Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Урок по ОРКСЭ в 4 классе "Храм"

Дата публикации: 2022-11-28 00:04:53
Статью разместил(а):
Пидяшенко Инна Викторовна

Урок по ОРКСЭ в 4 классе "Храм"

Автор: Пидяшенко Инна Викторовна

МБОУ "СОШ № 38 имени А.У. Крутченко", МО Абинский район

 

Цель: дать представление о назначении православного храма и его устройстве. 

Задачи: 

1. Познакомить с понятием «православный храм», с назначением и устройством православного храма, формировать представление о его ценности как общенародного дома для молитв, святыни для православных людей.

2. Развивать интерес к знаниям о храмах, мотивацию к изучению православной культуры, обогащать, активизировать историко-культурный словарь учащихся.

3. Воспитывать ценностное отношение к духовному, историческому и культурному наследию. 

Ключевые понятия: храм, канун, кадило, икона, иконостас, царские врата, благословение, алтарь. 

Виды деятельности: беседа, работа в группах, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источником информации, участие в учебном диалоге. 

Методы: проблемно-поисковый, исследование, словесный, наглядный, практический, дедуктивный.

Оборудование: мультимедийный проектор, учебник А.В.Кураев «Основы православной культуры. 4-5 классы» (Москва, «Просвещение», 2017), раздаточный материал, свечи (подарки учащимся).

Планируемые результаты:

Личностные: осознают значимость чтения, высказывают свою точку зрения, выражают положительное отношение к процессу познания, умеют проявлять внимание, удивление, выражать желание больше узнать.

Метапредметные:

- регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, удерживают цель деятельности до получения ее результата, адекватно воспринимают оценку учителя и товарищей, планируют свои действия;

- познавательные: высказывают предположения, обсуждают проблемные вопросы, применяют модели для получения информации;

- коммуникативные: составляют небольшие устные диалогические высказывания в соответствии с требованиями речевого этикета, взаимодействуют с окружающими, овладевают умениями работать в паре, группе.

- предметные: осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.

Этапы урока

Деятельность учителя

1. Самоопределение к деятельности.

Здравствуйте, ребята. Сегодня работать на уроке мы будем вместе. Меня зовут Пидяшенко Инна Викторовна. Я учитель школы № 38 города Абинска.

2. Актуализация знаний.

3 мин.

(Звучит колокольный звон)

Что вы слышали?

Зачем, когда звонят колокола?

(Раньше колокольным звоном созывали народ на собрание. Колокола звонили во время пожаров, набегов недругов, чтобы собрать всех. Сейчас колокольный звон употребляется для того, чтобы созывать верующих на молитву, к богослужению, и чтобы возвещать о важнейших частях совершаемой в храме службы.)

Скажите, откуда доносятся эти звуки, где установлены колокола, где их можно увидеть?

А что такое храм? Как вы понимаете смысл этого слова?

3. Постановка учебной задачи  и определение темы урока

2 мин.

Как вы думаете, о чем сегодня будем вести речь? Попытайтесь сформулировать тему урока.

Когда пророк Моисей вывел еврейский народ из Египта и достиг горы Синай, на ее вершине он получил от Бога скрижали с десятью заповедями. Тогда же Моисей услышал от Бога и повеление о скинии: «Поставь скинию по образцу, который был показан тебе на горе». Скиния в переводе с древнегреческого означает шатер, палатка. Это прототип христианского храма.

4. Работа над понятием «церковь»

2 мин.

Собор от слова собрание. Это главный центральный храм городского поселения или монастыря.  Свято-Екатерининский кафедральный Собор является главным храмом Екатеринодарской и Кубанской епархии - один из самых больших храмов России, памятник архитектуры нашей краевой столицы. Это центр духовной жизни Кубани.

Главный кафедральный собор России – храм Христа Спасителя в Москве. Здесь служит Патриарх Московский и всея Руси.

А это собор Александра Невского, который находится на улице Красной в центре Краснодара.

Кому приходилось бывать в храме? Для чего люди посещают храм? Войдя в храм, что люди видят вокруг? Кто встречает пришедших?

5. Словарная работа.

2 мин.

Учебник. Чтение о священнике, о его службе.

В храме нас встречают свечи. Что символизирует свеча?

Церковная свеча является символом молитвенного горения перед Господом, Его Пречистой Матерью, перед святыми угодниками Божиими, знак добровольной жертвы Богу и Его храму и символ причастности человека к божественному свету. 

Для экскурсии по храму нам пригодятся важные понятия. Обратите внимание на слайд. Здесь есть подсказка. Соотнесите понятие с его содержанием.

Проверьте, так ли получилось у вас. Посмотрите на следующий слайд.

Храм. Обратимся к нашим словарикам – что такое храм.

7. Знакомство с правилами поведения в храме

Учитель: Мы идем в гости, в этот дом, чтобы не смутить и не огорчать верующих, каждый из вас перед входом в храм обязательно должен вспомнить правила “как вести себя в храме”. 

Учитель: Может быть вы знаете, как нужно вести себя в храме. 

(Заходить надо спокойно. В храме не кричать, мобильные телефоны отключить, ничего не жевать. Нельзя бегать и играть.) 

Учитель: Входя в храм, христиане на мгновение останавливаются, осеняют себя крестом и кланяются. Перекреститься, значит, осенить себя крестным знамением, т.е. изобразить на себе крест.

