Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Методическая разработка по формированию культуры питания у старших дошкольников и младших школьников

Дата публикации: 2023-01-23 06:31:45
Статью разместил(а):
Лапина Эльвира Викторовна

Методическая разработка по формированию культуры питания у старших дошкольников и младших школьников

Автор: Лапина Эльвира Викторовна

ГБУ ДО «Молодежный творческий Форум Китеж плюс», Санкт-Петербург

 

Аннотация: В работе со старшими дошкольниками и младшими школьниками по формированию знаний о здоровом образе жизни немаловажную роль занимает питание. В данном материале предлагаются формы и методы, помогающие расширить представления детей о культуре питания: гигиене питания, здоровой пище и правилах поведения за столом.

Ключевые слова: культура питания, пирамида здорового питания, гигиена, сервировка стола.

Тематическая рубрика: Общепедагогические темы.

 

Данная методическая разработка ставит перед собой цель: расширить представления учащихся о культуре питания: гигиене питания, здоровой пище и правилах поведения за столом, что будет достигаться по средствам решения следующих задач:

Образовательные:

· Знакомить с понятием культура питания.

· Формировать представления о полезной и здоровой пище, знакомить с Пирамидой здорового питания.

· Знакомить с традициями приема пищи, правилами сервировки стола.

Развивающие:

· Закреплять знания детей о пользе правильного питания, правилах поведения за столом.

· Обогатить опыт детей гимнастическими упражнениями, направленными на формирование правильного речевого дыхания, совершенствование крупной моторики и самомассажа с использованием мячей.

Воспитательные:

· Закреплять уважение к труду людей, формировать представление о бережном обращении с продуктами питания.

· Формировать навык правильно и аккуратно питаться.

Ожидаемые результаты: ребенок проявляет интерес к здоровому питанию, гигиене, использует полученные знания при сервировке стола, находится в активном взаимодействии со взрослым и сверстниками.

Оборудование: стол и стулья для учащихся, мячи массажные, картинки с изображением продуктов питания, трубочки коктейльные, поднос, игрушка медвежонок, салфетки, тарелки, приборы, чашки, букет цветов. 

Используемые педагогические технологии: проблемно-игрового обучения, здоровье сберегающие, деятельный и индивидуальный подходы.

Педагог приветствует детей, предлагает занять свои места.

Здравствуйте ребята. Мы сегодня с вами узнаем, что же такое культура? Культура - это правила поведения в обществе, среди людей с которыми мы живем. В разных странах существует различная культура, в том числе и культура питания: поведение за столом, посуда и продукты которые люди используют. Например, в Японии и некоторых других странах Юго-Восточной Азии принято есть с помощью специальных палочек; в Индии блюда традиционной кухни едят руками, а в Англии банан едят при помощи ножа и вилки. В Америке (США) очень немногие едят суп, тем более каждый день, но очень популярны гамбургеры и картошка фри, есть принято быстро. Во Франции наоборот, едят долго, с неспешной беседой, очень любят сыры с различными вкусами, даже с плесенью. В Танзании неприлично приходить вовремя на ужин, лучше опоздать на 15-30 минут, что бы не подумали, что ты самый голодный.

А как же называется страна, в которой мы живем?

Россия (дети)

Правильно, сегодня мы будем говорить о привычной нам, россиянам, еде.

Еда бывает разной. По вкусу: соленой, сладкой … (дети продолжают по аналогии). Бывает жидкой, твердой, мягкой. Бывает полезной и не очень. Еда необходима всем живым существам: она помогает организму расти, дает силы, привносит эмоции (радуемся, когда она вкусная).

Если еда такая важная и полезная, наверное, есть такой супер-продукт, от которого сразу вырастишь, станешь сильным и здоровым? Но нет, нет такого продукта. Чтобы получить всю пользу от питания нужно есть разнообразную пищу.

Одни и те же витамины и полезные вещества могут содержаться в разных продуктах (демонстрация изображения продуктов питания содержащих большое количество озвученных витаминов). Витамин А полезен для зрения, если он в достатке меньше нервничаешь. Витамины группы Б восстанавливают энергию и укрепляют сердце. Витамин С делает организм устойчивым к болезням, с ним нестрашны простуды. Витамин Д для прочности костей, витамин К улучшает кровь. Витамин Е укрепляет мышцы и помогает выводить ненужные вещества (токсины) из организма. Желательно есть свежие продукты, в них больше витаминов. Витамины, полученные из пищи, усваиваются лучше, чем в таблетках.

Очень важно в достаточном количестве пить простую воду, она очень нужна нашему организму.

Это так непросто, можно запутаться, что и сколько есть. Врачи и ученые разработали правила здорового питания (демонстрация изображения пирамиды питания) изобразив их в виде картинки-подсказки - Пирамида здорового питания. Разобраться в ней легко: в основании пирамиды продукты, которые человек в большем объеме должен употреблять в пищу, чем выше в пирамиде стоит продукт, тем меньше в общем объеме его нужно употреблять. Ребята, назовите, что нарисовано на нижнем этаже пирамиды, на следующем и т.д.

