Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Сценарий праздника "Всякая страна имеет славу, каждая поляна – название"

Дата публикации: 2023-03-28 09:03:40
Статью разместил(а):
Сивоволова Вера Владимировна

Сценарий праздника "Всякая страна имеет славу, каждая поляна – название"

Автор: Сивоволова Вера Владимировна

МКОУ "СОШ № 10 п. Лебединый"

 

Возрастная группа: дети старшего дошкольного возраста (5-7 лет).

Цели: прививать познавательный интерес, формировать позитивное отношение к родному краю, закреплять знания достопримечательностей родного края, показать его красоту и самобытность.

Задачи:

- Формировать у детей правильное осознанное отношение к народной культуре;

- Закреплять представления о достопримечательностях Республики Саха (Якутия);

- Обучать преодолению трудностей, быстрому принятию решений;

- Развивать и обогащать эмоциональную сферу, музыкальные и творческие способности детей;

- Развивать физические качества детей: силу, скорость, гибкость, выносливость, координацию;

- Развивать мелкую моторику, умения ориентироваться на ощупь;

- Прививать чувства любви и гордости за родной край;

- Воспитывать чувства товарищества и взаимовыручки.

Предварительная работа: беседы, рассматривание буклетов, ознакомление с достопримечательностями республики Саха Якутия, заучивание стихов, разучивание ролей, песен, танцев.

Оборудование: декорации гор, озера; ёлки; макет березы; поляна с цветами; макет реки; макет ледника с «льдинами; повязки для глаз; магнитный набор «Рыболов»; бубен; костюмы: шаманик, Ньюргун Боотура; камни; СД диск «Айархаан» муз. А Дегтяревой; фонограммы: «Облака» В. Шаинского,  Алгыс, Сайылык С. Зверева.

Действующие лица и исполнители: Ведущий – инструктор по физкультуре; Шаманка, Ньюргун Боотур – дети старшего дошкольного возраста, занимающиеся в кружке «Сказка».

Приемы и методы: словесный, игровой, разьяснение.

Сценарий праздника

I. Вводная часть.

Звучит фонограмма песни «Облака» В. Шаинского. Дети смешанной группы  входят в музыкальный зал, выполняют музыкально-ритмические движения. Проходят и садятся на стульчики.

Ведущий: Здравствуйте, ребята! С облаками белыми вы вошли в наш зал, и ваши счастливые улыбки каждый увидал.

Тихонько шепчет облако, чтоб я поведала вам,

Что есть в краю родимом много, много тайн.

А вам, ребята, интересно узнать тайны, которые вам не известны?

Дети: Да!

Ведущий: Сегодня  мы совершим путешествие по загадочным, таинственным местам родного края и попробуем узнать его секрет – секрет человеческой мудрости. А называется наш край – Республика ...

Дети: Саха – Якутия!

Слышится звучание бубна. Открывается занавес. На сцене шаманка исполняет поклоны.

Шаманка: Доробоолороум! Здравствуйте! Я – шаманка, и мне известно, что человеческая мудрость охватывает все стороны человека и природы. И кто владеет мудростью – тот здоров, велик и богат.

Ударяет в бубен: Добрые духи поведали мне о том, что вы хотите узнать секрет человеческой мудрости. Я решила помочь вам. Но сначала я поведаю вам одну легенду.

Легенда: В Якутии, высоко в горах, в глубокой пещере недалеко от озера Лабынкыр живет древний и мудрый дракон, который владеет многими богатствами, но самое главное богатство – это секрет человеческой мудрости родного края. Многие храбрецы пытались добыть этот секрет, но удача улыбалась не многим, потому что дракон открывает свою тайну только старательным и любознательным, только тем, кто сумеет пройти множество испытаний и добыть слова его заветной пословицы – человеческой мудрости!

Путь туда не прост, но у меня есть древняя карта, с помощью которой вы пройдёте в логово дракона.

Ведущий: Вы, ребята, готовы немедленно отправиться в путь, добыть слова пословицы и узнать секрет человеческой мудрости?

Дети: Да, готовы!

Ведущий: Тогда в путь!

II. Основная часть.

Первое испытание «Найди слово на ощупь».

