Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Юный правовед"

Дата публикации: 2023-01-06 14:57:33
Статью разместил(а):
Диамантиди Елена Афанасьевна

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Юный правовед"

Автор: Диамантиди Елена Афанасьевна

МБОУ "Лицей", г. Владикавказ

 

Возраст обучающихся: 17 лет (11 класс).

Срок реализации: 10 месяцев.

Цель программы: обучение основам правовых знаний.

Направленность программы: правоведение.

Вид программы: краткосрочная.

Уровень реализации: дополнительное образование.

Уровень освоения программы: базовый.

Способ освоения содержания образования: креативный.

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯЗАПИСКА

Программа «Юный правовед» разработана на основе и в соответствии с государственными требованиями к содержанию и структуре дополнительной общеобразовательной программы. Программа правоведческой направленности.

Программа разработана и основана на следующих нормативных документах:

Федеральный закон Р РФ от 29.12.2012 № 273 –ФЗ «Об образовании в Российской федерации» (ст.2, п.п.9,10);

• Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования: приказ от 22.12.2009 № 177785 6 октября 2009г. №373 «Об утверждении и введении федерального государственного образовательного стандарта»

• Авторская программа Л.Н. Боголюбова, Н.И. Городецкой, Л.Ф.Ивановой, А.И. Матвеева («Обществознание» 6-11 классы – М.: Просвещение, 2010 г.);

Примерные требования к программам дополнительного образования (Приложение к письму Департамента молодежной политики воспитания и социальной поддержки детей Минобрнауки России от 11.12.2006г. №06-1844);

• Постановлением от 21 марта 2022 года N 9 «О внесении изменений в санитарно-эпидемиологические правила СП 3.1/2.4.3598-20 "Санитарноэпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-2019)", утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30.06.2020 N 16.

• Устав МБОУ "Лицей".

Актуальность программы.

Разработка данной программы вызвана необходимостью, возникшей проблемы современной молодежи, которая позволяет школьникам понять правовые отношения, не как нечто статичное, а как посто­янно изменяющиеся, увидеть личностную значимость правовых знаний. И, со­ответственно, помогает им лучше ориентироваться в современном законода­тельстве. Проблемный подход дает возможность отчетливо увидеть, как право регулирует общественную жизнь, как важно каждому человеку знать, где мож­но найти необходимую правовую информацию.

Особенность заключается в том, что дает уча­щимся сведения практического характера, знакомит учащихся с социально-пра­вовыми проблемами и способами их решения, опираясь на конкретные нормы российского законодательства, предполагает овладение умениями применять полученные знания и основные способы деятельности для анализа социальных и правовых норм относительно конкретных условий их реализации, выбора моделей правомерных моделей поведения.

Педагогическая целесообразность.

Программа «Юный правовед» поможет обучающимся не только освоить знания, умения и навыки по правовой культуре, но и применять их в жизни. Сегодняшние условия предполагают новые основы социализации молодого человека, формирование его гражданственности и личного развития. Дети являются самой незащищенной частью общества. Школа призвана защищать ребенка и дать ему навыки самозащиты, способствовать подготовке молодого человека к социальному диалогу и сотрудничеству на основе соблюдения человеческих прав и законов нашей страны. Знание норм права способствует подготовке школьника к жизни в обществе в реальных условиях. Знание законов поможет им скорее и конструктивно адаптироваться к требованиям социума.

Цель программы: обучение основам права.

Задачи:

 Предметные:

- Способствовать развитию правовой культуры школьников - граждан Российской Федерации - на основе освоения ими основных правовых норм

- Освоение социальных навыков и практических умений в области защиты своих прав.  

Метапредметные/ развивающие:

- Развитие и расширение новых знаний и социального опыта учащихся

- Развитие критического мышления применительно к нашей правовой жизни.

- Освоение социальных навыков и практических умений в области защиты своих прав.

Личностные / воспитательные:

- Воспитание школьников в духе демократических ценностей, определяющих гражданское самосознание и правовое поведение личности.

- Воспитание ответственности за собственное благополучие.

Новизна и отличительная особенность образовательной программы «Юный правовед» от других программ художественно-эстетической и социально-педагогической направленности состоит в том, что программа способствует решению проблемы самореализации, социализации и профессиональной ориентации подростков и молодежи в современном обществе через формирование у них системы знаний, умений и навыков, а именно привлечение к новым формам общения.

Обучение в течение учебного года предполагает использование групповых форм занятий. Состав группы 15-30 человек.

Занятия проводятся групповые по 40 минут. Каждое занятие начинается с инструктажа по технике безопасности, включает теоретическую и практическую части.

Формы организации обучения: групповые. На групповых занятиях, проводится тренинг различных ситуаций, читаются лекции выдающихся правоведов, отрабатываются ФЗ.

