Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Программа социально-личностного развития дошкольников "Я расту и познаю мир"

Дата публикации: 2022-11-15 02:56:48
Статью разместил(а):
Голованова Елена Ивановна

Программа социально-личностного развития дошкольников "Я расту и познаю мир"

Автор: Голованова Елена Ивановна

ГБОУ "Школа № 2000", г. Москва 

 

Данная программа для детей 3-7 лет разработана на основе программ: психолого-педагогических занятий для дошкольников «Цветик-Семицветик» под редакцией Н.Ю. Куражевой, Кряжевой Н. «Радуемся вместе», Хухлаевой О.В. «Лесенка радости», Шороховй О.А. «Играем в сказку», Р.Б. Стеркиной, , «Давайте поиграем!» тренинговое развитие мира социальных отношений детей 3-4 лет, «Давайте познакомимся!» тренинговое развитие и коррекция эмоционального мира дошкольников 4-6 лет под редакцией И.А. Пазухиной, «Волшебные обводилки» Программа формирования графомоторных навыков под редакцией Зегебарт Г.М., Ильичева О.С., «Социально-личностное развитие дошкольников» автор составитель Л.А. Загуменная.

Представленный курс занятий охватывает целый комплекс игр и упражнений социально-личностной направленности, включающей в себя задачи развития положительного отношения ребёнка к себе, другим людям, окружающему миру, коммуникативной и социальной компетентности детей.

Знакомство детей с эмоциями осуществляется специальных занятиях, где дети переживают эмоциональные состояния, знакомятся с опытом сверстников, а также с литературой, живописью, музыкой. Ценность таких занятий состоит в том, что у детей расширяется круг осознаваемых эмоций, они начинают глубже понимать себя и других, у них чаще возникает эмпатия по отношению к взрослым и детям.

Сформированность этих качеств к концу дошкольного возраста обеспечит основу для дальнейшего развития таких значимых личностных образований, как: способность к творческому самовыражению, самореализации и саморазвитию. В конечном итоге - обеспечение социально-эмоционального благополучия человека это – формирование чувства уверенности в своих силах, гармоничное взаимодействие с социумом и жизненные успехи.

Цель программы: Создание условий для естественного психологического развития ребенка, формирование у детей предпосылок, необходимых для осуществления любой и особенно учебной деятельности, совершенствование познавательных способностей и навыков позитивного социального поведения через эмоционально-чувственный опыт.

Задачи программы:

  1. Развитие эмоциональной сферы. Введение ребенка в мир человеческих эмоций.
  2. Развитие коммуникативных умений, необходимых для успешного развития процесса общения.
  3. Развитие волевой сферы – произвольности и психических процессов, саморегуляции, необходимых для успешного обучения в школе.
  4. Развитие личностной сферы – формирование адекватной самооценки, повышение уверенности в себе.
  5. Развитие интеллектуальной сферы – развитие мыслительных умений, наглядно-действенного, наглядно-образного, словесно-логического, творческого и критического мышления.
  6. Формирование позитивной мотивации к обучению.
  7.  Развитие познавательных и психических процессов – восприятия, памяти, внимания, воображения.
  8.  Обеспечение детям ощущения успеха через позитивную оценку достижений.

Задачи 3-4 лет: Содержание и наполнение курса определяется психологическими особенностями данного возраста детей. Ведущая потребность в общении, уважении, в признании самостоятельности ребенка. Ведущая деятельность – игровая. Происходит переход от манипулятивной игры к ролевой. Ведущая функция – восприятие.

Образовательные:

- Обучать навыкам социального поведения.

- Формировать чувство принадлежности к группе.

- Учить детей понимать эмоциональные состояния других людей по выражению лица, позе, жестам.

Развивающие:

- Развитие способности к эмпатии, сопереживанию. 

- Развитие творческих способностей и воображения в процессе игрового общения формирование умения передавать разные эмоциональные состояния в играх, сопереживать настроению сверстников.

- Развитие познавательных и психических процессов: восприятия, внимания, памяти.

Воспитательные:

- Способствовать повышению уверенности в себе и развитию самостоятельности.

