Физическое развитие детей через подвижные игры и средства профилактики правонарушений
Физическое развитие детей через подвижные игры и средства профилактики правонарушений
Автор: Колмыкова Ирина Викторовна
МОАУ «СОШ № 6 имени А.С. Пушкина»
Мало кто сейчас задумывается над тем как организовать досуг детей, как научить их не бездействовать, а развиваться, для чего им необходимо не просто отбывать время сначала в школе, а потом дома за компьютером. Мало кто обращает внимание на то, что дети скучают и просто слоняются или совершают такие поступки, которых никто не ожидает. В последнее время по сводкам МВД участились преступления разного характера и степени тяжести, виновниками которых стали несовершеннолетние дети в возрасте от 9 до 13 лет. В чем же причина? Это возникло не только вследствие того, что родители мало внимания уделяют своим детям в силу занятости и зарабатывания денег, не в силу засилья жестоких фильмов и компьютерных игр, а по причине того, что дети не могут организовать свой досуг, не умеют дружить, не знают игр добрых, хороших и веселых.
Если раньше наши папы и мамы на улице играли в игры, правила которых знали все, к примеру: казаки-разбойники, краски, море волнуется раз, колечко, цепи и т.д., то сейчас дети этих игр не знают. В садике игры были упущены, учителям на переменах некогда, в школу заказывается мало спортивного инвентаря для учеников каждого класса.
Возрастающий объем информации, постоянная модернизация учебных программ, широкое использование транспорта, других технических средств оказывают неблагоприятное воздействие на двигательную деятельность учащихся. В современном обществе проявляется противоречие между требованиями физической подготовленности детей и образом жизни. Естественные условия и обучение в школе ограничивают двигательную деятельность и не обеспечивают необходимого режима, позволяющего более значительно повысить результаты жизненно необходимых двигательных качеств. Поэтому возникает необходимость поиска наиболее целесообразных средств и методов повышения физической подготовленности учащихся.
Игра - вид деятельности ребенка, который представляет сознательную, инициативную деятельность, направленную на достижение условной цели, добровольно установленной играющим. В игре удовлетворяются физические и духовные потребности ребенка, в ней формируются его ум, волевые качества. Единственной формой деятельности ребенка является игра, которая во всех случаях отвечает его организации. В игре ребенок ищет и часто находит как бы рабочую площадку для воспитания своих нравственных и физических качеств, его организм требует выхода в деятельности, соответствующей его внутреннему состоянию. Поэтому, через игру можно воздействовать на детский коллектив, исключая прямое давление, наказание, излишнюю нервозность в работе с детьми.
В нашей школе было решено провести «День здоровья», посвященный дворовым играм, где каждый учитель в целях проведения эксперимента, должен был разучить со своим классом дворовые игры и провести их. И что же из этого получилось?
Несколько классов играли в игры, некоторые пришли к выводу, что банальные эстафеты вполне могут заменить игру и провели соревнования, а кто-то и вовсе решил полностью положиться на детей и предложил детям самим играть и обучать друг друга. В ходе подготовки к этому дню многие учителя обратились к учителям физкультуры за помощью. Это наглядный показатель того, что учителя физкультуры являются практически единственными людьми, которые способны научить детей играть. И не потому, что учитель физкультуры имеет достаточную подборку по данному вопросу и ему легче сориентироваться в данном случае, просто не было желания у классных руководителей заниматься этим.
В дальнейшем мы решили провести тестовый эксперимент с учащимися 2-5 классов, где им было предложено вместе с родителями приготовить одну дворовую игру по желанию. Для проведения эксперимента и подведения его итога, каждому учащемуся нужно было приготовить мини брошюру с описанием одной из дворовых игр, главным условием было не использовать игры, изученные на уроке физкультуры. Итог данного эксперимента наглядно показал, что ни сами дети, ни родители не справились с поставленной задачей. Лишь единицы учащихся принесли требуемый материал, часть детей, не смотря на условие не использовать изученные игры, описали их же, оставшаяся часть была полностью не готова из-за отсутствия помощи родителей.
Мы привлекли к работе социального педагога школы. И попросили её провести тест-опрос обучающихся 2-5 классов, направленный на выявление данных, о проведении детьми свободного времени дома и на улице, о взаимоотношении с одноклассниками, и построению режима дня школьников. Так же в тестах указать место и время проведения свободного времени учащимися.
По окончании тестов и их обработке, социальный педагог сделала вывод, что дети в свое свободное время находятся в основном дома или специализированных учреждениях, используют для общения с друзьями в основном ПК или телефон. Дети проводившие время на улице, практически не используют дворовые игры для организации своего досуга, вследствие незнания и не умения организовать подобный вид деятельности.
Подавляющее большинство детей предпочитают места, не предназначенные и не отведенные специально для игр, местам опасным как в социальном плане, так и в опасном для здоровья ребенка (стройка, гаражи, автостоянки, подъезды …).
