели, музыканты первыми остро почувствовали изменения в обществе и последовали за ними.

Обучающиеся высказываются.

7. Оценивание.

Консультирует, обосновывает оценки.

Делятся мнением о своей работе на уроке.

Дают оценку работе всей группы. Выясняют, с чем справились, а что вызвало затруднение.

8. Рефлексия.

Над какой темой вы сегодня работали?

Что вы можете сказать о виртуальной экскурсии?  

Благодарит учеников за урок.

Учащиеся называют тему урока, его этапы, перечисляют виды деятельности на каждом этапе, определяют предметное содержание.  Высказываются о виртуальной экскурсии.

9. Домашнее задание.

Если вас заинтересовала виртуальная экскурсия, вы можете сами создать ее (презентация + информация + фото или видео + гиперссылка). А героями вашей экскурсии могут быть любые деятели культуры второй половины XIXвека, например, скульптор М. М. Антакольский или композитор П. И. Чайковский, писатель М. Е. Салтыков-Щедрин (одного на выбор. За помощью обращайтесь ко мне или учителю информатике.

Дети самостоятельно решают, о ком они будут делать виртуальную экскурсию.

 

Маршрутный лист – опорный конспект.

ученика ...

1. Вставьте в предложения пропущенные слова.

Отмена ..., успехи в экономике во II половине XIX века повлекли за собой глубокие ... в культуре.

Проведение Александровских ... способствовало росту грамотности, развитию науки, ..., музыки, живописи, ..., и т.д.

Художественная ... просвещала, воспитывала и ... народ, показывала власти ее ..., критиковала правительство и ...

Основными художественными направлениями II половины XIX века стали ... и ... (в архитектуре).        

2. Ответьте письменно на вопросы:

А) В чем особенность произведений, созданных на основе критического реализма. (2-3 предложения)

Б) В чем особенность архитектурного стиля - эклектика? (2-3 предложения)

3. Литература. Ответьте письменно на вопросы.

А) Перечислите писателей II половины XIX века.

Б) Какие произведения написал Федор Михайлович Достоевский.

В) К чему призывает Алеша Карамазов мальчиков в конце произведения «Братья Карамазовы

Г) Почему Дед Мазай помогает зайцам в трудную минуту, ведь он же охотник?

Д) Кто написал произведения: «Кому на Руси жить хорошо», «Дедушка Мазай и зайцы», «Мороз, Красный нос» ?

4. Живопись. Вставьте в текст пропущенные слова. Используя слова для справок.

(А) ... произошел из-за отказа Академии художеств 14 ученикам писать картины на ... (Б) темы. Они покинули ... (В) и создали Товарищество ... (Г). Художники хотели быть ... (Д), стремились ... (Е) народ с русским искусством, ... (Ж) любовь к русскому искусству. Основателями Товарищества являлись ... (З) и ... (И).

Слова для справок:

1. И.Н. Крамской;

2. Познакомить;

3. «Бунт четырнадцати»,  

4. В.Г. Перов;  

5. Воспитывать;

6. Избранный;

7. Независимый;

8. Академию;

9. Передвижных художественных выставок.

Допишите слова в предложения.

1. Настоящая фамилия Перова ...

2. В картине Перова ... художник изобразил страдания и тяжелый труд крестьянских детей.

3. В картине «Чаепитие в Мытищах, близ Москвы» художник сравнивает обездоленную, но героическую жизнь простого народа и сытую, но никчемную жизнь ...

Архитектура. Выберите верные суждения:

А) Храм Спаса на Крови был построен на месте смертельного ранения Александра II.

Б) Здание Государственного биологического музея им. К.А. Тимирязева создал архитектор Ильдар Ханов.

В) Храм всех религий пример конфессиональной и архитектурной эклектики.

Г) Государственный исторический музей был создан архитекторами Шервудом и Поповым.

Д) Храм Спаса на Крови находиться в Москве.

Е) Государственный исторический музей раньше носил имя Александра II.

Скульптура. Ответьте письменно на вопросы.

1. Кто, где, когда, и в честь какого события создал памятник «Тысячеле́тие Росси́и»?

2. По инициативе выпускников Царскосельского лицея, был объявлен сбор средств. На что они пошли? Кто и когда осуществил задумку лицеистов? 

Музыка. Выполните тесты.

А) «Могучая кучка» - это …

1) объединение художников;         2) объединение писателей;

3) объединение композиторов;     4) объединение архитекторов.

Б) Ученым - химиком был композитор:

1) С.С. Прокофьев; 2) А.П. Бородин;  3) М.П. Мусоргский;   4) П.И. Чайковский.

В) Руководителем кружка "Могучая кучка" являлся:

1) М.А. Балакирев;  2) М.П. Мусоргский;  3) П.И. Чайковский;   4) М.И. Глинка.

Г) Соотнесите композитора и его произведение:

Композитор                                     Произведение

А) М.П. Мусоргский                        1. Опера «Князь Игорь»,

Б) Н.А. Римский-Корсаков             2. Опера «Хованщина»,

В) А.П. Бородин                             3. Опера «Сказка о царе Салтане».

Г) П.И. Чайковский                        4. Балет «Лебединое озеро».

 

. . . . .