Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 31.03.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ 5
         
         
kn publ E   kn publ 3   kn publ 4
         

Организация и моделирование пространства детского сада

Дата публикации: 2022-05-20 17:02:33
Статью разместил(а):
Кириевская Лариса Николаевна

Организация и моделирование пространства детского сада

Докладчик: Кириевская Лариса Николаевна

 

Рынок труда стремительно меняется. По мере того, как традиционные профессии уходят, на рынке труда появляются диковинные занятия, о которых прежде никто не слышал.

Через 10-15 лет, бизнес, столкнувшись с необходимостью этих инноваций, встретится с дефицитом профессионалов. Следовательно, дошкольному образованию, как первой ступени образования, уже сегодня необходимо задуматься о раннем инвестировании в развитие младшего поколения и подготовке будущих тружеников страны.

По нашему мнению, специально созданная развивающая предметно-пространственная среда детского сада поможет проявить особенно ярко выраженные стороны характера и менталитета ребенка, его привычки, занятия, которые приносят наиболее приятные ощущения, а затем помогут подобрать будущую профессию.

Проект нашего детского сада «Моделируя настоящее – созидаем будущее» нацелен на то, чтобы окружающие ребенка объекты вызывали желание экспериментировать, самостоятельно устанавливать взаимосвязи и закономерности, стимулировать самопознание. Основная  идея проекта: если уже сейчас работать над вопросами организации и  моделирования пространства детского сада, в котором развиваются новые образовательные модели и культивируется интерес к профессиям будущего, то детский сад сможет сориентировать воспитанника, помочь ему с  личностным самоопределением (т.е. постепенным формированием у ребенка готовности рассматривать себя развивающимся в рамках определенного времени и пространства, постепенно расширяя свои возможности и максимально их реализуя),  чтобы на выходе он знал свои возможности, умел найти нужную информацию, понимал, куда с ней идти, и мог использовать свои знания в бытовых и социальных целях. А это, в свою очередь, поможет ребенку в школе развивать навыки для успешного выбора профессии будущего.

Одна из спроектированных нами моделей развивающей среды называется «Создай свой мир». Основной ее принцип: ребенку нужен тот результат, который вызывает у него радость, изумление, удивление.

Модель «Создай свой мир» - это сочетание привычных и непривычных элементов, динамичность развивающей среды. Настенное панно «Фиолетовый лес» В.В. Воскобовича в сочетании со световым столиком, интерактивным полом, кинетическим песком позволяют детям научиться использовать полученные знания, самостоятельно устанавливать взаимосвязи и закономерности. Включение в среду ярких энциклопедий позволяет развивать быстрое соотнесение новых сведений с личным опытом. А добавление в эту модель конструктора Банчемс развивает способности увидеть путь к решению, используя постороннюю информацию, способность к доработке деталей, к совершенствованию первоначального замысла. Создав эту модель, в первую очередь, мы оценили преимущества развивающей среды:

- Доступная;

- Безопасная;

- Насыщенная;

- Трансформируемая.

Во вторых, ее безграничную развивающую направленность. Модель “Создай свой мир” решает любые образовательные задачи, идеальна для групповых и индивидуальных занятий. Подходит для детей с раннего до школьного возраста.  Она является простором для творческих идей, уникальным методическим инструментом. Способствует ознакомлению детей с окружающим миром, и с тем, что в нем происходит, развивает познавательные процессы, развивает способности к анализу, сравнению, развитию аргументированной речи и коммуникативным навыкам.

“Создай свой мир” –  это развивающая сенсорная среда, в которой ребенок самостоятельно играет, конструирует, закрепляет полученные знания. По нашему мнению, эта модель поможет проявить особенно ярко выраженные стороны характера и менталитета, хобби, привычки, занятия, которые приносят наиболее приятные ощущения, а затем помогут подобрать будущую профессию.

У себя в детском саду мы расширили пространство фиолетового леса. Из  комнаты с фиолетовым лесом дети попадают  либо в релаксационную сенсорную комнату, особым образом организованную окружающую среду, наполненную различного рода стимуляторами, цель которых заключается в воздействии на органы чувств человека, где встречают тех же: ежиков, солнышко, тучек, волшебных рыбок и пр., только снабженных световыми приборами, которые создают рассеянный свет, обладают фибероптическим эффектом (звездное небо, звездный дождь), подвешенными подвижными конструкциями (зеркальный шар, сухой дождь) и дополняются установкой для ароматерапии и музыкальной системой для воспроизведения (наши воспитанники называют эту комнату ночным фиолетовым лесом), либо  в активационную сенсорную комнату, покрытую сенсорными панелями для рук и ног (специальные сенсорные тропы для ног, воздушно пузырьковые трубки, создающие вибрацию при касании), с присутствием массажных мячиков и прочих подобных вещей. Для усиления световых эффектов имеются специальные зеркала, способные зрительно изменять площадь комнаты в большую сторону. Эту комнату ребята назвали «Праздничный лес». В ней используется следующий набор стимулов: яркий свет, создающий атмосферу праздника, веселья, тонизирующие звуки, тактильное воздействие (покалывание) на рецепторы кожи и рецепторы мышц, приводящее их в состояние возбуждения.

