Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Конспект занятия "Зима с Умкой"

Дата публикации: 2023-02-28 16:54:40
Статью разместил(а):
Гридчина Любовь Юрьевна

Конспект занятия "Зима с Умкой"

Авторы: Гридчина Л.Ю., Задорина Т.В., Капранова О.С.

МАДОУ ЦРР "Детский сад № 103 "Родники"

 

Аннотация: Данное занятие составлено в соответствии с комплексной инновационной программой «Вдохновение», основной принцип которой: реализация субъектности ребенка в образовательном процессе. Детям предлагается возможность выбора центра активности, задания, уровня  сложности. Дети самостоятельны в реализации задуманного, для этого педагог использует различные средства: карточки, алгоритмы действий и другое. Педагог выполняет роль модератора, сопровождая самостоятельные действия детей, оказывая помощь в случае затруднения.

 

Возрастная группа: вторая младшая группа (3-4 года).

Методы, методические приемы: сюрпризный момент, игровые ситуации, наблюдение, беседа, обсуждение, классификация, сериация, индивидуально-коллективная работа.

Оборудование: микрофон, игрушка мишка Умка для сюрпризного момента, символы центров, карточки с заданиями в центрах, набор "Детская типография" со штампами, классификационная таблица, картинки для классификации, аудиозапись «Колыбельная Умки», видеозапись «Как растет снежинка», математические пазлы, сдобное тесто, разделочные доски, алгоритмы,  гуашь, пластилин, ватные палочки, контейнер с манкой (имитация снега), кисточка.

Цель: создание условий для актуализации знаний и умений воспитанников по теме зима через использование поисково-игровых ситуаций

Задачи:

Обучающие:

- Развивать представления детей о характерных особенностях зимы как времени года.

- Учить выполнять действия в соответствии с предложенным алгоритмом.

- Формировать навыки классификации и сериации предметов по предложенным признакам.

- Учить моделировать слова по теме с использованием предложенных букв.

- Обогащать активный словарный запас.

Развивающие: 

- Развивать умение делать осознанный выбор: центра активности, приемов работы; подбирать необходимые материалы для решения поставленной задачи

- Развивать умение вести диалог: слушать, реагировать на высказывания, отвечать, задавать вопросы.

Воспитательные:

- Развивать навыки сотрудничества, умение находить конструктивный выход из проблемной ситуации

- Воспитывать умение договариваться, соблюдать очередность.

- Воспитывать устойчивый интерес к различным видам деятельности, самостоятельность в принятии решений.

 

Этап, его продолжительность

Задачи этапа

Технологии, методы, приемы

Деятельность воспитателя

Деятельность воспитанников

Результат

1. Мотивационный, постановка проблемы.

Создание атмосферы психологической безопасности, эмоциональная поддержка детей; организация внимания.

Формирование представления детей о предстоящей деятельности, постановка проблемы

Сюрпризный момент

Создание проблемной ситуации; диалог

Педагог обращается к детям:

«Солнце зимнее проснулось
Осторожно потянулось
Лучикам пора вставать
И занятие начинать»

Дети сидят на стульчиках (полукругом), раздается стук в дверь.

- Ребята, кто – то к нам в гости спешит.

Звучит фонограмма из мультфильма «Умка»

- Посмотрите, кто к нам пришел? (В. держит в руке игрушку медведя).

- Вы знаете кто это? (Умка)

- А, откуда вы его знаете? (ответы детей)

- Умка, ты почему такой грустный?

- Что случилось? Ты стесняешься мне сказать? Тогда скажи мне на ушко.

Умка: Я нашел снежинку, взял ее в лапы, а она почему-то растаяла.

Другая снежинка села мне на нос и тоже растаяла. Что такое? Ничего не могу понять,  почему они тают. Может,  они не хотят со мной дружить?

(ответы детей)

Умка: Ой, какие вы умные. А, может,  вы мне поможете узнать о снежинках и о снеге?

Воспитатель: Ребята, мы поможем Умке? Что вы знаете о снежинках и о снеге? (воспитатель помогает детям с помощью картинок - пиктограмм)

Какого цвета снег?  (белый). На что он похож? (соль, сахар, вату, муку). Предлагаю потрогать снег рукой. Что вы чувствуете? Какой снег? (холодный). А сейчас посмотрите на ладошку. Какая она?  (мокрая)  Почему ладошка мокрая? (от тепла снег тает).