- Поддерживать проявления всех видов активности ребенка.

Предполагаемый результат.

К концу года дети должны:

Младшая группа:

- Овладеть навыками социального поведения: уметь общаться с взрослыми в процессе совместной деятельности, пользоваться правилами и нормами поведения, употреблять в речи «волшебные слова», давать нравственную оценку поступкам.

- Уметь взаимодействовать друг с другом в процессе игрового общения, проявлять заботу и выражать свою любовь по отношению к игрушке, маме и ребятам в группе, освоить способы решения межличностных конфликтов.

- Уметь выражать свои мысли, чувства при помощи мимики, жестов, осанки, позы, знать названия некоторых базовых эмоций.

- Уметь определять свои отличительные особенности по внешности, правильно определять свою роль в семье, понимать, чем отличаются друг от друга мальчики и девочки по внешности и в поведении.

Занятия проходят в игровой форме в игровой комнате психолога, помещении с соблюдением санитарно-гигиенических норм и правил. Каждый цикл программы рассчитан на 9 месяцев. Поэтому общее число занятий - 36, при частоте встреч 1 раз в неделю, в первой половине дня. В зависимости от состояния детей и конкретных условий проведение занятия, порядок игр и упражнений можно менять. Желательно, чтобы подгруппа состояла из 6-8 детей.

Продолжительность одной встречи в соответствии с возрастными особенностями детей и СанПиН составляет:

- 15 минут - 2 младшая группа

- 20 минут - средняя группа; 

- 25 минут - старшая группа, 

- 30 минут - подготовительная группа.

Практически реализация программы состоит из следующих этапов: 

· Диагностический 

· Коррекционно-развивающий 

​· Диагностический.

Этап Диагностический.

Диагностика проводится в начале учебного года (сентябрь). Цель диагностики - выявление уровня развития коммуникативных и познавательных способностей детей 4-6 лет. 

Этап Коррекционно-развивающий. 

Развивающая программа- это практический курс обучения основам коммуникации, совершенствования когнитивного развития детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста Создание условий для естественного психологического развития ребенка, формирование у детей предпосылок, необходимых для осуществления любой и особенно учебной деятельности, совершенствование познавательных способностей и навыков позитивного социального поведения через эмоционально-чувственный опыт.

Этап Диагностический. 

Проводится повторная диагностика в конце учебного года (май) с применением тех же методов, что и в первой диагностике.

Структура всех занятий одинакова на протяжении всего курса. Занятия построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим.

- Мотивация (ритуал приветствия). 

- Игры, упражнения, техники, задания, направленные на решение поставленных задач 

- Физкультурная пауза. 

- Игры, упражнения, техники, задания, направленные на решение поставленных задач 

- Эмоциональная установка на успешность (подведение итого встречи, ритуалы, самооценка детей).

Перспективны план работы с детьми младшей группы (3-4 года) по программе «Я расту и познаю мир»:

Сентябрь:

Тема занятия

Мероприятие

Оборудование, источники

1. Диагностика

 

Индивидуальные занятия с использованием тестового инструментария

 

2. Диагностика

Индивидуальные занятия с использованием тестового инструментария

 

3. «Мое имя»

Упражнение «Приветствие»

Игра упражнение «Божья коровка»

Игра «Ласковые слова»

Пальчиковая игра «Семья»

Рисование на тему «Раскрась имя»

Упражнение «Прощание»

Кукла, колокольчик, листы с именами, цветные карандаши.

«Давай поиграем!» Тренинговое развитие мира социальных взаимоотношений детей 3-4 лет. Автор-составитель И.А. Пазухина. стр. 14.

4. «Кто такой «Я»

Упражнение «Приветствие»

Чтение стихотворения «Аленушка»

Упражнение «Отражение в зеркале»

Подвижная игра «Дотронься до…»

Упражнение «Ребенок и кукла»

Рисование на тему «Моя ладошка»

Упражнение «Прощание»

Кукла Аленушка, зеркало, листы бумаги, карандаши.

«Давай поиграем!» Тренинговое развитие мира социальных взаимоотношений детей 3-4 лет. Автор-составитель И.А. Пазухина. стр. 17.

