Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Конспект индивидуального логопедического занятия для учащихся с ТНР 2 класса

Дата публикации: 2023-02-07 15:48:57
Статью разместил(а):
Гончаренко Маргарита Владимировна

Конспект индивидуального логопедического занятия для учащихся с ТНР 2 класса

Автор: Гончаренко Маргарита Владимировна

МБОУ «СОШ № 8 имени Бусыгина Михаила Ивановича», г. Усть- Илимск, Иркутская область

Аннотация: В этом уроке автор рассматривает методику формирования навыков пересказа связного текста с опорой на предметные картинки. Применены технологии развития связной речи и технологии преодоления дисграфии и дислексии.

Ключевые слова: рассказ, схема, предметные картинки, последовательная связь предложений.

 

Цели:

Коррекционно-образовательные:

- Познакомить учащегося с правилами смысловой связи предложений в рассказе повествовательного характера.

- Уточнить слова, сложные по значению (типа: амбар).

- Автоматизировать в речи ребенка слова, сложные по слоговой структуре (типа: зайчонок). 

- Обогащать словарный запас синонимами. 

- Уточнить образование слов (детёныши животных).                                                                                                                 

Коррекционно-развивающие:

- Развивать объём линейной кратковременной памяти: научить запоминать ряд, состоящий из 6 элементов.

- Развивать зрительное внимание, через запись слов, текста.

- Развивать навыки связной устной речи.                                                 

Коррекционно-воспитательные: воспитывать внимательное, уважительное  отношение к собеседнику.

Оборудование:

Наглядный материал - предметные картинки: пастух, лисенок, дети, амбар, лес, лиса, зайчонок, стрелки (для показа смысловой связи в предложениях); образец слов (зайчонок- зайка-заяц).

Раздаточный материал - предметные картинки: пастух, лисенок, дети, амбар, лес, лиса, зайчонок, сарай, склад, хлев, кладовая; стрелки; лист бумаги с квадратами; текст рассказа «Лисёнок»; тетрадь; простой карандаш и ручка.

Способы оценивания эффективности использования технологии развития связной речи на занятии:

- активность работы ребенка;                                                                                             

- пересказ с опорой на предметно-графическую схему.

Способы оценивания эффективности использования технологии преодоления дисграфии и дислексии на занятии: 

- правильное написание словарного слова, выделяя опасное место в нём;         

- запись рассказа с соблюдением смысловых границ предложений.

Ход занятия

1 Этап. Организационный.

Здравствуй, к нам на урок пришел гость. Угадай, кто это, разгадав ребус.

(Дети разгадывают ребус: последовательно нарисован ЛИст (-последние 2 буквы), Сыр (ы=И, - последняя буква), ЦА)

Правильно, это лисица. А говорить мы сегодня будет про совсем маленькую лисичку, детеныша. Как мы называем детеныша лисы?

Лисёнок. 

2 Этап. Сообщение темы. 

Сегодня занятие у нас будет необычным, мы познакомимся с правилами связи предложений в рассказе с помощью предметных картинок и попробуем его пересказать. Для работы мы возьмём рассказ «Лисёнок».

3 Этап. Основная часть.

1. Чтение логопедом рассказа.

В процессе прослушивания рассказа, запомни о ком? и о чём? сообщается в нём.  

«Лисёнок»

 Как-то раз пастух в поле поймал лисёнка.

Лисёнка принесли ребятам.

Ребята посадили лисёнка в пустой амбар.

Прямо за амбаром начинался лес.

Ночью из леса пришла лисица.

Лисица принесла лисёнку зайчонка.                            

- Кто главный герой нашего рассказа? (лисёнок).

- О ком ещё идёт речь в рассказе? (пастухе, ребятах, лисе, зайчонке).

- О чём рассказывается в рассказе? (амбар, лес- ответы детей).

- У вас на столах есть предметные картинки, отберите только те, которые подходят к нашему рассказу.

2. Уточнение слов, сложных по семантике. 

Какое слово тебя затруднило и ты его не понял?

Амбар. Слово амбар значит: деревянная постройка для хранения зерна, муки и других продуктов питания, а также каких-либо непродовольственных товаров. 

Что изображено на картинках, которые не подходят к рассказу? (сарай, склад, хлев, кладовая)

Уточнение значения слов.

Все слова, обозначают постройки, но каждая имеет своё особое предназначение. А из картинок, которые подходят к рассказу, какое слово обозначает постройку для хранения зерна? (амбар - это постройка для хранения зерна, муки).

