Сценарий праздника "Всякая страна имеет славу, каждая поляна – название"
Сценарий праздника "Всякая страна имеет славу, каждая поляна – название"
Автор: Сивоволова Вера Владимировна
МКОУ "СОШ № 10 п. Лебединый"
Возрастная группа: дети старшего дошкольного возраста (5-7 лет).
Цели: прививать познавательный интерес, формировать позитивное отношение к родному краю, закреплять знания достопримечательностей родного края, показать его красоту и самобытность.
Задачи:
- Формировать у детей правильное осознанное отношение к народной культуре;
- Закреплять представления о достопримечательностях Республики Саха (Якутия);
- Обучать преодолению трудностей, быстрому принятию решений;
- Развивать и обогащать эмоциональную сферу, музыкальные и творческие способности детей;
- Развивать физические качества детей: силу, скорость, гибкость, выносливость, координацию;
- Развивать мелкую моторику, умения ориентироваться на ощупь;
- Прививать чувства любви и гордости за родной край;
- Воспитывать чувства товарищества и взаимовыручки.
Предварительная работа: беседы, рассматривание буклетов, ознакомление с достопримечательностями республики Саха Якутия, заучивание стихов, разучивание ролей, песен, танцев.
Оборудование: декорации гор, озера; ёлки; макет березы; поляна с цветами; макет реки; макет ледника с «льдинами; повязки для глаз; магнитный набор «Рыболов»; бубен; костюмы: шаманик, Ньюргун Боотура; камни; СД диск «Айархаан» муз. А Дегтяревой; фонограммы: «Облака» В. Шаинского, Алгыс, Сайылык С. Зверева.
Действующие лица и исполнители: Ведущий – инструктор по физкультуре; Шаманка, Ньюргун Боотур – дети старшего дошкольного возраста, занимающиеся в кружке «Сказка».
Приемы и методы: словесный, игровой, разьяснение.
Сценарий праздника
I. Вводная часть.
Звучит фонограмма песни «Облака» В. Шаинского. Дети смешанной группы входят в музыкальный зал, выполняют музыкально-ритмические движения. Проходят и садятся на стульчики.
Ведущий: Здравствуйте, ребята! С облаками белыми вы вошли в наш зал, и ваши счастливые улыбки каждый увидал.
Тихонько шепчет облако, чтоб я поведала вам,
Что есть в краю родимом много, много тайн.
А вам, ребята, интересно узнать тайны, которые вам не известны?
Дети: Да!
Ведущий: Сегодня мы совершим путешествие по загадочным, таинственным местам родного края и попробуем узнать его секрет – секрет человеческой мудрости. А называется наш край – Республика ...
Дети: Саха – Якутия!
Слышится звучание бубна. Открывается занавес. На сцене шаманка исполняет поклоны.
Шаманка: Доробоолороум! Здравствуйте! Я – шаманка, и мне известно, что человеческая мудрость охватывает все стороны человека и природы. И кто владеет мудростью – тот здоров, велик и богат.
Ударяет в бубен: Добрые духи поведали мне о том, что вы хотите узнать секрет человеческой мудрости. Я решила помочь вам. Но сначала я поведаю вам одну легенду.
Легенда: В Якутии, высоко в горах, в глубокой пещере недалеко от озера Лабынкыр живет древний и мудрый дракон, который владеет многими богатствами, но самое главное богатство – это секрет человеческой мудрости родного края. Многие храбрецы пытались добыть этот секрет, но удача улыбалась не многим, потому что дракон открывает свою тайну только старательным и любознательным, только тем, кто сумеет пройти множество испытаний и добыть слова его заветной пословицы – человеческой мудрости!
Путь туда не прост, но у меня есть древняя карта, с помощью которой вы пройдёте в логово дракона.
Ведущий: Вы, ребята, готовы немедленно отправиться в путь, добыть слова пословицы и узнать секрет человеческой мудрости?
Дети: Да, готовы!
Ведущий: Тогда в путь!
II. Основная часть.
Первое испытание «Найди слово на ощупь».
Дети рассматривают карту и определяют первый пункт назначения: «Ледник «Булуус»
Ведущий: Первый пункт испытания – это удивительный ледник, который называется, как?
