Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Урок по русскому языку в 4 классе "Именительный падеж имен существительных"

Дата публикации: 2022-12-07 22:38:01
Статью разместил(а):
Кесаева Белла Борисовна

Урок по русскому языку в 4 классе "Именительный падеж имен существительных"

Автор: Кесаева Белла Борисовна

 

Цель урока: познакомить учащихся с особенностями именительного падежа.

Задачи урока:  

· развивать умение определять падеж по вопросу и вспомогательным словам;

· знать особенности  именительного падежа;

· формирование умений осознанно распознавать слова, относящиеся к различным частям речи;

· формирование умений выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения;

· развивать орфографическую зоркость, внимание, мышление, речь, способствовать формированию навыков грамотного каллиграфического письма;

· воспитывать интерес к изучению русского языка, любознательность, доброжелательное отношение друг к другу.

Личностные: способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности; учебно-познавательный интерес  к новому учебному материалу;

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу;  в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

Познавательные: умение анализировать, делать простые выводы;

Коммуникативные: договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; формулировать своё мнение и позицию

Оборудование: проектор для показа презентации, учебник Т.Г.Рамзаева «Русский язык 4 класс», раздаточный материал (индивидуальные карточки).

1. Организационный момент.

Прозвенел звонок для нас,

Все зашли тихонько в класс.

Встали ровненько, красиво,

Поздоровались учтиво.

Тихо сядем, спинки прямо.

И с улыбочкой вздохнем,

А потом урок начнем.

Урок наш удастся, если будет царить атмосфера добра, понимания друг друга, взаимоуважения. Эпиграфом к уроку хотелось бы взять слова замечательного русского писателя Константина Георгиевича Паустовского «С русским языком можно творить чудеса. Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом. Звучание музыки, спектральный блеск красок, игру света, шум и тень садов, неясность сна, тяжкое громыхание грозы, детский шепот и шорох морского гравия. Нет таких звуков, красок, образов и мыслей, для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения.»

Начнём урок.

2. Проверка домашнего задания (упр. 113 стр. 63).

 Назовите главные члены в каждом предложении.  

3. Актуализация знаний.

Запишем в тетрадях: сегодняшнее число, классная работа. 

I. Минутка чистописания.

1. Прописываем в соединении буквы «Мм».

2. Продолжаем каллиграфическую минутку, закрепим написание буквы «м».

 Прочитай пословицу: Мой дом - моя крепость. Запишите в тетрадь.

Объясним смысл пословицы (Мой дом – это, то место, где я могу и должен чувствовать себя в полной безопасности).

Но прежде чем приступить к выполнению задания вспомним:

- Что такое имя существительное?

- Что обозначает?

- На какие вопросы отвечает?

- Как изменяется имя существительное?

- Как определить падеж имени существительного?

- Как иначе называется изменение имени существительного по падежам?

- Нам нужно найди имена существительные в пословице, указать род. (проверка в парах).

Но для начала мы вспомним и проговорим веселое правило:

У существительных род мужской,

Если поставить … (Он или Мой).

К женскому роду весна и земля

Можно поставить … (Она и Моя).

У среднего рода копье и окно

Проверка словами … (Моё и Оно).

Назови существительные, укажи род.

3. Словарная работа.

Приготовились к словарной работе, можно открыть словарики при затруднении. Во всех словарных словах сегодня должна быть буква «м».

Назови словарные слова, которые являются именем существительным, в нем обязательно есть буква «м». Это имя существительное неодушевленное и нарицательное. (Выслушивается 3-4 ответа и эти слова записываются с выделением ударения и непроверяемой орфограммы: малина, машина, метро).

Допишите еще существительное с буквой «м» неодушевленное, собственное (Москва)

II. Самоопределение к деятельности.

Вспомним:

- Что такое подлежащее?

- Что оно обозначает?

- На какие вопросы отвечает?

- Какой частью речи чаще всего выражено?

Прочитайте предложение, запишите его в тетрадь.

Лед сковал деревенский пруд.