Личностные качества обучающихся формируются и отслеживаются в соответствии с ключевыми компетенциями ФГОС (Хуторской А.В.

«Ключевые компетенции и образовательные стандарты»):

- Учебно-познавательные;

- Ценностно-смысловые;

- Общекультурные;

- Социально-трудовые;

- Коммуникативные;

- Личностного самосовершенствования.

Предметные результаты.    

- Знание ключевых правовых понятий;

- Знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения подростками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности;

- Знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни, умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций, установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни;

- Приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизму и гражданственности.

- Относительно целостное представление о праве, государстве и роли человека в нем;

Метапредметные результаты:    

- умение объяснять правовые явления и процессы социальной действительности с научных позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив;

- способности анализировать реальные правовые ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в них;

- овладение различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога;

- умение выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике.

Так как, программа реализуется в системе дополнительного образования, она не предполагает зачетно-экзаменационной системы контроля за результатами освоения. Успехи, достигнутые учениками, демонстрируются во время проведения мероприятий и оцениваются с учениками, педагогами, родителями. Для этого используются такие формы: игра, конкурсы, викторины, участие в мероприятиях. Проверка выполнения программы осуществляется педагогом в ходе занятий и по качественному уровню выполнения заданий, которые готовятся для учащихся.

 УЧЕБНЫЙ ПЛАН

Раздел

Содержание разделов

Кол-во часов

Форма контроля

1.  

Право

6 ч

Игра , тренинг

2.  

Мировое сообщество на защите прав человека

4 ч

 Беседа, тренинг

3.  

Отрасли права

28 часов

Игра, тренинг

4.  

Защита прав граждан

1 часов

Беседа

5

 Итоговый контроль                                   

1часа

Игра

Итого:

 

40 часов

 

 

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

1 раздел. «Право». (6 ч) Понятие права. Роль права в жизни человека, общества, государства. Соотношение права и закона. Правовое государство. История возникновения государства и права. Политическая жизнь. Человек в сферах общественной жизни. Теории возникновения государства и права. Закон как форма выражения права. Его роль в жизни общества. Конституция – основной закон государства.

2 раздел. «Мировое сообщество на защите прав человека» (4 час)

Права человека. Международные документы о правах человека. Всеобща я Декларация прав человека. Международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени. Правозащитные организации и развитие системы прав человека.

Европейский суд по правам человека. Международная защита прав детей. Международные споры и международно-правовая ответственность.

3 раздел. «Отрасли права.» (24 ч) Административное право. (4ч) Кодекс РФ об административных правонарушениях. Административные правонарушения, их виды. Виды административных наказаний. Административная ответственность несовершеннолетних. Семейное право (5 часов). Что такое семья? Понятие семья. Роль семьи в государстве. Роль семьи в жизни человека. Семья и государство. Виды семей. Условия заключения брака. Обстоятельства, препятствующие браку. Порядок регистрации и прекращения брака. Права ребенка в семье. Право ребенка жить и воспитываться в семье. Понятие личные права. Право ребенка на защиту. Право ребенка выражать свое мнение. Имущественные права ребенка. Обязанности родителей и детей. Содержание прав и обязанностей родителей и детей. Значение службы защиты прав ребенка. Право на труд (4 часов). Трудовое право. Понятие трудовое право. Источники трудового права. Договорное регулирование трудового права. Трудовой договор. Понятие трудового договора. Виды трудового договора. Охрана труда в РФ. Обеспечение занятости граждан и гарантии реализации права граждан на труд. Рабочее время и время отдыха. Дисциплина труда. Трудовая книжка. Понятие трудовая дисциплина. Трудовые обязанности. Меры поощрения. Условия наложения дисциплинарного взыскания. Права детей по трудовому законодательству, льготы. Специфика охраны труда несовершеннолетних. Изучение Трудового кодекса глава «Труд молодежи». Гражданское право (4 часа). Особенности правовой культуры в сфере бизнеса, юридические основы российского предпринимательства и его формы. Предпринимательство и основные формы организации предпринимательской деятельности. Виды юридических лиц, действующих в различных сферах экономики. Договор, договорные отношения, выполнение обязательств. Правила делового общения. Наследование. Исковое заявление. Уголовное право. (11ч). Уголовный кодекс РФ. Преступление. Виды преступлений. Состав преступления. Формы вины. Уголовная ответственность. Уголовное наказание, его цели и виды. Уголовная ответственность несовершеннолетних.

4 раздел. «Защита прав граждан» (4 ч.) Способы защиты гражданами своих прав и законных интересов. Порядок обращения граждан в суд. Составление искового заявления, кассационной жалобы. Уполномоченный по правам человека. Международные правозащитные организации.