Дети: Булуус!
Шаманка: К леднику вы должны темной ночью пройти, чтоб заветное слово найти.
Второе испытание «Найди слово на ощупь»
На глаза детям одевают повязки, они берутся за руки и Шаманка ведет их к «леднику». Упражнение «Змейка». Музыка: фонограмма «Белая ночь» (СД диск «Айархаан» муз. А Дегтяревой) или по выбору музыкального руководителя.
Ведущий: Итак, девочки и мальчики, сейчас в испытании в темноте пусть поработают ваши пальчики. Осторожно льдинки в руки берите и на ощупь слово найдите.
Дети присаживаются вокруг «ледника» и среди, разложенных льдинок на ощупь найти одну, на которой прикреплено слово. Дети снимают повязки и читают слово «Всякая»
Ведущий: Молодцы, вы справились с заданием. Давайте посмотрим по карте – куда нам идти дальше.
Дети подходят к карте.
Ведущий: Якутская тайга на пути, испытания в чаще – её сложно пройти.
Шаманка: Вам надо помощника позвать, а кто это будет в непростой игре узнать.
Третье испытание «Найди героя».
Игра «Олонхо дьоруойдара» («Олонхо в игровой деятельности детей», сост. Ю. В. Андросова, Н. П. Александрова – Якутск: Бичик, 2013., стр. 40)
Дети собирают картину из кубиков (карточек) на которых наклеены (нарисованы) герои олонхо «Ньюргун Боотур стремительный». Собрав картину, дети узнают героя олонхо Ньюргун Боотура.
Выходит Ньюргун Боотур.
Ньюргун Боотур: Добрый день! В добрый час встретиться я с вами рад.
Дети, вот моя стрела – слово вам несет она.
Ньюргун Боотур подает стрелу. Дети читают слово «страна».
Ньюргун Боотур: В чаще леса, под волшебной сосной стоит сундук золотой.
Чтобы тот сундук открыть, надо ключ к нему добыть.
Ключ под кроной высоко, добыть его нелегко.
Вам надо сквозь огонь и воду и пройти,
Сквозь медные трубы камни к ключу пронести.
Четвертое испытание «Добудь ключ».
Эстафета «Огонь, вода и медные трубы».
Дети выстраиваются за Ньюргун Боотуром, по очереди проходят полосу препятствий: взяв камень (гранат, нефрит, кварц и др.), пролезть под дугой («огонь»), пролезть через туннель («медные трубы»), перепрыгнуть через «воду», перенести его в чашу. С каждым принесенным сокровищем подвешенный на эластичной резинке ключ опускается вниз. Последний участник берет ключ и открывает сундук (шкатулку). Дети находят записку со словом «имеет».
Ведущий: Ребята, давайте сложим наши полученные слова.
Дети (читают громко): Каждая страна имеет.
Звучит фонограмма «рык дракона».
Ведущий: О, ужас! Ваши слова услышал Дракон и понял, что вы уже прошли немалую часть пути. Нам немедленно нужно задобрить его красивыми звуками песни.
Четвертое испытание «Поем красиво».
Песня «Край мой родимый» Н. Разуваевой. («Праздники и развлечения в детском саду», Л.Г Горькова, Н.Ф. Губанова – Москва, «ВАКО», 2007)
Когда по родному я краю иду,
И песнею сердце полно,
Березок листва и песни слова
Сливаются в чувство одно.
Березок листва и песни слова
Сливаются в чувство одно.
Такие просторы полей и лесов,
И небо такой высоты.
И рек синева, лугов всех трава,
И все это, Родина, ты.
И рек синева, лугов всех трава,
И все это, Родина, ты!
То плещешься морем цветущего льна,
То глянешь цветочком простым,
То лесом шумишь, прохладой манишь,
И запахом хвои густым.
То лесом шумишь, прохладой манишь,
И запахом хвои густым.
Ведущий: Заслушалась вашей песней березка, уронила в благодарность листочек, а на нем слово.
Дети (читают): «Славу».
Ведущий: Успокоился дракон, но скоро он потребует еду. Где нам её добыть?
Дети: Надо посмотреть на карте.