Поставьте вопросы к именам существительным. (что? лед и что? пруд)

Что вы можете сказать об этих словах, каковы их грамматические признаки (эти имена существительные муж. рода, неодушевленные).

Определите падеж имен существительных (Ответы детей).

В чем состоит трудность определения падежа имен существительных? (Они отвечают на один и тот же вопрос, стоят в начальной форме).

Как определить падеж в этом случае? (После обсуждения приходят к выводу, что надо определить, какое из слов в предложении является подлежащим. Это существительное в именительном падеже. А существительное, которое является второстепенным членом, употреблено в винительном падеже).

Сформулируйте задачу урока ( научится распознавать имена существительные в именительном падеже).

Сформулируйте тему урока (Именительный падеж имен существительных).

III. Работа по теме урока.

1. Выступление ребенка с докладом «Почему именительный падеж так называется?».

Почему же именительный падеж так называется?

История его названия восходит к древним временам Греции и Рима.

Первыми название для него придумали греки. Римские учёные перевели эти слова на латынь. И греческое и римское  одинаково значили «имя». На русский язык это слово перевели как именительный. Тот, который именует, называет начальную форму существительного. Преимуществом именительного падежа является и то, что в предложении именно он является одним из главных членов.

2. Наблюдения над именами существительными в именительном падеже.

Прочитайте предложения, запишите их в тетрадь:

Любит дочь мать.

Маленькая девочка крепко спала.

В горах Северной Осетии выпал снег.

Найдите в каждом предложении главные члены, подчеркните их.

В каком падеже употреблены имена существительные? (в именительном и винительном падежах)

3. Работа по учебнику.

Прочитайте правило на стр.65.

Каким членом предложения являются имена существительные в именительном падеже?

V. Физминутка под музыку.

VI. Закрепление изученого материала.

1. Работа по учебнику: Упр. 117 стр. 65.

2. Чтение правила в стихах:

Я Именительный падеж,

Меня легко все узнают

И в подлежащие зовут.

Предлогов с детства не люблю,

С собою рядом не терплю.

Мои вопросы кто? и что?

Ни с чем ни спутает никто.

3. Работа в парах.

У вас на партах лежат цветные карточки. Возьмите желтую карточку. На ней напечатаны 3 группы предложений. Прочитайте и выпишите из каждой группы те предложения, в которых выделенные слова стоят в именительном падеже.

Птенец выпал из гнезда. Ласточки кружились над выпавшим птенцом. Петя поднял птенца и посадил его в гнездо.

На берегу реки растёт камыш. Река радует светлым журчанием. Ночью в реке заиграют звёзды.

Белая луна освещала лес. Страшно зайцу в тёмном лесу. После дождя лес притих.

Итак, какие предложения вы выписали?

Докажите, что существительное стоит в именительном падеже. (По алгоритму: на какой вопрос отвечает? каким членом предложения является? имеется ли предлог?) Подчеркните подлежащее, укажите падеж.

Птенец выпал из гнезда. 

Река радует светлым журчанием.

После дождя лес притих.

Проверка. (Ставим баллы на полях)

Оцените себя по данному критерию:

Без ошибок – «5».

1 ошибка – «4».

2 ошибки – «3».

Встаньте те, кто справился на «5». А кто на «4»? Молодцы! Спасибо.

VII. Рефлексия. 

Работа с оценочным листом.

Возьмите оценочный лист и оцените свою работу на уроке по пятибалльной шкале по трем критериям:

1) Материал усвоен …

2) Моя активность на уроке …

3) Мое настроение на уроке …

Оценочный лист учащегося 4 «Б»: ...

Оцените свою работу на уроке по пятибалльной шкале по критериям, указанным в таблице. Закрасьте нужный вариант.

VIII. Подведение итогов урока.

- Что узнали на уроке?

- Чему вы научились?

- Что понравилось?

IX. Домашнее задание: Учить правило на стр. 65, упражнение 118.

Спасибо, дети, за урок. Было приятно и интересно с Вами работать. Урок закончен.

 

. . . . .