Воспитатель показывает последнюю карточку с сугробом.

Из чего состоит снег? (снежинок).

А сейчас предлагаю посмотреть видео-сюжет  «Как растет снежинка».

Дети здороваются,   приветствуют друг друга.

Осознают и принимают поставленную задачу; выражают готовность помочь, участвуют в диалоге.

Психологический настрой на совместную деятельность.

Внутренняя мотивация на предстоящую деятельность.

2. Практический этап: реализация плана деятельности с помощью различных методов и приемов

2.1. Центр математики.

Организация самостоятельной деятельности детей, оказание индивидуальной поддержки в выполнении задания.

Приемы активизации самостоятельного мышления детей; использование индивидуальных карточек

Умка: Ой, как интересно. А можно еще что-то узнать интересное?

Воспитатель: Да, конечно. У нас в центрах приготовлены задания.

В центре синей снежинки вы сможете побыть настоящими математиками. Предлагаю вам сделать снежинку из счетных палочек,  геометрических фигур, собрать пазлы, найти лишнюю снежинку в каждом ряду, выложить снежинки пирамидкой по размеру от самой большой до самой маленькой.

Делают выбор, подбирают средства, выполняют задания, обсуждают результат.

Выполненное задание на индивидуальных карточках.

2.2. Центр «Красивой речи и письма».

Развитие предпосылок грамотности, формирование интереса к чтению и письму.

Объяснение, использование знаков и символов, работа по образцу

Воспитатель: «В центре зеленой снежинки вы как настоящие грамотеи с помощью штампов научитесь составлять слова и печатать их.

Так же можете выполнить задания в карточках:  соединить снежинки с одинаковыми буквами.

(графомоторика).

Печатают слова с помощью штампов «Детской типографии», работают с карточками

Серия слов по теме зима, заполненные карточки.

2.3. Центр познания.

Развитие навыков классификации по заданным признакам.

Развитие навыков работы по образцу.

Использование картинок,  классификационной модели времени года; вопросы, объяснение

Воспитатель: «В центре белой снежинки вы сможете стать исследователями:  распределить картинки на 2 группы – что бывает  и чего не бывает зимой;

с помощью кисточки очистить «Снег», найти картинку и отметить такую же  на другом листе;

 а также  выложить снежинки по образцу или

найти недостающую деталь у снежинок».

Рассматривают картинки, обсуждают, вклеивают в классификационную таблицу;

находят одинаковые картинки, составляют пары; моделируют 

Заполненная классификационная  таблица «Что бывает/не бывает зимой»; заполненные карточки; найденные пары снежинок.

2.4. Центр искусства.

Формирование интереса к продуктивной деятельности

Использование индивидуальных заданий, образцы снежинок

Воспитатель: «В центре желтой снежинки вы сможете стать настоящими творцами, слепить или нарисовать свою снежинку»  

Рисуют, лепят снежинки.

Нарисованные (вылепленные) снежинки.

2.5. Центр кулинарии.

Организация самостоятельной деятельности детей, оказание индивидуальной поддержки в выполнении задания.

Приемы активизации самостоятельного мышления детей: алгоритм действий

Воспитатель: в центре красной снежинки предлагаю вам  стать  кондитерами, сделать печенье в форме снежинок.

Лепят  печенье из теста: отрывают часть, раскатывают жгут, соединяют, прижимают, украшают.

Готовое печенье.

3. Заключительный этап. Рефлексия.

Обобщение полученного результата, анализ собственных действий.

Беседа, рассказ детей, обсуждение, поощрение

Итоговый сбор.

Умка: Как много мы узнали о снеге.

Воспитатель: «Ребята, предлагаю вам рассказать Умке, в каком центре вы были, что сумели сделать? С какими трудностями встретились? Что было самое интересное?»

Педагог предлагает передавать микрофон по кругу, поощряет высказывания детей.

Умка благодарит детей за возможность побывать у них в гостях и узнать много нового о зиме и снеге.

Выражают отношение к результатам своей деятельности, обсуждают.

Высказывания детей по поводу   результатов своей деятельности в центрах.

Умение выражать свои чувства и делать выводы.

  

. . . . .