Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Конспект урока по окружающему миру "Русь расправляет крылья"

Дата публикации: 2022-12-08 14:10:15
Статью разместил(а):
Ююкова Виктория Вячеславовна

Конспект урока по окружающему миру "Русь расправляет крылья"

Авторы: Ююкова Виктория Вячелсавовна

и Ванюшина Елена Евгеньевна

ГАПОУ Астраханской области "Астраханский социально-педагогический колледж"

 

Класс: 4.

Цель: сформировать представления учащихся о возрождении Руси.

Задачи: познакомиться с фактами, которые свидетельствуют о возрождении Северо-Восточной Руси; изучить материал о правлении князя Ивана Калиты и присоединении городов Руси к Московскому княжеству.

Познавательные УУД: осознавать познавательную задачу, читать, извлекая нужную информацию, выявлять известное и неизвестное; развивать умение работать с картой.

Коммуникативные УУД: участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения, участвовать в работе группы

Регулятивные УУД: принимать и сохранять учебную задачу, планировать в сотрудничестве с учителем и одноклассниками необходимые действия.

Личностные УУД: способствовать к готовности оценивать свой труд, принимать оценки одноклассников, учителя; воспитывать чувство гордости за свою страну.

Тип урока: открытие нового знания.

Оборудование: учебник «Окружающий мир» 4 кл., А.А.Плешаков, компьютер, презентация, раздаточный материал.

Этап урока, Методы и приемы

Содержание урока

Формируемые УУД 

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I. Этап самоопределения к деятельности 

Прозвенел звонок. Красиво встали, выпрямили спинки. Здравствуйте, ребята. Я очень рада вас видеть! А сейчас, тихонечко садитесь. Мы начинаем наш урок.

Приветствуют учителя.

Р.- Принимать и сохранять учебную задачу

II. Актуализация знаний и мотивация 

Чтобы начать урок, вспомним, что мы изучили на прошлом. У вас на столах лежат тесты. Вам нужно внимательно прочитать вопрос и отметить  верный ответ.

Тест (1) 

1. Поход монголов на Русь возглавил хан:

а) Чингисхан  б) Батый  в) Темучин

2. Какой город первым оказался на их пути?

а) Рязань  б) Владимир  в) Новгород

3. Какой город долго сопротивлялся монголам?

а) Новгород  б) Рязань  в) Козельск

4. Что выплачивала Русь Золотой Орде?

а) выкуп   б) налог  в) дань

5. Первый удар в 1240 г. на северо-западном рубеже Руси нанесли:

а) монголы  б) шведы  в) рыцари-крестоносцы

6. Разбил шведов на реке Неве князь:

а) Александр   б) Ярослав   в) Владимир

7. Какое прозвание получил новгородский князь после победы над шведами?

а) Мудрый  б) Невский  в) Вещий

8. Когда состоялось Ледовое побоище?

а) 5 апреля 1242 г.

б) 20 мая 1242 г.

в) 5 апреля 1421 г.

Представьте птицу, зовут её Русь, с середины 12 века на неё нападали хищные птицы и приносили ей боль. Боролась птица-Русь с врагами, победила крестоносцев и стала собираться с силами для борьбы с самым грозным врагом – Золотой ордой. И мечтали люди русские, что окрепнет Русь Матушка, расправит свои крылья и устремится в чистое, голубое небо навстречу светлому будущему.

Скажите, о чем сегодня пойдет речь на уроке?

Посмотрите, на слайд. На нём представлена таблица с вопросами. Я предлагаю вам в первом столбце таблицы напротив каждого вопроса поставить знак «плюс», если знаете ответ, если проходили данную тему, и «минус», если не знаете. 

1. Когда и как возникло Древнерусское государство?

2. Как было организовано управление в Древней Руси?

3. Каковы заслуги князя Владимира? (годы правления 980-1015)

4. В чем значение принятия христианства на Руси?

Что стало распространяться, развиваться, строиться?

5. Кто и когда основал Москву?

6. Кто создал славянскую азбуку?

7. Почему Древняя Русь распалась на отдельные княжества?

8. Когда и кем была разорена Русь?

9. Чем известен в истории Иван Калита? (годы правления 1325-1340)

10. Как возрождалась Русь?

(Московское княжество в 14 веке стало сильнейшим в Северо-Восточной Руси. Иван Калита начал собирать русские земли вокруг Москвы) 

О Древней Руси 

(Вопросы все на слайде, поочерёдно дети читают и отвечают на них)

(В 862 году новгородцы призвали на княжение Рюрика. После него новгородским князем стал Олег. В 882 году Олег объединили под своей властью Новгород и Киев. Так возникло Древнерусское государство со столицей в Киеве.) 

