Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Конспект занятия "Железная дорога – твоя и моя ..."

Дата публикации: 2023-03-12 20:22:49
Статью разместил(а):
Лактионова Анастасия Владимировна

Конспект занятия "Железная дорога – твоя и моя ..."

Автор: Лактионова Анастасия Владимировна

ГБОУ "Школа № 629", г. Москва

 

Цель: вовлечь детей в коллективную деятельность по изучению, осмыслению и осознанию правил дорожного движения, опасности и безопасности на железной дороге. 

Задачи:  

1. Формировать умение соблюдать культуру безопасного поведения на железной дороге. 

2. Закреплять понимание особенностей движения поезда, локомотива; того, что он не может мгновенно остановиться, увидев на своем пути пешехода (ребенка).

3. Воспитывать понимание потенциальной опасности транспорта; того, что на дорогах могут быть аварии с гибелью и ранениями людей.

4. Развивать умение рассуждать, думать, отвечать на вопросы полным предложение, умение связно выражать свои мысли. 

Словарная работа: обогащение словаря по дорожной лексике: платформа, железнодорожные пути, тоннель, настил, пешеход, водитель, пассажир, семафор, дорожные знаки, опасность, безопасность. 

Продолжительность занятия: 40 минут. 

Материально-техническое оснащение: ПК, доска Smard Board, интерактивная презентация SMART Notebook

Ход занятия

1. Игровая мотивация.  

Воспитатель: Ребята на днях мы читали стихотворение С.Я. Маршака «Вот какой рассеянный», вот строчки из них: 

«Что за станция такая — Дибуны или Ямская?»

А с платформы говорят: «Это город Ленинград».

Закричал он: «Что за шутки! Еду я вторые сутки,

А приехал я назад, а приехал в Ленинград!» 

Воспитатель: Почему так произошло с человеком Рассеянным? 

(ответы детей) 

Воспитатель: Наше занятие начнем с того, чтобы не стать таким же Рассеянным, для этого мы его пригласим к себе в гости. 

В группу заходит взрослый «Рассеянный». 

Человек Рассеянный: Здравствуйте ребята, я пришел к вам потому что хочу чтобы вы мне рассказали о том, что знаете о железной дороге, о правилах поведения и, конечно же, поиграть с вами. Вы согласны? 

(ответы детей) 

Воспитатель: Тогда первые задания Человеку Рассеянному: 

Дети загадывают загадки: 

1 ребенок:  

Эта лестница лежит, 

А паровоз по ней бежит. 

(железная дорога) 

2 ребенок:

«Мчится, мчится железный конек! 

По железу железо гремит. 

Пар клубится, несется дымок; 

Мчится, мчится железный конек, 

Подхватил, посадил да и мчит …».

Человек Рассеянный отгадывает загадки, хвалит детей.  

2. Викторина «Что мы знаем о железной дороге?».

Воспитатель: Давайте покажем Человеку Рассеянному, сколько всего мы знаем о железной дороге. Для начала разделимся на две команды, а Рассеянному Человеку доверим подсчитывать количество баллов за правильные ответы каждой из команд. (Команды выбираются считалкой «На золотом крыльце сидели …») 

1 команда – «Паровозики» 

2 команда – «Вагончики» 

Воспитатель: Ребята, посмотрите, на доску.

Воспитатель: Дети! А кто знает, что такое поезд?

· Поезд – это ряд соединенных между собой вагонов, которые тянет за собой по рельсам локомотив. 

· Локомотив - машина (тепловоз, электровоз, паровоз, моторный вагон), движущаяся по рельсам и предназначенная для передвижения поездов. 

· А как называются люди, которые едут в поезде? (пассажиры) 

· А какие поезда бывают? (пассажирские и грузовые или товарные) 

· Кто из вас уже совершал поездки на поезде? (рассказы детей по впечатлениям) 

· Как называют самого главного, кто управляет поездом? (ответы детей).         

3. Физкультминутка. 

Поезд наш песок везет 

(идут по кругу, изображая руль в руках) 

Удивляется народ: 

(Останавливаются, поворачиваются лицом друг другу, разводят руками, делают удивленное лицо). 

«Вот так чудо — чудеса, 

(2 раза наклоняют голову вправо – влево). 

В нем песок под небеса» 

(тянутся на носочках, поднимая руки вверх). 

4. Закрепление материала, пройденного на предыдущих занятиях. Закрепление правил поведения на ЖД. 

Воспитатель: Основными причинами травм детей на железной дороге является незнание и нарушение правил безопасности. 

Предлагаю вспомнить правила поведения на железной дороге: 

3 ребенок: 

Правила эти железнодорожные - 

Строгие очень, но вовсе не сложные, 

Ты их запомни, слушай внимательно. 

В жизни помогут они обязательно! 

Воспитатель: Запомните!!  

