Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Литературные игры и упражнения для детей дошкольного возраста

Дата публикации: 2023-03-12 12:53:08
Статью разместил(а):
Коробова Елена Иннокентьевна

Литературные игры и упражнения для детей старшего дошкольного возраста

Авторы: Коробова Елена Иннокентьевна,

Урбакова Анастасия Станиславовна,

Бикбаева Мария Владимировна,

Неустроева Ирина Анатольевна

МБДОУ «Детский сад № 41», г. Иркутск

 

Литературные игры – одно из средств развития творческих способностей детей: речевых, изобразительных, артистичных. Использование литературных игр имеет большое значение в развитии коммуникативных способностей детей, также развиваются интеллектуальные способности ребёнка, основанные на памяти, мыслительных операциях. 

Придумывание, создание и проведение таких игр с ребёнком или группой детей не потребует больших как материальных, так и временных затрат. 

«Собери картинку».

Задачи: развитие воссоздающего воображения, связной речи. 

Материал и оборудование: разрезные картинки по сюжетам художественных произведений. 

«Исчезнувшая картинка».

Задачи: развитие сообразительности, быстроты реакции, памяти. 

Материалы и оборудование: серия картинок по литературному произведению. 

Инструкция к проведению: Перепутав картинки и убрав одну из них, воспитатель предлагает рассказать, какой эпизод «исчез». 

«Театр картинок».

Задачи: развитие связной речи, закрепление знаний о литературных произведениях. 

Материалы и оборудование: силуэты героев сказок. 

Инструкция к проведению: воспитатель предлагает детям поиграть в литературную викторину, которая поможет определить самого начитанного среди собравшихся. Показывая изображения героев сказки, можно задавать следующие вопросы: 

В каких сказках встречаются заяц, волк, медведь, лиса? 

Какие сказки начинаются со слов: «Жили-были дед и баба»? 

В каких сказках действие происходят в лесу? 

В каких сказках едят пирожки, блины, колобки, плюшки и другие хлебобулочные изделия? 

Игры-соревнования.

Задачи: закрепление знаний о литературных произведениях. 

Материалы и оборудование: сюжетные картинки по литературным произведениям. 

Инструкция к проведению: 

Для игры дети делятся на две команды (участников должно быть столько же, сколько картинок к сказке). Все участники получают по эпизоду-картинке. Затем по сигналу каждая команда должна выстроиться по порядку действия (сюжету) сказки. Выигрывает та команда, которая сделает это быстрее и правильно. 

Игру можно усложнить, если добавить к набору картинок из одной сказки некоторые «лишние» эпизоды из других произведений, перемешать их и положить на противоположные стороны стола. Каждая команда выстраивается друг за другом у своего «набора». По сигналу первый участник команды должен отыскать картинку с первым эпизодом заданной сказки и, положив его на картонную полосу под № 1, встать последним в строй своей команды; второй отыскивает 2-ой эпизод, и т.д. Выигрывает команда, которая справится с заданием – выстроит сюжет из картинок первой без ошибок. 

Для детей, которые умеют читать, картинки можно заменить словами, написанными крупным красивым шрифтом на небольших полосках картона. Например, «Зимовье зверей» - ПЕТУХ, СВИНЬЯ, БАРАН, ГУСЬ, БЫК. 

«Закончи фразу».

Задачи: развитие связной речи, памяти. 

Материалы и оборудование: коробка с открытками, наклеенными на них отрывками из литературных произведений. 

Инструкция к проведению: 

Воспитатель из коробки достает открытку с наклеенным на нее отрывком и читает его не до конца, а дети по памяти продолжают. 

Читающим детям раздают отрывки текста, наклеенные на небольшие полоски картона. Дети должны разыскать свою «половинку» среди 8-10 отрывков, выложенных на общий поднос. 

Выигрывает тот, кто первый отыщет свою «половинку». 

«Что не так?» 

Задачи: Закреплять умение воссоздавать в воображении картины, созданные писателем. Учить передавать свои впечатления. 

Материалы и оборудование: картинки с ошибками в изображении. 

Инструкция к проведению: 

Воспитатель показывает ребенку картинку: 

К какому произведению эта иллюстрация? 

Что в ней не так? 

Как можно исправить? 

«К какому произведению иллюстрация?».

Задачи: Закреплять умение воссоздавать в воображении картины, созданные писателем. Закреплять умение восстанавливать логику событий. 

Материалы и оборудование: сюжетные картинки к произведениям. 

Инструкция к проведению: 

Воспитатель показывает ребенку картинку. 

К какому произведению эта иллюстрация? 

Что на ней изображено? 

Если ребенок затрудняется, можно предложить ему другие иллюстрации к этому произведению. 

«Расставь по порядку».

Задачи: Закреплять умение восстанавливать логику событий, выстраивать композицию рассказа, передавать идею, основную мысль рассказа. 

Материалы и оборудование: серии сюжетных картинок по произведениям. 

Инструкция к проведению: 

Воспитатель показывает сюжетные картинки. 

К какому произведению относятся эти картинки? 

Расставь их по порядку. Составь по ним рассказ. О чем он? 

«Рассказ по цепочке».

Задачи: Закреплять умение восстанавливать логику событий, воссоздавать в воображении картины, созданные писателем. 

Инструкция к проведению: 

Воспитатель предлагает детям вспомнить какое-либо литературное произведение и рассказать его все вместе по цепочке. 

Например: Давайте вспомним сказку Владимира Федоровича Одоевского «Мороз Иванович» и расскажем ее все вместе, друг за другом. По одному предложению. Кто хочет начать? 