(Главой Руси был великий князь киевский, его советниками и помощниками – бояре, а опорой и поддержкой – верные и преданные княжеские дружинники – воины.)

(Крещение Руси 988 год)

(С христианством на Руси стали распространятся грамотность и просвещение. Начали развиваться искусства и ремёсла, например строительство. По все Руси сооружали прекрасные церкви и соборы.) 

(Юрий Долгорукий (1090 –1157) – суздальский князь, сын Владимира Мономаха, правнук Ярослава Мудрого. Первое упоминание о Москве в 1147 году) 

(Святые Кирилл и Мефодий)

(К середине 12 века Древняя Русь распалась на отдельные княжества. Князья хотели быть самостоятельными и никому не подчинятся.) 

(К осени 1237 года монголы приблизились к границам русских земель. Ордынское войско вел хан Батый. Он разгромил и сжег многие города: Рязань, Владимир, Киев и другие. Большинство русских земель попали в зависимость к Золотой Орде.) 

Р.- Принимать и сохранять учебную задачу

К.- Формулировать ответы на вопросы учителя и других обучающихся; 

Р.- Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей

Р.- Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей

III. Постановка учебной задачи 

Какие вопросы для вас оказались неизученными? 

На данные вопросы мы не можем дать ответ, значит, мы его найдём на уроке.

Посмотрите на слайд, как называется тема нашего урока?

Как вы понимаете это выражение?

Сейчас вы затрудняетесь ответить. Но в течение урока мы попытаемся понять, что же означает эта фраза.

9 и 10

«Русь расправляет крылья»

К.- Формулировать собственное мнение и позицию

К.- Учитывать разные мнения

IV. Открытие нового знания.

Физминутка.

А сейчас я вам расскажу про трудные времена на Русской земле. Но перед этим я вам раздам карточки с текстом. В этом тексте пропущены некоторые слова и словосочетания. Ваша задача следить за моим рассказом и вставлять пропуски (текст из учебника стр. 65-66).

Несчастья, обрушившиеся на Русь, не сломили русских людей. Возвращались на родные пепелища уцелевшие жители, прятавшиеся по лесам. Нужно было налаживать жизнь заново. 

Более безопасными для жизни стали северо-восточные земли, наиболее удаленные от Орды. Здесь располагались города Москва, Владимир, Суздаль, Ростов, Тверь, Ярославль. Сюда направились переселенцы из других русских краев. Природа давала все необходимое для жизни – земли, удобные для обработки, леса, обильные дичью, реки и озера, богатые рыбой. 

Князья северо-восточной Руси были заботливыми и предприимчивыми хозяевами. Они ставили новые города и крепости. Постепенно возрождались прежние ремесла. В городах северо-восточной Руси трудились искусные кузнецы, кожевники, гончары, сапожники, плотники, камнерезы. Особо стали цениться мастера, изготавливающие вооружение и доспехи, - бронники, щитники, лучники, кольчужники. 

Потянулись из города в город купеческие караваны. Спокойно и прибыльно торговали купцы под княжеской защитой. 

Возникали новые монастыри. Нередко бывало так: поселился монах – затворник в дремучем лесу, а к нему потянуться люди за советом, утешением, а некоторые и останутся, тоже станут монахами. 

Около города Радонежа в середине 14 века возник Троицкий монастырь. Основал его Сергий. Его начали называть Сергием Радонежским. Старцу обращались за советом и поддержкой князья, бояре и простой люд. 

Всем помогал своим словом Сергий, никому не отказывал. Вскоре обитель, основанная им, прославилась по всей Руси. 

Итак, какие слова были пропущены?

Хорошо, теперь проверим, как внимательно вы слушали и следили за текстом.

Какие земли оказались более безопасными?

Какие города здесь располагались? 

Опишите князей Северо-Восточной Руси.

Какие ремёсла возродились в этих городах? Кто трудился там?

На экране записаны слова. Вы должны объяснить значение этих слов.

  1. Монастырь 
  2. Радонеж 
  3. Сергий Радонежский 
  4. Бронники 
  5. Щитники 

Вновь у нас физкультминутка,

Наклонились, ну-ка, ну-ка!

Распрямились, потянулись,

А теперь назад прогнулись.

Разминаем руки, плечи,

Чтоб сидеть нам было легче.

Голова устала тоже.

Так давайте ей поможем!