Эта развивающая предметно-пространственная среда используется нами не только для релаксации, но и  для одновременного использования детьми нескольких каналов восприятия, визуализации абстрактной информации. С помощью разрабатываемых нами техник у детей повышается скорость приема и переработки информации, увеличивается скорость мыслительных операций, что помогает им генерировать новые идеи.

В центре комнаты с фиолетовым лесом расположены 2 стола – дуги, которые  в зависимости от образовательных задач, могут замкнуться в круг ( сеанс с кинетическим песком), а могут использоваться как отдельные столы для разных видов работ.

Для наших воспитанников «Фиолетовый лес» - это долгоиграющий восторг. В этой среде они начинают чувствовать пользу творчества и верить, что ошибки – это всего лишь шаги к достижению цели, а не препятствие. Как  в творчестве, так и во всех аспектах жизни.

Модель «Мир в трех измерениях» спроектирована нами для развития способности к преодолению фиксированности мышления. Маркеры игрового пространства указывают на место событий, в которых разворачивается игра. А интерактивная доска дает возможность работать с трехмерным изображением и моделировать ситуацию. Выполнение нетрадиционных заданий различного уровня сложности способствует формированию раннего креативного мышления у детей. Так как воображение является важнейшим новообразованием дошкольного возраста, мы  считаем, что именно в дошкольном возрасте, следует приложить усилия для развития креативности и творческих способностей детей:

- мотивировать детей на предстоящую деятельность через создание игровой ситуации;

- развивать познавательную активность, любознательность через развивающие математические игры;

- учить детей планомерному обследованию предметов, актуализировать сенсорные анализаторы как условие и основополагающую базу благоприятного интеллектуального развития детей дошкольного возраста;

- учить детей способам использования сенсорных эталонов;

- способствовать формированию базисных представлений о математических умениях;

- развивать воображение, креативность мышления, умения гибко, оригинально мыслить, видеть обыкновенный объект под новым углом зрения;

- развивать наблюдательность, исследовательские навыки;

- развивать гармоничное, сбалансированное развитие эмоционально- образного и логического начала;

- развивать эмоциональную отзывчивость через «общение» с разнообразными сказочными персонажами, «населяющими» лес;

- воспитывать чувство взаимопомощи, доброту, умение доводить начатое дело до конца.

Наши дошкольники выполняют задания, требующие интеллектуального напряжения, волевых усилий и концентрации внимания. Игровые умения детей совершенствуются в творческой деятельности, как в самостоятельной, и в совместной  деятельности с детьми и взрослыми. Взрослый побуждает детей к обогащению игрового содержания, придумыванию названий сказочных сюжетов. Конструированию фигур, узоров, предметных форм. Дети изобретают игровые задания и упражнения, предлагают новые решения предложенных задач, придумывают и конструируют формы, составляют к ним схемы. Взрослым создается творческая атмосфера. Поощряется и поддерживается детская инициатива, рассматриваются любые предложения.

Интенсивному развитию способствует и продуктивная деятельность, осуществляемая в «зоне ближайшего развития». В каждой игре ребенок всегда получает какой-то «предметный» результат. Интеллектуальные разноплановые задачи, вопросы, упражнения направлены на использование различных видов мышления - наглядно- действенного, наглядно-образного и словесно-логического. Вот такое огромное количество задач можно решать с помощью модели «Мир в трех измерениях»!

Замысел модели «Инженеры будущего» основан на сочетании разных видов конструктора (магнитного, деревянного, лего, для пространственного мышления и … виртуального), которые создают привлекательную для детей среду, занимаясь в которой они сбалансированно развивают проектное и вычислительное мышление. Использование этой модели позволяет сократить наиболее сложный этап перехода воспитанников от наглядных примеров к абстрактному мышлению. Эта модель прекрасно подходит для образовательного процесса и дополнительного образования.

Мы надеемся, что наши модели развивающей предметно-пространственной среды детского сада – это путь становления творческой стороны интеллекта, путь развития изобретательского и исследовательского таланта ребенка.

Грамотно смоделированная развивающая предметно-пространственная среда дошкольной организации  очень нужна сегодня, потому что она обладает огромным интеллектуальным запасом. Зная разные возможности, анализируя, что бывает на рынке товаров, сейчас очень актуально создать в детском саду окружающую среду, согласованную в контексте всего пространства детского сада, которая должна стать стимулятором, движущей силой, источником комфорта и вдохновения дошкольника. И через нее раскрывать индивидуальность каждого ребенка, повышать его активность и заинтересованность, управлять интересом ребенка, направляя его в нужное русло.

 

. . . . .