Литературные игры и упражнения для детей дошкольного возраста
Литературные игры и упражнения для детей старшего дошкольного возраста
Авторы: Коробова Елена Иннокентьевна,
Урбакова Анастасия Станиславовна,
Бикбаева Мария Владимировна,
Неустроева Ирина Анатольевна
МБДОУ «Детский сад № 41», г. Иркутск
Литературные игры – одно из средств развития творческих способностей детей: речевых, изобразительных, артистичных. Использование литературных игр имеет большое значение в развитии коммуникативных способностей детей, также развиваются интеллектуальные способности ребёнка, основанные на памяти, мыслительных операциях.
Придумывание, создание и проведение таких игр с ребёнком или группой детей не потребует больших как материальных, так и временных затрат.
«Собери картинку».
Задачи: развитие воссоздающего воображения, связной речи.
Материал и оборудование: разрезные картинки по сюжетам художественных произведений.
«Исчезнувшая картинка».
Задачи: развитие сообразительности, быстроты реакции, памяти.
Материалы и оборудование: серия картинок по литературному произведению.
Инструкция к проведению: Перепутав картинки и убрав одну из них, воспитатель предлагает рассказать, какой эпизод «исчез».
«Театр картинок».
Задачи: развитие связной речи, закрепление знаний о литературных произведениях.
Материалы и оборудование: силуэты героев сказок.
Инструкция к проведению: воспитатель предлагает детям поиграть в литературную викторину, которая поможет определить самого начитанного среди собравшихся. Показывая изображения героев сказки, можно задавать следующие вопросы:
В каких сказках встречаются заяц, волк, медведь, лиса?
Какие сказки начинаются со слов: «Жили-были дед и баба»?
В каких сказках действие происходят в лесу?
В каких сказках едят пирожки, блины, колобки, плюшки и другие хлебобулочные изделия?
Игры-соревнования.
Задачи: закрепление знаний о литературных произведениях.
Материалы и оборудование: сюжетные картинки по литературным произведениям.
Инструкция к проведению:
Для игры дети делятся на две команды (участников должно быть столько же, сколько картинок к сказке). Все участники получают по эпизоду-картинке. Затем по сигналу каждая команда должна выстроиться по порядку действия (сюжету) сказки. Выигрывает та команда, которая сделает это быстрее и правильно.
Игру можно усложнить, если добавить к набору картинок из одной сказки некоторые «лишние» эпизоды из других произведений, перемешать их и положить на противоположные стороны стола. Каждая команда выстраивается друг за другом у своего «набора». По сигналу первый участник команды должен отыскать картинку с первым эпизодом заданной сказки и, положив его на картонную полосу под № 1, встать последним в строй своей команды; второй отыскивает 2-ой эпизод, и т.д. Выигрывает команда, которая справится с заданием – выстроит сюжет из картинок первой без ошибок.
Для детей, которые умеют читать, картинки можно заменить словами, написанными крупным красивым шрифтом на небольших полосках картона. Например, «Зимовье зверей» - ПЕТУХ, СВИНЬЯ, БАРАН, ГУСЬ, БЫК.
«Закончи фразу».
Задачи: развитие связной речи, памяти.
Материалы и оборудование: коробка с открытками, наклеенными на них отрывками из литературных произведений.
Инструкция к проведению:
Воспитатель из коробки достает открытку с наклеенным на нее отрывком и читает его не до конца, а дети по памяти продолжают.
Читающим детям раздают отрывки текста, наклеенные на небольшие полоски картона. Дети должны разыскать свою «половинку» среди 8-10 отрывков, выложенных на общий поднос.
Выигрывает тот, кто первый отыщет свою «половинку».
«Что не так?»
Задачи: Закреплять умение воссоздавать в воображении картины, созданные писателем. Учить передавать свои впечатления.
Материалы и оборудование: картинки с ошибками в изображении.
Инструкция к проведению:
Воспитатель показывает ребенку картинку:
К какому произведению эта иллюстрация?
Что в ней не так?
Как можно исправить?
«К какому произведению иллюстрация?».
Задачи: Закреплять умение воссоздавать в воображении картины, созданные писателем. Закреплять умение восстанавливать логику событий.
Материалы и оборудование: сюжетные картинки к произведениям.
Инструкция к проведению:
Воспитатель показывает ребенку картинку.
К какому произведению эта иллюстрация?
Что на ней изображено?
Если ребенок затрудняется, можно предложить ему другие иллюстрации к этому произведению.
«Расставь по порядку».
Задачи: Закреплять умение восстанавливать логику событий, выстраивать композицию рассказа, передавать идею, основную мысль рассказа.
Материалы и оборудование: серии сюжетных картинок по произведениям.
Инструкция к проведению:
Воспитатель показывает сюжетные картинки.
К какому произведению относятся эти картинки?
Расставь их по порядку. Составь по ним рассказ. О чем он?
«Рассказ по цепочке».
Задачи: Закреплять умение восстанавливать логику событий, воссоздавать в воображении картины, созданные писателем.
Инструкция к проведению:
Воспитатель предлагает детям вспомнить какое-либо литературное произведение и рассказать его все вместе по цепочке.
Например: Давайте вспомним сказку Владимира Федоровича Одоевского «Мороз Иванович» и расскажем ее все вместе, друг за другом. По одному предложению. Кто хочет начать?
«Угадай по рисунку сказочное животное».
