Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Формирование нравственных ценностей младших школьников на примере произведения М. Горького "Воробьишко"

Дата публикации: 2023-03-21 12:20:58
Статью разместил(а):
Ригина Эльвира Владимировна

Формирование нравственных ценностей младших школьников на примере произведения М. Горького "Воробьишко"

Автор: Ригина Эльвира Владимировна

МБОУ «СОШ п. Эгвекинот»

 

Где искать нравственную опору современному ребёнку? На что опираться? Ведь именно в детстве закладывается фундамент и представления о том, что такое хорошо, а что такое плохо. В век технологий и через СМИ дети сталкиваются с массой безнравственной информации, и если современные условия таковы, то нравственные ценности нужно искать в культуре всего человечества и, прежде всего, своего народа через литературные произведения. Но сами собой нравственные ценности не притекают в душу ребёнка. Они должны быть добыты им самостоятельно в результате, осмысленного чтения художественных текстов и эмоционального их восприятия.

На примере урока литературного чтения для 3 класса по рассказу Максима Горького "Воробьишко", направленного на формирование нравственных ценностей с использованием технологии смыслового чтения и анализа художественного произведения, мне хотелось бы продемонстрировать "процесс осмысленного чтения".

Цели урока: 

Обучающие:

- вырабатывать навык осознанного чтения, навык анализа прочитанного текста;

- совершенствовать умение слушать произведение, умение читать выразительно, работать с содержанием произведения, понимать смысл использованных в тексте образных выражений;

- умение давать характеристику главным героям произведения и их поступкам.

Развивающие: развивать образное мышление, читательское воображение, умение прогнозировать ситуацию, умение работать в паре и в группе, умение высказывать и отстаивать свою точку зрения, развивать коммуникативные навыки, речь учащихся.

Воспитательные: воспитывать нравственные качества.

Вид урока: урок ознакомления с новым материалом.

Оборудование: мультимедийная презентация, компьютер, интерактивная доска, мультимедийный проектор. 

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Актуализация знаний, учащихся по теме (игра «Доскажи словечко»).

3. Самоопределение к деятельности.

Прочитайте имя автора (слайд: портрет). Что вы знаете об этом авторе?

Прочитайте название произведения. По названию произведения спрогнозируйте, о ком будет это произведение? Как вы думаете, это тема текста или основная мысль? Почему произведение именно так названо? К этому вопросу мы вернёмся, когда прочитаем содержание произведения. 

4. Работа по теме урока.

1. Словарная работа (чересчур – слишком; чванятся – гордятся; чадо- ребенок; чин – порядок, обычай; растопырил крылья – неуклюже раздвинул в стороны; дыбом перья – торчком, поднявши вверх; благополучно – удачно, успешно; наличник –накладная планка вокруг двери или окна (иллюстрация).

2. Знакомство с текстом.

а) Чтение отрывка от слов «У воробьев совсем так же, как у людей» до слов «а молодежь – живет своим умом».

Как вы понимаете смысл последней фразы? Что значит «живёт своим умом»?

Как изображает автор жизнь воробьёв? (как у людей). Эту фразу я запишу на доске. 

Продолжайте читать (Жил-был …). 

О чём может говорить такая фраза «Жил-был»? (так начинаются сказки). Какой это жанр? (авторская сказка). 

б) Чтение отрывка вслух от слов «Жил-был …» до слов «… и годится ли он для него». 

Кто главный герой данного литературного произведения? Какой он был? Почему именно желторотый? (слайд: желторотый воробей).

Прочитайте слова, которые доказывают, что он был маленький (Летать он еще не пробовал, но уже крыльями махал). Эту фразу я запишу на доске. 

Покажите, как машут крылышками птенцы.

Я считаю, что он ещё ничего не знал об окружающей жизни. Согласны вы со мной или не согласны, найдите в тексте этому подтверждение (и всё выглядывал из гнезда: хотелось поскорее узнать – что такое божий мир и годится ли он для него?).

в) Чтение отрывка вслух от слов «Что, что?» до слов «… Чив, чив!». 

Какой звук повторяется чаще других в диалоге воробьёв? Делает ли автор это умышленно и зачем? Как называется литературный приём, когда автор целенаправленно часто использует какой- либо звук? (звукоподражание). Послушайте чириканье воробьёв (аудиозапись чириканья воробьёв).

г) Чтение вслух отрывка «И всё высовывался из гнезда, всё разглядывал.

Чадо, чадо, – беспокоилась мать, – смотри – чебурахнешься! 

Кто может объяснить смысл слова «чебурахнуться»? 

