Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 31.03.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ 5
         
         
kn publ E   kn publ 3   kn publ 4
         

Разработка урока "Выполнение рельефа – средство решения задач профессиональной деятельности"

Дата публикации: 2022-12-14 17:50:03
Статью разместил(а):
Титова Татьяна Андреевна

Разработка урока "Выполнение рельефа – средство решения задач профессиональной деятельности"

Автор: Титова Татьяна Андреевна

Московская центральная художественная школа при Российской академии художеств

 

Аннотация: В статье представлена разработка урока по дисциплине "Скульптура" в МЦХШ при РАХ по теме "Контекстное обучение как способ формирования профессиональных компетенций при обучении скульптуре" в рамках методической темы "Применение практико-ориентированных технологий с целью формирования личностных результатов обучения с учетом индивидуального образовательного маршрута " на примере задания "Рельеф классической головы.

Ключевые слова: рельеф, скульптура, контекстное обучение, обучающиеся, лепка, архитектоника, метапредметные связи, скульптор, художник.

 

Курс по дисциплине «Скульптура» занимает значительное место в процессе профессиональной подготовки не только скульпторов, но также архитекторов и дизайнеров. Следует отметить, что в скульптуре, как и в архитектуре, трехмерное пространство передается непосредственно, художник  решает проблемы взаимодействия формы и пространства, что в большой степени сближает эти виды искусства друг с другом.

В процессе освоения дисциплины наиболее важным представляется достижение таких целей, как: развить у обучающихся навыки восприятия, представления, объемно-пространственного  и образно-пластического мышления, развить навыки аналитического изучения изображаемого объекта и живой природы и воплощения их в пространственную форму; подготовить и воспитать художников, владеющих изобразительной грамотностью, способных в своей дальнейшей профессиональной деятельности успешно реализовывать творческие замыслы и  решать творческие задачи; подготовить специалистов, способных творчески мыслить, анализировать произведения мастеров скульптуры, совершенствовать художественные и функциональные параметры среды обитания человека.

Важнейшими задачами, требующими решения в процессе освоения дисциплины, являются: изучение основных законов пластики  и архитектоники, законов построения рельефа, его органической связи с плоскостью и принципов подчинения архитектуре, а также применение их в практической деятельности; раскрытие таких понятий, как конструкция, ритм, образ, пластика, «зона покоя» как неотъемлемая части формы, и других; развитие художественно-образного восприятия действительности, изучение человеческого тела как эталона художественной формы, конструкции и пластики.

В рамках общей методической темы МЦХШ при РАХ «Применение практико-ориентированных технологии с целью формирования предметных и личностных результатов обучения с учетом индивидуального образовательного маршрута» тема моей методической работы на ближайший учебный год была сформулирована так: Контекстное обучение как способ формирования профессиональных компетенций при обучении скульптуре. Своих учеников стараюсь ориентировать на принцип «Делаю, учась, учусь, делая».

Одной из важнейших компетенций, несомненно востребованной в дальнейшей профессиональной деятельности считаю способность демонстрировать в своем творчестве объемно-пространственное и образное мышление, развитый художественный вкус, владение методами моделирования и гармонизации искусственной среды обитания, использовать достижения визуальной культуры при разработке проектов.

По окончании обучения учащиеся должны знать и уметь оперировать общими понятиями и категориями, присущими объемно-пространственным структурам (пластика, образ, конструкция, архитектоника, форма, объем, вес, масса), устанавливать свойства и средства пластического языка; знать и уметь применять на практике  знания о законах воздушной перспективы, пластической анатомии человека и канонах пропорций,   закономерностях построения формы в пространстве (в том числе рельефа), методы организации творческого процесса; знать и уметь работать в различных скульптурных материалах, грамотно использовать их свойства; уметь изготовить  каркас для разных видов скульптур; владеть техникой моделирования (лепки) круглой скульптуры и рельефа.