Октябрь:

Тема занятий

Мероприятие

Оборудование, источники

1. «Мои умные помощники»

Упражнение «Приветствие»

Игра-имитация «Послушай и угадай»

Подвижная игра «Осенние листья»

Дидактическая игра «Свой цвет узнай»

Этюд «Дождик»

Рисование на тему «Дождик»

Упражнение «Прощание»

Магнитофон с записью звуков леса, корзины 3 цветов (желтая, красная, зеленая), по 2-3 листка желтого, зеленого, красного цветов, заготовка бумаги, синие, голубые карандаши.

«Давай поиграем!» Тренинговое развитие мира социальных взаимоотношений детей 3-4 лет. Автор-составитель И.А. Пазухина.

Стр. 19

Дидактическое пособие «Развиваем графические навыки малыша» стр. 22.

2. «Мои игрушки»

Упражнение «Приветствие»

Упражнение «Назови любимую игрушку»

Игра «Мыши»

Игра-упражнение «Отгадай, что в мешочке»

Упражнение «Прощание»

Кукла – мальчик, мешочек с игрушками контрастной формы.

«Давай поиграем!» Тренинговое развитие мира социальных взаимоотношений детей 3-4 лет. Автор-составитель И.А.Пазухина. стр. 23

3. «Мои любимые сказки»

Упражнение «Приветствие»

Игра-упражнение «Колобок»

Упражнение «Моя любимая сказка»

Игра «Мой веселый звонкий мяч…»

Рисование на тему «Собери грибы в корзинку»

Упражнение «Прощание»

Мяч Колобок, магнитофон с записью звуков леса,  раздаточные листы, простые карандаши.

«Давай поиграем!» Тренинговое развитие мира социальных взаимоотношений детей 3-4 лет. Автор-составитель И.А.Пазухина. стр. 25.

Дидактическое пособие «Проверяем знания дошкольника» стр.28

4. «Я хочу»

Упражнение «Приветствие»

Сюжетно-ролевая игра «Ярмарка»

Подвижная игра «Карусели»

Этюд «Зайчики»

Творческая игра «Чудесный сундучок»

Упражнение «Прощание»

Игрушка собака Рыжик, яркий сундучок, образные игрушки.

«Давай поиграем!» Тренинговое развитие мира социальных взаимоотношений детей 3-4 лет. Автор-составитель И.А.Пазухина.

Стр. 28.

 

Ноябрь:

Тема занятия

Мероприятия

Оборудование, источники

1. «Я могу»

Упражнение «Приветствие»

Игра-упражнение «Петрушка»

Подвижная игра «Смелые мышки»

Игра «Зайка серенький скакал…»

Упражнение «Прощание».

Куклы девочка и мальчик, мешочек с игрушками, колпачок Петрушки, картинки птиц.

«Давай поиграем!» Тренинговое развитие мира социальных взаимоотношений детей 3-4 лет. Автор-составитель И.А.Пазухина.

стр. 31.

2. «Мое настроение»

Упражнение «Приветствие»

Упражнение «Зеркало»

Подвижная игра «Веселый мячик»

Этюд «Цветок»

Игра-упражнение «Волшебный мешок»

Упражнение «Прощание»

Клоун, разноцветный мячик, комочки ваты по количеству детей, рабочие листы по количеству детей.

«Давай поиграем!» Тренинговое развитие мира социальных взаимоотношений детей 3-4 лет. Автор-составитель И.А. Пазухина.

стр. 34.

3. «Плохо быть одному»

Упражнение «Приветствие»

Чтение рассказа «Поезд» Я. Тайца

Игра «Ау-ау»

Игра-упражнение «Передай другому»

Подвижная игра «Ищу друга»

Упражнение «Дружба начинается с улыбки»

Платок для завязывания глаз, меховой комочек, наборы игрушек.

«Давай поиграем!» Тренинговое развитие мира социальных взаимоотношений детей 3-4 лет. Автор-составитель И.А.Пазухина.

стр. 38.