№ |
Вопрос |
Ответ |
1 |
Нравится ли тебе урок физкультуры? |
|
2 |
Делаешь ли ты утреннюю зарядку? |
|
3 |
Часто ли ты играешь в подвижные игры у себя во дворе? |
|
4 |
Любишь ли ты быть ведущим, когда играешь с друзьями в подвижные игры? |
|
5 |
Напиши несколько названий подвижных дворовых игр, которых ты знаешь. |
Пример:«Салочки», «Краски» |
6 |
Где ты играешь с друзьями чаще всего после школы в свободное время? |
|
7 |
Какие игры лучше: компьютерные или дворовые игры? |
|
Результат опроса показал, что обучающиеся 2-5 классов не владеют информацией о подвижных дворовых играх (кроме тех, которые были изучены на уроке физической культуры), не умеют активно и с пользой организовать свой досуг, и вследствие чего проводят его пассивно, не развивая свои физические качества, и не взаимодействуют с друзьями, отчего страдает коммуникативная составляющая развития младшего школьника. Не получают достаточной помощи от родителей и классных руководителей в плане организации активного досуга, что приводит к неправильной организации свободного времени, проводимого детьми на улице и повышению правонарушений младших школьников.
А что для ребенка игра? Это модель жизни, отношений, познание мира, чувств, эмоций. Игра - это жизнь понарошку, где можно все исправить, добиться результатов, победить или получить опыт проигрыша. Посмотрите, чем занимаются дети, гуляя во дворе, ходят по дорожкам, засунув руки в карманы, или сидят на лавочках, рассказывая всякие пошлости. Игры необходимо срочно вернуть к жизни. По наблюдениям ведущих специалистов и психологов, дети, которые мало играют - в детстве страдают от скуки, а повзрослев с трудом, могут построить взаимоотношения, подавить тщеславие, не могут уступать, выручать, организовать, а иногда и работать с коллективом. Вот и приходится учителю физкультуры решать глобальные вопросы общества.
Самое основное в игре - сама её организация. Часто игра распадается, не успев начаться. Дети не могут выбрать ведущего, не знают точных правил, спорят или хуже того начинают кулаками решать спор, игра превращается в потасовку. Нельзя жалеть на уроке и перемене время для игр, нужно уделять время на правила, разучивать считалки. Играть в игры доступные, веселые, не требующие большого количества инвентаря. И если дети смогут организовать игру во дворе по примеру игры на физкультуре, то учитель может смело поставить себе отлично. Значить он смог научить, правильно объяснить и отвлечь детей от правонарушений. Ведь играя в старые добрые игры, дети вряд ли пойдут бить стекла, обижать животных или планировать, как ограбить друзей или родителей. Игровая деятельность способствует гармоничному развитию опорно-двигательного аппарата, т.к. в работу могут быть вовлечены все мышечные группы, а условие соревнования требуют от участников довольно больших физических напряжений.
Игры содействуют и нравственному воспитанию. Уважение к сопернику, чувство товарищества, честность в спортивной борьбе, стремление к совершенствованию - все эти качества могут успешно формироваться под влиянием занятий подвижными играми.
В своей работе я как классный руководитель, как учитель физкультуры использую программу индивидуальной работы с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации, состоящих на учёте в КДН, на внутришкольном контроле. Не имея возможности проводить игры с детьми по месту жительства во дворах, провожу занятия, подвижные игры в дворовых клубах. Привлекаю ребят к занятиям внеурочной деятельность в спортивной направленности. Так на базе нашей школы работают кружки «Здоровейка» для 2- 4 классов, «Подвижные игры» для обучающихся 5 классов.
Школьный возраст является ответственным периодом жизни учащегося в формировании физического компонента здоровья и культурных навыков, обеспечивающих его укрепление, совершенствование и сохранение в будущем. Поэтому результатом физического воспитания школьников должны стать высокий уровень здоровья и формирование фундамента физической культуры будущего взрослого человека.
Литература:
1. Аникина Т.А. Избранные главы по возрастной физиологии: учеб. пособие / Аникина Т.А., Ковтун Л.Г. - Казань, 1992. - 223 с.
2. Г.А. Баландин, Н.Н. Назарова. - М.: Советский спорт, 2002. - 295 с.
3. Бреев М.П. Урок физической культуры в школе // Технология и педагогический анализ: учеб. пособие / Бреев М.П. - Новосибирск, 2000. - 234 с.
4. Горбунов Г.Д. Психопедагогика спорта. М., 1986. - 251 с.
5. Дереклеева Н.И. Двигательные игры, тренинга и уроки здоровья. 1-5 классы: учеб. пособие для преподавателей / Н.И. Дереклеева. М.: Вако, 2004. - 274 с.
6. Жуков М.Н. Подвижные игры. М.: Академия, 2000. - 165 с.
7. Каджаспиров Ю.Г. Развивающие игры на уроках физической культуры 5-11 классы: методическое пособие / Ю.Г.Каджаспиров. - М.: Дрофа, 2003. - 176 с.
8. Лях В.И. Комплексная программа физического воспитания. 1-11 класс / В.И. Лях, А.А. Зданевич. - М.: Просвещение, 2004. - 264 с.
9. Янсон Ю.А. Педагогика физического воспитания школьников: книга для учителя / Ю.А. Янсон. - М., 2000. - 381 с.