3. Сенсорно-словарная работа.

Посмотри на выделенные слова в рассказе и подумай, какие слова сложные по произношению? (зайчонок, лисёнок)

Выставляется образец: ЗАЙЧОНОК, ЛИСЁНОК

От какого слова они произошли? (зайчик-заяц; лис-лисёнок) ЗАЙЧОНОК-ЗАЙЧИК, ЛИСЁНОК – ЛИС (образец)

Как ты думаешь, что означает эти слова? (детёныши зайца и лисы)

Давай вместе проговорим это слово, и я подчеркну то место, которое произносится с трудностью, как бы «неудобно» (-онок, -ёнок).

Запиши это слово в свой словарик, подчеркните опасное место в этом слове (-онок-, -ёнок-).

4. Знакомство с предметно-графическим планом.

Я предлагаю записать рассказ на предложенной странице, но «записывать» его ты будешь не словами, а картинками.

У тебя на столе лежит лист бумаги с квадратами и стрелками. Первый квадрат обозначает первое слово, далее стрелка - это тоже слово или несколько слов второй квадрат – это ещё одно слово. Всё вместе составляет целое предложение.

Давай посчитаем количество предложений в нашем рассказе (их 6).

Ты уже отобрал картинки, которые подходят к рассказу, давай найдём те, с которых начинается наш рассказ и заполним ими первую строчку. Уч-ся читает 1 предложение в рассказе и заполняет первую строчку, повторяя предложение по картинкам; аналогично заполняются все строчки-предложения.

Вывод логопеда: Посмотри на нашу схему рассказа, вот так человек должен последовательно думать, чтобы у него получился рассказ. Но этого ещё недостаточно.

5. Знакомство с правилами смысловой связи предложений в рассказе. 

А теперь закрой листочком все предложения, кроме 2-х первых. Так же закрой схему, кроме 2-х первых предложений.

Что интересного ты заметил? (в 2-х соседних предложениях слова и картинки повторяются).

Открой схему и предложения в рассказе. Что теперь интересного вы заметили? (что в 2-х соседних предложениях говорится об одном и том же).

Какой вывод можно сделать из этого? 

Вывод: Из-за такого повтора слов и предметных картинок получается связь отдельных предложений в единое целое – рассказ.

6. Физкультминутка «Лисонька» (имитация движений).

Шла лисичка по тропинке (изобразить кокетливую лисью походку).

И несла грибы в корзинке (сложить руки «мисочкой»).

Пять опят и пять лисичек (показать по очереди ладошки с растопыренными пальцами).

Для лисят и для лисичек (снова изобразить лисью походку).

7. Закрепление правила смысловой связи предложений в рассказе.

У тебя на столе есть жёлтые стрелочки. Давай соединим одинаковые картинки двух соседних предложений.

Что ты показал этими стрелочками? (смысловую связь предложений в целый рассказ).

Вспомни, как ты делал ёлочную гирлянду-цепочку. Покажи пальчиками, как ты соединял отдельные колечки. Вот так и наши предложения, соединяясь одно с другим, образуют рассказ.

4 Этап. Пересказ с опорой на предметно-графическую схему.

Сегодня мы провели своего рода анализ, что все предложения в рассказе по смыслу связаны между собой.

А теперь, перескажем его с опорой на нашу схему (устный ответ учащегося).

Пересказ выполняется письменно в тетради, опираясь на схему (проверка).

Игра «Запретное слово».

А теперь я предлагаю тебе поиграть в игру.

Замени запретное слово другим словом. Необходимо подобрать новое слово, так чтобы не разрушить рассказ.

Слова, которые я рекомендую для замены: лисёнок-зверёк-малыш-детёныш-зверёныш; ребятишки-ребята-дети-школьники-детвора-ученики; лес-чаща-бор-дубрава-роща.

5 Этап. Итог. Рефлексия.

Какой вывод, ты можешь сделать в конце нашего занятия? (при составлении рассказа все предложения должны быть по смыслу связаны между собой).

Если тебе занятие понравилось, то положи мне на стол «довольную» мордочку лисёнка, а если не понравилось – «грустную» мордочку (ребенок выбирает картинку по своему желанию).

 

Литература:

Сычёва Г.Е. «Опорные картинки для пересказа текстов» М.: Книголюб, 2005.

 

. . . . .