Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Методическая разработка урока физики для 7 класса "Плотность тела и вещества"

Дата публикации: 2023-01-11 22:53:17
Статью разместил(а):
Лебедева Ольга Юрьевна

Методическая разработка урока физики для 7 класса "Плотность тела и вещества"

Автор: Лебедева Ольга Юрьевна

МОУ "СШ № 84 Центрального района Волгограда"

 

Введение.

Обучение построено по блочно-модульной технологии. Урок «Плотность тела и вещества» является составной частью учебного блока «Строение вещества» и объединяет всю информацию по плотности, размещенную в учебнике в нескольких параграфах, и дополнительный интересный и практический материал, что позволяет дать учащимся полное представление о данном понятии и его месте в жизни конкретного учащегося. Урок организован в форме диалога, что дает возможность всем учащимся принять участие в обсуждении вопроса и тренирует умение формулировать и выражать свою мысль, используя речевые нормы и научную терминологию.

Запланирован большой объем интересного материала и вопросов, которые нужно обсудить, поэтому урок должен проходить в энергичном темпе. Соответственно, задиктовки и выписки из учебника исключаются, так как на них требуется большое количество времени. Материал обсуждается устно, самое важное, на что необходимо обратить внимание учащихся, пишется учителем на доске по ходу урока. Но, так как большинство людей являются кинестетиками, то вообще обойтись без конспекта нельзя. Поэтому в конце урока каждый ученик получает конспект, в котором показана логика рассуждений и однозначно задан базовый уровень учебного материала, который в дальнейшем выносится на контроль.

По данной технологии проводятся практически все уроки изучения нового материала. Учащиеся или фотографируют конспект, или находят его в «Сетевом городе» на странице школы. Работа с конспектом заключается в следующем: дома в спокойной обстановке нужно конспект переписать в рабочую тетрадь, выучить определения, формулы, термины, прочитать указанные параграфы. Таким образом, на уроке задействовано аудио и визуальное восприятие, образное и логическое мышление учащихся, а дома акцент делается на моторную память.

Чтобы логически и эмоционально продолжить исследование, проведенное на данном уроке, и вызвать у учащихся потребность в самостоятельных умозаключениях, в конце урока ставится проблемный вопрос, ответить на который ученики смогут, проведя дома практический эксперимент. В большинстве случаев обучающиеся привлекают к выполнению задания родителей, что вызывает интерес и приятные эмоции и у учащегося, и у его родителей.

Отметки на данном уроке не выставляются. Ставка делается на самооценку при рефлексии - догадался, вспомнил, применил, доказал, понял.

Технологическая карта урока «Плотность тела и вещества»

Цели для ученика:

Предметный результат: 

1. Могут описать физическую величину плотность по плану ОФЕУ (определение, формула, единицы измерения, условное обозначение).

2. Объясняют различие веществ по плотности с точки зрения МКТ.

3. Знают границы применимости формулы.

4. Умеют работать с таблицей плотностей.

5. Понимают отличие терминов ПЛОТНОСТЬ ВЕЩЕСТВА и ПЛОТНОСТЬ ТЕЛА.

6. Могут использовать формулу плотности для расчетов.

7. Могут объяснить причину расслоения жидкостей, плавание льда в воде

8.Знают принцип действия и назначение ареометра.

9. Могут в быту применить полученные знания.

Цели для учителя:

Обучающая: Познакомить с понятием «Плотность», научить определять его физический смысл, способы измерения, расчёта.

Развивающая (метапредметный результат): формирование умений устанавливать причинно-следственные связи между фактами и причинами, их вызвавшими; выдвигать гипотезы, проверять их на соответствие действительности; добывать недостающую информацию из доступных источников; представлять информацию в символьном виде.

Воспитывающая (личностный результат): формирование познавательного интереса к физике, обращая внимание учащихся на привычные объекты, применение учащимися полученных знаний в повседневной жизни и для выполнения домашней практической задачи, умение выражать свою мысль в соответствии с нормами речи в форме монолога и диалога.

Дидактический тип урока: изучение нового материала.

Форма урока: урок-беседа с элементами исследования.

Опорные понятия, термины, практические навыки: Молекула, основные положения МКТ, мензурка, весы, умение измерять массу и объем тел.

Новые термины, действия: плотность тела, плотность вещества, средняя плотность, символы, форма записи, работа с таблицей в учебнике.

Формы контроля: контрольные вопросы, работа с таблицей.

Этапы урока:

1) Организационный этап.

2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

3) Актуализация знаний.