3. Работа с толковым словарём (чебурахнуться - грохнуться, шлепнуться, упасть с шумом). 

4. Знакомство с текстом.

а) Чтение отрывка от слов «Чем, чем? – спрашивал Пудик…» до слов «…он любил объяснять всё по-своему».

Прочитайте фразу, которая говорит о том, как относился Пудик к словам матери (Пробовала мать объяснить ему, что это не так, но он не поверил). Эту фразу я запишу на доске. 

Как вы думаете, нравился ли Пудику окружающий мир? Почему он думал по-другому?

У вас уже должен сформироваться образ героя. Подберите эпитеты. Он был какой? (несмышлёный, неопытный, взрослый, эгоистичный, умный, самонадеянный, неосмотрительный).

Какие эпитеты не подходят для характеристики главного героя? (взрослый, умный). 

б) Чтение отрывка от слов «Идет мимо бани мужик, машет руками …» до слов «… это плохо кончится». 

В этой части сказки происходит перелом сюжета. Прочитайте предложение, которое говорит, что сейчас что-то произойдёт (Пудик не верил маме; он еще не знал, что если маме не верить, это плохо кончится). Эту фразу я запишу на доске. Спрогнозируйте, что может произойти дальше?

в) Чтение отрывка от слов «Он сидел на самом краю гнезда …» до слов «… что мама осталась без хвоста».

Подтвердилось ли ваше предположение? Можно ли сказать, что она закончилась хорошо? Почему пострадала мать? (она защищала своего ребёнка).

5. Выстраивание системы образов (кластер). Работа на интерактивной доске. 

За основу берём круги. Кто главный герой? Назовите второстепенных героев (мама, папа, кошка). По ходу развития событий между героями выстраивались взаимоотношения. Их тоже нужно зафиксировать взаимообратными стрелками. Как мама относится к пудику? (любит, заботится, опекает). Как Пудик относится к маме? (не слушает, не доверяет). Как папа относится к Пудику? (любит, заботится, опекает). Пудик как относится к папе? (не слушает, не доверяет). Как кошка отреагировала на Пудика? (угрожала). Что грозило Пудику? (смерть). 

В сказке есть ещё один незримый герой. Кто? (автор). Как автор относился к своему герою? (по-доброму, так как называет ласковым именем Пудик, ему нравится его любознательность, талант – Пудик сам пишет стихи).

Вы так много уже сказали о Пудике, о его положительных чертах и отрицательных, можете ли вы сейчас объяснить название сказки «Воробьишко»? Какой смысл автор вложил в это слово? На что указывает суффикс -ишк-? (суффикс «ишк», придает слову уменьшительное и, в то же время, пренебрежительное значение, неодобрение и осуждающее отношение к чему-либо).

Значит, уже в самом заглавии сказки мы можем увидеть скрытый смысл. Какой? (автор осуждает главного героя за его характер и необдуманные, легкомысленные поступки и, в то же время, автор любит воробышка, жалеет его, показывает маленьким, глупеньким, по неопытности). Выбор такого названия для произведения не случаен. Он подчёркивает отношение автора к данному герою.

Опираясь на систему образов, скажите, ситуация, в которую попал главный герой, была предсказуема? Почему? (Пудик не слушал родителей, не доверял им). 

Прочитайте фразы, которые написаны на доске. Опираясь на эти фразы, сделайте вывод: какова главная мысль этого произведения? Чему это произведение учит? (родителей надо слушаться и доверять им, родители плохого не посоветуют, нет ничего сильнее любви матери). 

В конце литературного произведения автор поставил многоточие. Почему? (Пудик будет расти и будет ошибаться). Какая фраза Пудика это подтверждает? (– Ну что ж! – сказал Пудик. – Всему сразу не научишься!). 

И многоточие как раз об этом и говорит, что только через собственные ошибки можно научиться не делать необдуманных шагов, которые могут привести к большим неприятностям. 

5. Закрепление изученного

1. Работа в парах. Определение последовательности событий (карточки).

2. Преобразование прочитанного текста в таблицу (карточки).

3. Сопоставление иллюстративного материала с текстовой информацией (карточки). 

6. Рефлексия. Составление синквейна

Работа в группах (Воробьишко. Маленький, глупый. Сидит, распевает, вывалился. Воробьишко вывалился из гнезда. Птенец).

Таким образом, прекрасное художественное произведение Максима Горького «Воробьишко» помогает решить важные педагогические и воспитательные задачи и помочь детям понять простые истины – как надо относиться к тем, кто любит и дорожит тобой.

 

. . . . .