Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 31.03.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ 5
         
         
kn publ E   kn publ 3   kn publ 4
         

Методическая разработка урока физики в 8 классе "Влажность воздуха"

Дата публикации: 2023-01-12 19:36:38
Статью разместил(а):
Лебедева Ольга Юрьевна

Методическая разработка урока физики в 8 классе "Влажность воздуха"

Автор: Лебедева Ольга Юрьевна

 

Данная методическая разработка урока применяется в 8 классе общеобразовательной школы в соответствии с программой для общеобразовательных учреждений: Е.М.Гутник, А.В.Перышкин. Физика 7-9; используется учебник «Перышкин А.В. «ФИЗИКА 8». Разработка может быть применена и при работе с другим учебником, так как содержит полную и логически завершенную информацию по данной теме. 

Обучение построено по блочно-модульной технологии. Урок «Влажность воздуха» является составной частью учебного блока «Тепловые явления» и объединяет информацию, размещенную в учебнике в нескольких параграфах, и дополнительный интересный и практический материал, что позволяет дать учащимся полное представление о данном явлении и его месте в жизни конкретного учащегося. Урок является логическим продолжением ранее изученных тем «Испарение», «Кипение» в 8 классе и «Молекулы. Строение вещества» в 7 классе и опирается на понимание физического смысла этих процессов и жизненный опыт учащихся.

Урок организован в форме диалога с учителем и одноклассниками, что дает возможность всем учащимся принять участие в обсуждении проблемы и тренирует умение формулировать и выражать свою мысль, используя речевые нормы и научную терминологию, обеспечивает коммуникационное взаимодействие с партнером. Чтобы заинтересовать и привлечь к обсуждению учеников, используется методический прием «от общего - к частному» и «от частного - к общему», т.е. анализ и синтез. Например, сложный вопрос «как работает конденсационный гигрометр?» разбивается на отдельные вопросы об основных частях прибора и их назначении. Учитель так формулирует вопрос, чтобы учащиеся увидели в нем что-то знакомое, могли подхватить мысль и логически ее продолжить. Таким образом, рассмотрев отдельные части устройства, учащиеся получают представление о приборе в целом. Маленькие успехи поддерживают эмоциональный настрой учащихся и стимулируют продвижение вперед.

Запланирован большой объем интересного материала и вопросов, которые нужно обсудить, поэтому урок должен проходить в энергичном темпе. Соответственно, задиктовки и выписки из учебника исключаются, так как на них требуется большое количество времени. Материал обсуждается устно. Активно используются межпредметные связи. Привлекаются знания из биологии и жизненный опыт учащихся. 

Самое важное, на что необходимо обратить внимание учащихся (а именно, условные обозначения и формулы), пишется учителем на доске по ходу урока. Но, так как большинство людей являются кинестетиками, то вообще обойтись без конспекта нельзя. Поэтому учащиеся получают конспект, в котором показана логика рассуждений, проведенных на уроке, и однозначно задан базовый уровень учебного материала, который в дальнейшем выносится на контроль. Ученики дома в спокойной обстановке работают с теоретическим материалом конспекта и параграфов учебника.

Учебной целью урока является понимание сути явления, актуальности знаний о влажности для конкретного человека, умение использовать приборы для измерения относительной влажности воздуха. Планируется, что учащиеся получат знания, которые пригодятся им так же для сохранения собственного здоровья (рекомендуемое поведение в сауне, опасность обезвоживания организма, вред сухого воздуха в помещении).

Логическим продолжением  исследования, проведенного на данном уроке, является проблемный вопрос о соответствии относительной влажности воздуха в комнате, где проживает ученик, оптимальным значениям. Ответить на этот вопрос ученики смогут, проведя дома практический эксперимент,  для выполнения которого им необходимо использовать самодельный психрометр, составленный  из подручных средств. Далее необходимо написать отчет в тетради о результатах практической работы, используя принятые в физике способы оформления. В большинстве случаев обучающиеся привлекают к выполнению задания родителей, что вызывает интерес и приятные эмоции и у ученика, и у его родителей.

Таким образом, при изучении данной темы задействовано аудио-визуальное и кинестетическое восприятие, образное и логическое мышление учащихся, практические действия, то есть отрабатываются практически все универсальные учебные действия (УУД).

Отметки на данном уроке не выставляются. Ставка делается на самооценку при рефлексии - догадался, вспомнил, применил, доказал, понял.

 

Технологическая карта урока  «Влажность воздуха»

Цели для ученика:

Предметный результат: 

1. Понимают, что такое влажность, абсолютная влажность, относительная влажность.

2. Знают условные обозначения, определения и единицы измерения физических величин.

3. Знают основные части конденсационного гигрометра и психрометра.

4. Могут применять приборы для измерений.

5. Умеют пользоваться табличными данными.

6. Знают формулу для расчета относительной влажности.

