Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Урок литературного чтения "М.М. Зощенко "Ёлка"

Дата публикации: 2023-03-29 20:09:16
Статью разместил(а):
Коновалова Евгения Александровна

Урок литературного чтения "М.М. Зощенко "Ёлка"

Автор: Коновалова Евгения Александровна

 

Тип урока: Изучение нового материала.

Цели: познакомить с жизнью и творчеством М.М. Зощенко; обогащать словарный запас; учить анализировать поступки героев; развивать речь, мышление, память и чувство юмора. 

Планируемые результаты:

· предметные: умения работать с текстом (определять главную мысль, последовательность событий, устанавливать их взаимосвязь, соотносить иллюстрацию с текстом, создавать текст на основе иллюстрации, отбирать опорные (ключевые) слова, позволяющие создать свой собственный текст); 

· метапредметные: 

- формулирование учебной задачи урока, исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке;

- умение ориентироваться в учебной и художественной книге, самостоятельный и целенаправленный выбор книги;

- ответы на вопросы на основе художественного текста учебника, осмысление правил взаимодействия в паре и группе (распределение обязанностей, составление плана совместных действий, умение договариваться о совместных действиях).

· личностные: осмысление понятий «неправда», «вранье», «ложь» (что значит ложь во спасение), формирование системы нравственно-этических ценностей на основе совместного обсуждения проблем, с которыми ученики сталкиваются в жизненных ситуациях. 

Оборудование: мультимедийный проектор, ноутбук, интерактивная доска, учебник, раздаточный материал.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

Беседа о проделанной работе.

Ребята, есть такая сказочная, удивительная и прекрасная страна по которой мы сейчас путешествуем. О какой стране идёт речь? (Стране детства)

Давайте вспомним, с каким произведением из раздела «Страна детства» мы познакомились на прошлом уроке? («Корзина с еловыми шишками»)

Кто автор? ( К.Г. Паустовский)

Кто главные герои в этом произведении? (Эдвард Григ, Дагни Педерсен, рояль)

Домашним заданием было подготовить краткий пересказ этого рассказа. (учащиеся рассказывают краткий пересказ текста)

III. Актуализация знаний. Сообщение темы и постановка целей урока.

Отгадайте загадку. 

Я росла в лесу дремучем,

Поднималась к синим тучам.

Но теперь меня срубили

И в игрушки нарядили … ( Елка)

Фронтальный опрос:

Ребята, к какому виду растений относится елка? (хвойным деревьям)

Назовите хвойные деревья, которые вы знаете? (сосна, пихта, ель, лиственница)

А какие виды деревьев вы еще знаете? (лиственные)

Приведите мне пример лиственных деревьев. (береза, дуб, клен и т.д.)

А в чем разница между хвойными и лиственными деревьями? ( ответ учащихся)

Молодцы вы правильно ответили на мои вопросы, но давайте вернемся к нашей отгадки на загадку «Елка». Как вы думаете, как будет называться следующие произведение? (Ёлка)

А кто автор мы узнаем по иллюстрациям прочитанных нами произведений.

Давайте поставим цель и задачи нашего урока.

IV. Работа по теме урока.

Знакомство с жизнью и творчеством М.М. Зощенко.

Беседа.

Что вы помните об этом писателе? (Учащиеся вспоминают. Затем учитель кратко рассказывает о писателе)

Михаил Михайлович Зощенко родился 10 августа 1894 года в Петербурге. По другим данным, он родился 10 августа 1895 года. Его отец Михаил Иванович Зощенко был художником. Мать Елена Иосифовна писала, рассказы и играла на сцене любительского театра.

После смерти отца в декабре 1907 года семья оказалась на грани нищеты.

В 1913 году, по окончании Санкт-Петербургской гимназии, Михаил Зощенко поступил на юридический факультет Петербургского университета.

Когда началась Первая мировая война, Зощенко добровольцем поступил на военную службу. Участвовал во многих боях, был ранен, отравлен газами. Награжден за боевые заслуги четырьмя орденами и отчислен в резерв по состоянию здоровья.

За свою жизнь Зощенко сменил более 15 профессий — от сапожника до инструктора по кролиководству и куроводству. В 1919 году он записался добровольцем в Красную армию и участвовал в боевых действиях, но был комиссован после очередного рецидива болезни, связанной с отравлением газами в Первую мировую войну.

Вернувшись в Петроград (ныне Санкт-Петербург), Зощенко устроился на работу в уголовный розыск. Одновременно он занимался в творческой студии, организованной при издательстве "Всемирная литература", которой руководил Корней Чуковский.

К середине 1920-х годов Зощенко стал одним из самых популярных писателей. Несмотря на высокую писательскую активность, подлинный талант Зощенко проявлялся только в рассказах для детей, которые он писал для журналов "Чиж" и "Еж". Зощенко не думал о славе, он писал рассказы, чтобы помочь людям избавиться от нехороших привычек. Он писал с юмором.