4. «Мы разные»

Упражнение «Приветствие»

Упражнение «Посмотрим друг на друга»

Подвижная игра «Карусель»

Игра-драматизация «Мишка»

Упражнение «Прощание»

Игрушка Мишка, платок для завязывания глаз.

«Давай поиграем!» Тренинговое развитие мира социальных взаимоотношений детей 3-4 лет. Автор-составитель И.А. Пазухина.

Стр. 41.

 

Декабрь:

Тема занятия

Мероприятие

Оборудование, источники

1. «Мы веселимся, смеемся, играем»

Упражнение «Приветствие»

Игра «Клоун»

Этюд «Делай как я»

Игра «Снежинки»

Рисование на тему «Веселый ежик»

Упражнение «Прощание».

Клоун, разноцветный мячик, комочки ваты по количеству детей, рабочие листы по количеству детей.

 «Давай поиграем!» Тренинговое развитие мира социальных взаимоотношений детей 3-4 лет. Автор-составитель И.А. Пазухина.

стр. 43.

Дидактическое пособие «Развиваем графические навыки малыша» стр. 15.

2. «Говорим руками и телом»

Упражнение «Приветствие»

Подвижная игра «Веселый хоровод»

Творческая игра «Живая картинка»

Игра-имитация «Мы обезьянки»

Этюд «До свидания».

Кукла – Молчунья, картинки к игре по количеству детей.

«Давай поиграем!» Тренинговое развитие мира социальных взаимоотношений детей 3-4 лет. Автор-составитель И.А. Пазухина.

стр. 46.

3. «Помогаем друг другу»

Упражнение «Приветствие»

Упражнение «Кто поможет?»

Подвижная игра «Сборщики»

Игра-упражнение «Помоги Тане»

Творческая игра «Пазлы»

Упражнение «Прощание».

Птенчик, макет гнезда, игрушки из киндер-сюрпризов, 3-4 игрушки разделенные на 2 части, 3-4- мяча, фланелеграф с картинками.

«Давай поиграем!» Тренинговое развитие мира социальных взаимоотношений детей 3-4 лет. Автор-составитель И.А.Пазухина.

стр. 50.

4. «Мальчики и девочки»

Упражнение «Приветствие»

Упражнение «Найди отличие»

Дидактическая игра «Мальчик и девочка»

Подвижная игра «Мяч»

Творческая игра «Подружки»

Упражнение «Прощание»

Куклы мальчик и девочка, сюжетная картина с мальчиками и девочками, предметы для мальчиков и девочек.

«Давай поиграем!» Тренинговое развитие мира социальных взаимоотношений детей 3-4 лет. Автор-составитель И.А.Пазухина.

стр.52.

 

Январь:

Тема занятия

Мероприятие

Оборудование, источники

1. «Все начинается с мамы»

 

Упражнение «Приветствие»

Стихотворение «Моя мама»

Подвижная игра «Идем к маме»

Рисование на тему «Подарок для мамы»

Упражнение «Прощание».

Пособие к игре «Наша мама», заготовки цветов, карандаши.

«Давай поиграем!» Тренинговое развитие мира социальных взаимоотношений детей 3-4 лет. Автор-составитель И.А. Пазухина.

стр. 55

Дидактическое пособие «Развиваем графические навыки малыша» стр. 10.

2. «Дружная семья»

Упражнение «Приветствие»

Упражнение «Моя семья»

Подвижная игра «Карусели»

Игра-упражнение «Ласковый мелок»

Дидактическая игра «Портрет семьи»

Упражнение «Прощание».

Сюжетная картинка «Семья».

«Давай поиграем!» Тренинговое развитие мира социальных взаимоотношений детей 3-4 лет. Автор-составитель И.А. Пазухина.

стр. 58.

3. «Маленький помощник»

Упражнение «Приветствие»

Беседа «Маленький помощник»

Дидактическая игра «Маленькие помощники»

Игра «Пузырь»

Творческая игра «Волшебное превращение веревочки»

Упражнение «Прощание».

Кукла Знайка, набор предметных картинок, отрезки шнура желтого цвета по количеству детей.

«Давай поиграем!» Тренинговое развитие мира социальных взаимоотношений детей 3-4 лет. Автор-составитель И.А. Пазухина.

