Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Конспект профилактического занятия с элементами тренинга для подростков с ОВЗ "Навыки вежливого отказа"

Дата публикации: 2023-03-13 15:30:45
Статью разместил(а):
Цыбакова Светлана Викторовна

Конспект профилактического занятия с элементами тренинга для подростков с ОВЗ "Навыки вежливого отказа"

Автор: Цыбакова Светлана Викторовна

ГБПОУ ТК № 21, Школа для обучающихся с ОВЗ "БЛАГО", г. Москва

 

Аннотация: Занятие посвящено развитию коммуникативных навыков у подростков с ОВЗ, формированию навыков вежливого отказа.

Ключевые слова: психология, коррекционное занятие, профилактика, как сказать нет, навыки отказа, вежливые слова.

 

Цель: развитие коммуникативных навыков; формирование навыков вежливого отказа; развивать культуру поведения.

Задачи:

1. Формировать представление о различных формах выражения отказа.

2. Отрабатывать умение отстаивать своё мнение в условиях психологического давления.

3. Расширять диапазон возможных форм поведения.

4. Развивать культуру речи подростков.

Оборудование: Карточки с описанием ситуаций, мяч, маркерная доска, памятка «5 шагов отказа».

Вводятся правила.

Разминка. Группа располагается на стульях по кругу.

Приветствие. Поприветствовать соседа справа и ответить на приветствие разными способами. Не должно быть повторов.

Передай предмет. Психолог передаёт мяч соседу справа. Задача – передавать мяч дальше по кругу. Способы передачи повторяться не должны. Если мяч падает, то игра начинается сначала. Подросткам с ОВЗ можно подсказать способы передачи (с колен на колени, плечом и т.п.).

Встречаемся глазами. Подростки сидят с опущенными вниз головами. На счёт 3 нужно поднять голову и найти себе глазами пару. Договариваться при этом нельзя. Игра повторяется несколько раз. Каждый раз нужно искать нового партнёра для встречи глазами.

Основная часть. Вступительное слово педагога-психолога.

Ребята, я недавно прочитала в газете статью, в которой рассказывалось о том, что один мальчик обвиняется в краже. А дело было так. Он шёл по улице мимо дома. К нему подошёл мужчина и сказал, что забыл дома ключи, а дверь захлопнулась. Он попросил мальчика влезть в открытую форточку и открыть дверь изнутри. Мальчик так и сделал, а потом пошёл дальше по своим делам. Потом выяснилось, что тот мужчина был вором и обокрал квартиру.

Ещё один случай мне рассказал один ученик нашей школы. Он долго просил у родителей купить ему велосипед. И однажды его мечта сбылась. Ему купили новый красивый дорогой велосипед. Он стал ездить по двору на новом велосипеде, а друзья стали по очереди просить покататься. Сначала покатался один друг, потом другой, потом третий и так весь день до вечера. А когда вечером мальчик увидел свой велосипед, то не узнал его. Он был весь грязный, поломанный.

Ещё один случай произошёл с моей знакомой. Ей позвонил менеджер из банка и сообщил о том, что с её счёта снимаются деньги. Для того, чтобы защитить свой счёт нужно срочно назвать данные карты. Как вы понимаете, это были мошенники. Моя знакомая, испугавшись того, что останется без денег продиктовала данные карты. И тут же все деньги с её счёта исчезли.

Как вы думаете, что объединяет эти истории?

В этих случаях ребята не смогли отказать тем, кто их просил, они не могли противостоять в первом случае авторитету взрослого человека, а во втором случае не могли противостоять своим друзьям.

Дискуссия. Что бы вы сделали на их месте? Всегда ли легко отказать? (Ответы детей)

Почему же мы иногда соглашаемся на что-то, чего нам на самом деле совсем не хочется? Иногда мы боимся показаться невежливыми. Мы считаем, что откажем человеку, другу, а он обидится. Иногда мы не знаем, как правильно сказать «нет», какие использовать слова.

В тех примерах, которые я вам привела, страх отказаться превратился в огромную проблему для ребят.

Игра «Откажись как».

Учащиеся выбирают по одной карточке и должны отказаться так, как отказался бы человек (персонаж), написанный на карточке. Можно использовать слова, мимику, жесты, пантомимику. Остальные учащиеся угадывают, кого изображает водящий.

Педагог-психолог предлагает детям игрушки, напитки, конфеты.