Дети рассматривают карту и определяют первый пункт назначения: «Ледник «Булуус»

Ведущий: Первый пункт испытания – это удивительный ледник, который называется, как?

Дети: Булуус!

Шаманка: К леднику вы должны темной ночью пройти, чтоб заветное слово найти.

Второе испытание «Найди слово на ощупь»

На глаза детям одевают повязки, они берутся за руки и Шаманка ведет их к «леднику». Упражнение «Змейка». Музыка: фонограмма «Белая ночь» (СД диск «Айархаан» муз. А Дегтяревой) или по выбору музыкального руководителя.

Ведущий: Итак, девочки и мальчики, сейчас в испытании в темноте пусть поработают ваши пальчики. Осторожно льдинки в руки берите и на ощупь слово найдите.

Дети присаживаются вокруг «ледника» и среди, разложенных льдинок на ощупь найти одну, на которой прикреплено слово. Дети снимают повязки и читают слово «Всякая»

Ведущий: Молодцы, вы справились с заданием. Давайте посмотрим по карте – куда нам идти дальше.

Дети подходят к карте.

Ведущий: Якутская тайга на пути, испытания в чаще – её сложно пройти.

Шаманка: Вам надо помощника позвать, а кто это будет в непростой игре узнать.

Третье испытание «Найди героя».

Игра «Олонхо дьоруойдара» («Олонхо в игровой деятельности детей», сост. Ю. В. Андросова, Н. П. Александрова – Якутск: Бичик, 2013., стр. 40)

Дети собирают картину из кубиков (карточек) на которых наклеены (нарисованы) герои олонхо «Ньюргун Боотур стремительный». Собрав картину, дети узнают героя олонхо Ньюргун Боотура.

Выходит Ньюргун Боотур.

Ньюргун Боотур: Добрый день! В добрый час встретиться я с вами рад.

Дети, вот моя стрела – слово вам несет она.

Ньюргун Боотур подает стрелу. Дети читают слово «страна».

Ньюргун Боотур:  В чаще леса, под волшебной сосной стоит сундук золотой.

Чтобы тот сундук открыть, надо ключ к нему добыть.

Ключ под кроной высоко, добыть его нелегко.

Вам надо сквозь огонь и воду и пройти,

Сквозь медные трубы камни к ключу пронести.

Четвертое испытание «Добудь ключ».

Эстафета «Огонь, вода и медные трубы».   

Дети выстраиваются за Ньюргун Боотуром, по очереди проходят полосу препятствий: взяв камень (гранат, нефрит, кварц и др.), пролезть под дугой («огонь»), пролезть через туннель («медные трубы»), перепрыгнуть через «воду», перенести его в чашу. С каждым принесенным сокровищем подвешенный на эластичной резинке ключ опускается вниз. Последний участник берет ключ и открывает сундук (шкатулку). Дети находят записку со словом «имеет».

Ведущий: Ребята, давайте сложим наши полученные слова. 

Дети (читают громко): Каждая страна имеет.

Звучит фонограмма «рык дракона».

Ведущий: О, ужас! Ваши слова услышал Дракон и понял, что вы уже прошли немалую часть пути. Нам немедленно нужно задобрить его красивыми звуками песни.

Четвертое испытание «Поем красиво».

Песня «Край мой родимый» Н. Разуваевой. («Праздники и развлечения в детском саду», Л.Г Горькова, Н.Ф. Губанова – Москва, «ВАКО», 2007)

Когда по родному я краю иду,

И песнею сердце полно,

Березок листва и песни слова

Сливаются в чувство одно.

Березок листва и песни слова

Сливаются в чувство одно.

Такие просторы полей и лесов,

И небо такой высоты.

И рек синева, лугов всех трава,

И все это, Родина, ты.

И рек синева, лугов всех трава,

И все это, Родина, ты!

То плещешься морем цветущего льна,

То глянешь цветочком простым,

То лесом шумишь, прохладой манишь,

И запахом хвои густым.

То лесом шумишь, прохладой манишь,

И запахом хвои густым.

Ведущий: Заслушалась вашей песней березка, уронила в благодарность листочек, а на нем слово.

Дети (читают): «Славу».

Ведущий: Успокоился дракон, но скоро он потребует еду. Где нам её добыть?