стр. 61.

4. «Я в детском саду»

Упражнение «Приветствие»

Чтение рассказа Р. Зерновой «Как Антон полюбил ходить в детский сад»

Физкультминутка «Утреннее приветствие»

Упражнение «Качели»

Упражнение «Прощание».

«Давай поиграем!» Тренинговое развитие мира социальных взаимоотношений детей 3-4 лет. Автор-составитель И.А. Пазухина.

стр. 65.

 

Февраль:

Тема занятия

Мероприятие

Оборудование, источники

1. «Секрет волшебных слов»

Упражнение «Приветствие»

Беседа «Вежливые слова»

Игра-занятие «Волшебные слова»

Физкультминутка «Утреннее приветствие»

Упражнение «Дружба начинается с улыбки».

Игрушка Медведь.

 «Давай поиграем!» Тренинговое развитие мира социальных взаимоотношений детей 3-4 лет. Автор-составитель И.А.Пазухина.

стр. 68.

2. «Мы поссоримся и помиримся»

Упражнение «Приветствие»

Дидактическая игра-беседа «Умей извиняться»

Чтение стихотворения А. Кузнецова «Поссорились»

Подвижная игра «Гнездышко»

Графическое упражнение «Черепашки поссорились»

Упражнение «Прощание».

«Давай поиграем!» Тренинговое развитие мира социальных взаимоотношений детей 3-4 лет. Автор-составитель И.А. Пазухина.

стр. 71

Дидактическое пособие «Развиваем графические навыки малыша» стр. 7.

3. «Ссора»

Упражнение «Приветствие»

Упражнение «Просим извинения»

Подвижная игра «Нам не тесно»

Игра «Хоровод друзей»

Упражнение «Прощание».

Детали детского конструктора.

«Давай поиграем!» Тренинговое развитие мира социальных взаимоотношений детей 3-4 лет. Автор-составитель И.А.Пазухина.

стр. 71.

4. «Давай поговорим»

Упражнение «Приветствие»

Чтение стихотворения Т. Копылова «Хмурый мишка»

Игра «Разноцветные клубочки» 

Физкультминутка «Утреннее приветствие»

Упражнение «Прощание».

Игрушка Мишка

«Давай поиграем!» Тренинговое развитие мира социальных взаимоотношений детей 3-4 лет. Автор-составитель И.А.Пазухина.

стр. 75

физкультминутка ст. 65.

 

Март:

Тема занятия

Мероприятие

Оборудование, источники

1. «Как себя вести».

Упражнение «Приветствие»

Беседа «Как себя вести во время разговора»

Творческая игра «Мир без тебя»

Физкультминутка «Утреннее приветствие»

Чтение сказки «Курочка ряба», обсуждение слов утешения

Упражнение «Прощание».

Сюжетные картинки, мяч.

 «Давай поиграем!» Тренинговое развитие мира социальных взаимоотношений детей 3-4 лет. Автор-составитель И.А. Пазухина.

стр. 77.

2. «Что такое «хорошо» и что такое «плохо»

Упражнение «Приветствие»

Беседа «Хорошо и плохо»

Игра-драматизация «Узнай себя»

Подвижная игра «Гнездышко»

Графическое упражнение «Штопаем коврик»

Упражнение «Прощание».

Кукла мальчик, «Давай поиграем!» Тренинговое развитие мира социальных взаимоотношений детей 3-4 лет. Автор-составитель И.А. Пазухина.

стр. 78

подвижная игра стр.73

Дидактическое пособие «Проверяем знания дошкольника» стр. 21.

3. «Подарок»

Упражнение «Приветствие»

Игра-упражнение «Я принес тебе подарок»

Подвижная игра «Нам не тесно»

Упражнение «Сделай подарок»

Упражнение «Прощание».

Разнообразные атрибуты для подарков, веревочки для изготовления бус.

«Давай поиграем!» Тренинговое развитие мира социальных взаимоотношений детей 3-4 лет. Автор-составитель И.А. Пазухина.

стр. 80

подвижная игра стр.73.