Пятое испытание «Налови рыбу для дракона»
Дети подходят к карте смотрят, куда далее указывает стрелка: река Лена.
Ведущий: Ребята, река Лена является одной из десяти великих рек мира. И вы, конечно, знаете, что в ней водится очень много рыбы. Но просто так река с нами рыбой не поделится. Давайте покажем реке, что вы не ленились, что вы выучили о нашей великой реке о её богатствах красивые стихи.
Стихи.
Рыбаки
Средь глубинных путей
Ходят рыб косяки.
Много хитрых сетей
Припасли рыбаки,
Чтоб кишеньем сплошным
Трепетали у ног
Стерлядь с жирном брюшным,
Омуль, нельма, ленок.
К тишине берегов
Рыбаки пристают,
Серебристый улов,
Улыбаясь сдают. (Семен Данилов)
Речка, реченька, река
Широка и глубока.
Ты течёшь между полей,
Городов и деревень.
Подо льдом бежишь зимой,
Разливаешься весной,
В осень листья-корабли
Тихо плавают все дни.
Ты для рыбы – дом родной.
Для животных – водопой.
Звёздам – зеркало большое.
По ночам они не спят.
До утра в тебя глядят. (Т. Ашапина)
Ведущий: Ребята, берите удочки, отправимся к реке. Теперь она поделится с вами рыбой.
Игра «Рыбаки». Дети удочками «ловят» рыбу и складывают её в туес. На одной из рыбок дети находят слово и читают его.
Дети: «каждая».
Шестое испытание «Собери волшебные цветы».
Ведущий: На поляне у реки распускаются цветы небывалой красоты. На русском языке цветок называем «саранка». А на якутском?
Дети: Саардана!
Шаманка: Я саардан соберу букет и откроется слово.
Ньюргун Боотур: Какое?
Шаманка: Секрет!
Игра «Кто быстрее?»
Дети встают в круг, в центре на «полянке» стоит Шаманка, вокруг нее на полу лежат цветы «саранки». Звучит музыка «Алгыс» С. Зверева. Пока звучит музыка, дети танцуют, когда музыка останавливается – дети должны успеть взять цветок, кому цветка не хватило – выходит из игры. Каждый раз Шаманка забирает по одному цветку в букет, пока не останется один. Победителю шаманка дает цветок на котором написано слово. Дети читают слово.
Дети: «поляна».
Седьмое испытание «Огонь дракона».
Ведущий: Ребята, посмотрите на карту! Последняя стрелка указывает нам, что мы подходим к озеру Лабынкыр, где Дракон приготовил нам последнее испытание. Он будет бросать в вас огненные шары, ваша задача увернуться от них. Самые смелые и ловкие могут поймать огненные шары корзиной.
Игра «Огненные шары». (фонограмма из альбома)
Дети ловят шары, на одном их шаров написано слово.
Ведущий: Ну вот, и найдено последнее слово. Давайте сложим все слова.
Дети: «Всякая страна имеет славу, каждая поляна – название».
Звучит фонограмма голоса Дракона:
Обойди ты хоть полсвета,
В мире лучше нет завета:
«Всякая страна имеет славу,
Каждая полянка – название!»
Каждый росток – свою полянку,
Каждый ребенок – своих папу и маму.
Каждый человек – свою малую Родину,
Где почитает мудрость народную.
Ведь человеческая мудрость охватывает все стороны человека и природы. И кто владеет мудростью – тот велик и богат.
Прощайте, ребята, прощайте, друзья, вновь с вами встретиться рад буду я!
Дети говорят слова благодарности, прощаются.
Ведущий: Праздник сегодня удался на славу,
Я думаю, ребята, всем он пришелся по нраву.
И каждому из вас хочу пожелать:
Умным, честным, сильным будь,
И про дружбу не забудь,
Изучай, люби свой край,
И славными делами его прославляй!
III. Заключительная часть.
Ведущий: Ребята, понравилось вам путешествие? Что узнали? Что было интересным?
Ответы детей.
Ведущий: Я убедилась, что вы знатоки родного края, что вы любите свой родной край, что вы отважные путешественники.
Дети возвращаются в группу.