5 раздел.  Итоговый контроль (2ч.) 

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГАММЫ  

Методическое обеспечение программы

Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:

- технология уровневой дифференциации;

- технология личностно-ориентированного обучения ( автор В.В. Шоган);

- технология исследовательской и проектной деятельности учащихся;

- игровые технологии;

- информационные компьютерные технологии;

- личностно-ориентированную технология в воспитательном процессе.

Формы проведения занятий: игры, беседы, исследовательская работа, дискуссии, мероприятия («Брейн-ринг», «Деловая игра»), олимпиады, свободное общение, работа с документами, игра-тренинг, конференция.

В результате на занятиях проводятся практические занятия, которые позволяют оживить беседу преодолеть или ослабить влияние формального изложение материала, рассмотреть положение закона на конкретном примере, с тем, чтобы раскрыть его актуальность и стимулировать интерес учащихся..

Технологии, применяемые при реализации программы:

•    Игровые технологии,

•    коллективно-творческое дело,

•    технология партнерства,

•    коммуникативные технологии,

•    исследовательская деятельность,

•    здоровье сберегающие технологии.

Для контроля освоения программы применяются формы работы:

•    опросы, тестирования;

•    наблюдения, поощрения;

•    анализ, самоанализ, сравнение;

•    творческие задания и упражнения;

•     мероприятия.

Диагностирование хода образовательного процесса: сопоставление фактического результата с ожидаемым, выявление пробелов в освоении программы. Возможна корректировка программы, которая может проводиться по окончанию изучения темы, раздела.

Проверка итогов обучения заключается в понимании современного общества и роли человека в его развитии; уважительно относиться к законам, к статусу гражданина РФ, к большой и малой Родине; уметь оценивать свои поступки и прогнозировать их возможные последствия; уметь применять юридические знания в конкретных жизненных ситуациях;

На занятиях для отработки умений и навыков предполагается выполнение творческих заданий и упражнений, разбор ситуаций. Например,

В качестве дидактических материалов используются специально подобранные по теме тексты законов, документы.

Список авторов и произведений для индивидуальной работы с текстами используемых в качестве дидактических материалов для формирования комплекса личностных достоинств воспитанников:

1. Конституция РФ

2. Гражданский кодекс Российской Федерации

3. Семейный кодекс Российской Федерации

4. Трудовой кодекс Российской Федерации

5. Уголовный кодекс Российской Федерации

6. Обществознание: учебник для подготовки к ЕГЭ и иным формам вступительных испытаний в вузы.- СПб.: Юридический центр Пресс, 2015.

7. Кашанина Т.В. Право: Учебник для 10-11 кл. общеобразоват. учр. Профильный уровень образования. В 2-х кн. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2012.

8. Кашанина Т.В. Методическое пособие по курсу «Право». 10-11 классы.( Профильный уровень образования): Пособие для учителя – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2009.

9. Певцова Е.А. Право: Основы правовой культуры: Учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений. Базовый и профильный уровни: в 2-х ч. М.: ООО «ТИД «Русское слово – Р С », 2016

10. Певцова Е.А. Право: Основы правовой культуры: Учебник для 11 класса общеобразовательных учреждений. Базовый и профильный уровни: в 2-х ч. М.: ООО «ТИД «Русское слово – Р С », 2016

11. Основы правовых знаний: учебник для 10-11 кл. В 2-х книгах./ С.И. Володина, А.М. Полиевктова и др. – М.: Вита – Пресс,2010.

12. Практикум по курсу «Основы правовых знаний»: Пособие для учащихся 10 кл. – М.: Вита – Пресс, 2001.

13. Защита прав призывника. – М.: Изд-во Эксмо, 2006.

14. Пронькин В. «Живое право». Санкт-Петербург, 2004, т.1,2

Материально-техническое оснащение.

Материально-техническая база образовательного учреждения должна соответствовать санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда и предполагает:

- просторное, хорошо проветриваемое учебное помещение;

- библиотеку словарей;

- технические средства обучения - интерактивная доска.

Календарный учебный график

№ п/п

Дата

Тема занятия

Кол-во часов

Теорет. заняти й 

Практ.  занятий 

Форма деятельности

 

       Право.( 6 ч)

 

1

 

Общее понятие права

1

0,3

0,7

Беседа.

2.

 

 Из истории государства и права

1

0,3

0,7

Беседа, проблемный диалог

3.

 

Из истории государства и права российского народа

1

0,5

0,5

Игра, проблемный диалог, практическая работа

4.  

 

Конституция – основной Закон РФ

 

1

0,3

0,7

Проблемный диалог, практическая работа

5. 

 

 Правовое и социальное государство

1

0,3

0,7

Беседа, игра, практическое занятие.