Мужчины снимают головные уборы.

 

У вас на столах есть лист, на котором показано устройство храма. Изучите его. Мы совершим виртуальную экскурсию по храму.

Мы поднимаемся по ступенькам и останавливаемся на площадке, которая называется папертью.

В прежние времена на паперти молились кающиеся грешники. Также на паперти бедные просят милостыню. (ступени паперти – образ духовного возвышения Православной Церкви над окружающим миром).                              

Храмы создавались, согласно Ветхому Завету, по велению Самого Бога и состояли из трёх частей: притвора, середина храма и алтаря. Символику храмового пространства обычно связывают с его трёхчастным делением.

Притвор – мир, ещё не принявший Христа.

Храм (середина) – церковь земная (все ныне живущие верующие).

Алтарь – Церковь Небесная (Бог, ангелы и усопшие праведники).

Давайте пройдём в притвор.

Притвор - славянское слово, которое означает «перед дверями».

В притворе раньше стояли те, кто готовился к крещению и кающиеся, временно отлученные от причастия. Притворы в монастырских храмах часто использовались также в качестве трапезных. В настоящее время притвор сравнительно небольшой.

В притворе располагается  свечной ящик (небольшая церковная лавка, где можно приобрести свечи, кресты, иконы, ладан, лампадное масло, православную литературу, предметы церковной утвари, просфоры (освящённый хлеб). Над притвором обычно строится колокольня.

Здесь же стоит канун.

Молясь Богу, ставят свечи об упокоении усопших христиан. Здесь служат панихиды по ним. Рядом с кануном стоят столы, куда прихожане кладут продукты, приносимые в жертву храму и как милостыню за усопшего. 

Вторая самая большая часть – сам храм - место для прихожан, собравшихся на церковное богослужение. В центре стоит аналой с иконой праздника.

Аналóй  это небольшой высокий четырёхугольный столик с покатым верхом.

Мимо прошел священник. В руке у него дымящееся …

Священник совершает каждение. Что значит кадить? Прочтем в словарике.

Далее перед собой мы видим амвон – специальное сооружение в храме, предназначенное для чтения священного Писания, пения , произнесения проповедей.

Ну, а впереди вы видите целую стену из икон. Она называется иконостас.

Давайте прочитаем определение.

В центре иконостаса двери. Они называются Царские врата(ворота). 

Через них к людям выносят Евангелие, и через них никто, кроме священнослужителей не проходит. Справа от Царских врат всегда икона Христа. Слева – всегда икона Божией Матери, в жизни ее еще называют Девой Марией А как по-вашему, Она – это Бог или человек? Правильный ответ найдем в статье учебника.         

За чистоту своей души и жизни Марию, мать Христа, еще называют Пресвятой Девой. Мы сейчас прослушаем самую известную молитву к Матери Христа, а глазами вы можете читать текст молитвы в учебнике.

За иконостасом находится  алтарь - главнейшая часть храма, место святое, поэтому в него не позволяется входить непосвященным. Алтарь означает небо, где обитает Бог, а храм — землю.

8. Физминутка.

Прилетели ангелочки –

Становились на носочки.

Вверх руками потянулись

И друг другу улыбнулись.

Крылышки расправили-

В стороны направили,

Наклонились до земли,

Словно тяжести несли.

Ножками потопали,

Ручками похлопали,

Поскакали в высоту,

Чтобы там поймать звезду.

Глубоко вздохнули,

Плечи развернули,

Повели руками

Чуть над головами.

А теперь им всем пора

Делать добрые дела. 

9. Работа в группах.

КОНВЕРТ 2

1-й ряд – работа по учебнику стр. 72-73

Что такое благословение? Кто может благословить? 

2-й ряд – работа с текстом. Что означает количество куполов?

Купол православного храма увенчивается крестом. Накупольный крест означает победу Спасителя над силами зла, которая совершилась благодаря Его крестному подвигу.

Часто у основания креста помещён полумесяц, который обозначает якорь как символ Спасения и надежды.

3-й ряд – работа с текстом учебника. Что такое алтарь? Почему никто не имеет права туда входить?

10. Закрепление. Работа в парах.

Сделать подписи к изображениям, используя слова-подсказки.

Учитель читает загадки.

11. Рефлексия деятельности.

Что нового узнали на уроке? Что запомнилось? Что захотелось еще узнать? У вас есть изображение свечи. Напишите на свече, о чем бы в молитве вам хотелось сказать.

Помните: в молитвах христианин у Бога должен просить полезного. Святитель Игнатий Брянчанинов пишет: «Предметы молитвы нашей должны быть духовные и вечные, а не временные и вещественные». Обратите внимание на слайд.

Выберите, о чем вам хотелось упомянуть в молитве. На память о нашем знакомстве мне хотелось бы вручить вам небольшие подарочки. Эти свечи мои ученики сделали собственноручно для вас, вложив в них частичку своей души, тепла, любви.

Тысячи лет люди ходят в  храм.

Идут страждущие и плачущие – и там утешаются.

Идут растерявшиеся – и там получают наставления.

Идут провинившиеся – и получают прощение.

Идут счастливые – поделиться радостью и поблагодарить Бога.

Береги храм в своей душе и созидай его всю свою жизнь.

Домашнее задание по выбору на слайде.

. . . . .