В качестве примера представлена разработка урока по теме «Рельеф слепка классической головы в профиль»

Цель занятия: Закрепление знаний об основных законах создания рельефа, освоение методов работы над рельефом головы, получение знаний о возможностях применения рельефной скульптуры в профессиональной сфере.

Учебные цели: формировать творческие умения и навыки методически верного и последовательного ведения работы над рельефом головы от подготовительного рисунка до завершенного вида, нахождение образно-пластического и композиционного решения.

Воспитательные цели: воспитать интерес к окружающему миру, профессии скульптора, приучать к аккуратности и точности при выполнении работы.

Развивающие цели: развивать творческое воображение и пространственное мышление учащихся, способность к рефлексии и умение применять полученные знания на практике в профессиональной и других сферах жизни.

Метапредметные связи: с предметом «Рисунок»(для рельефа требуется подготовительный рисунок, в процессе работы активно используются навыки рисования),с предметом «Композиция»(в рельефе используются те же законы композиции, что и в круглой скульптуре; для рельефа нужно сначала придумать композиционное и образно-пластическое решение, в которое входит выбор высоты рельефа, параметры фона, расположение на фоне; параллельное задание по композиции - тема «Памятная медаль»), с предметом «История Искусств» (стимулирование возникновения рефлексии, эмоциональной мотивации, насыщения учебной информации личностным смыслом, затрагиваются такие контексты обучения, как исторический, культурный, социальный, эмоциональный.). Также на уроке используется кейс-технология.

1. Организационный момент (3 мин.) Приветствие, подготовка к уроку, напоминание правил техники безопасности. У каждого ученика должно быть организовано собственное рабочее место с определенным освещением, работа расположена на уровне глаз, фон подвешен строго вертикально, модель на уровне глаз, либо так, как того требует задача; определена дистанция между моделью и работой, определена точка зрения для отхода от работы, которая должна совпадать с точкой зрения на модель.

2. Проверка домашнего задания (3 мин.) Домашнее задание: подготовка фона определенной формы и параметров, соответствующих ранее согласованному с педагогом замыслу композиции, заливка силуэта, переведенного на фон по заранее сделанному с натуры рисунку строго в натуральную величину, скомпонованного с фоном в соответствии с продуманным и согласованным с педагогом композиционным замыслом. (Толщина заливки задает общую высоту рельефа, т.к. является условной невидимой стороной скульптуры, сокращенной по законам рельефа.) Оценивание выполнения домашнего задания.

3. Проверка и повторение, актуализация опорных знаний по теме (18 мин.) Основные законы рельефа: сплющивание круглой скульптуры между двух плоскостей (одна из которых реальна и является фоном) с целью создать иллюзию полного объема. Объем делится на видимую и невидимую части, каждая часть делится на определенное (необходимое для создания рельефа конкретной высоты) количество планов и создается изображение при помощи наложения их друг на друга. Сокращение планов происходит как в сторону условной плоскости, так и в сторону фона. Планы невидимой стороны могут быть обобщены. Возможны различные отклонения от правил с целью создания иллюзии и усиления воздействия на зрителя.

Существует 5 основных видов рельефа. Это барельеф, горельеф, контррельеф, койланаглиф (египетский рельеф), сквозной рельеф. Описание и разбор видов.

Описание технологии создания рельефа (включая рисунок головы в профиль в натуральную величину, композиционное решение, поэтапное ведение работы от прокладки к завершению).

Демонстрация примеров рельефа разных видов, рельефов головы и медали, выполненных мастерами эпохи Возрождения (Микеланджело, Донателло, Пизанелло, Лука делла Роббиа, Вероккио, Дезидерио да Сеттиньяно) и других эпох, античных камей, инталий и монет, их анализ. Демонстрация примеров работ учащихся прошлых лет по теме «Рельеф головы в профиль», анализ, разбор ошибок, выявление положительных качеств.