6

 

Правовая игра

1

0,5

0,5

Игра, практическое занятие.

 

                 Мировое сообщество на защите прав человека.( 4Ч)

7-8

 

Права и свободы граждан и их защита. Обязанности граждан РФ

2

1

1

Беседа, игра, практическое занятие.

9.  

 

Международная защита прав детей. Международные споры и правовая ответственность.

1

0,3

0,7

Практическое занятие

10.

 

Правовая игра

1

0,5

0,5

Беседа, игра, практическое занятие.  

 

 

Отрасли права. (24)

11-12.

 

 Административное право.

Понятие, предмет и субъекты административного права

2

1

1

Беседа,  практическое занятие.

13.

 

Административная ответственность и взыскание

1

0,5

0,5

Проблемный диалог, практическая работа

10.

 

Практические задачи

1

0,5

0,5

Беседа, игра, практическое занятие.

11-15

 

Понятие брака и семьи. Заключение и расторжение брака

2

1

1

Беседа, игра, практическое занятие.

16.

 

Права и обязанности членов семьи. Алиментные отношения

1

0,5

0,5

Беседа, игра, практическое занятие

17.

 

Практические задачи

1

0,5

0,5

Проблемный диалог, практическая работа

18.

 

Право на труд. Индивидуальный трудовой договор

1

0,5

0,5

Беседа, игра, практическое занятие

19.

 

Рабочее время и время отдыха. Дисциплина труда

1

0,5

0,5

Беседа, игра, практическое занятие

20.

 

Труд несовершеннолетних

1

0,5

0,5

Проблемный диалог, практическая работа

21.

 

Заработная плата. Социальное обеспечение

1

0,5 

0,5

 Практическая работа

22.

 

Практические задачи

1

0,5

0,5

Проблемный диалог, практическая

23.

 

Понятие гражданского права

1

0,5

 

0,5

работа

24.

 

Приобретение и прекращение права собственности.

1

0,5

 

0,5

Беседа, практическая работа

25.

 

 Понятие и виды обязательств. Договор

1

0,5

 

0,5

Практическая работа

26.

 

Ответственность в гражданском праве

1

0,5

 

0,5

Беседа, практическая работа

27.

 

Защита прав потребителя

1

0,5

 

0,5

Беседа, практическая работа

28.

 

Практические задачи

1

0,5

 

0,5

Беседа, практическая работа

29.

 

Понятие уголовного права

1

0,5

 

0,5

Беседа, практическая работа

30.

 

Преступление и его состав

Стадии совершения преступления. Соучастие

1

0,5  

 

0,5

Практическая работа

31.

 

Уголовная ответственность

1

0,5

 

0,5

Проблемный диалог, практическая работа

32.

 

Виды преступлений.

1

0,3

 

0,7

Беседа, практическая работа

33.

 

Практические задачи

1

0,5

 

0,5

Проблемный диалог, практическая работа

34.

 

«Деловая игра»

1

0,5

 

0,5

Проблемный диалог, практическая работа

                                          Защита прав граждан. (4ч.)

35-36.

 

Способы защиты гражданами своих прав и законных интересов. Порядок обращения граждан в суд.

2

1

 

1

Беседа, практическая работа

37-38.

 

Составление искового заявления, кассационной жалобы. Международные правозащитные организации.

2

1

 

1

Проблемный диалог, практическая работа

                                                     Итоговый контроль (2ч.)

39.

 

«Брейн-ринг»

1

 

 

            

  1

Игра

40.

 

Правовая игра

1

 

 

1

Обобщение

                    

Литература:

1. Никитин А.Ф. Право. – М.: Просвещение, 2013.

2. Основы правовых знаний: учебник для 8-9 кл. В 2-х книгах./ С.И. Володина, А.М. Полиевктова и др. – М.: Вита – Пресс, 1999.

3. Кашанина Т.В. Право: Учебник для 10-11 кл. общеобразоват. учр. Профильный уровень образования. В 2-х кн. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2012.

4.  ЕГЭ 2022.Обществознание.Самое полное изданий типовых вариантов заданий ЕГЭ. Федеральный институт педагогических измерений. Москва,  «АСТ. Астраль», 2022г.

5. Практикум по курсу «Основы правовых знаний»: Пособие для учащихся 10-11 кл. – М.: Вита – Пресс, 2017.

6.  Певцова Е.А. Право. Основы правовой культуры. 9 класс. – М.: «ТИД «Русское слово - РС», 2016.

7. Певцова Е.А. Право. Основы правовой культуры. 9 класс. – М.: «ТИД «Русское слово - РС», 2016.

8. Пронькин В. «Живое право». Санкт-Петербург, 2004, т.1,2.

 

. . . . .