Задачи: Закрепить у детей представление об особенностях изображения сказочных образов животных. Учить узнавать, из какой сказки животные, определять, какой художник их нарисовал. Развивать умение детей рассказывать о характере образа: злой, добрый, хвастливый, сердитый и т.д.
Материалы и оборудование: иллюстрации, выполненные художниками Е. Рачевым, Е. Чарушиным, Ю. Васнецовым, В. Сутеевым, В. Лебедевым, Т. Капустиной и др. (реалистические и сказочные образы).
Инструкция к проведению:
2-3 ребенка сидят за столом, перед каждым лежит ряд иллюстраций . По команде воспитателя дети должны отобрать сказочные и реалистические образы и разложить их по группам.
Правила игры: Игра начинается после сигнала. Когда задание выполнено, необходимо объяснить, почему рисунки так сгруппированы, и рассказать о каждой иллюстрации:
Что в образе сказочного?
Каков характер персонажа?
Из какой он сказки?
Какой художник его нарисовал?
Игрок, рассказавший все правильно, получает фишку.
Выигрывает тот, у кого больше фишек.
«Узнай, какой художник меня нарисовал?».
Задачи: Закреплять у детей представление об особенностях средств выразительности, используемых художниками Е.М. Рачевым, Ю.В. Васнецовым, Е.И. Чарушиным.
Материалы и оборудование: Карточки-иллюстрации разных животных, выполненные Е.М. Рачевым, Ю.В. Васнецовым, Е.И. Чарушиным – 1-й вариант.
Большие и маленькие карты по типу «Лото» - 2-й вариант.
Инструкция к проведению:
1-й вариант.
Играют 3-4 ребенка. У каждого несколько карточек с иллюстрациями художников. Детям предлагается разобрать картинки по группам, т.е. в одну группу рисунки Е. Рачева, в другую – Ю. Васнецова, в третью – Е. Чарушина.
Объяснить, почему так подобрали? Как узнали?
2-й вариант
Игра по типу «Лото». Детям раздаются большие карты – по одной каждому. В углу карты изображено одно животное (например, заяц), нарисованное Ю. Васнецовым или Е. Чарушиным, или Е. Рачевым. У воспитателя маленькие карточки с изображением животных, выполненным тем или иным художником.
Воспитатель показывает карточку и спрашивает:
Кто меня нарисовал?
Дети, посмотрев на свою карту, определяют по манере изображения, кто художник, и поднимают руку.
Выигрывает тот, кто быстрее заполнит свою карту.
«Угадай, какие звери в этом домике живут?».
Задачи: Поупражнять детей в видении своеобразия художественного языка художников-иллюстраторов Е.М. Рачева, Ю.В. Васнецова, Е.И. Чарушина.
Материалы и оборудование: два нарисованных домика-книжки в стиле Ю. Васнецова, Е. Рачева (декоративная манера) и Е. Чарушина (реалистическая манера). На коньке каждого дома нарисован в манере определенного художника петушок.
Инструкция к проведению: Для игры детям можно предлагать Е. Рачева и Е. Чарушина или Ю. Васнецова и Е. Чарушина.
Играют 3-4 ребенка. Воспитатель расставляет на противоположных концах домики, а в центре стола кладет рисунки зверей, выполненные Чарушиным и Васнецовым или Чарушиным и Рачевым.
Ход игры (пример игры с иллюстрациями Е. Чарушина и Ю. Васнецова):
Воспитатель: Дети, послушайте, что однажды случилось в детском саду. На книжной полке стояли очень интересные книги, в них рисунки разных животных, нарисованные художниками Чарушиным и Васнецовым. Днем эти книги рассматривали дети, и животным – зайчикам, лисичкам, серым волкам, мишкам – очень нравилось, что на них так внимательно смотрят, любуются ими. Но пришел вечер, потом ночь, и уже никто на них не смотрел. Скучно им стало. Вот они все и выпрыгнули из книжек, собрались вместе и стали друг перед другом хвастаться.
Одни кричали: «Мы сказочные! Мы нарядные!» А другие говорили: «Зато мы как настоящие!». Стали они хороводы водить да танцевать. Так развеселились, что и забыли, в какой книге, в каком домике живут. Пришло утро, а звери так и не могли узнать свой дом. Они очень растерялись, перепугались и перепутались. Сидят все вместе и горюют.
Ребята, поможем им свои дома-книги отыскать?
Давайте сначала домики рассмотрим. Это что за дом? – воспитатель показывает дом-книгу, нарисованный в стиле Ю.Васнецова.
Да, это сказочный теремок! А как он расписан? Какие на нем узоры? Вот какой сказочный! И кто же его нарисовал? – Ю. Васнецов.
А это что за дом? – воспитатель показывает дом-книгу, нарисованный в стиле Е. Чарушина.
Как настоящая избушка лесника. Здесь могут жить лесные звери, которых лечит и подкармливает лесник. Как избушка нарисована? Похожа она на настоящий дом? Кто мог его нарисовать? – Е. Чарушин.
А сейчас попробуйте помочь животным, покажите каждому его дом. Дети по очереди выполняют задание, при этом рассказывают, почему они относят то или иное животное к определенному домику.
После выполнения задания воспитатель говорит детям: Вот мы и помогли животным найти свои дома-книги. То-то они радуются! А еще они довольны потому, что вы правильно узнали, какой художник их нарисовал!