Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Лекция-коллаж "Наука и междисциплинарные связи"

Дата публикации: 2023-03-25 15:27:43
Статью разместил(а):
Глембоцкая Янина Ивановна

Лекция-коллаж "Наука и междисциплинарные связи"

Авторы:

Лектор: Глембоцкая Янина Ивановна

МГАФК, МО

Учитель: Ситкина Наталья Евгеньевна

МОУ "Гимназия 46", МО

 

Тип урока: комбинированный урок.

Цели урока: сформировать интерес к науке, актуализировать знания в интерактивной, игровой форме; сформировать гражданскую позицию, влиять на профессиональное самоопределение

Задачи урока:

1. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ:

- обеспечить в ходе урока усвоение научных фактов об искусственном интеллекте, о внутренних органах человека, о родстве славянских языков;

- сформировать у учащихся умение выделять главное, существенное в изучаемом материале, сравнивать, обобщать изучаемые факты, логически излагать свои мысли (предусмотрены с этой целью в ходе занятия дополнительные контрольные вопросы)

- подвести учащихся к пониманию сущности изучаемого материала.

2. РАЗВИВАЮЩИЕ:

- развивать интеллектуальные качества учащихся, познавательный интерес и способности, используя данные о применении изучаемых явлений в окружающей жизни, о новостях науки и техники, игровые ситуации. Осуществлять связь с другими предметами;

- развивать творческие способности, эмоциональные качества и чувства учащихся, создавая на уроках эмоциональные ситуации удивления, радости, занимательности (а иногда и парадоксальности), используя яркие примеры, иллюстрации, демонстрации, воздействующие на чувства обучаемых;

3. ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:

- формировать интерес к науке, гражданскую позицию.

Педагогические технологии: технология развивающего обучения, технология проблемного обучения, технология критического мышления.

Форма организации деятельности обучающихся: фронтальная беседа с использованием наглядности, работа в парах.

Средства обучения: интерактивное оборудование, раздаточный материал (карточки), анатомическая модель (медицинские внутренние органы для обучения).

 

ХОД УРОКА

Лектор: (Организационный момент. Приветствие.) Здравствуйте, ребята. Тема нашего урока: «Наука и междисциплинарные связи» (2 мин).

Лектор: Ребята сегодня мы поговорим об Искусственном интеллекте, узнаем интересные факты из анатомии человека, психологии и о лингвистике. Всеми этими дисциплинами занимаются ученые, чтобы ученым обеспечить комфортные условия для научной и технологической деятельности были созданы в России 10 инновационных научно-технологические центров (ИНТЦ) в период с 2019-2022 гг. на основе подготовленных Минэкономразвития России в соответствии с законом № 216-ФЗ об инновационных научно-технологических центрах проектов решений Правительства Российской Федерации.

ИНТЦ МГУ «Воробьевы горы» (г. Москва) - 28 марта 2019 года;

ИНТЦ «Сириус» (г. Сочи) - 8 ноября 2019 года;

ИНТЦ «Сколково» (г. Одинцово) – 2010 г.

ИНТЦ «Долина Менделеева» (г. Москва) - 24 декабря 2019 года;

ИНТЦ «Русский» (о. Русский, Приморский край) - 18 ноября 2020 года;

Лектор: Давайте с вами посмотрим видео чем занимаются ИНТЦ центры. (слайд 4) (4 мин) Ребята, вы готовы ответить на вопросы? (2 мин)

1) Что такое набор определенных алгоритмов?

Ответ: Искусственный Интеллект.

2) В каких сферах ИИ помогает человеку?

Ответ: Медицина, дизайн, образование.

3) Что умеет делать ИИ?

Ответ: Видеть, слышать, читать, запоминать, анализировать, делать выводы и даже учиться!

Лектор: Молодцы! Следующая часть нашего занятия будет об анатомии. Сейчас мы с вами посмотрим видео и узнаем интересные факты о внутренних органах. Пожалуйста, слушайте внимательно, чтобы потом ответить на вопросы. (4 мин)

Лектор: Ответьте на вопросы к видео. (3 мин)

1) Какой орган самый длинный? (кишечник)

2) Сколько кг бактерий в кишечнике у человека? (1кг)

3) Сколько литров крови у человека? (более 4,5)

4) Какая кислота содержится в желудке? (соляная)

5) Сколько раз вокруг земли можно обмотать сосуды? (более 2,5 раз)

6) Какого цвета Лейкоциты? (белые)

7) Какого цвета Эритроциты? (красные)

8) Когда пополняется кровь из депо в организме? (при потере крови, при физической нагрузке)

Лектор: Посмотрим продолжение видео (4 мин) Ответьте на вопросы к видео. (3 мин). Ответы на вопросы (2 мин)

9) какая группа крови влияет на характер?