1. Переходить железнодорожные пути можно только в установленных местах, пользуясь при этом пешеходными мостами, тоннелями и железнодорожными переездами. 

По ступенькам выше, выше, 

Вот видны вагонов крыши... 

Перейдем легко и просто 

Через пешеходный мостик! 

2. На станциях, где мостов и тоннелей нет, граждане должны переходить железнодорожные пути по настилам, а также в местах, где установлены указатели «Переход через пути». 

Через рельсы нас ведет 

Пешеходный переход 

И поэтому народ 

Здесь уверенно идет! 

3. Ходить по железнодорожным путям категорически запрещается!  

Рельсы новее блестят, 

Так и манят всех ребят, 

Постоять на них ногами, 

Посчитать длину шагами 

Скажем прямо вам, друзья –  

Делать этого нельзя! 

4. Переходить и перебегать через железнодорожные пути перед близко идущим поездом, если расстояние до него менее 400 м – запрещается! 

Этот выход не из лучших! 

Вы боитесь опоздать? 

Перед поездом идущим 

Не спешим перебегать! 

5. Категорически запрещается на станциях и перегонах подлезать под вагоны и перелезать через автосцепки для прохода через путь. 

6. Не заходи за линию безопасности у края пассажирской платформы! 

Электричка быстро мчится, 

Трудно ей остановится. 

От нее ужасный ветер, 

Близко к ней не стойте, дети! 

7. He используй наушники и мобильные телефоны при переходе через железнодорожные пути! (слайд № 9) 

8.Не прыгай с пассажирской платформы на железнодорожные пути! 

Слева и справа идут поезда 

Прыгать с платформы 

Нельзя никогда! 

9. Не поднимайся на крыши вагонов поездов! 

10. Нельзя устраивать на платформе и железнодорожных путях различные подвижные игры! 

11. Не оставляй на железнодорожных путях посторонние предметы! 

На рельсы положен какой-то предмет, опасная штука, много наделает бед! 

12. Нельзя высовываться из окна поезда! 

В поездах разрешено 

Открывать в жару окно. 

Но высовываться, дети, 

Из окна запрещено! 

13. Нельзя бросать камни в поезда! 

Что случилось вдруг с руками? 

Кто-то бросил в поезд камень! 

Стыдно нам за них друзья,

Делать этого нельзя! 

14. Нельзя приближаться и прикасаться к оборванным проводам на железной дороге! 

Опасно! Ток убьет! 

5. Словесная игра «Закончи предложение». 

Воспитатель: Человек Рассеянный, а ты не забываешь выдавать детям фишки? (ответ персонажа). Давайте поиграем в игру. Дети встают в круг. Слушайте правила. Рассеянный Человек говорит предложения, а вы его заканчиваете. 

Примерные предложения: 

· Перелезать под вагонами поезда … 

· Идти по рельсам … 

· Вася увидел камень на рельсе … 

· Кататься на крыше поезда … 

· Миша хотел поднять с земли оборванный провод … 

· Пешеходный мост нужен … 

· Играть в мяч на перроне …, потому что … 

· Я по рельсам побегу, папе с мамой… 

· Что будет если железная дорога работать без поездов … 

· Машинист – это … 

· Правила поведения на железнодорожной дороге важны … 

· Будешь правила поведения на железной дороге знать … 

6. Игра-эстафета «Скорый поезд».

Каждая команда строится в колонну. Первый в колонне – «локомотив» - быстрым шагом (бежать запрещается) огибает расставленные флажки и возвращается на линию старта. Второй в колонне – «вагон» - берется за согнутые в локтях руки первого игрока, и они вместе, двигая согнутыми в локтях руками, проходят дистанцию и возвращаются на линию старта.  К ним присоединяется следующий член команды. И т.д. когда «локомотив» возвращается на линию старта со всеми «вагонами», он должен подать протяжный гудок. 

7. Задание. Дорисовать на листах, где можно переходить железную дорогу. Объяснить, почему именно там можно переходить железнодорожные пути. 

8. Итог занятия. 

Человек Рассеянный:  

Подведем теперь итоги, 

Убедимся лишний раз: 

Безопасность на дороге - это главное для нас! 

Железная дорога - не место для игры. 

Вы правило усвоили как себя вести. 

Правила запомнил - В тайне не держи 

Всем друзьям, знакомым 

Знаешь - расскажи! 

Человек Рассеянный: Дорогие ребята, нет ничего важнее человеческой жизни, а детские жизни - это самое ценное. Хочется ещё раз напомнить: беспокойтесь о себе, будьте внимательны и бдительны, помните, что железная дорога - не место для игр. Берегите себя! 

Воспитатель: На этом наше занятие подошло к концу. Посчитаем фишки. Победила дружба! Всем спасибо, и всем счастливого пути! И хорошего летнего отдыха и путешествий по железной дороге! На следующем занятии мы будем моделировать опасные и безопасные ситуации на железной дороге. 

 

. . . . .