«Угадай по рисунку сказочное животное».

Задачи: Закрепить у детей представление об особенностях изображения сказочных образов животных. Учить узнавать, из какой сказки животные, определять, какой художник их нарисовал. Развивать умение детей рассказывать о характере образа: злой, добрый, хвастливый, сердитый и т.д. 

Материалы и оборудование: иллюстрации, выполненные художниками Е. Рачевым, Е. Чарушиным, Ю. Васнецовым, В. Сутеевым, В. Лебедевым, Т. Капустиной и др. (реалистические и сказочные образы). 

Инструкция к проведению: 

2-3 ребенка сидят за столом, перед каждым лежит ряд иллюстраций . По команде воспитателя дети должны отобрать сказочные и реалистические образы и разложить их по группам. 

Правила игры: Игра начинается после сигнала. Когда задание выполнено, необходимо объяснить, почему рисунки так сгруппированы, и рассказать о каждой иллюстрации: 

Что в образе сказочного? 

Каков характер персонажа? 

Из какой он сказки? 

Какой художник его нарисовал? 

Игрок, рассказавший все правильно, получает фишку. 

Выигрывает тот, у кого больше фишек. 

«Узнай, какой художник меня нарисовал?».

Задачи: Закреплять у детей представление об особенностях средств выразительности, используемых художниками Е.М. Рачевым, Ю.В. Васнецовым, Е.И. Чарушиным. 

Материалы и оборудование: Карточки-иллюстрации разных животных, выполненные Е.М. Рачевым, Ю.В. Васнецовым, Е.И. Чарушиным – 1-й вариант. 

Большие и маленькие карты по типу «Лото» - 2-й вариант. 

Инструкция к проведению: 

1-й вариант. 

Играют 3-4 ребенка. У каждого несколько карточек с иллюстрациями художников. Детям предлагается разобрать картинки по группам, т.е. в одну группу рисунки Е. Рачева, в другую – Ю. Васнецова, в третью – Е. Чарушина. 

Объяснить, почему так подобрали? Как узнали? 

2-й вариант 

Игра по типу «Лото». Детям раздаются большие карты – по одной каждому. В углу карты изображено одно животное (например, заяц), нарисованное Ю. Васнецовым или Е. Чарушиным, или Е. Рачевым. У воспитателя маленькие карточки с изображением животных, выполненным тем или иным художником. 

Воспитатель показывает карточку и спрашивает: 

Кто меня нарисовал? 

Дети, посмотрев  на свою карту, определяют по манере изображения, кто художник, и поднимают руку. 

Выигрывает тот, кто быстрее заполнит свою карту. 

«Угадай, какие звери в этом домике живут?».

Задачи: Поупражнять детей в видении своеобразия художественного языка художников-иллюстраторов  Е.М. Рачева, Ю.В. Васнецова, Е.И. Чарушина. 

Материалы и оборудование: два нарисованных домика-книжки в стиле Ю. Васнецова, Е. Рачева (декоративная манера) и Е. Чарушина (реалистическая манера). На коньке каждого дома нарисован в манере определенного художника петушок. 

Инструкция к проведению: Для игры детям можно предлагать Е. Рачева и Е. Чарушина или Ю. Васнецова и Е. Чарушина. 

Играют 3-4 ребенка. Воспитатель расставляет на противоположных концах домики, а в центре стола кладет рисунки зверей, выполненные Чарушиным и Васнецовым или Чарушиным и Рачевым. 

Ход игры (пример игры с иллюстрациями Е. Чарушина и Ю. Васнецова): 

Воспитатель: Дети, послушайте, что однажды случилось в детском саду. На книжной полке стояли очень интересные книги, в них рисунки разных животных, нарисованные художниками Чарушиным и Васнецовым. Днем эти книги рассматривали дети, и животным – зайчикам, лисичкам, серым волкам, мишкам – очень нравилось, что на них так внимательно смотрят, любуются ими. Но пришел вечер, потом ночь, и уже никто на них не смотрел. Скучно им стало. Вот они все и выпрыгнули из книжек, собрались вместе и стали друг перед другом хвастаться. 

Одни кричали: «Мы сказочные! Мы нарядные!» А другие говорили: «Зато мы как настоящие!». Стали они хороводы водить да танцевать. Так развеселились, что и забыли, в какой книге, в каком домике живут. Пришло утро, а звери так и не могли узнать свой дом. Они очень растерялись, перепугались и перепутались. Сидят все вместе и горюют. 

Ребята, поможем им свои дома-книги отыскать? 

Давайте сначала домики рассмотрим. Это что за дом? – воспитатель показывает дом-книгу, нарисованный в стиле Ю.Васнецова. 

Да, это сказочный теремок! А как он расписан? Какие на нем узоры? Вот какой сказочный! И кто же его нарисовал? – Ю. Васнецов. 

А это что за дом? – воспитатель показывает дом-книгу, нарисованный в стиле Е. Чарушина. 

Как настоящая избушка лесника. Здесь могут жить лесные звери, которых лечит и подкармливает лесник. Как избушка нарисована? Похожа она на настоящий дом? Кто мог его нарисовать? – Е. Чарушин. 

А сейчас попробуйте помочь животным, покажите каждому его дом. Дети по очереди выполняют задание, при этом рассказывают, почему они относят то или иное животное к определенному домику. 

После выполнения задания воспитатель говорит детям: Вот мы и помогли животным найти свои дома-книги. То-то они радуются! А еще они довольны потому, что вы правильно узнали, какой художник их нарисовал! 

 

. . . . .