10) Как называют печень? (химическая лаборатория)

11) какая площадь легких? (с теннисный корт)

12) Чье сердце бьется чаще? Мужское или женское?

13) Какой орган самый трудолюбивый?

Лектор: Молодцы!!Следующая наша часть занятия будет посвящена психологии. (3 мин) Дидактическая игра «ИСКЮЧЕНИЕ ЛИШНЕГО» (Задание на карточке). Найдите лишнее слово.

1. Лампа, фонарь, солнце, свеча.

2. Сапоги, ботинки, шнурки, валенки.

3. Собака, лошадь, корова, лось.

4. Стол, стул, пол, кровать.

5. Сладкий, горький, кислый, горячий.

6. Очки, глаза, нос, уши.

7. Трактор, комбайн, машина, сани.

8. Москва, Киев, Волга, Минск.

9. Шум, свист, гром, град.

10. Суп, кисель, кастрюля, картошка.

11. Береза, сосна, дуб, роза.

12. Абрикос, персик, помидор, апельсин.

13. Крошка, крошить, кидать, косить;

14. Золото, сундук; молоко, болото;

15. Лебедь, воробей, синица, пеликан;

16. Рыба, рак, паук, лев;

17. Уши, шея, глаза, плечи;

18. Норка, ключ, тропа, коса;

19. Ночь, дочь, рожь, мышь;

20. Пароход, парной, парик, парник;

21. Печка, свечка, утка, овечка;

22. Ворота, чернила, столы, ножницы.

Лектор: Ребята, вы хорошо справились с заданием, которое является примером междисциплинарных связей. Задание на аналитическое мышление и правила русского языка. Давайте сделаем еще одно задание. Учащиеся должны дать определение каждому «Я», рассказывая о себе и своих качествах. (3 мин)

Мои «Я»

Я —

Мои любимые вещи —

Любимый цвет —

Любимое имя —

Любимый цветок —

Любимый фрукт, ягода или овощ —

Любимый праздник —

Любимый день недели —

Любимое животное —

Любимая книга —

Лектор: Ребята, а вы знаете пословицы? Сейчас мы это проверим! (6 мин)

ПОСЛОВИЦЫ:

На карточках одного набора были написаны пословицы, на карточках другого - фразы.

Пословицы на карточках:

Цыплят по осени считают.

Волка ноги кормят.

Слово не воробей, вылетит – не поймаешь.

Маленькое дело лучше большого безделья.

Недруг поддакивает, а друг спорит.

После дождичка в четверг

Злой не верит, что есть добрые люди.

Умел ошибиться, умей и поправиться.

Учение свет, а неучение – тьма.

Понедельник – ключ ко всей неделе.

Семь пятниц на неделе

ФРАЗЫ:

О деле судят по результатам.

Цыплята вырастают к осени.

Одну хорошую книгу прочесть полезнее, чем семь плохих.

Начните с чистого листа.

Чтобы сделать работу лучше, надо о ней хорошо подумать.

Злой человек не любит доброго.

Если ты не прав, то друг всегда докажет тебе, что ты не прав.

Учение дается легче в светлое время суток.

Безделье делает день длиннее.

Прежде, чем что-то сказать – подумай. Слово назад не возьмешь.

Волк догоняет свою добычу, он никогда не сидит в засаде.

Никогда не говори никогда.

Непостоянство всегда достойно осуждения.

Лектор: Мы подошли к завершающей части нашей лекции. Познакомимся с наукой - лингвистикой, которая изучает языки. Сегодня мы поговорим о названиях дней недели на разных языках мира. Кажется, что можно интересного найти в словах, которых только семь в каждом языке? Давайте попробуем! Посмотрим видео (5мин)

Лектор: Перед вами сравнительная таблица славянских языков с одним словом (неделя). Обратите внимание, что только в русском языке мы говорим слово (неделя), в других славянских языках оно называется почти одинаково тыдзень (особенно схожи белорусский и украинский варианты) (2 мин)

В заключение, я хочу вам показать таблицу с названиями дней недели на разных славянских языках. Давайте ее рассмотрим вместе и обсудим! (3 мин)

Подведение итогов. Рефлексия.

Лектор: (Подведение итогов. Рефлексия.) Итак, давайте подведем итог нашей лекции. Какая часть вам понравилась? Какой наукой вы бы хотели заниматься? (2-3 мин)

Лектор: Спасибо за внимание. До новых встреч!

 

. . . . .