4) Первичное усвоение новых знаний.

5) Первичная проверка понимания.

6) Первичное закрепление.

7) Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

8) Рефлексия (подведение итогов занятия).

9) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, видеофрагменты «Атомы золота и силикона», репродукция «Мёртвое море», солёная и пресная вода, подкрашенная вода, подсолнечное масло, 6 колб одинаковых с номерами, пачка рафинада, имитация мешка с сахаром, кубики 1 см3, 1 м3, 2 яйца (сырое настоящее и оболочка, наполненная водой), весы, тела одинакового размера, разной массы, ареометр, пластиковая бутылка 1,5 – 2 литра ровная, прозрачная, с отрезанным по плечики верхом, уравновешенные весы, разновесы, 2 куска пластилина одинакового размера (в один из них закатан железный шарик), пластиковый нож, две мензурки с водой.

Домашнее задание: Работа с параграфом, работа с конспектом, практическое задание дифференцированное.

Учебные пособия: Е.М. Гутник , А.В. Пёрышкин «Физика -7».

Универсальные учебные действия (УУД): Личностные (Л) – используют жизненный опыт, заинтересованы, желание объяснить результаты опыта.

Познавательные (П) – изучение нового материала, повторение изученного, работа с таблицей, использование символов, логические рассуждения.

Регулятивные (Р) – знают, что делают

 

Ход урока

Действия учителя (курсивом даны реплики учителя)

1) Этап организационный

Приветствую всех! Я думаю, что сегодня на уроке вам будет интересно. Нам есть что обсудить. Проверьте, лежит ли на столе учебник.

2) Этап мотивации (Постановка проблемной задачи )

В руках учителя два куриных яйца.

Сейчас мне нужна ваша помощь. Точно знаю, что одно из этих яиц очень несвежее. Кто-нибудь знает, как определить качество яйца?

Какие отличия ожидаются?

Выполняется эксперимент с раскруткой яиц.

Раскруткой можно определить другое качество яйца - вареное, или нет. Нас интересует свежесть. Ещё варианты?

А почему несвежее должно всплыть?

Выполняется эксперимент: опускаем яйца в пресную воду в пластиковую бутылку.

Вот вода. Яйца утонули. Что теперь?

У с удивлением: «Солёную? Ладно, соль есть. Давайте попробуем»

Проводится опыт с 2 яйцами и солёной водой в пластиковой бутылке.

Действительно, получилось. Почему, когда мы бросили соль, результат изменился? Именно соль нужно бросить в воду? А если сахар, соду, мел?

А вместо воды взять подсолнечное масло, молоко?

Почему нельзя? 

Видимо, чтобы ответить, нужно понять суть происходящего. Часть необходимых знаний у вас уже есть. Немного дополним, и вы в конце урока сможете объяснить результат эксперимента.

3) Этап актуализация знаний.

Что мы знаем про тела? Что такое молекула? Что могут делать молекулы? Имеет для нас значение форма и длина их цепочки атомов?

Как поступаем в таких случаях?

И вода - из «шариков», и соль. Одинаковы шарики?

В чём может быть отличие этих шариков?

4) Первичное усвоение новых знаний. 

Верно. Всё, что вы сейчас перечислили, входит в понятие ПЛОТНОСТЬ.  

Делаем вывод: если нам говорят, что 2 тела имеют разную плотность, то мы понимаем, что молекулы этих тел …

(Демонстрация видеофрагмента «Атомы силикона, золота» 1 минута)

Вот как в микроскопе  выглядят молекулы и атомы золота и силикона.

Как вы думаете, как наша тема связана с «яичным» экспериментом?

Значит, если мы определим плотность  тел, то …

Итак, наша цель - …

И не только яиц.

Но как определить плотность?

А если тело в жидком или газообразном состоянии? А яйцо? Будем пилить?

В этом нет необходимости, т.к. от плотности зависят внешние характеристики тела.

Обратимся к жизненному опыту. Что тяжелее мешок сахара или пачка рафинада?

Когда говорим «тяжелее – легче», какую физическую величину имеем в виду?

Когда говорим про размеры «больше – меньше», какую физ.вел. имеем в виду? 

То есть, фразу «чем больше размер, тем тяжелее тело» на научном языке как скажем?

В математике такая зависимость называется линейной.  Пишу на доске математическое выражение линейной зависимости. m ~ V 

Значит, если V  равны …

Проводим опыт с весами, используя тела равного объёма и разной массы. 

Вывод? Какова наша гипотеза?»

Получили формулу ...