Дети: Надо посмотреть на карте.

Пятое испытание «Налови рыбу для дракона»

Дети подходят к карте смотрят, куда далее указывает стрелка: река Лена.

Ведущий: Ребята, река Лена является одной из десяти великих рек мира. И вы, конечно, знаете, что в ней водится очень много рыбы. Но просто так река с нами рыбой не поделится. Давайте покажем реке, что вы не ленились, что вы выучили о нашей великой реке о её богатствах красивые стихи.

Стихи.

Рыбаки

Средь глубинных путей

Ходят рыб косяки.

Много хитрых сетей

Припасли рыбаки,

Чтоб кишеньем сплошным

Трепетали у ног

Стерлядь с жирном брюшным,

Омуль, нельма, ленок.

К тишине берегов

Рыбаки пристают,

Серебристый улов,

Улыбаясь сдают. (Семен Данилов)

Речка, реченька, река 

Широка и глубока. 

Ты течёшь между полей, 

Городов и деревень. 

Подо льдом бежишь зимой, 

Разливаешься весной, 

В осень листья-корабли 

Тихо плавают все дни. 

Ты для рыбы – дом родной. 

Для животных – водопой. 

Звёздам – зеркало большое. 

По ночам они не спят. 

До утра в тебя глядят. (Т. Ашапина)

Ведущий: Ребята, берите удочки, отправимся к реке. Теперь она поделится с вами рыбой.

Игра «Рыбаки». Дети удочками «ловят» рыбу и складывают её в туес. На одной из рыбок дети находят слово и читают его.

Дети: «каждая».

Шестое испытание «Собери волшебные цветы».

Ведущий: На поляне у реки распускаются цветы небывалой красоты. На русском языке цветок называем «саранка». А на якутском?

Дети: Саардана!

Шаманка: Я саардан соберу букет и откроется слово.

Ньюргун Боотур: Какое?

Шаманка: Секрет!

Игра «Кто быстрее?»

Дети встают в круг, в центре на «полянке» стоит Шаманка, вокруг нее на полу лежат цветы «саранки». Звучит музыка «Алгыс»  С. Зверева. Пока звучит музыка, дети танцуют, когда музыка останавливается – дети должны успеть взять цветок, кому цветка не хватило – выходит из игры. Каждый раз Шаманка забирает по одному цветку в букет, пока не останется один. Победителю шаманка дает цветок на котором написано слово. Дети читают слово.

Дети: «поляна».

Седьмое испытание «Огонь дракона».

Ведущий: Ребята, посмотрите на карту! Последняя стрелка указывает нам, что мы подходим к озеру Лабынкыр, где Дракон приготовил нам последнее испытание. Он будет бросать в вас огненные шары, ваша задача увернуться от них. Самые смелые и ловкие могут поймать огненные шары корзиной. 

Игра «Огненные шары». (фонограмма из альбома)

Дети ловят шары, на одном их шаров написано слово.

Ведущий: Ну вот, и найдено последнее слово. Давайте сложим все слова.

Дети: «Всякая страна имеет славу, каждая поляна – название».

Звучит фонограмма голоса Дракона:

Обойди ты хоть полсвета,

В мире лучше нет завета:

«Всякая страна имеет славу,

Каждая полянка – название!»

Каждый росток – свою полянку,

Каждый ребенок – своих папу и маму.

Каждый человек – свою малую Родину,

Где почитает мудрость народную.

Ведь человеческая мудрость охватывает все стороны человека и природы. И кто владеет мудростью – тот велик и богат.

Прощайте, ребята, прощайте, друзья, вновь с вами встретиться рад буду я!

Дети говорят слова благодарности, прощаются.

Ведущий: Праздник сегодня удался на славу,

Я думаю, ребята, всем он пришелся по нраву.

И каждому из вас хочу пожелать:

Умным, честным, сильным будь,

И про дружбу не забудь,

Изучай, люби свой край,

И славными делами его прославляй!

III. Заключительная часть.

Ведущий: Ребята, понравилось вам путешествие? Что узнали? Что было интересным?

Ответы детей.

Ведущий: Я убедилась, что вы знатоки родного края, что вы любите свой родной край, что вы отважные путешественники.

Дети возвращаются в группу.

 

. . . . .