Роль заведующего и старшего воспитателя ДОО в создании условий обучения дошкольников
Роль заведующего и старшего воспитателя ДОО в создании условий обучения дошкольников
Докладчик: Копылова Виктория Борисовна
Здоровье подрастающего поколения, обеспечение безопасности его жизнедеятельности, его личностный потенциал входят в область национальных интересов России. Поэтому деятельность дошкольных организаций по сбережению и формированию здорового образа жизни детей рассматривается как первоочередная задача педагогов и долгосрочная инвестиция государства в семью, которая будет возвращена в виде полноценных граждан общества.
Введение ФГОС ДОО поставило перед нами задачу по-новому взглянуть на работу по формированию здорового образа жизни в рамках интеграции воспитательно-образовательного процесса. В первую очередь мы обратились к глубокому изучению нормативных документов, что позволило систематизировать работу по разделам:
- охрана жизни и здоровья детей;
- противопожарная, техногенная и антитеррористическая безопасность;
- предупреждение дорожно-транспортного травматизма.
Охрана и укрепление здоровья, формирование здорового образа жизни всегда были и есть первоочередными задачами нашего детского сада. Именно поэтому еще на этапе строительства нового здания нашей организации, учитывая потребность детей в здоровом образе жизни и активных движениях, нами было принято решение об увеличении площадей игровых помещений за счет спальных помещений (не нарушая нормативных требований).
При создании эмоционально-эстетической среды учли рекомендации психологов как с помощью цвета улучшить качество совместной и индивидуальной деятельности. В групповых помещениях основным является голубой/фиолетовый цвета, которые в сочетании с другими цветами теплых тонов позволяет при длительном пребывании в помещении не снижать двигательную активность и обеспечивать эмоциональный комфорт.
В детском саду имеется спортивный зал со всем необходимым оборудованием и тренажерами, современный медицинский блок с приемной, изолятором, физиотерапевтическим и процедурным кабинетом, сенсорная комната, оснащенный современным оборудованием пищеблок. В каждой группе предусмотрены спортивный центр, оборудование для профилактики плоскостопия, центр безопасности и центр правил дорожного движения.
В методическом кабинете - напольные дорожные знаки, магнитно-маркерная доска «Азбука пешехода», плакаты, дидактические игры, макеты светофора, разработаны целевые прогулки по ПДД на все возрастные группы, конспекты кукольных спектаклей по ОБЖ и ПДД, оформлены подписка на газету «Добрая дорога детства» и журналы «Веселые медвежата», «Здоровье дошкольника». В комплексно-тематическом планировании представлены темы ПДД и ЗОЖ. Разработаны рабочие программы по всем разделам «Программы», конспекты: физкультурных занятий, по ЗОЖ и ПДД, гимнастики пробуждения, физминуток, пальчиковой и артикуляционной гимнастик. Собраны материалы к проектам «Где прячется здоровье!», «Будь здоров!», «Витамины наши друзья» и др. Систематизированы кинезеологические упражнения.
На территории детского сада помимо прогулочных веранд и спортивной площадки с необходимым спортивным оборудованием оформлен автогородок с электрическим светофором, автобусной остановкой, разметкой для езды на аккумуляторных машинах, велосипедах и самокатах. На нем проводятся занятия, дидактические игры по правилам дорожного движения и обучению езде на самокатах. Интерактивные дорожки побуждают детей к активному действию.
Альпийская горка с водопадом и уголки фитонцидных растений не просто радуют глаз, но и заряжают воздух полезными элементами. На этих полянках летом в хорошую погоду проходят закаливающие мероприятия, контрастное обливание ножек.
Экологическая тропа способствует практическому закреплению понятия о том, что человек является частью природы, закладывает основы здоровья, долголетия, физического совершенствования, работоспособности человека.
При создании предметно-развивающей среды учитывали дидактические принципы:
- Доступность – старались разместить предметы таким образом, чтобы ребенок мог достать их независимо от роста и физических качеств;
- Многофункциональность – возможность использовать каждый предмет по разным назначениям (различные конструкторы, игрушки-трансформеры, вкладыши и т.п;
- Повышение трудности – расположение предметов, обуславливающее развитие двигательной активности, ориентированных на зону ближайшего развития ребенка;
- Безопасность.
На сегодняшний день формирование культуры здоровья и основ безопасности жизнедеятельности представлены в нашей дошкольной организации в двух блоках: «Система специально созданных условий в ДОО» и «Технологии здоровьясбережения и ОБЖ, используемые в ДОО».