Вправо-влево, раз и два.

Отдохнули мы слегка.

А сейчас мы поговорим о московском князе Иване Даниловиче. Его прозвали Калита. Почему? Узнайте об этом, прочитав статью в учебнике «Московский князь Иван Калита» на с.66

Что происходило с Москвой при его правлении? 

Как при Иване Калите стали называть крепость? 

Какими стенами его обнесли? 

Более восьми веков прошло с тех пор, как на крутом Боровицком холме по приказу русского князя Юрия Долгорукого построили небольшую деревянную крепость. Шёл 1147г. и эту дату принято считать годом основания Москвы.

Москва стала центром одного из русских княжеств. А московский князь Иван Калита спешил укрепить город. Построил новые дубовые стены и башни Кремля

Что получили в наследство от Ивана Даниловича московские князья?

Почему же князя прозвали Калитой?

А ещё называли так потому, что он владел огромными богатствами. Иван I Калита (внук Александра Невского) вошел в историю как собиратель русских земель. Делал он это не путем захвата и оружием, а с помощью денег. Калита постоянно покупал села и города, отдаленные и близлежащие от Москвы. 

Северо-восточные земли, наиболее удаленные от Орды.

Москва, Владимир, Суздаль, Ростов, Тверь, Ярославль 

Князья северо-восточной Руси были заботливыми и предприимчивыми хозяевами. 

кузнецы, кожевники, гончары, сапожники, плотники, камнерезы.

1. Монасты́рь (греч.«один,одинокий») — община монахов или монахинь, имеющая единый устав, а также единый комплекс богослужебных, жилых, хозяйственных построек.

2. Город, рядом с которым построили монастырь.

3. Основатель монастыря

4-5. Мастера, изготавливающие доспехи. Бронники изготавливали кольчуги и панцири.

Богатела и росла.

Кремль.

Дубовыми.

Шапка Мономаха

(просмотр видеофрагмента) 

Калита – так называли в старину кожаный кошелек, для хранения денег. Прозвище Калита Иван Данилович получил от привычки носить постоянно кошелёк и раздавал милостыню нищим, не глядя, сколько вытащит из кошелька 

Р.- Принимать и сохранять учебную задачу

К.- Формулировать ответы на вопросы учителя и других обучающихся;

П.- Определение основной и второстепенной информации

К.- Аргументация своего мнения и позиции  

Р.- Принимать и сохранять учебную задачу

П.- Определение основной и второстепенной информации

К.- Аргументация своего мнения и позиции  

VII. Включение в систему знаний 

Рабочая тетрадь стр..22-23.

№ 1 Прочитаем утверждения и найдем неверные.

№ 2 Помогите Муравьишке и Попугаю отгадать слова на букву «к», прочитав утверждения.

К

а

л

и

т

а

 

К

о

н

с

т

а

н

т

и

н

К

р

е

м

л

ь

 

Неверное 3, т.к. завещание было написано на пергаменте.

Р.- Принимать и сохранять учебную задачу

Р.- Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей

VIII. Итог урока 

Рефлексия 

Итак, ребята, с какой темой мы сегодня познакомились?

1) Какие земли оказались наиболее безопасными для жизни?

2) Какие города здесь располагались.

3) Чем занимались князья этих городов?

4) Какие ремесла возродились в этих городах?  

5) Какой монастырь возник возле Радонежа? 

6) Кто его основал? 

7) Кто правил в Москве в те времена? 

8) Почему его так прозвали?

9) Что происходило с Москвой при его правлении?  

10) Что получили в наследство от Ивана Калиты Московские князья? 

11) Какое значение имело правление Ивана Калиты для Руси? 

Что показалось особенно интересным сегодня на уроке?

Дополните фразы:

- Сегодня я узнал …

- Я научился …

- Было трудно …

- Было интересно узнать, что …

- У меня получилось …

Северо-восточные, удалены от Орды

Москва, Ростов, Суздаль, Ярославль, Тверь, Владимир.

Ставили новые крепости и города.

Гончары, плотники, кожевники, сапожники, каменотесы и др.

Троицкий 

Сергий

Иван Данилович Калита

Москва богатела и росла 

Шапку Мономаха.

Он начал объединение русских земель вокруг Москвы и 40 лет было на Руси спокойно. Монголы не грабили и не разоряли Русь.

К.- Формулировать собственное мнение и позицию  

Р.- Выделение и осознание того, уже усвоено и что ещё нужно усвоить

Р.- Осуществляют итоговый контроль,

Оценка

. . . . .