7. Могут применить знания в жизни.

Цели для учителя:

Обучающая: Познакомить учащихся с новыми понятиями (влажность, абсолютная влажность, относительная влажность), изучить измерительные приборы и уметь ими пользоваться, уметь работать с таблицами.

Развивающая (метапредметный результат): формирование умений устанавливать причинно-следственные связи между фактами и причинами, их вызвавшими;  выдвигать гипотезы, проверять их на соответствие действительности; добывать недостающую информацию из доступных источников; систематизировать и представлять информацию в символьном и табличном виде; понимать информацию, данную в табличном и символьном виде

Воспитывающая (личностный результат): формирование познавательного интереса к физике, обращая внимание учащихся на привычные объекты (туман),  применение учащимися полученных знаний в повседневной жизни, умение выражать свою мысль в соответствии с нормами речи в форме монолога и диалога.

Дидактический тип урока: изучение нового материала.

Форма урока: урок - беседа с элементами исследования.

Опорные понятия, термины, практические навыки.

Испарение, конденсация, точка росы, насыщенный пар, молекула, плотность, объяснять причину охлаждения при испарении,  определять вид пара.

Новые термины, действия: влажность, абсолютная влажность, относительная влажность, гигрометр, психрометр, применять измерительные приборы.

Оборудование: конденсационный гигрометр,  психрометр, задачник с таблицами.

Формы контроля: Устная проверка знаний по теме Испарение.

Домашнее задание: Работа с конспектом, определение влажности в комнате дома.

Учебные пособия: А.В. Перышкин «Физика -8».

Этапы урока

1) Организационный этап.

2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

3) Актуализация знаний.

4) Первичное усвоение новых знаний.

5) Первичная проверка понимания.

6) Первичное закрепление.

7) Рефлексия (подведение итогов занятия).

8) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

Универсальные учебные действия(УУД):

Личностные (Л) – используют жизненный опыт, заинтересованы, желание привести аргументы, доказать свою позицию.

Познавательные (П) – изучение нового материала, применение остаточных знаний, повторение изученного, использование символов, логические рассуждения.

Регулятивные (Р) – знают, что делают в данный момент и для чего.

Коммуникативные (К) – использование монолога, диалога.

Методические рекомендации:

1. Накануне дать домашнее задание: повторить тему Испарение.

2. Подготовить к уроку демонстрационный материал (конденсационный гигрометр и психрометр,  демонстрационный термометр, плакат из кабинета биологии Носоглотка человека в разрезе).

3. На каждом столе должен быть задачник с таблицей плотности насыщенных паров и психрометрической таблицей. Можно распечатать эти таблицы отдельно.

Но лучше, если учащиеся найдут эти таблицы самостоятельно в задачнике.

4. Так как конденсационный гигрометр – небольшой прибор, то в процессе урока можно пройти по рядам и показать его учащимся поближе.

5. Задача учителя - не давать прямых подсказок ученикам, а, опираясь на имеющиеся знания, строить логическую цепочку, которая ведет учеников от одного микро-вывода к другому. Делая эти микровыводы, учащиеся испытывают успех и интерес.

6. Работая с маленьким конкретным вопросом, учащимся легче понять и оценить правильность высказывания одноклассника и свой вариант ответа. Из отдельных микро-выводов складывается логичная итоговая картина.

Ход урока

Действия учителя

Планируемые действия учеников

(Возможные реплики даны курсивом)

1) Организационный этап.

Приветствую вас. Проверьте наличие задачника на столе.

Давайте вспомним, чем мы занимались на прошлом уроке? 

Учащиеся готовы.

… изучали тему «Испарение»

2) Актуализация знаний.

Дайте определение процессу испарения

Озвучивают определение

От чего зависит скорость испарения?

Перечисляют пункты. Звучит слово ВЛАЖНОСТЬ.

Является ли слово ВЛАЖНОСТЬ  для вас новым?

… нет.

Тогда дайте определение этому понятию

Выдвигают версии

Верно. Если нас интересует конкретно, сколько граммов воды содержится в 1 м3 воздуха, то это уже Абсолютная влажность.

 

Посмотрите внимательно - вам знакомы эти единицы измерения?

… да. Это почти плотность

Учитель пишет на доске условное обозначение величины.

 

3) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Скажите, а вам лично важно знать, сколько воды в воздухе? 

… наверное,  неважно

По биологии вы изучали слизистую оболочку дыхательных путей.

Показывает плакат.

Обсуждается строение и роль слизистой оболочки дыхательных путей. 

Что происходит с оболочкой в сухом воздухе?

… Высыхает и трескается. Это «ворота» инфекции.

А если наоборот? Воздух очень влажный? Это хорошо?

…Да. Наверное.

Где может быть очень влажный воздух?

… баня! сауна!