 - физическая величина. Каждая физ.величина характеризуется ОФЕУ(Определением, Формулой, Единицами измерения и Условным обозначением).

Опираясь на полученную формулу, определим единицы измерения

Масса в СИ измеряется в …

объём в СИ измеряется в …

Подставляем эти единицы измерения вместо условных обозначений в формулу, получаем …:

записывается это так: 

[ρ ]си= , часто используют более мелкие

единицы  [ρ ] =  

(Показывает кубики, см3 и м3.)

Осталось  дать определение ПЛОТНОСТИ 

Определяем границы применимости формулы: проводится опыт с кусками пластилина на верёвочках.

Вот два куска пластилина. Что можно сказать про их плотность?

Как это проверить?

На одном из последних уроков мы делали лабораторную работу – измеряли m и V тел.

Как определить объём тела произвольной формы?

Опускаем куски каждый в свою мензурку – объёмы одинаковы, кладём на уравновешенные весы – массы разные. В чём же дело?

Разрезаем пластиковым ножом кусок. Действительно, здесь шарик, т.е. кусок не однороден. Можно применять формулу для такого куска?

Можно, но определим тогда плотность не вещества, а тела – среднюю плотность. Приведите пример, когда будем определять среднюю плотность.

Плотность – характеристика вещества и не меняется при неизменных внешних условиях (давление, температура). Для условий, в которых  находится человек, плотность некоторых веществ посчитана и занесена в таблицу. Найдите по таблице плотность воды.

5) Первичная проверка понимания 

Работа с таблицей.

Как записать данные из таблицы?

Как читается запись?

Каков физический смысл записи?

6) Первичное закрепление 

Теперь предлагаю поработать с жидкостями 

Проводим и обсуждаем опыт с 4 одинаковыми пронумерованными колбами, содержащими до половины жидкости 2-х цветов.

(№ 1, 2 – вода, подкрашенная зелёной тушью, № 4 – подсолнечное масло, № 3 – вода, подкрашенная, цвета масла.

Что произойдёт, если смешать содержимое 1 и 2, 3 и 4 колб? Химической реакции нет»

Переливаем содержимое из № 1 в № 2, из № 3 в № 4. Результат смешивания?

Почему так получилось? 

Подскажу: в первых трёх колбах – вода, в 4-й – масло. Чем могут отличаться эти жидкости? 

Как это точно узнать?

Вспомните - видели ли вы нечто подобное раньше?

Как вы думаете, такой результат будет только для жидкостей?

Как будет вести себя твёрдое тело, брошенное в жидкость? Например, кусок льда брошен в воду?

А откуда вы знаете, что лед будет плавать в воде?

Значит,  знаете из жизненного опыта.

Лед в любой жидкости будет плавать?

А если его бросить в масло?бензин?

Вспомните, как вели себя жидкости разной плотности. Посмотрите в таблице плотности льда и воды.

7) Контроль усвоения 

Теперь вы можете сказать, как будет вести себя лед в масле, бензине?

Сухой дуб бросили в воду, бензин, керосин?

кусок железа в жидкой ртути?

Представляете? Железо не будет тонуть! трудно поверить, но - это факт.

Назовите твердые тела, которые будут тонуть в жидкой ртути, всплывать в воде 

На этом принципе основано действие ареометра. Чем плотнее жидкость, тем выше поднимается ареометр. Демонстрация работы ареометра

Рассматриваем картинку «Мёртвое море», обсуждаем, почему человек, лежащий на воде, не тонет.

Можно ли говорить про плотность человека?

8) Этап рефлексии.

Теперь можно объяснить ситуацию с яйцами?

Поднимите руки, кто может ответить на этот вопрос. (Выбор для ответа наиболее слабого ученика) 

Почему  уменьшается плотность испорченного?

Подскажу - в процессе порчи яйца появлятся газы-поэтому неприятный запах

Поднимите руки, кто может ответить на этот вопрос. (Выбор для ответа наиболее слабого ученика) 

В чем же смысл добавления соли в воду для определения качества яйца?

Поднимите руки, кто может ответить на этот вопрос.(Выбор для ответа наиболее слабого ученика) 

Можно ли для этого использовать сахар, соду, песок?

Поднимите руки, кто может ответить на этот вопрос. (Выбор для ответа наиболее слабого ученика) 

А вместо воды можно взять масло?

Поднимите руки, кто может ответить на этот вопрос. (Выбор для ответа наиболее слабого ученика) 

Имеет ли значение количество насыпанной соли?

Действительно. Можно столько соли бросить, что и...