хлеб, каша, макароны;

овощи и фрукты;

мясо, рыба, молоко, яйца;

сладости, жиры, масло.

Оказывается, конфеты тоже можно есть?! Но только немного.

Где конфеты? (педагог достает игрушку - медвежонка Мишутку, он капризный и недовольный).

Здравствуй, Мишутка. Ты почему кричишь? Для начала надо поздороваться с ребятами.

Здравствуйте дети. Вы тут сидите, про конфеты говорите, а что бедному медведю плохо, знать не знаете!

Что это ты, Мишка, такой грустный? Неужели не позавтракал?

Нет, не завтракал. Никто меня не кормил, не поил.

Хочешь, Мишка, мы тебе поможем? Ведь тебе повезло, ты попал в гости к самым добрым и знающим детям, мы попробуем тебя накормить полезным завтраком.

Педагог просит ребят встать и перейти к столу. На столе лежат изображения продуктов питания, поднос и трубочки.

Друзья, мы сейчас попробуем накормить завтраком нашего Мишку. Посмотрите на изображенные продукты и выберите, что подойдет для завтрака, а что нет. Гость у нас сегодня необычный и завтрак готовить мы тоже будем удивительным способом. Каждому из вас получит трубочку, необходимо будет плотно сжать ее губами, свободный конец трубочки прислоните к картинке и вдохните через рот, задержите дыхание. Картинка «приклеилась» к трубочке. Перенесите ее на поднос.

Отлично потрудились, Мишка, угощайся. Я совсем забыла, Мишутка лапы перед едой не помыл! Все ребята знают, что надо мыть руки перед едой иначе грязь может с едой попасть в рот. Необходимо так же мыть продукты, что бы они были чистыми.

Педагог приглашает ребят на ковер, раздает массажные мячики, дети массируют себе кисти рук под стихотворение имитируя мытье рук.

Все микробы и бациллы

Как огня боятся мыла.

Нужно ручки с мылом мыть,

Чтоб здоровенькими быть.

Знают дети все вокруг:

Мыло – наш надёжный друг!

Молодцы, руки помыли, теперь и за стол садится можно. Есть правила поведения за столом, все вы их, конечно, знаете.

Сидеть надо ровно, выпрямив спину, есть аккуратно, жевать с закрытым ртом (ответы детей).

Правильно! Важно помнить, что много не всегда хорошо. Переедать вредно для организма. Есть еще вредные привычки, какие?

Есть много сладкого, есть у телевизора или на ходу (ответы детей).

Правильно, человек отвлекается и плохо прожёвывает пищу, она не усваивается. Пользы от такой еды нет. Еще очень важно, чтобы еда была красивой и вызывала аппетит. Что такое аппетит?

Это когда есть хочется (ответы детей).

Правильно! А еще очень важно, чтобы стол был красиво накрыт и за столом с вами сидели близкие люди (друзья, семья). В хорошей компании и есться с аппетитом! Давайте накроем стол для нашего Мишутки, его папы и мамы.

Педагог приглашает детей помочь накрыть стол: разложить салфетки, тарелки, приборы, расставить чашки, салфетки, украсить стол букетом цветов.

Какие молодцы! Спасибо вам, ребята!

Мишка роняет хлеб на пол.

Миша, как же можно ронять еду! Очень плохо баловаться с едой, бросать ее на пол. Сколько сил, труда вложено в этот кусочек хлеба!

Мишутка, запомнил, о чем мы сегодня говорили? Давай у ребят спросим, они тебе помогут.

Говорили о еде, какая она бывает полезная, что лучше есть, чтобы вырасти и быть здоровым, как себя вести за столом (отвечают дети).

Молодцы, ребята! Что бы вы лучше запомнили правильное, с научной точки зрения, соотношение различных продуктов и пища приносила вам только пользу, предлагаю после занятия раскрасить Пирамиду здорового питания и забрать её домой как памятку. Спасибо за занятие!

 

Список литературы:

1. Гуменюк Е.И., Слисенко Н.А. Приобщение дошкольников к здоровому образу жизни. Рабочая тетрадь. – СПб.: «Детство-Пресс», 2017. – 48 с.

2. Джордан Крис. Искусство сервировки праздничного стола. – М.: «АСТ», 2009. – 96 с.

3. Еромыгина М.В. Картотека упражнений для самомассажа пальцев и кистей рук. Зрительная гимнастика. – СПб.: ООО «Издательство Детство-Пресс», 2018. – 64 с.

4. Коновалова Н.Г. Дыхательная гимнастика для детей дошкольного и младшего школьного возраста: комплекс упражнений; сюжетно-ролевое сопровождение. Волгоград: Методкнига. – 54 с.

5. Мосалова Л.Л. Я и мир: Конспекты занятий по социально-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста. – СПб.: «Детство-Пресс», 2011. – 80 с.

6. Продукты питания: Комплект наглядных пособий для дошкольных учреждений и начальной школы. – Харьков: Ранок, 2006. – 28 с.

 

. . . . .