4. «Правила поведения»

Упражнение «Приветствие»

Игра «Давай поздороваемся»

Динамическая пауза «Танец в кругу»

Игра «Кто позвал?»

Графическое упражнение «Свинка собирает желуди»

Упражнение «Прощание».

Игрушка Свинка, парные карточки животных.

«Цветик-семицветик» Программа психолого-педагогических занятий для дошкольников. Под редакцией Н.Ю. Куражевой. стр.20

Дидактическое пособие «Развиваем графические навыки малыша» стр. 3.

 

Апрель:

Тема занятия

Мероприятие

Оборудование, источники

1. «Пожалуйста»

Упражнение «Приветствие»

Стихотворение «Правило», вспоминаем правила поведения.

Подвижная игра «Пожалуйста»

Игра «Вежливый мостик»

Графическое упражнение «Дорисуй»

Упражнение «Прощание».

Игрушка Свинка.

 «Цветик-семицветик» Программа психолого-педагогических занятий для дошкольников. Под редакцией Н.Ю.Куражевой. стр.21

Дидактическое пособие «Развиваем графические навыки малыша» стр. 20.

2. «Радость»

Упражнение «Приветствие»

Беседа «Я радуюсь когда»

Упражнение «Гномик»

Динамическая пауза «Солнышко»

Графическое упражнение «Солнышко улыбнись»

Упражнение «Прощание».

Солнышко по количеству детей, карандаши, улыбающаяся игрушка

«Цветик-семицветик» Программа психолого-педагогических занятий для дошкольников. Под редакцией Н.Ю.Куражевой. стр.28.

3. «Грусть»

Упражнение «Приветствие»

Беседа «Мне грустно, когда…»

Графическое упражнение «Грустный котенок»

Подвижная игра «Грустный - веселый»

Упражнение «Найди утят»

Упражнение «Прощание».

Графические задания по количеству детей, картинки с утятами по количеству детей

«Цветик-семицветик» Программа психолого-педагогических занятий для дошкольников. Под редакцией Н.Ю.Куражевой. стр.32

Дидактическое пособие «Развиваем графические навыки малыша» стр. 8.

4. «Гнев»

Упражнение «Приветствие»

Игра «Зеркало»

Беседа «Я сержусь когда….»

Упражнение «Работа с гневом»

Психомышечная гимнастика «Котенок»

Упражнение «Найди сердитого зверя»

Упражнение «Прощание».

Мусорная корзина, газеты, мешочек Гнева, листы с заданием по количеству детей, цветные карандаши

«Цветик-семицветик» Программа психолого-педагогических занятий для дошкольников. Под редакцией Н.Ю. Куражевой. стр.36.

 

Май:

Тема занятия

Мероприятие

Оборудование, источники

1. «Словарик эмоций»

Упражнение «Приветствие»

Игра «Угадай эмоцию».

Игра «Слушай внимательно»

Физкультминутка «Полетим на облаках»

Графическое упражнение «Изобрази эмоцию»

Упражнение «Прощание».

Бланки с заданиями на каждого ребенка, цветные карандаши, рисунки сказочных героев с разными эмоциями.

 «Цветик-семицветик» Программа психолого-педагогических занятий для дошкольников. Под редакцией Н.Ю. Куражевой. стр.21

Дидактическое пособие «Развиваем графические навыки малыша» стр. 11.

2. «В гостях у сказки»

Упражнение «Приветствие»

Рассказ «Невоспитанный мышонок»

Игра-упражнение «Игрушки»

Подвижная игра «Сороконожка»

Графическое упражнение «Шел Мышонок по дорожке»

Упражнение «Прощание».

Игрушка Мышонок, графические задания по количеству детей, карандаши, игрушки по количеству детей.

«Давай поиграем!» Тренинговое развитие мира социальных взаимоотношений детей 3-4 лет. Автор-составитель И.А. Пазухина.

стр. 82.

Дидактическое пособие «Развиваем графические навыки малыша» стр. 18.