22 июля 1958 года Михаил Зощенко скончался в городе Сестрорецке.

Словарно-лексическая работа.

Золотушный ребенок - больной ребенок

Пастилка - кондитерское изделие из фруктовой массы и сахара

Церемонится - проявлять излишнюю мягкость, стеснение

Подберите синонимы к словам.

ХУДЕНЬКИЕ - (худощавые, тощие, костлявые). 

Подберите антонимы к словам.

ДЛИННОВЯЗАЯ - (маленькая). 

ХУДЕНЬКИЕ - (толстые).

ДОБРОДУШНЫЙ - (злой, злобный).

V. Физкультминутка. Все движения разминки повторяем без запинки!

Эй! Попрыгали на месте.

Эх! Руками машем вместе.

Эхе! Прогнули спинки,

Посмотрели на ботинки.

Эге! Нагнулись ниже

Наклонились к полу ближе.

Повертись на месте ловко.

В этом нам нужна сноровка.

Что, понравилось, дружок?

Завтра будет вновь урок!

VI. Продолжение работы по теме урока.

1. Работа над рассказом «Ёлка».

Сегодня произведение мы будем слушать в исполнении знаменитого актёра Малого театра Игоря Ильинского. Учитель использует аудиозапись. Учащиеся слушают, как произведение читает актер, и следят по тексту на с. 59—64 учебника.

Я вижу, что рассказ вам понравился. А что особенно? (Учащиеся делятся впечатлениями)

Кто главные герои рассказа? 

Как наряжали елку сто лет назад? 

Что случилось с детьми, когда они оказались в праздничной комнате? 

Задумывались ли дети о последствиях своих поступков? Герои делали так, потому что были жадными, завистливыми, жестокими, не способными правильно оценить то, что они делали, или добрыми, отзывчивыми, смелыми? Приведите подтверждающие ваш ответ примеры из текста.

2. Работа в группах.

1 группа. Охарактеризуйте Миньку и Лелю. Учащимся дается время на подготовку.

 

Леля

Минька

Возраст

Было 7 лет

Ударило 5 лет

Рост

Высокая, длинновязая

Удивительно маленького роста

Характер

Исключительно бойкая

Тихий

Что  могут достать?

Могла высоко достать

Ничего нельзя достать

Как ест?

Моментально съедает

Откусываю

Поведение

Не церемонится

Чуть не заревел

 

2 группа. Ребята вам нужно ответить на вопросы: 

1. Обиженная тётя предсказала Миньке будущее, что он будет … (Разбойником)

2. Как хотела наказать мама Лёлю? (Поставить в угол носом)

3. Какую пословицу использует одна из приглашённых мам? (C вами водиться, что в крапиву садиться!)

4. Что произошло с фарфоровой куклой? (У нее отломили ручку)

5. Что хотела мама подарить Миньке? (Паровозик)

6. Чему удивилась мама? (Что мы остались одни)

Как вы считаете, правильно ли поступили родители? 

3. Выяснение главного смысла рассказа.

В каких словах отражен самый главный смысл этого произведения? (И за все эти тридцать пять лет я, дети, ни разу больше не съел чужого яблока и ни разу не ударил того, кто слабее меня. И теперь доктора говорят, что я поэтому такой сравнительно веселый и добродушный) 

Чему учит этот рассказ?

Обратите внимание на слова «Тепло родного очага». Эти слова не просто появились на уроке.

Тепло, забота, уют дома исходят только от поведения взрослых?

Когда ваше поведение создавало в доме тепло, уют, радовало близких?

4. Работа с пословицами:

1. На что и клад, если в семье лад.

2. Гни дерево, пока молодо, а детей учи, пока зелены.

3. Кто неправильно воспитывает своих детей, тот расплачивается слезами.

Почему не нужен клад, если в семье дружно?

Как вы понимаете 2 пословицу?

Почему надо учить детей пока они маленькие?

Семья – это самое главное, что есть у нас. Берегите своих родных, никогда не поступайте так, чтобы вашим родителям было стыдно за ваши поступки.

VII. Итог урока.

Наш урок мне хочется закончить словами М.М. Зощенко: "Нет, мне, быть может, не удалось стать очень хорошим. Это очень трудно. Но к этому, дети, я всегда стремился".

VIII. Домашнее задание: Приготовить пересказ от лица Миньки.

IX. Рефлексия. Самооценивание.

А сейчас оцените свою работу на уроке. Если вы были активными, выберите синий цвет, если вы были внимательными – желтый цвет, если вы были артистичными – зеленый.

Пожалуйста, покажите свой выбор. Смотрите, какое разноцветие сегодня в классе, вы действительно активные, внимательные, артистичные.

Молодцы, очень приятно с вами работать. Спасибо за урок.

 

. . . . .