Откажись как: маленький ребёнок, Человек-паук, Винни-Пух, учитель, старый дедушка, принцесса, военный, Гарри Поттер и т.п.

Упражнение в парах.

Уговори своего одноклассника отдать тебе игрушку (тетрадь, телефон). Запрещено прикасаться к человеку и говорить грубые слова.

Обсуждение. Что было сложно. Удалось ли уговорить одноклассника. Какие способы вы применяли. Каким образом отказывались, какие слова были самыми эффективными.

Формула вежливого отказа.

Вежливый отказ = уверенный голос + контакт глаз + причина.

(запись на доске)

Для твёрдого отказа необходим уверенный голос, уверенный взгляд, а также, иногда, объяснение причин.

Упражнение «Вежливые слова».

Для вежливого отказа необходимо использовать вежливые слова. Какие вежливые слова для отказа вы знаете?

Ведущий кидает мяч каждому ребёнку и предлагает что-то сделать (подать книгу, нарисовать картинку, написать фразу и т.п.), дети отказываются, используя вежливые слова и формулу вежливого отказа.

Вежливые слова для отказа записываются на маркерной доске:

Нет, спасибо, я не хочу

Нет, спасибо, я не могу

Я занят(а) другими делами

Нет, спасибо, у меня другие планы

К сожалению, это не самое подходящее время

Увы, у меня есть кое-что ещё

Звучит здорово, но я не обещаю

Мне надо посоветоваться с мамой (папой).

У меня другие дела

Может быть в следующий раз

Я не смогу в это время

Я ценю то, что ты попросил меня, но я не могу этого сделать.

Я не могу сделать то, о чем ты просишь.

Упражнение «Приведи пример».

Используя формулу вежливого отказа (уверенный голос, взгляд в глаза и вежливое объяснение) каждый подросток отказывает на просьбу педагога-психолога. В упражнении используется мяч, который педагог-психолог кидает по очереди каждому участнику занятия. Варианты просьб педагога: дай мне попользоваться своим телефоном, купи мне конфеты, попрыгай на одной ноге и т.п.

Групповое упражнение «Встань со стула».

Применяя формулу вежливого отказа и вежливые слова, учащиеся пытаются сопротивляться групповому давлению.

Водящий садиться на стул посередине, вся группа старается уговорить его встать и пересесть на другое место. Запрещено прикасаться к человеку и говорить грубые слова.

Обсуждение. Что было сложно. Удалось ли уговорить одноклассника. Какие способы вы применяли. Каким образом отказывались, какие слова были самыми эффективными.

Затем подросткам предлагается сравнить групповое давление и ситуацию, когда уговаривает один человек. В каком случае сложнее отказаться и почему?

«5 ступеней отказа».

Для закрепления информации сегодняшнего занятия я подготовила вам Памятки «5 ступеней отказа»

Памятка «5 ступеней отказа»

Сразу сказать твёрдо «нет»

Согласиться со всеми доводами, но в конце сказать: «НЕТ!». «Я согласен с вами, но …»

Если давление продолжается, можете перейти в наступление.

Я не хочу больше говорить на эту тему.

Предложить компромисс: Давай лучше …

 

Рефлексия занятия.

Какие навыки мы с вами отрабатывали на занятии?

Что нового и важного для себя вы узнали сегодня на занятии?

Ответы детей

Выразите своё отношение к занятию с помощью цвета. На столе разложены карточки разного цвета. Зелёный- занятие было полезным; чёрный-было скучно, не интересно; жёлтый – было весело, понравилось; синий – у меня не всё получилось.

 

Литература:

1. Алиева М.А., Гришанович Т.В., Лобанова Л.В., Травникова Н.Г., Трошихина Е.Г. Я сам строю свою жизнь. / Под ред. Е.Г. Трошихиной. – СПб.: Речь, 2001. – 216 стр. 

2. Классные часы на тему: «Профилактика вредных привычек». Методическое пособие с электронным приложением / Авт. – сост. Р.А. Кострыкин. – М.: Глобус, 2008. – 111с. 

3. Кострыкин Р.А. Методическое пособие с электронным приложением. М.: Глобус, 2008. – 111с.

4. Макеева А.Г. Помогая другим, помогаю себе - Москва, Просвещение, 2003.

5. Монина Г.Б., Лютова-Робертс Е.К. Коммуникативный тренинг (педагоги, психологи, родители). СПб.: Речь, 2010.

 

. . . . .