3. Диагностика

Индивидуальные занятия с использованием тестового инструментария

 

 

Литература:

  1. Алябьева Е А. Коррекционные и развивающие занятия для детей старшего дошкольного возраста. - Москва: Творческий центр, 2002.
  2. Аралова М А. Справочник психолога ДОУ. - Москва: Творческий центр, 2010.
  3. Бабаева Т.И., У школьного порога. - Москва: Просвещение, 1993.
  4. Бабкина Н В. Оценка психологической готовности детей к школе. – Москва: Айрис Пресс, 2005.
  5. Загуменная Л А. Социально-личностное развитие дошкольников. – Волгоград: Учитель, 2012.
  6. Зегебарт Г.М, Ильичева О.С. Учение без мучения. Волшебные обводилки. Формирование графомоторных навыков.  Методическое пособие.  – Москва: Генезис, 2009. 
  7. Калинина Р Р. Тренинг развития личности дошкольника. – Санкт-Петербург: Речь, 2005.
  8. Катаева Л И. Коррекционно развивающие занятия в подготовительной группе.- Москва; Книголюб, 2004.
  9. Князева О.Л., Стеркина Р.Б..  «Я, ты, мы». Социально-эмоциональное развитие детей 3-6 лет. Москва.: Просвещение, 2004.
  10. Куражева Н.Ю., Вараева Н.В., Тузаева А.С., Козлова И.А. «Цветик-семицветик». Программа интеллектуального, эмоционального и волевого развития детей 5-6 лет.- СПб.: Речь; М.; Сфера, 2012.
  11. Куражева Н.Ю., Вараева Н.В.,Тузаева А.С., Козлова И.А. «Цветик-семицветик ». Программа интеллектуального, эмоционального и волевого развития детей 4-5 лет.- СПб.: Речь; М.; Сфера, 2012.
  12. Куражева Н.Ю., Вараева Н.В.,Тузаева А.С., Козлова И.А. «Цветик-семицветик ». Программа интеллектуального, эмоционального и волевого развития детей 3-4 лет.- СПб.: Речь; М.; Сфера, 2011.
  13. Кряжева Н. «Радуемся вместе» - М., 2006.
  14. Пазухина И А. «Давай поиграем!» Тренинговое развитие мира социальных взаимоотношений детей 3-4 лет. – СПб: Детство - Пресс, 2005.
  15. Пазухина И А. «Давай познакомимся!» Тренинговое развитие и коррекция эмоционального мира дошкольников 4-6 лет. – СПб: Детство - Пресс, 2004.
  16. Семаго Н Я, Семаго М М   Диагностический альбом для оценки развития познавательной деятельности ребенка. – Москва: Айрис Пресс, 2005.
  17. Ундзенкова А.В., Колтыгина Л.С. Графемика. Развитие графомоторного восприятия у детей 5-7 лет. Екатеринбург: Литур, 2006.
  18. Бардиер Г. «Я хочу» - СПб., Дорваль,1993.
  19. Калинина Р.Р. «В гостях у Золушки» - Псков,1997.
  20. Минаева В.М. «Развитие эмоций дошкольников» - М., Аркти,1999.
  21. Выготский Л.С. «Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка» - Вопросы психологии № 6, 1996.
  22. Зинкевич Т.Д. «Теория и практика сказкотерапии» - СПб., Гармония,1996.
  23. Фоппель К. «Психологические игры и упражнения» - М.,1998.
  24. Хухлаева О.В. «Лесенка радости» - М., Совершенство,1998.
  25. Хухлаева О.В. «Практические материалы для работы с детьми 3-9 лет» - М., 2011.
  26. 26.  Бардиер Г. «Я хочу» - СПб., Дорваль,1993.
  27. Калинина Р.Р. «В гостях у Золушки» - Псков,1997.
  28. Минаева В.М. «Развитие эмоций дошкольников» - М., Аркти,1999.
  29. Выготский Л.С. «Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка» - Вопросы психологии № 6, 1996.
  30. Зинкевич Т.Д. «Теория и практика сказкотерапии» - СПб., Гармония,1996.
  31. Фоппель К. «Психологические игры и упражнения» - М.,1998.
  32. Шорохова О.А. «Играем в сказку» - М., 2006.

             

. . . . .