Конспект индивидуального логопедического занятия для учащихся с ТНР 2 класса
Конспект индивидуального логопедического занятия для учащихся с ТНР 2 класса
Автор: Гончаренко Маргарита Владимировна
МБОУ «СОШ № 8 имени Бусыгина Михаила Ивановича», г. Усть- Илимск, Иркутская область
Аннотация: В этом уроке автор рассматривает методику формирования навыков пересказа связного текста с опорой на предметные картинки. Применены технологии развития связной речи и технологии преодоления дисграфии и дислексии.
Ключевые слова: рассказ, схема, предметные картинки, последовательная связь предложений.
Цели:
Коррекционно-образовательные:
- Познакомить учащегося с правилами смысловой связи предложений в рассказе повествовательного характера.
- Уточнить слова, сложные по значению (типа: амбар).
- Автоматизировать в речи ребенка слова, сложные по слоговой структуре (типа: зайчонок).
- Обогащать словарный запас синонимами.
- Уточнить образование слов (детёныши животных).
Коррекционно-развивающие:
- Развивать объём линейной кратковременной памяти: научить запоминать ряд, состоящий из 6 элементов.
- Развивать зрительное внимание, через запись слов, текста.
- Развивать навыки связной устной речи.
Коррекционно-воспитательные: воспитывать внимательное, уважительное отношение к собеседнику.
Оборудование:
Наглядный материал - предметные картинки: пастух, лисенок, дети, амбар, лес, лиса, зайчонок, стрелки (для показа смысловой связи в предложениях); образец слов (зайчонок- зайка-заяц).
Раздаточный материал - предметные картинки: пастух, лисенок, дети, амбар, лес, лиса, зайчонок, сарай, склад, хлев, кладовая; стрелки; лист бумаги с квадратами; текст рассказа «Лисёнок»; тетрадь; простой карандаш и ручка.
Способы оценивания эффективности использования технологии развития связной речи на занятии:
- активность работы ребенка;
- пересказ с опорой на предметно-графическую схему.
Способы оценивания эффективности использования технологии преодоления дисграфии и дислексии на занятии:
- правильное написание словарного слова, выделяя опасное место в нём;
- запись рассказа с соблюдением смысловых границ предложений.
Ход занятия
1 Этап. Организационный.
Здравствуй, к нам на урок пришел гость. Угадай, кто это, разгадав ребус.
(Дети разгадывают ребус: последовательно нарисован ЛИст (-последние 2 буквы), Сыр (ы=И, - последняя буква), ЦА)
Правильно, это лисица. А говорить мы сегодня будет про совсем маленькую лисичку, детеныша. Как мы называем детеныша лисы?
Лисёнок.
2 Этап. Сообщение темы.
Сегодня занятие у нас будет необычным, мы познакомимся с правилами связи предложений в рассказе с помощью предметных картинок и попробуем его пересказать. Для работы мы возьмём рассказ «Лисёнок».
3 Этап. Основная часть.
1. Чтение логопедом рассказа.
В процессе прослушивания рассказа, запомни о ком? и о чём? сообщается в нём.
«Лисёнок»
Как-то раз пастух в поле поймал лисёнка.
Лисёнка принесли ребятам.
Ребята посадили лисёнка в пустой амбар.
Прямо за амбаром начинался лес.
Ночью из леса пришла лисица.
Лисица принесла лисёнку зайчонка.
- Кто главный герой нашего рассказа? (лисёнок).
- О ком ещё идёт речь в рассказе? (пастухе, ребятах, лисе, зайчонке).
- О чём рассказывается в рассказе? (амбар, лес- ответы детей).
- У вас на столах есть предметные картинки, отберите только те, которые подходят к нашему рассказу.
2. Уточнение слов, сложных по семантике.
Какое слово тебя затруднило и ты его не понял?
Амбар. Слово амбар значит: деревянная постройка для хранения зерна, муки и других продуктов питания, а также каких-либо непродовольственных товаров.
Что изображено на картинках, которые не подходят к рассказу? (сарай, склад, хлев, кладовая)
Уточнение значения слов.
Все слова, обозначают постройки, но каждая имеет своё особое предназначение. А из картинок, которые подходят к рассказу, какое слово обозначает постройку для хранения зерна? (амбар - это постройка для хранения зерна, муки).
