Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Формирование элементарных научных представлений у дошкольников

Дата публикации: 2021-06-24 12:13:57
Статью разместил(а):
Кошарная Ольга Викторовна

Формирование элементарных научных представлений у дошкольников

Докладчик: Кошарная Ольга Викторовна

МБДОУ «Детский сад № 4»

 

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет содержание Программы образования дошкольников, которое  должно обеспечивать  развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития.

Познавательное развитие  в соответствие с ФГОС ДО предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира.

Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования: ребёнок проявляет любознательность, задаёт вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о природном мире, в котором он живёт и др.

Так почему же на этапе завершения дошкольного образования дети не всегда могут определить причинно-следственную связь, дать самостоятельное объяснение тем или иным явлениям природы, не всегда могут заметить красоту окружающей природы? 

Природа окружает детей с самого раннего возраста. Это насыщенное радостными впечатлениями восприятие разнообразных, ярких объектов и явлений мира животных, растений, неживой природы, практическое экспериментирование с ними. 

Педагог обращает внимание малыша на яркий цветок, летящую бабочку, красивый камушек, пушистые хлопья снега. Помогая ребенку активно познавать природу (нюхать, трогать, слушать, насыпать, переливать …) взрослый ненавязчиво предлагает ему экологически целесообразные виды деятельности в природе взамен тех, которые он иногда практикует. Если малыш хлещет веткой по траве, то можно предложить ему послушать, как она шуршит, а затем практически убедится, насколько звучнее стучать по асфальту, камням, увлекательнее ходить по песку и т.д. 

При оказании поддержки вхождению детей в мир природы, знакомству, приобщению, единению с ней важны опора на чувственное познание, сенсомоторику малыша, его наглядно-действенное мышление, особенности эмоциональной сферы, содействие в накоплении позитивного опыта общения с природой, зарождение интереса, радости от этого процесса. Нельзя забывать и о любовании природой, чтобы ребенок почувствовал красоту окружающего мира. Необходимо выделять в режиме дня специальное время для этого. 

В ряде научных публикаций познавательная активность детей дошкольного возраста рассматривается как проявление самостоятельности, инициативы, творчества.

Но далеко не всякая интеллектуальная деятельность приводит к развитию способностей, а лишь та, которая связана с резко выраженными положительными эмоциями, которая способствует чувственному познанию.

Иначе говоря, воспитание познавательной активности связывается с познавательным интересом к окружающему.

Именно правильно организованное восприятие даёт ребёнку правильные сведения о предметах, явлениях, их разнообразных внешних качествах, создаёт их образы. Абстрактное и конкретное, рациональное и чувственное в познании ребёнком окружающего способствует возникновению ассоциативных связей. Знания и представления современных дошкольников довольно поверхностны и разрознены. Часто дети отвечают на вопросы заученными фразами, не понимая смысла явления или события. Например, на вопрос «Как ты узнал, что сейчас осень?» ребенок четко называет признаки осени. А вопрос « Почему опадают листья?» ставит его в тупик. В лучшем случае ребенок отвечает «Потому что ветер дует». Педагог не всегда понимает, как донести до ребенка элементарные научные знания, не всегда правильно объясняет те или иные природные явления. Поэтому методическая грамотность педагога имеет большое значение. А ведь важно сформировать у ребенка целостную картину мира и правильные, хотя и элементарные, но научные знания.

Именно в дошкольном детстве  ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, то есть у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются элементы экологической культуры, что происходит при одном условии: если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним.

Как отмечает Николаева С.Н., экологическое воспитание детей дошкольного возраста предполагает не только формирование осознанно-правильного отношения к природным явлениям и объектам, но и ознакомление детей с природой, в основе которого должен лежать экологический подход, то есть опора на основополагающие идеи и понятия экологии. Чтобы научить детей правильно относиться к миру природы, необходимо дать им определенные знания о живой и неживой природе.

При этом исходное звено экологического воспитания дошкольников – это система конкретных знаний, отражающая ведущие закономерности живой природы, разнообразие видов, их приспособленность к среде обитания, изменение в процессе роста и развития, жизнь в сообществах. Рыжова Н.А. отмечает необходимость различных видов деятельности ребенка и использование в практике работы педагогов интегрированного подхода. Это обусловлено тем, что экологическое образование дошкольника базируется на деятельностном подходе, так как именно деятельность формирует психику ребенка. Усвоение материала происходит тем глубже и полнее, чем более эмоционален ребёнок, чем радостнее его переживание. А этому может помочь дидактическая игра, в которой важно  формировать культуру чувств, постоянно закреплять их в жизненных ситуациях.

Именно благодаря эмоциональному ощущению окружающей среды ребенок может естественно воспринимать явления и объекты, а так же проявлять свои чувства и средствами искусства, и художественного слова. Эмоции рождают отношение, воздействуют на личность ребенка в целом, вместе с практической, исследовательской деятельностью. Экологическое воспитание – это и есть познание живого, которое рядом с ребенком.

Таким образом, в рамках направления «Познавательное развитие» дети получат элементарные, но очень обстоя­тельные знания из области естествознания, которые станут основой осознанного отношения к объектам природы, являющимся частью пространства жизнедеятельности дошкольников в детском саду и семье.

 

. . . . .