Обсуждается возможное обезвоживание в сауне,  поведение в сауне, вред сухого воздуха в помещении.

Повторяю вопрос: лично вам важно знать, сколько воды в воздухе?

… да!!

Какой вопрос напрашивается?

… Как определить абсолютную влажность? Сформулирована цель урока.

4) Первичное усвоение новых знаний.

Демонстрирует конденсационный гигрометр, перечисляет основные части  и рассказывает без подробностей способ работы с ним.

 

А назначение этих частей расскажите мне вы.

Удивление. Затруднение.

Знаний у вас уже достаточно. Нужно проанализировать отдельные элементы. Начнем с эфира. Что вы про него знаете?

… имеет сильный запах

Что это означает?

… Быстро испаряется

Для чего прокачивается воздух?

… Пузыри воздуха - дополнительная поверхность испарения. Испарение эфира еще быстрее происходит.

Для чего нам такое интенсивное испарение эфира? Чем сопровождается испарение?

... охлаждением

Верно. Как обнаруживаем, что действительно эфир охлаждается?

… смотрим на термометр

Верно. Для чего охлаждаем?

… чтобы охладить металлическую стенку

Верно. Для чего ее охлаждаем?

…стенка охладит прилегающий воздух с влагой, и она конденсируется на стенке

Верно. При какой температуре появляются капли?

… точка росы

Значит, термометр измеряет…

Допустим, показал 10°С.

… Точку росы!

Если есть капли воды, как называется пар?

… насыщенный

Как только мы слышим НАСЫЩЕННЫЙ ПАР, сразу открываем таблицу насыщенных паров. Стр.

Открывают таблицу, находят плотность при 10°С 

Записывает значение на доске 9.4 г/м3

 

То есть, если сейчас в кабинете понизить температуру до 10°С, то …

… будет туман, как в бане!

Пар будет насыщенным. И плотность пара будет 9.4 г/м3

Но сейчас температура равна 25°С. Какая связь с 10°С?

затруднение

Рисует на доске толстостенный сосуд. Допустим, в сосуде 1л находятся 4 молекулы воды. Какая плотность пара?

… надо массу разделить на объем.

Считают плотность

Верно. Теперь пар нагрели. Плотность изменилась?

… Да. уменьшилась

Почему? Какая величина в формуле изменилась? Масса? Объем?

… нет. Не изменились обе …

Значит, плотность не изменилась!

Теперь охладим.

… Не изменилась!

Еще охладим. И еще. И еще! Что будет?

… плотность не изменится, но пар станет насыщенным

Верно. Делаем вывод …

Верно. Это будет наша «волшебная фраза» для решения задач.

… при охлаждении плотность пара не меняется, а меняется его состояние.  Чем ниже температура, тем ближе пар к насыщению!

Следовательно, плотность пара при 25°С и при 10°С…

…одинаковая!

Верно. Значит, сейчас в 1 м3 …

… 9.4 г воды 

Мы достигли цели.

Но 9.4 г воды - это много или мало??

затруднение

Надо с чем – то сравнить. С тем, что мы можем увидеть. С чем?

… с туманом!

Верно. Физическая величина, показывающая, на сколько пар близок к насыщению - относительная влажность.

Пишет формулу. 

 

Давайте подставим цифры. Каких данных не хватает?

… надо узнать плотность насыщенного пара при 25°С 

 

Работают с таблицей, делают подстановку. Ответ - 45%!!

Оптимальная влажность для человека60%

… тогда мало!!

5) Первичная проверка понимания. Если мало, то нужно…

… увеличить влажность

Как будем увеличивать?

… добавить молекулы, охладить воздух

Как охладить?

… открыть форточку

6) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Домашнее задание: измерить относительную влажность в комнате

… как?? У нас нет гигрометра!

Есть прибор для измерения относительно влажности напрямую. Рассказывает про основные части психрометра.

 

Как вы думаете, одинаковые ли температуры покажут термометры?

… нет. Сухой покажет выше

Почему?

… вода будет испаряться и охлаждать термометр.

7) Первичное закрепление 

Верно. Открываем психрометрическую таблицу. По данным термометров определите влажность в классе.

… 60%!!

Норма. Мы же брали точку росы примерно. Поэтому раньше у нас получилось 45%, а не 60%.

… понятно. Но дома у нас нет психрометра

Можно сделать модель прибора.

Обсуждают, как с помощью одного термометра определить показания сухого и влажного термометра.

8) Рефлексия (подведение итогов занятия)

 

Кто понял, как выполнить домашнее задание?

Поднимают руки

Кто понял, как нужно оформить практическую работу?

Поднимают руки

Кто понял, что нужно сделать, если влажность получится низкой?

Поднимают руки

Кто понял, почему важно поддерживать влажность оптимальной?

Поднимают руки

Молодцы! Спасибо за урок.

До свидания.

 

. . . . .