Краткий разговор об изображаемых учащимися классических головах (портреты Джулиано Медичи и Никколо да Удзано), а также опрос по пройденному материалу. Кто автор? Что это за скульптура? Это отдельная скульптура или фрагмент? Фрагмент какой скульптуры? Что вы о ней знаете? Какие жанры возродил Донателло в искусстве скульптуры? Занимался ли Микеланджело рельефом? Какие его рельефы вы знаете? Какие 5 видов рельефа вы знаете? По какому принципу они поделены на виды? Какие законы создания рельефа вы знаете? С какой стороны нужно чаще всего смотреть на модель при работе над рельефом? А на работу? Каким должно быть освещение при работе над рельефом? Какой обзор у рельефа разных видов?

4. Изучение нового материала (9 мин.)

Сферы применения рельефной скульптуры, материалы, технология лепки и перевода в материал, тематика, пространство для рельефа. В чем универсальность и практичность рельефной скульптуры? Чем хорош рельеф и чем превосходит круглую скульптуру?

Назовите пожалуйста, какие вы знаете сферы применения рельефной скульптуры? Сферы применения рельефной скульптуры: монета, ювелирное искусство (глиптика), монументальная скульптура (во взаимодействии с архитектурой), декоративная скульптура (также во взаимодействии с архитектурой), станковая скульптура и скульптура малых форм(в интерьер и самостоятельно), плакетка и медаль(сувенир),мемориальная скульптура, религиозное искусство, рельефно-графические изображения для слепых, ландшафтный дизайн, кинетическая скульптура. Жанры и тематика рельефа могут быть абсолютно любыми. Это портрет, пейзаж, натюрморт, батальные сцены, сюжетные композиции, изображение архитектуры и интерьера и др. Здесь рельеф имеет преимущества, т. к. некоторые из этих жанров в круглой скульптуре исполнить труднее.

Назовите пожалуйста, в каких материалах можно исполнить рельеф? Рельеф может быть выполнен в любом твердом материале – камень, дерево, металл (литье, гальваника,чеканка, выколотка),кость, пластик, керамика, гипс. Если взять металл в качестве примера, литье и другие технологии обходятся дешевле из-за меньшего расхода металла, его вида, а также более простой технологии изготовления и более простой последующей обработки.

Рельеф можно применить в любом, даже очень маленьком пространстве и пространстве нестандартной формы. Т. о. рельеф экономит пространство (в том числе в процессе работы над ним) в силу своего плоскостного решения, а кроме того может быть и двухсторонним.

Рельеф имеет более простую технологию формовки в сравнении с круглой скульптурой, которую может осуществлять сам учащийся. Последующая отливка и обработка также не сложная. Рельеф имеет и более простую технологию изготовления каркаса и лепки в сравнении с круглой скульптурой, например, гораздо реже требует суперпрочного сварного каркаса.

Таким образом, рельеф экономит место, время, материалы, а следовательно - деньги. Может легко удовлетворить запросы заказчика и позволяет найти пластическое решение, применимое практически в любой ситуации.

Заказчик говорит: «Я хочу портрет, но чтоб поместился в квартиру». Или: «Я хочу такую картину, но в скульптуре». Или: «Мне дорого, я хочу подешевле». Или: «Мне нужно срочно». Во всех этих случаях и многих других на выручку может прийти рельеф.

В процессе работы над различными заказами очень часто приходится приспосабливаться под требования и условия заказчика, и крайне важным является не потерять при этом качество исполнения, ценность замысла, не понизить собственную планку и не утратить личной заинтересованности. Умение работать в рельефной скульптуре сохраняет для вас эти возможности.

Владение рельефной скульптурой отличает вас как специалистов высокого уровня, способных реализоваться в современном обществе, поддерживая академические традиции в скульптуре. У рельефа, как вы узнали, есть правила и законы, овладев которыми, вы получаете определенную свободу их нарушать, ставя при этом и решая собственные новые задачи.