Предложите способ определения-сколько соли

(в граммах, в «ложках») нужно бросить в поллитровую банку воды, чтобы достоверно определить качество яйца

9) Информация о домашнем задании 

Отсюда  ваше домашнее задание

1) Определить, сколько столовых ложек соли без горки нужно бросить в поллитровую банку воды, чтобы получилась нужная концентрация

Поднимите руки, кто знает, что и как нужно делать, чтобы выполнить это задание?

2) Определить среднюю плотность яйца. Задание оформить, как задачу.

Поднимите руки, кто знает, что и как нужно делать, чтобы выполнить это задание?

3) Задание повышенной трудности-определить плотность человека

Поднимите руки, кто знает, что и как нужно делать, чтобы выполнить это задание?

4) Работа с конспектом, читаем параграф № 21, 22.

Поднимите руки, кто знает, что и как нужно делать, чтобы выполнить это задание?

Сегодня на уроке вы проделали большую работу. Всем спасибо.

Действия учащихся (возможные ответы даны курсивом)

Учащиеся готовы

Выдвигают гипотезы(Л,К)

… Покрутить на столе

Общее затруднение

… Отличий нет.

Бросить в воду. Несвежее всплывёт

Общее затруднение

… Оба утонули.

… Бросить в солёную воду. 

… Одно утонуло. Другое всплыло!

Общее затруднение.

… Нет. нельзя

Общее затруднение

Проговаривают основные положения МКТ, отвечают на вопросы по ранее изученной теме

… Нет.(П,К)

… Используем модель молекулы – шарик.

... Нет.

... Отличие в размерах, массе, расположении, взаимодействии.

Продолжают фразу

… отличаются размерами, массами, расстоянием, взаимодействием.

… Наверное от плотности воды и яйца  зависит происходящее

… сможем объяснить поведение яиц(Р,К)

… Определить плотность яиц

…Распиливать и рассматривать в микроскоп(Л,К)

затруднение

… Мешок, т.к. он больше.

Применяют научные термины (П,К)

… Массу

… Объём

… Чем больше V, тем больше m.

Продолжают фразу:

… то массы тоже будут равны.

Гипотеза неверна. Масса зависит не только от объёма, но и от вещества.

… Кг

… м3

По формуле определяют единицы измерения, озвучивают результат.

Вместе с учителем дают определение плотности.

… так как из одного вещества, то должна быть одинаковая.

… надо определить массу и объём и посчитать по формуле, должна получится одинаковая(Л,К)

… опустить кусок в мензурку с водой.

… внутри пластилина что-то есть

…. нет

… Конфета, колбаса, суп.

Находят в учебнике таблицу, ищут в ней значение плотности воды

(П,К)

Отвечают на вопросы, делают записи в тетрадь

ρводы = 1000 кг/м3

…плотность воды равна 1000 кг на метр кубический

…запись показывает, что 1 куб.метр воды имеет массу 1000 кг.

… Содержимое будет зеленоватого цвета(Л,К)

… в одном сосуде – зеленоватая однородная жидкость, в другом – расслоение.

Общее затруднение

… плотностью

… посмотреть в таблице

Смотрят по таблице:

… плотность масла меньше.(П,К)

Расслоение там, где разные плотности. Жидкости не смешиваются

… Пятна жира в супе

(Л,К)

… Лед будет плавать

… Видели лед в реке

Разные версии, затруднение

Проверяют по таблице.

… Плотность льда меньше, поэтому он плавает в воде

… В масле и бензине лед утонет (Л,К)

… В воде дуб плавает, т.к. его плотность меньше; в бензине тонет, т.к. его плотность больше; в керосине не тонет, не всплывает.

… Железо будет плавать на поверхности ртути.

Работают с таблицей плотностей, дают ответы

… Плотность человека меньше плотности соленой воды.

... Да, о средней плотности.

… Средняя плотность несвежего яйца меньше, чем свежего, и оно всплывает в солёной воде.

... В результате выделения газов в старом яйце средняя плотность его уменьшилась. 

… Смысл  в том, что соль увеличивает плотность воды.

… Можно использовать все, что растворяется в воде. Песок - нельзя.

… Масло нельзя использовать, т.к. его плотность меньше, чем у воды.

… Да. Чем больше соли-тем больше плотность.

… свежее яйцо всплывет.

… Положить в воду свежее яйцо и растворять соль до тех пор, пока яйцо не начнет отрываться от дна.(П,К)

Записывают домашнее задание.

Учащиеся рефлексируют

(Л)

. . . . .