3. Сенсорно-словарная работа.
Посмотри на выделенные слова в рассказе и подумай, какие слова сложные по произношению? (зайчонок, лисёнок)
Выставляется образец: ЗАЙЧОНОК, ЛИСЁНОК
От какого слова они произошли? (зайчик-заяц; лис-лисёнок) ЗАЙЧОНОК-ЗАЙЧИК, ЛИСЁНОК – ЛИС (образец)
Как ты думаешь, что означает эти слова? (детёныши зайца и лисы)
Давай вместе проговорим это слово, и я подчеркну то место, которое произносится с трудностью, как бы «неудобно» (-онок, -ёнок).
Запиши это слово в свой словарик, подчеркните опасное место в этом слове (-онок-, -ёнок-).
4. Знакомство с предметно-графическим планом.
Я предлагаю записать рассказ на предложенной странице, но «записывать» его ты будешь не словами, а картинками.
У тебя на столе лежит лист бумаги с квадратами и стрелками. Первый квадрат обозначает первое слово, далее стрелка - это тоже слово или несколько слов второй квадрат – это ещё одно слово. Всё вместе составляет целое предложение.
Давай посчитаем количество предложений в нашем рассказе (их 6).
Ты уже отобрал картинки, которые подходят к рассказу, давай найдём те, с которых начинается наш рассказ и заполним ими первую строчку. Уч-ся читает 1 предложение в рассказе и заполняет первую строчку, повторяя предложение по картинкам; аналогично заполняются все строчки-предложения.
Вывод логопеда: Посмотри на нашу схему рассказа, вот так человек должен последовательно думать, чтобы у него получился рассказ. Но этого ещё недостаточно.
5. Знакомство с правилами смысловой связи предложений в рассказе.
А теперь закрой листочком все предложения, кроме 2-х первых. Так же закрой схему, кроме 2-х первых предложений.
Что интересного ты заметил? (в 2-х соседних предложениях слова и картинки повторяются).
Открой схему и предложения в рассказе. Что теперь интересного вы заметили? (что в 2-х соседних предложениях говорится об одном и том же).
Какой вывод можно сделать из этого?
Вывод: Из-за такого повтора слов и предметных картинок получается связь отдельных предложений в единое целое – рассказ.
6. Физкультминутка «Лисонька» (имитация движений).
Шла лисичка по тропинке (изобразить кокетливую лисью походку).
И несла грибы в корзинке (сложить руки «мисочкой»).
Пять опят и пять лисичек (показать по очереди ладошки с растопыренными пальцами).
Для лисят и для лисичек (снова изобразить лисью походку).
7. Закрепление правила смысловой связи предложений в рассказе.
У тебя на столе есть жёлтые стрелочки. Давай соединим одинаковые картинки двух соседних предложений.
Что ты показал этими стрелочками? (смысловую связь предложений в целый рассказ).
Вспомни, как ты делал ёлочную гирлянду-цепочку. Покажи пальчиками, как ты соединял отдельные колечки. Вот так и наши предложения, соединяясь одно с другим, образуют рассказ.
4 Этап. Пересказ с опорой на предметно-графическую схему.
Сегодня мы провели своего рода анализ, что все предложения в рассказе по смыслу связаны между собой.
А теперь, перескажем его с опорой на нашу схему (устный ответ учащегося).
Пересказ выполняется письменно в тетради, опираясь на схему (проверка).
Игра «Запретное слово».
А теперь я предлагаю тебе поиграть в игру.
Замени запретное слово другим словом. Необходимо подобрать новое слово, так чтобы не разрушить рассказ.
Слова, которые я рекомендую для замены: лисёнок-зверёк-малыш-детёныш-зверёныш; ребятишки-ребята-дети-школьники-детвора-ученики; лес-чаща-бор-дубрава-роща.
5 Этап. Итог. Рефлексия.
Какой вывод, ты можешь сделать в конце нашего занятия? (при составлении рассказа все предложения должны быть по смыслу связаны между собой).
Если тебе занятие понравилось, то положи мне на стол «довольную» мордочку лисёнка, а если не понравилось – «грустную» мордочку (ребенок выбирает картинку по своему желанию).
Литература:
Сычёва Г.Е. «Опорные картинки для пересказа текстов» М.: Книголюб, 2005.