5. Постановка цели и задач практической работы. Самостоятельная работа. Домашнее задание (10 мин.) Прокладка планов рельефа головы в профиль в соответствии с выбранной степенью сплющенности (высотой рельефа), первоочередно - прокладка ближнего к зрителю плана (соприкасающегося с невидимой плоскостью), высота которого соотнесена с высотой заливки силуэта головы, с целью создать иллюзорное изображение объемной головы.

Домашнее задание-посетить ГМИИ им. Пушкина и другие музеи, посмотреть рельефы разных эпох вживую, изучить, проанализировать, понять, по законам рельефа они сделаны или с отступлением от них, какие использованы приемы.

6. Оценивание результатов работы обучающихся на уроке (2 мин) Оценивание работы обучающихся на уроке по степени активности участия в диалоге, количеству правильных ответов на вопросы, качеству выполнения самостоятельной работы, включенности в процесс обучения.

Считаю обучение лепке рельефа достаточно трудной задачей, поскольку для того, чтобы выполнить рельеф нужно сначала достаточно хорошо научиться лепить круглую скульптуру (в данном случае голову). В настоящее время рельеф в сравнении с круглой скульптурой развит очень слабо, и художники достаточно редко к нему обращаются, а вследствие этого не повышают свое мастерство лепки рельефа. Эту проблему скульптор должен для себя ставить самостоятельно и решать на протяжении всего своего творческого пути. Считаю целесообразным ввести в программу обучения  старших классов МЦХШ больше заданий, связанных с рельефом, и уделять рельефу больше учебного времени, чтобы ученик успел развить свои навыки его лепки до такого уровня, который позволил бы ему не утратить интерес к рельефу в дальнейшей учебе и жизни. Также были бы уместны проектные задания в сотрудничестве с отделением дизайна, которые выявили бы глубокие и тесные связи скульптуры (а в особенности рельефной) с архитектурой и закрепили бы у обучающихся основополагающие представления о необходимости изучения двух этих видов искусства вкупе.

Умение выполнять рельеф развивает ключевые универсальные компетенции, которые носят как предметный и профессиональный, так и надпредметный и надпрофессиональный характер. Дети учатся принимать решения, формулировать интересы, осознавать возможности, узнавать себя, помогать друг другу. Формирует мировоззренческие и социальные качества специалиста.

Важный момент урока на мой взгляд -  разговор о преимуществах рельефа, т.к. эта информация может быть применена учащимися в жизни. Вторым важным моментом считаю рассказ о законах рельефа, которые я формулирую, основываясь на изученной литературе, знаниях, полученных мной во время учебы «из уст в уста» от учителей, и личном опыте, и которые передаю ученикам в доступной форме, соответствующей их возрасту и опыту.

 

Литература:

1. Школа изобразительного искусства (1960-1968) в 10 томах, Издательство Академии Художеств СССР.

2. Мельник А.А. «Основные закономерности построения скульптурного рельефа: учебное пособие для средних профессиональных технических училищ», М.: Высш. шк .,1985 г.

3. Э. Лантери «Лепка». Издательство «В. Шевчук», Москва, 2013 г.

4. А.С. Голубкина «Несколько слов о ремесле скульптора». Москва, издание М.и С.Сабашниковых,1923 г.

5. Приданников М.В. «Академическая скульптура и пластическое моделирование:учебное пособие».СПбГИКиТ,Санкт-Петербург,2020 г.

6. В.В. Ермонская «Основы понимания скульптуры». Издательство «Искусство», Москва ,1964 г.

7. Д.Е. Аркин «Образы архитектуры и образы скульптуры». Москва,изд.«Искусство»,1990 г.

8. Г.Г. Дьячкова «Академическая скульптура и пластическое моделирование». Учебное пособие». Санкт –Петербургская государственная промышленная академия им.А.Л.Штиглица.Санкт-Петербург,2019 г.

9. Моисеева Т.Н., Тукачев А.Ю. «Скульптура и пластическое моделирование. Часть 1.Практикум». Омск:ОГИС,2008 г.

 

. . . . .